Программа психологического сопровождения ФГОС НОО
Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО зам. директора по УВР Директор школы
протокол №_____ _________Т.М. Канина __________И.В. Шадрина
«____»________20__г. «____»__________20__г. «___»_______20___г.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» г. Оренбург
Программа психологического сопровождения
ФГОС в начальной школе
Разработала:
педагог-психолог МОБУ «СОШ № 3»
Сорокина И.А.
Оренбург 2015г.
Содержание
Пояснительная записка....
3
Общая характеристика программы психологического сопровождения ФГОС НОО
4
Личностные, метапредметные и предметные результаты реализации программы психологического сопровождения ФГОС НОО
6
Модель психолого-педагогического сопровождения ФГОС НОО ...
8
Содержание работы по основным направлениям..
9
План психолого-педагогического сопровождения ФГОС в 1-4 классах.
14
Список литературы...
16
Приложение 1. Диагностический инструментарий
Приложение 2. Тропинка к своему Я 1-4 класс
Программа психологического сопровождения ФГОС НОО
Пояснительная записка
Данная программа написана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009г., с изменениями и дополнениями утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №507 от 18 мая 2015г.
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.
В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.
Целью психологического сопровождения является сохранение психического здоровья учащихся в условиях введения ФГОС НОО, создание социально-психологических условий в образовательной среде, способствующих социализации личности и успешному обучению.
В условиях введения ФГОС НОО педагог-психолог решает следующие задачи:
обеспечивает контроль за развитием учащихся; учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям;
дает оценку комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей;
принимает участие в разработке основной образовательной программы и активно участвует в её реализации;
проводит психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности;
участвует в диагностике сформированности универсальных учебных действий, достижения планируемых личностных и метапредметных результатов обучения;
прогнозирует социальные риски образовательного процесса, проводит профилактическую работу;
оказывает качественную психолого-педагогическую и социальную помощь всем участникам образовательного процесса;
ведет психологическое просвещение педагогов и родителей в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций.
взаимодействует с участниками образовательного процесса для выстраивания индивидуальных образовательных траектории детей и образовательной, развивающей траектории образовательного учреждения.
Общая характеристика программы психологического сопровождения ФГОС НОО
Психолого-педагогические условия реализации ООП НОО в соответствии с п. 28 ФГОС НОО должны:
1. Обеспечивать преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый.
Программа преемственности подразделяется на последовательные этапы: предварительный, основной, заключительный – каждый из которых предусматривает решение определенных задач: подготовка детей к обучению в школе, адаптация к системному обучению и переходу в среднее звено, последующая социализация и обучение с использованием возрастных принципов развития. Направления работы предусматривают мониторинг психологического, интеллектуального и эмоционального здоровья обучающихся с целью сохранения и повышения достижений учащихся в личностном развитии, а также определения индивидуальной психолого-педагогической помощи детям, испытывающим разного вида трудности.
2. Формировать и развивать психолого-педагогическую компетентность участников образовательного процесса.
Деятельность педагога-психолога, направленная на повышение психологической культуры педагога через просветительские мероприятия, должна содействовать развитию толерантности и способов саморегуляции, развитию навыков конструктивного общения и эффективного управления образовательным процессом, умению разрешать проблемные ситуации. На основе психологического анализа профессиональной деятельности педагогов психолог консультирует по вопросам дальнейшего совершенствования дидактики обучения в соответствии с ФГОС.
3. Обеспечивать вариативность направлений и форм, а также диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
Диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения подразумевает осуществление психологического сопровождения на четырех уровнях: уровне всего образовательного учреждения, класса, малой группы и на индивидуальном уровне.
К основным видам деятельности педагога-психолога (консультирование, диагностика, просвещение, профилактика, коррекционная работа, развивающая работа) добавляется экспертная деятельность: экспертиза образовательных программ, уроков, профессиональной деятельности учителя, психологической безопасности образовательной среды и др.
Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.
Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, влияющих на процесс обучения. Составление индивидуального образовательного маршрута - комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.
Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
Просвещение и образование (психологическое) детей и взрослых - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения).
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты реализации программы психологического сопровождения ФГОС НОО
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически-ориентированной, рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Модель психолого-педагогического сопровождения ФГОС НОО
I этап (I класс) Поступление ребенка в школу
Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение уровня психологической адаптации обучающихся к учебному процессу.
Проведение консультационной и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями адаптационного периода.
Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС. Данное направление позволяет направить работу педагогов на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.
Коррекционно-развивающая работа по формированию УУД и повышение уровня социально-психологической адаптации обучающихся. В рамках реализации этого направления может быть использована программа по психологии для учащихся начальной школы «Тропинка к своему Я» О.Хухлаевой.
Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС НОО, планирование работы на следующий год.
II этап
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся II–III классов
Работа по сопровождению II–III классов определяется запросом со стороны родителей учащихся и администрации образовательного учреждения.
Углубленная диагностика УУД совместно с педагогами.
Коррекционно-развивающая работа по формированию УУД.
Психологическое просвещение родителей и педагогов, знакомство их с психологическими особенностями возраста.
Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.
III этап
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся IV классов
Проведение диагностики психолого-педагогического статуса учащихся, выявление детей испытывающих трудности в учебной деятельности и межличностном взаимодействии.
Организация групповой психолого-педагогической работы со школьниками, направленной на профилактику возможных трудностей в 5 классе.
Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики, по вопросам обучения и воспитания детей.
Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся
Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной работы в начальной школе.
Ожидаемые результаты:
Наличие системы психолого-педагогического сопровождения внедрения ФГОС в начальной школе через разработку эффективных механизмов совместной деятельности участников учебно-воспитательного процесса школы
Наличие системы оценивания УУД с учетом возрастных особенностей учащихся.
Мониторинг отслеживания сформированности УУД и динамики психологического развития учащихся
Информированность всех субъектов образовательного процесса о психолого-педагогических аспектах формирования УУД
Сформированность положительного отношения к школе и навыков коммуникативной культуры у большинства выпускников начальной школы через развивающие занятия.
Наличие системы коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих проблемы в психологическом развитии и обучении.
Содержание работы по основным направлениям.
Организационно - методическое направление.
Данное направление включает следующие виды деятельности:
Анализ документации, методических рекомендаций, психолого-педагогической литературы по требованиям внедрения ФГОС в начальной школе.
Участие в ШМО начальной школы по разработке инструментария оценки УДД.
Совместный анализ мониторинга УДД в начальной школе.
Участие в оформлении документации классов по результатам осуществления ФГОС.
Совместный анализ процесса и результатов формирования УУД у школьников.
Профилактическое направление
Консультирование и просвещение педагогов
Семинары-практикумы для педагогов:
«Возрастные особенности младших школьников»
«Эмоциональное благополучие ребёнка»
«Профилактика трудностей в учебе»
«Детская агрессивность. Пути решения проблемы»
«Профилактика конфликтов в школьной среде»
«Развитие познавательных процессов в учебной деятельности»
Участие в психолого-педагогических консилиумах по результатам диагностик с разработкой рекомендаций по сопровождению детей и в первую очередь тех школьников, которые испытывают школьные трудности.
Индивидуальные и групповые консультации педагогов по работе с разными проблемами классов и учащихся.
Консультирование и просвещение родителей
Данное направление включает разные формы работы с родителями:
-информационные;
- проблемные
Общешкольные и классные родительские собрания, «круглые столы», семинары на темы: «Как помочь ребенку адаптироваться к школе», «Учение – основной вид деятельности младшего школьника. Как родителям помочь ребенку в учебе», «Школьная отметка - критерии выставления, формирование у учащихся правильного отношения к отметке», «Развитие самостоятельности у детей, важной для дальнейшего обучения школьников», «Кризисы взросления младшего школьника».
Консультирование родителей по вопросам оказания психологической поддержки своему ребенку.
Памятки, печатные рекомендации на стенде, информация на сайте школы
Диагностическое направление
Примерный график психологического сопровождения реализации ФГОС НОО
(диагностическая работа)
УУД
Инструментарий
Сроки
1 класс (I этап)
Личностные
1. Методика «Лесенка» (В.Г. Щур)
2. Опросник мотивации Н.Г. Лускановой
Октябрь, апрель
Регулятивные
1. Методика «Тест простых поручений»
Познавательные
1. Методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» 1 субтест (Э.Ф.Замбацявичене)
Коммуникативные
1. Методика «Рукавички» (Цукерман)
Адаптация
1. Методика «Домики» (Орехова)
2. Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся Э. М. Александровская, Ст. Громбах(модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот)
Октябрь, февраль
2-3 класс (II этап)
Личностные
1. Методика «Самооценка Дембо – Рубинштейна»
2. Опросник мотивации Н.Г. Лускановой
Сентябрь, март
Регулятивные
1. Методика «Тест простых поручений»
Познавательные
1. Методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» 1-2/1-3 субтесты (Э.Ф.Замбацявичене)
Коммуникативные
1. Методика «Рукавички» (Цукерман)
Выявление одаренных детей
1. Методика «Палитра интересов» (Савинов)
Ноябрь
4 класс (III этап)
Личностные
1. Методика «Самооценка Дембо – Рубинштейна»
2. Опросник мотивации Н.Г. Лускановой
Сентябрь, март
Регулятивные
1. Методика «Интеллектуальная лабильность» модификации С.Н.Костроминой.
Познавательные
1. Методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» 1-4 субтесты (Э.Ф.Замбацявичене)
Коммуникативные
1. Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся Э. М. Александровская, Ст. Громбах(модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот)
Выявление одаренных детей
1. Методика «Палитра интересов» (Савинов)
Ноябрь
Готовность к переходу в 5 класс
1. Тест школьной тревожности Филлипса
2. Методика сочинения (Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева)
Апрель
В систему диагностики универсальных учебных действий педагогом-психологом дополнительно к известным психодиагностическим тестам и опросникам могут быть включены наблюдение, анкетирование родителей и педагогов.
Коррекционно – развивающее направление
(Программа «Тропинка к своему Я 1-4 класс» О. Хухлаева)
Цель развивающей деятельности – помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни.
Достижение этой цели может быть достигнуто в процессе реализации следующих задач:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей – установку преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
7. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Также необходимый элемент всех занятий – психотехники, направленные на развитие групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского коллектива.
Структура группового занятия со школьниками.
Ритуалы приветствия – прощания сплочение детей, создание атмосферы группового доверия и принятия.
Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Может проводиться в начале занятия, между отдельными упражнениями. Определенные разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.
Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего комплекса (развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы). Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны располагаться от простого к сложному (с учетом фактора утомления детей).
Рефлексия занятия – оценка занятия в 2-х аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).
При проведении занятий используются методы:
психолого-педагогические игры;
развивающие упражнения;
диагностические методы (мониторинг уровня личностно-мотивационного развития, эмоционального состояния ученика);
рисуночные методы.
Принципы реализации программы:
1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.
2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.
3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста.
6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
Консультативное направление
Консультации
Контингент
Сроки
1.
Индивидуальные консультации по проблемам адаптации
Родители, учителя
Сентябрь, октябрь
2.
Групповые консультации для ШМО начальной школы «Проблемы внедрения ФГОС и пути их решения»
Педагоги
В теч. года
3.
Индивидуальные консультации для учителей по результатам психологической диагностики учащихся. Оформление индивидуальных карт развития учащихся
Педагоги
В теч. года
4.
Индивидуальные консультации для родителей по вопросам воспитания и развития (по запросам)
Родители
В теч. года
5.
Консультирование педагогов по результатам итоговой диагностики развития УУД учащихся начальной школы
Педагоги
Апрель, май
6.
Индивидуальные консультации учащихся
(по запросу)
Учащиеся
В теч. года
План
психолого-педагогического сопровождения ФГОС в 1-4 классах
МОБУ «СОШ №3»
Сроки
Содержание работы
Объект
Название программ, методов, темы
Сентябрь
Диагностика развития УУД (первичная)
2-4 классы
Диагностики, направленные на определение уровня развития УУД
Консультирование родителей по вопросам адаптации первоклассников
Родители 1-х классов
Консультирование педагогов по результатам диагностики
Педагоги 2-4-х классов
Развивающие занятия
1-4 класс
«Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаева
Октябрь
Диагностика развития УУД (первичная)
1 классы
Диагностики, направленные на определение уровня развития УУД
Диагностика адаптации учащихся 1-х классов.
1 классы
1. Методика «Домики» (Орехова)
2. Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся Э. М. Александровская, Ст. Громбах(модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот)
Консультирование педагогов по результатам диагностики
Педагоги 1-х классов
Консультирование родителей по вопросам адаптации первоклассников
Родители 1-х классов
Развивающие занятия
1-4 класс
«Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаева
Ноябрь
Индивидуальная работа с учащимися, требующими особого внимания
1-4 класс
Диагностика педагогического коллектива
Педагоги
Опросник «Психологический портрет учителя» (Г.В. Резапкина)
Выявление одаренных детей
2-4 класс
Методика «Палитра интересов» (Савинов)
Развивающие занятия
1-4 класс
«Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаева
Декабрь
Индивидуальная работа с учащимися, требующими особого внимания
1-4 класс
Развивающие занятия
1-4 класс
«Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаева
Январь
Индивидуальная работа с учащимися, требующими особого внимания
1-4 класс
Развивающие занятия
1-4 класс
«Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаева
Февраль
Диагностика адаптации учащихся 1-х классов.
1 классы
1. Методика «Домики» (Орехова)
2. Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся Э. М. Александровская, Ст. Громбах(модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот)
Консультирование родителей по вопросам адаптации первоклассников
Родители 1-х классов
Консультирование педагогов по результатам диагностики
Педагоги 1-х классов
Развивающие занятия
1-4 класс
«Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаева
Март
Диагностика развития УУД (итоговая)
2-4 классы
Диагностики, направленные на определение уровня развития УУД
Консультирование педагогов по результатам диагностики
Педагоги 2-4-х классов
Консультирование родителей по результатам диагностики
Родители 2-4-х классов
Развивающие занятия
1-4 класс
«Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаева
Апрель-май
Диагностика развития УУД (итоговая)
1 классы
Диагностики, направленные на определение уровня развития УУД
Консультирование педагогов по результатам диагностики
Педагоги 1-х классов
Консультирование родителей по результатам диагностики
Родители 1-х классов
Развивающие занятия
1-4 класс
«Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаева
Список литературы:
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Глазунов Д.А. Психология. Развивающие занятия 1 класс, М., 2008
Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. Под ред. И. В. Дубровиной.М., 2001.
Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Уч. пособие: в 2 кн. – М.: Владос-пресс, 2003.
Симонова О.К. Родительские собрания с психологом. 1-11 классы. М.: Планета, 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации
Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба, М., 2008
Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. М., 1999.
Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – СПб.: Речь, 2003.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
Занятия выстроены так, что
В рамках каждого предмета и иных занятий
Метапредметные:
Ученик применяет освоенные действия на других занятиях в жизни. Такие действия становятся универсальными.
Личностные:
Внутренний мир ученика постепенно меняется благодаря сформированным ценностно-смысловым установкам
Предметные:
Ученик ЗНАЕТ материал, ПРЕОБРАЗУЕТ информацию, ПРИМЕНЯЕТ на занятии.
Заголовок 115