Выступление на региональном семинаре. Приёмы работы с одаренными детьми.
Мастер-класс «Приемы работы с одаренными детьми»
Гончарова Е.В., учитель начальных классов МБОУ Одинцовской СОШ № 17 с УИОП
Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда.
(древняя мудрость)
Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи. Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, области и государства в целом.
Каждый человек рождается одарённым. Но весь ход воспитания – в семье, в детском саду, в школе – направлен на то, чтобы вытравить эту одарённость, сделать одарённого таким как все. Потому что с таким, как все проще: он не задает глупых вопросов, он не проверяет всем очевидные истины, он не ставит под сомнение научные догматы.
Выделяют различные виды одарённости. Например, по видам деятельности:
- интеллектуальную – у ребенка повышенная любознательность, исключительная сообразительность, полное погружение в умственную деятельность;
- творческую – легкость генерирования идей, способность предлагать качественно разные, неповторяющиеся решения, оригинальность мышления;
- академическую, проявляющуюся в успешном обучении по отдельным учебным предметам, в выраженной избирательности интересов ребенка (очень часто в ущерб другим учебным предметам);
- художественно-эстетическую: изобразительную, музыкальную, литературную, актерскую;
- социальную или лидерскую;
- психомоторную (т.е. спортивную).
«Одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов, в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».
Одаренные дети – дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии, либо демонстрирующие выдающиеся специальные способности. В научной литературе и в обыденной речи одаренных детей нередко называют вундеркиндами, подчеркивая тем самым исключительный характер их способностей.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей:
имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Еще недавно психологи считали одаренными только тех детей, которые ярко и быстро проявляли свой талант. Им и предрекали великое будущее. Сегодня ученые куда более осторожны в оценках. Биографии великих людей убеждают, что талант не всегда заметен с первого взгляда, а из детей-вундеркиндов вырастали весьма заурядные взрослые.
Наиболее популярной современной концепцией одаренности является теория известного американского специалиста в области обучения одаренных детей Джозефа Рензулли. Он считает, что поведение одаренного человека отражает взаимодействие между тремя группами качеств:
общие или специальные способности выше среднего (интеллект);
высокий уровень включенности в задачу (мотивация);
высокий уровень креативности (творческость).
Джозеф Рензулли предлагает считать одаренными не только того, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и того, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из них.
Многих талантливых людей в детстве считали дураками.
Изобретатель электрической лампочки Томас Эдисон и знаменитый английский физик Майкл Фарадей были одновременно и дислектиками, и дисграфиками. Эдисон был настолько безграмотен, что в 12 лет его… исключили из школы. Впрочем, даже самого автора теории относительности Альберта Эйнштейна, величайшего физика, перевернувшего представления человечества о строении мироздания, тоже считали в школе непроходимым тупицей. А все потому же — он из рук вон плохо читал и писал…
Петр I совершенно безграмотно писал, и, как ни бились его наставники, они ничего не могли с этим поделать.
Исаак Ньютон (1643-1727) - великий физик, открыл закон всемирного тяготения. Учился хуже всех в классе, пока его не побил приятель. После чего Ньютон решил победить его и в знаниях, и в бою и уже через несколько месяцев стал первым в классе.
Наполеон Бонапарт (1769-1821) - французский император и великий полководец. Учился плохо по всем предметам, кроме математики.
Людвиг ван Бетховен (1770-1827) - великий композитор. Учился плохо, писал с ошибками, делить и умножать так и не научился.
Александр Дюма-отец (1802-1870) - великий французский писатель. Деление так и не освоил.
Сергей Королев (1906/07-1966) - ученый и конструктор. Под его руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые спутники, космические корабли "Восток" и "Восход". Круглый троечник.
Владимир Маяковский (1993-1930) - поэт. Учился настолько плохо, что даже не дочитал "Анну Каренину", чем и хвастался.
Цели работы с одаренными детьми:
Выявление одаренных детей.
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на уверенный скачок в развитии их способностей.
Поэт Валентин Берестов подсмотрел в каком-то образовательном учреждении картину, которую мы можем наблюдать в стихотворении: (предлагаю аудитории поиграть в игру «Доскажи словечко»):
У маленьких учеников
Спросил художник Токмаков:
«А кто умеет рисовать?»
Рук поднялось – не сосчитать.
Шестые классы. Токмаков И тут спросил учеников:
«Ну, кто умеет рисовать?»
Рук поднялось примерно пять.
В десятом классе ТокмаковОпять спросил учеников:
«Так кто ж умеет рисовать?»
Рук поднятых и не видать.
А ведь, ребята, в самом деле
Когда-то рисовать умели,
И солнце на листах смеялось.
Куда всё это подевалось?
У современного учителя есть множество возможностей для того, чтобы избежать столь печального развития событий. Компетентный педагог может приспособить массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребёнка (хотя это очень нелёгкая задача).
Для того чтобы «разбудить» одаренных желательно применить четыре основных подхода к содержанию учебных программ: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация.
Ускорение (вертикальное – более быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета, горизонтальное – направлено на расширение изучаемой области). У детей развивается мышление и креативность, он учится работать самостоятельно. Через что это осуществляется? Начинаем с ранней диагностики, психологических тренингов, загадок, рифмовок, интеллектуальных разминок, решения нестандартных задач и головоломок, развивающих канонов, сочинения стихов, сказок, легенд. Углубление происходит через индивидуальные рабочие программы, кружковую, внеклассную предметную деятельность и внеклассные мероприятия.
Обогащение через развивающие системы обучения, самообучение, через расширенный инструментарий добывания информации: компьютерные сети, энциклопедии, словари, участие в интеллектуальных играх: «Кенгуру», «Русский Медвежонок», «Золотое Руно», «Инфознайка» и Всероссийских дистанционных викторинах и конкурсах.
Проблематизация создаётся путём применения ведущих и основных методов творческого характера: проблемных, поисковых, эвристических, исследовательских, проектных - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству). Память становится мыслящей, а восприятие думающим. Логические процессы отличаются гибкостью, беглостью, оригинальностью и разработанностью.
Хочется несколько слов сказать о педагогических приёмах и методиках, применяемых в своей практике.
В начальной школе работа с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению у меня строится в двух направлениях:
1. через учебный процесс и внеурочную деятельность;
2. по интересам самих учащихся.
К урочной относятся следующие виды деятельности:
- проблемно-развивающее обучение;
- проектно-исследовательская деятельность;
- игровые технологии;
- информационно-коммуникационные технологии для удовлетворения познавательной мотивации;
- творческие и нестандартные задачи.
К внеурочной относятся следующие виды деятельности:
- факультативы,
- предметные недели,
- олимпиады и конкурсы по предметам.
Работа с мотивированными детьми в учебном процессе осуществляется мною через обучение по программе «Планета знаний», которая соответствует требованиям ФГОС.
В стремлении реализовать идеи авторов этой программы, я пришла к выводу, что личностно-ориентированный подход к обучению является средством для формирования основ учебной самостоятельности младших школьников, способствует проявлению их индивидуальных способностей.
Урок – это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. На уроках литературного чтения я веду диалог с учащимися, открывая для них тайны человеческой души, подталкивая их к размышлению. Очень любят дети работать в парах и группах.
Результат такой работы вся наша внеклассная работа: праздники, интеллектуальные игры, турниры. Некоторые ученики любят читать сказки и стихотворения. Активно участвуют в конкурсе чтецов.
Для привития интереса к математике использую задачи повышенной сложности, готовлю и провожу олимпиады, знакомлю с историей математики, решаю с детьми старинные задачи и головоломки. Учу детей правильно выходить из нестандартных ситуаций и критически мыслить. Например, в процессе игры на уроке математики незаметно для себя учащиеся выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете.
Предлагаю и Вам побывать в роли детей и поиграть в игру, которая называется "Пальцы". Нам потребуется 7 человек. Прошу выйти желающих.
Правила игры таковы:
Игроки становятся в линию. Первый и второй игроки друг к другу лицоми прячут одну руку за спиной.
2. Ведущий говорит: «На старт, внимание, пальцы!» На слове «Пальцы!»игроки выбрасывают спрятанные руки вперед, показывая один, два, три, четыре, пять или ни одного пальца.
3.Оба игрока перемножают количество пальцев на обеих руках. Тот, кто первым выкрикнет правильный ответ, получает букву «п», первую букву в слове «пальцы».
4.После этого, оставшийся игрок поворачивается к третьему игроку и снова продолжают игру. Оба игрока перемножают количество пальцев на обеих руках. Тот, кто первым выкрикнет правильный ответ, получает следующую букву в слове «пальцы».
Игра продолжается, пока не соберут все буквы слова «пальцы». Один игрок остаётся без буквы.
Уважаемые коллеги, спасибо за игру! Прошу занять свои места в зале. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
Авторы курса русского языка по этой программе также предусмотрели множество возможностей для реализации личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению младших школьников. На уроках использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности.
Например:
1группа: находят в предложении только главные члены;
2 группа: задание 1группы и находят второстепенные члены;
3 группа: задание 1 и 2 групп и определяют части речи. Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться.
На уроках окружающего мира мои ученики всегда наиболее раскованы и активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. Так, на одном из уроков мы изучали тело человека. Ребят заинтересовал вопрос, какие органы у человека внутри и какой орган самый главный? Так родился проект «Анатомия человека. Какой орган самый главный?» Подыскивали информацию об органах, проводили анкетирование, работали с макетами. Эта работа помогла одному из обучающихся продолжить дальнейшее исследование и стать победителем научно-практической конференции прошлого года. Принимая участие в школьной научно-практической конференции, учащиеся имеют возможность проявлять не только свои интеллектуальные способности, но и умение грамотно представлять свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения.
В стремлении создать условия для успешного познания окружающего мира учащимся с разным типом восприятия я предоставляю возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. Большую роль в реализации такого подхода играют практические работы, экскурсии и организованные наблюдения. По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы дети составляют проекты, пишут рефераты и сообщения, проводят мини-исследования, рисуют рисунки. Я побуждаю учащихся к творческому поиску вариантов решения учебных задач, к высказыванию умозаключений, выдвижению предположений и их проверки. Одна из форм работы с одарёнными детьми – научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению новых знаний.
Для успешной работы с одарённым ребенком педагоги пытаются найти его сильную сторону и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Проявить сильную сторону означает возможность отступать от школьной программы, не ограничиваться ее рамками. Следование данному принципу выявило проблему: часто точка роста лежит вне школьной программы.
В своей работе на уроках я использую:
Метод эмпатии (вживания). Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
Метод эмпатии вполне применим для "вселения" учеников в изучаемые объекты окружающего мира. Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается "переселиться" в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
Вживаться в сущность дерева, камня, кошки, облака, свечи и других образовательных объектов помогает применение словесных предписаний типа: "Представьте себе, что вы то растение, которое стоит перед вами, ваша голова - это цветок, туловище - стебель, руки - листья, ноги - корни ... ". В моменты наилучшего "вживания" ученик задаёт вопросы объекту-себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть выражен им в устной, письменной, знаковой, двигательной, музыкальной или рисуночной форме.
Приведу примеры заданий на использование метода "вживания".
- Напишите рассказ о том, что вы чувствовали во время "вживания" в изучаемый объект, что наиболее ярко удалось представить, что удивило вас, что понравилось.
- Повторите метод "вживания" к любому другому объекту. Найдите слова, которые вы мысленно будете проговаривать, чтобы ощутить себя этим объектом. Метод будет освоен вами тем лучше, чем более вам удастся почувствовать внутреннее состояние и строение объекта.
- В момент наилучшего "вживания" задайте вопросы как бы самому себе. Например: "Я река. Где у меня самое быстрое течение? Почему я теку по полю с изгибами? Как глубоко проникают мои воды? Много ли воды у меня испаряется вверх?"
- Запишите главные результаты познания, полученные вами методом "вживания". Подумайте, благодаря чему они вам удались. Запомните свои действия и ощущения.
Приведу пример описания ученицы о её "вживании" в свечу: "Я лежала в коробке. Вместе с такими же свечами, как и я. Вдруг нас стали брать, ставить на стол, зажигать спичкой, а потом друг о друга. Как и у других свечей, у меня появилось пламя, мое тело стало нагреваться и плавиться там, где ближе к пламени. Вокруг меня светло, я отражаюсь в поверхности, на которой стою. Вокруг меня летают пылинки и, попадая в мое пламя, сгорают. Если бы я не горела, то, сколько было бы пыли! Но почему я не могу зажечься и погаснуть, когда захочу, а не тогда, когда на меня подует ветер или человек?". Данный метод оказывается необычайно эффективным, поскольку задействует неиспользуемые обычно возможности детей. Детям младшего школьного возраста свойственна способность переживать наблюдаемое, чувственно познавать окружающие объекты, используя методы их "очеловечивания".
«Пустое кресло» – дискуссионная методика.
Цель: найти ответ на чётко поставленный вопрос путём обмена мнений. Этот поиск должен подвести учащихся к открытию правды, к определению фактического состояния вещей. Методика «Пустого кресла» развивает критическое мышление, учит аргументировать, задавать вопросы, активизирует большое количество участников, учит культуре дискуссии.
На 3-4 стульях разложить мнения на поставленную проблему разных людей, записанных на альбомных листах бумаги и лист со знаком вопроса «?». Учащиеся знакомятся с разными мнениями и становятся у избранной точки зрения. Тот, кто имеет совершенно другое мнение, становится у знака «?». Каждая группа обсуждает выбранное мнение и выдвигает представителя для дискуссии. Все участники дискуссии сидят по кругу. Дискуссию начинают представители групп, которые сидят на стульях, стоящих друг против друга. Ведущий (учитель) ставит ещё один стул. Если кто-то другой хочет высказаться, то он садится в пустое кресло. В кресле можно сидеть одновременно только одну минуту. Как только учитель (ведущий) услышит то, что является самым важным, прекращает дискуссию.
Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.
Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если исчезнут окончания в словах или сами слова; все объемные геометрические фигуры превратятся в плоские; хищники станут травоядными; все люди переселятся на Луну и т. д. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает их способность воображения, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь его составляющих, фундаментальные основы различных наук.
Метод «Десять плюс десять». Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят. Например, «шляпа – большая, зеленая, теплая, модная, красивая и т. д.». Это легко. А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой. … Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).
«И все-таки у них много общего». Задание: Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и ткнув пальцем в первое попавшееся слово. Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь «нащупать» между ними какую–нибудь связь. Любым способом. Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой. Это упражнение тренирует мозг на сознание непривычных комбинаций и учит пользоваться «ингредиентами», находящимися в разных его секторах. Например:
«Сумасшедший архитектор». Задание: необходимо нарисовать дом. Для этого вам понадобится, прежде всего, произвольно выбрать любых 10 слов (можно из словаря, можно наугад назвать). Задача такая: вы архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить большие деньги за эскиз своего жилья. Его условие: в эскизе должны быть представлены… (далее следует 10 выбранных слов). Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель.
Например: «Кастрюля» - отлично, дом будет иметь форму кастрюли. «Ворона»… пусть крыльцо будет черным, как ворона. «Кресс – салат»? Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезное растение.
Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы быть в действительности.
Обобщая всё вышесказанное, могу сделать вывод, что работа одарёнными и способными детьми в начальной школе – важная и необходимая часть деятельности педагога. Кто как не учитель может помочь детям раскрыть свои таланты? Поэтому я работаю , а в перспективе планирую продолжать работу с одарёнными детьми, а также буду отслеживать их успехи и в дальнейшем. Мне и моим ученикам интересен сам путь к познанию.
СПАСИБО за работу. Удачи! Добра! Побольше одарённых детей! И пусть напутствием в работе станет прекрасное стихотворение Ф.Тютчева.
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз даётся.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться…
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!