Технология работы с родителями из семей, требующих повышенного внимания


Технология работы с родителями из семей, требующих повышенного внимания Социальный педагог МБОУ «ООШ № 17» г. Абакана Артёменко Зоя Семёновна «Взрослые всегда должны помнить о том, чтобы не показать дурного примера». Децим Юний Ювенал. Актуальность этой темы состоит в том, что семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный педагог. Формы и методы работы социального педагога с семьей: Методы, используемые в работе: тестирование, анкетирование; наблюдение. Основные направления в работе социального педагога: - выявить проблемы семейного воспитания в современных условиях;определить способы и средства работы социального педагога, способствующие повышению педагогического потенциала семьи, познавательной и социальной активности ребенка. Необходимо: изучение (диагностика семей); информирование и просвещение родителей; консультирование родителей. социальный патронаж; Одна из форм работы социального педагога с семьей - социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьёй, своевременно выявляя её проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. консультационные беседы; Наряду с патронажем,занимающим важноеместо в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну изформ работы с семьёй. социально - педагогический мониторинг семьи; Ещё одна форма работы социального педагога с семьей - социально - педагогический мониторинг семьи - это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально - педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений. Какие они … наши семьи? А.С.Макаренко: "Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания" «Воспитывать - значит возвышать ум и характер, значит вести к вершинам». Андрэ Моруа В неблагополучной семье, где воспитание подростка нередко проходит в условиях материальных ограничений, алкоголизации родителей и, как следствие, педагогической безграмотности родителей, их неготовности или нежеланию заниматься полноценным воспитанием детей, психического и физического насилия, ложного отношения социального окружения к такой семье – процессы социализации не могут протекать успешно. Дети и подростки из таких семей нуждаются в помощи. Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях: Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.Консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, Защитник - защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами.. «Каждого избалованного ребёнка ожидает доля отверженного». Альфред Адлер. Социальный педагог, непосредственно работающий с детьми, может по сути своей профессиональной деятельности внести посильный вклад в дело укрепления семьи. На сегодняшний день социальный педагог рассматривает семью, как социальную среду, которая коренным образом определяет ситуацию развития ребенка в период детства. «Дети, которых не любят, становятся взрослыми, которые не умеют любить». Януш Корчак. Социальный педагог сталкивается с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители употребляют спиртные напитки или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей. «Лишившись по какой-то причине своего превосходства над детьми, мы по той же причине мы можем обрести его вновь». Жан де Лабрюйер Социальный педагог по своему профессиональному назначению, а стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, социального и т. п. плана). Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально - педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую. «Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями». Иммануил Кант . Главная цель: мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Задача социального педагога в работе с семьей - это разрешение кризисных ситуаций. Гёте: «Немало можно добиться строгостью, многого - любовью, но больше всего - знанием дела и справедливостью, невзирая на лица». Работа социального педагога - создать в семье ощущение безопасности, он должен быть твёрдо убежден в правильности своих действий. « Великая трудность воспитания - это держать детей в повиновении, не портя их характера». Левис Гастон Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Дети из неблагополучных семей имеют: отклонения от нормы поведения в учебной деятельности (неумелость, неуспешность, затруднённость в обучении); отставание в развитии памяти, мышления, воображения; отклонения искажения и противоречия в отношениях педагогически запущенных к себе и своим возможностям, сверстникам, учителям, родителям. «Воспитание детей всецело зависит от отношения к ним взрослых, а не от отношения взрослых к проблемам воспитания». Честертон Гилберт отсутствие и неучастие в воспитании ребёнка одного или обоих родителей;низкий материальный уровень и условия проживания;низкий образовательный и культурный уровень родителей;неправильное отношение и ошибки в воспитании. Коррекционная работа с детьми из неблагополучных семей: изучение интересов и способностей детей; вовлечение подростков из неблагополучных семей в кружки, секции, общественно полезную деятельность; изучение участия подростков из неблагополучных семей в неформальных объединениях по месту жительства; поощрение любых видов художественного и технического творчества, участие в спортивных секциях и кружках. Коррекционная работа с детьми из неблагополучных семей: «Тот дурно воспитан, кто не переносит дурного воспитания в других».   Франклин Бенджамин Работа социальных педагогов с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся.  Д. Писарев : «В воспитании все дело в том, кто воспитатель». Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно - психического и физического состояния. Из всех вообще безнравственных отношений - отношение к детям, как к рабам, есть самое безнравственное. Гегель. Проблемы обучения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации сравнительно недавно стали предметом специального внимания. Само это понятие определяет более трудную в воспитательном отношении категорию детей, имеющих отклонения в социальном развитии и испытывающих затруднение в обучении, в общении с родителями, педагогами, сверстниками, склонных к девиациям по различным причинам, отстающих в темпах физического и психического развития. « Человека иногда больше исправляет вид зла, чем пример добра». Паскаль Блез Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты. Аристотель: « В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума». социальная отверженность подростка в учебном коллективе;неблагоприятные статусы в группе сверстников;знакомые и друзья , входящие в асоциальную группу. Спасибо за внимание! Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы… Н . Карамзин