Урок русского языка в 3 классе (система Эльконина — Давыдова)
Система Д.Б. Эльконина - В. В. Давыдова
Открытый урок по русскому языку в 3 классе
Тема: В чём особенность текста-рассуждения?
Тип: урок постановки учебной задачи
Тема: В чём особенность текста-рассуждения?
Тип: урок постановки учебной задачи.
Цели: с помощью моделей текста-описания и текста-повествования открыть новый тип текста – рассуждение;
- отрабатывать алгоритм проверки ОРВ (орфограмм) слабых позиций в значимых частях слов (корень, приставка, суффикс, окончание;
- формировать культуру общения при работе в группах.
ХОД УРОКА
I. Создание учебной ситуации
Учитель. Начнём урок с проверки домашнего задания. Какое задание вы выполняли дома?
Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга, какие орфограммы вы вставили.
Дети работают, по окончании работы поднимают руки.
Учитель. Какие разногласия у вас возникли при проверке домашнего задания?
В каких частях слова встретились орфограммы слабых позиций?
Попробуйте быстро и точно рассказать о способе проверки ОРФ слабых позиций в корне, приставке, суффиксе, окончании. Для этого объединитесь в 4 группы. Каждая группа рассказывает о проверке ОРФ в определённой части слова.
Модели проверки ОРФ слабых позиций в значимых частях слова
37966642108200010915653060700010915652108200038728652679700038728653251200043103802984500259460961594002595244622290025952456223000161544011557000424815115570001) 2)
48196528892500110077279059001100772790590011010907937500110077275884001100772758840011007727588400110077275884004606290581020031013406350011007727651700174879033401000
8820153498850051943034988500122047042545000375856537846000519684037846000454914037846000174879134988500208216534988500320611537846000
3973830774700041109901905004110990116205001301115116205001301115190500326326524955500691515249556004739640332740001986915275590003) 4)
Дети выбирают карточки, на которых дано задание: объяснить, в какой части слова находится проверяемая ОРФ слабой позиции и как она проверяется
По завершении работы в группах схемы вывешиваются и обсуждаются.
Вывод: орфограммы слабых позиций в значимых частях слова проверяются по закону письма, т.е. в слабой позиции пишется та же буква что и в сильной позиции в той же части слова .
На болоте две подружки, две зелёные лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
(Дети сопровождают чтение стихотворения движениями).
II. Постановка учебной задачи.
На карточках напечатано три текста. С помощью моделей текста-описания и текста-повествования выбрать тексты к каждой модели. Работа в группах.
ТЕКСТ 1. Жительница Вены, кошка Микки, была награждена медалью. А произошло вот что.
Злая овчарка напала на маленькую Марго. Девочка закричала. Тут мгновенного появилась Микки и вцепилась собаке прямо в морду.
Девочка была спасена. А вот кошку долго лечили, чтобы сохранить ей жизнь.
ТЕКСТ 2. Кота бабушка звала сыночком. Он умел выгибать спинку и воркотать. Даже пускал искры, когда его гладили против шерсти.
ТЕКСТ 3. Говорят, когда кошка умывается – жди гостей. Так ли это?
На самом деле кошка делает это не для гостей. Надо, чтобы мыши не слышали её запаха. Она всегда должна быть чистой. Чистота для неё – вопрос жизни. Кошка не преследует добычу, а лишь подстерегает её.
Вот и выходит: кошка умывается, чтобы прокормить себя.
Модели текстов
567690-6286500967740-5715001)
13582652476500022479024574500135826524193500
210121527622509010652762250-3467102762250
… …
56769025908000
2)
142494029908500
10242552724150
145351523685500
9963151549400
14249407683500
9867902540000
…
По окончании работы в группах дети с помощью моделей характеризуют тексты.
Первый текст – повествование, т. к. он отвечает на вопрос «Что произошло?».
Второй текст – описание, т.к. здесь даётся ответ на вопрос «Какой был кот? Какие у него повадки?».
Третий текст не подходит ни к одной модели, потому что к нему нельзя подставить ни один из вопросов: ни «Какая кошка?», ни «Что с ней произошло?»
Мы по лугу прогулялись
И немного отдохнём (шагаем на месте).
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд (разводим руки),
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети (присели),
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали (встали).
Дружно хлопаем (хлопаем в ладоши)
Ногами топаем (топаем ногами)!
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали (шагаем на месте)!
Учитель. Давайте разберёмся, в чём особенность этого текста?
Автор описывает кошку в этом тексте?
Дети. Нет. Из этого текста мы ничего не узнали о внешнем виде кошки, о её повадках.
Учитель. Или, может быть, автор рассказывает читателю, что произошло с кошкой?
Дети. Нет. С кошкой ничего не произошло.
Учитель. Тогда подумайте, зачем автор написал этот текст? О чём он хотел поговорить с читателем, т.е. с вами?
Что же делает автор, если не описывает и не повествует о кошке?
Может быть, он рассуждает? Пытается найти ответ на какой-то вопрос.
На какой?
Дети вы сказывают разные точки зрения:
- Зачем кошка умывается?
- Зачем кошке надо быть всё время чистой?
- Почему смысл её жизни в чистоте?
- Правда ли, что кошка умывается для гостей?
Учитель. Какая проблема встала перед нами? На какой вопрос необходимо найти ответ на последующих уроках?
Дети: В чём особенность текста-рассуждения? Чем он отличается от других текстов? Какая работа у текста-рассуждения?
III. Итоговая рефлексия.
Учитель. Какие тексты вы уже умеете распознавать?
Дети. Тексты описание и повествование.
Учитель. В каком случае вам не помогли знакомые модели?
Дети. С новым текстом. Ни одна модель не подошла.
Учитель. Какую новую задачу мы определили для будущей работы?
Дети. Разобраться, в чём особенность нового текста, текста-рассуждения.
Учитель. Что было вам интересно на уроке?
Дети. Интересно было работать в парах и группах.
Учитель. Что было самым трудным?
Дети. Разобраться с новым текстом, понять, почему ни одна схема не помогла нам.
IV. Домашнее задание: 1) рассказать дома, с какой проблемой мы столкнулись на уроке;
2) № 230 (списать текст, вставляя пропущенные ОРФ).