Рабочая программа адаптированная по требованию на определённое колличество часов для 6.7.8 классов.


Главное управление образования и молодёжной политики Алтайского края Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Змеиногорская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Рекомендовано: Согласовано: Утверждаю:
Заседанием М.О «____»_______________2014г Приказ от «___»______2014г
Учителей трудового обучения. Зам. директора по У.В.Р. №_______ От ------------------ «___»___________2014 г ---------- Александрова С.А Директор___________ _ Руководитель М/О. Демидов Игорь Иванович. Юрченко Н.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета технология «швейное дело» для 6, 7, 8 классов специальной (коррекционной) школ VIII вида на 2014-2015 год.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, Авторов: Мирский С.А, Журавлёв Б.А, Иноземцева Л. С, Ковалёва Е.А, Васенков Г. В.
Под редакцией В.В. Воронковой Москва, ВЛАДОС – 2011 года.
Автор программы:
НОСКОВА НАДЕЖДА ГРИГОРЬЕВНА.
Учитель технологии «швейное дело».
Змеиногорск 2014г
Содержание
№ Оглавление. страница
Содержание. 2
Пояснительная записка. 3
3.
Сетка учебного плана трудового обучения технологии «швейное дело» на 2014-2015 учебный год, для 6, 7,8 классов. 5
4. Содержание учебного курса «швейное дело» 6 класс 134 часа в год. 4 часа в неделю. 6
5. Учебный план технологии «швейное дело» 6класс. 134 часа в год. 4 часа в неделю. 7
6. Содержание учебного курса «швейное дело» 7 класс. 132 часа в год. 4 часа в неделю. 11
7. Учебный план с разбивкой часов «швейное дело» 7класс. 132 часа в год. 4часа в неделю. 13
8. Содержание учебного курса «Швейное дело» 8 класс. 202 часа в год. 6 часов в неделю. 17
9. Учебный план технологии «швейное дело» 8кпасс. 202часа в год. 6 часов в неделю. 19
10. Планируемые образовательные результаты. 23
11. Учебно-методическое обеспечение 26
12. Лист внесения изменений. На 2014-2015учебный год в учебный план технологии «швейное дело» 7класс на 132 часа по 4 ч в неделю. 28
13. Терминология ручных работ. 29
14. Терминология машинных работ. 30
15. Терминология влажнотепловой обработки. 31
16. Рабочая программа по швейному делу обеспечена: учебниками и дополнительной литературой. 32
17. Способы и формы оценивания образовательных результатов. 33
18. *Приложения. Формирование у учащихся умения 35
Пояснительная записка.
Рабочая программа по швейному делу разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида 5-9 классов, под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой.
Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья со специализацией по профессии швея – мотористка женской и детской одежды, бельевых изделий.
Занятия по трудовому обучению для детей с нарушением интеллекта направлены на изучение школьниками теоретического материала, приемов работы и отработку практических навыков по общему курсу выбранной специальности.
Рабочая программа направлена на достижение определённых поставленных целей. Одной из основных целей трудового обучения, является задача по освоению технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов их труда. Знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда. Способов снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека. Пути получения профессии и построения профессиональной карьеры. Самой существенной задачей в обучении, воспитании и развитии личностных качеств рабочего человека остаются задачи по воспитанию трудолюбия, бережливости и аккуратности. А также целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности. Уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда. Формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии. -
Целеполагающей задачей обучения и воспитания личности является получение опыта и применение технологических знаний, умений и навыков в самостоятельной практической деятельности. Готовности к продолжению обучения в системе профессионального и профессионально - технического образования.
Эффективность достижения целей во многом зависит от правильности выбранных методов обучения и воспитания, таких как рассказы, беседы, объяснения, лекции. А также, использование книг, учебников, справочников, карточек или изображений. Использование практических методов – упражнений, решение практических задач, выполнение трудовых заданий. Особое место отводится принципу коррекции умственных недостатков посредством индивидуального дифференцированного подхода. Дифференциация учащихся при обучении осуществляется по трём группам, к каждой из которых предъявляются типовые требования, которые определены в соответствии с возможностями детей данной группы, и способствуют коррекции и развитию личностных возможностей каждого ребёнка. Данная рабочая программа по профессионально – трудовому обучению рассчитана на период обучения с 6 по 8 класс. В профессиональном обучении первостепенное внимание уделяется правильности выполнения учащимися практических умений и технологических приемов. В последующем наращивается степень овладения трудовыми навыками и темп работы. С этой целью организуются занятия практического повторения, во время которых учащиеся выполняют изученные виды работ. Специализация профессионального обучения предусматривается программой в 8 классе.
Трудовое обучение в данной специальной (коррекционной) школе организуется в различных формах: проводятся учебные занятия, общественно полезный производительный труд. Основной формой организации трудового обучения учащихся является учебное занятие продолжительностью от 2 учебных часов. Учебное занятие по труду в дидактическом отношении приравнивается к уроку, поэтому к нему предъявляются такие же требования, как к любому уроку по общеобразовательным предметам. Требования, предъявляемые к учебному занятию по труду, состоят в следующем: 1. Целенаправленность занятий. 2. Оптимальность объема учебного материала, подбираемого для каждого занятия. 3. Соблюдение дидактических этапов занятия. Обучение — структурный процесс, поэтому каждое занятие имеет четко выраженную структуру, дидактические этапы, которые имеют определённую закономерность, но в зависимости от вида занятия, какой - то из них, может выпадать, или появляться повторяясь. (Организационный момент, повторение пройденного, изучение нового материала, закрепление теоретическое и практическое, анализ работы, подведение итогов). Структура занятия зависит от содержания учебного материала, педагогических целей и организационных условий. 4. Соответствие методов обучения дидактическим целям, содержанию учебного материала и возможностям данной группы. 5. Рациональное использование учебного времени. 6. Индивидуальный дифференцированный подход в обучении.
Типы занятий по трудовому обучению различаются по соотношению изучаемого на них теоретического и практического материала. Основная цель теоретических занятий состоит в формировании учащимися профессиональных знаний (технических, технологических и др.). По содержанию теоретические занятия можно разделить на следующие группы: 1. Изучение устройства орудий труда.2. Знакомство со свойствами материалов.3. Первоначальное усвоение новых технологических операций.4. Изучение производственных технологических процессов. Комплексные практические работы — это такие практические занятия, на которых решается комплекс задач по трудовому обучению, происходит усвоение известных ранее технических и технологических знаний учащимися путем применения их при выполнении трудовых заданий. Формируется комплекс трудовых умений (начиная от ориентировки в трудовых заданиях, кончая заключительным контролем результатов работы). Усваиваются новые трудовые приемы и приобретаются навыки выполнения технологических операций Самостоятельные и контрольные работ — это такие практические занятия, на которых учащиеся совершенно самостоятельно выполняют трудовые задания: самостоятельно анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы. Самостоятельные работы выполняются в конце каждой четверти, а контрольные — в конце каждого года обучения. Межпредметная интеграция занятий по трудовому обучению зависит от его содержания, материала и сведений с которыми приходится сталкиваться при изучении данной темы, осуществляется: С математикой (расчеты для построения чертежей, расчёта расхода ткани); Черчением (основы графической грамоты, построение чертежей одежды и шаблонов для изготовления предметов бытового назначения); Письмом и развитием речи (обогащение словарного запаса, развития речи); Естествознанием, ОБЖ, экологией (деятельность людей в природе, влияние деятельности на состояние окружающей среды); И.З.О (зарисовка орнаментов, выбор и перевод рисунка для вышивки, аппликации, зарисовки моделей одежды). Информатика (использование ПК и программных средств при изучении некоторых разделов). Историей (история возникновения вещей, материалов, костюма). Чтение и развитием речи (поговорки, пословицы, произведения о труде, профессиях и людях). Обществоведением (кодексы законов о труде, основные права и обязанности рабочих, трудовой договор, трудовая дисциплина). По принципу отбора материала в 6-8 классах продолжается обучение школьников построению чертежей изделий и их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине. Вырабатывается автоматизация навыков работы на швейной машине. Материал 8 класса достаточно сложен: изучается технология пошива легкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин и механизмов. Учащиеся усваивают изготовление изделий, которое состоит из множества мелких операций. Поэтому особое внимание уделяется обучению планирования процесса изготовления изделий, анализу свои действия и результатов своего труда. Количество часов, отведенных на изучение той или иной темы, и содержание контрольных работ определяется исходя из уровня подготовленности учащихся, их индивидуальных возможностей. Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, позволяет подготовить выпускников коррекционной школы к адаптации их в обществе, к самостоятельной трудовой деятельности в быту и на производстве.
Сетка учебного плана трудового обучения технологии профиль
«Швейное дело» на 2014 – 2015 учебный год.
Класс Кол. Час, в нед Кол, час в год 1четверть 2четверть 3четверть 4Четверть
6класс 4 134 34 28 38 34
7 класс 4 132 34 28 38 32
8класс 6 204 52 42 58 52
Содержание курса технологии «швейное дело» 6 класс 134 часа в год. 4 часа в неделю.
№п/п Технология «швейное дело». 6 класс. 134 часа.
6кл Первая четверть. 34 часа
1. Вводное занятие. 2часа
2. Обработка обтачкой среза ткани. 4 часа.
3. Обработка долевой обтачкой косого среза ткани. 6 часов
Изделие. Косынка для работы. 4. Обработка сборок. 4 часа.
Изделие. Сборки. Отделка изделия. 5. Обработка двойной косой обтачкой закруглённого среза в изделии. Изделие. Фартук с закруглённым срезом на поясе. 12 часов.
6. Ремонт одежды. Изделие заплата. 4 часа.
7. Самостоятельная работа. 2 часа.
6кл Вторая четверть. 28 часов.
1. Вводное занятие. 2 часа.
2. Запошивочный шов. 2 часа.
3. Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой плечевого бельевого изделия с закруглённым срезом. 10 часов.
4. Обработка косой обтачкой закруглённого среза в плечевом бельевом изделии. 10 часов.
5. Практическое повторение. 2 часа.
6. Самостоятельная работа. 2 часа
6кл Третья четверть. 38 часов.
1. Вводное занятие. 2 часа.
2. Бытовая швейная машина с электроприводом. Виды приводов. 4 часа.
3. Обработка мягких складок. Изделие. Отделка изделия складки. 2 часа.
4. Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью. 4 часа.
5. Обработка подкройной обтачкой внешнего угла. 2 часа.
6. Построение чертежа и раскрой фартука для работы. 10 часов.
7. Соединение деталей изделия с помощью пояса и обработка отделочной строчкой. 10 часов.
8. Практическое повторение 2 часа.
9. Самостоятельная работа. 2 часа.
6кл Четвёртая четверть. 34 часа.
1. Вводное занятие. 2 часа.
2. Построение чертежа и раскрой поясного спортивного белья. Изделие. Трусы-плавки с резинкой по поясу. 8 часов.
3. Пошив поясного спортивного белья. 8 часов.
4. Ремонт одежды. 4 часа.
5. Построение чертежа и изготовление выкроек для деталей «Кепи» ааааааааголовно головного убора. 2 часа.
6. Пошив летнего головного убора. Изделие. Кепи из х/б ткани. 6 часов.
7. Контрольная работа. Пошив головного убора по готовому крою. 4 часа.
Учебный план технологии «швейное дело» 6 класс. 134 часа в год. 4 часа в неделю.

п/п Наименование раздела
и темы. Всего
часов Из них Цели коррекционно-
развивающей
работы *
Теорети-
ческихПрактичес-
ких,самосто-
ятельных. Экскурсий.
Лаборатор-
ных работ. 6кл
Технология «швейное дело» 134 6кл Первая четверть. 34 7 26 1 1. Вводное занятие. 2 1 1 1.4.5.
2. Обработка среза ткани обтачкой.
Упражнения.
Правила раскроя и
стачивания частей. Обработка обтачками срезов. 4 1 3 1.2.5.6.
3. Обработка долевой обтачкой косого среза ткани. Изделие.
Косынка для работы. 6 1 5 1.2.4.5.8.
4. Обработка сборок.
Изделие. Отделка изделия (сборки) 4 1 3 1.2.4.5.8.
5. Обработка двойной косой обтачкой закруглённого среза в поясном изделии. Фартук с закруглённым срезом на поясе.
Лабораторная работа. 12 2 9 1 1.2.4.5.15.
6. Ремонт одежды.
Изделие.
Заплата.
Ручной способ. 4 1 3 1.2.4.5.8.15.
7. Самостоятельная работа. 2 2 1.4.15.17.
6кл Вторая четверть. 28 9 19 1. Вводное занятие. 2 1 1 1.4.5.8.11.
2. Запошивочный шов.
Упражнение.
Выполнение запошивочного шва на образце. 2 1 1 1.2.4.5.8.
3. Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой плечевого бельевого изделия с закруглённым срезом.
Изделие. Сорочка с круглым вырезом. 10 5 5 1.2.4.5.17.15.
4. Обработка косой обтачкой закруглённого среза в плечевом бельевом изделии.
Изделие. Сорочка. 10 2 8 1.2.4.17.
15.19.
5. Практическое повторение. 2 2 1.4.15.17.19.
6. Самостоятельная работа.
Виды работы.
Обработка горловины косой двойной обтачкой,
выполняется по готовому крою. 2 2 1.4.15.17.19.
6кл. Третья четверть. 38 13 24 1 1. Вводное занятие. 2 1 1 1.4.5.8.11.
2. Бытовая швейная машина с электроприводом.
Регулировка натяжения ниток. Челночный комплект. 4 2 2 1.2.4.5.15.16.
3. Обработка мягких складок.
Упражнение.
Обработка мягких не заутюженных складок. 2 1 1 1.2.4.5.8.
4. Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью
Изделие. Накладной карман
Упражнение.
Выполнение кармана гладкого с прямыми углами и закруглённого с отворотом. 4 1 3 1.2.4.5.8.
5. Обработка подкройной обтачкой внешнего угла.
Упражнение.
Обработка внешнего угла подкройной обтачкой
2 1 1 1.2.4.5.8.
6. Построение чертежа и раскрой фартука для работы.
Изделие.
Фартук с нагрудником и бретелями, накладными карманами и сборками по поясу.
Лабораторная работа.
Изучение свойств льняных волокон. 10 4 5 1 1.2.4.5.15.
7. Соединение деталей изделия с помощью пояса и обработка отделочной строчкой.
Изделие.
Фартук для работы с нагрудником, накладными карманами, сборками и складками. 10 3 7 1.2.4.5.15.
8. Практическое повторение.
Виды работ.
Обработка пояса. 2 2 1.4.6.15.17.
9. Самостоятельная работа.
Изготовление накладного прямого кармана с отворотом. 2 2 1.4.15.17.
6к. Четвёртая четверть. 34 10 23 1 1. Вводное занятие. 2 1 1 1.4.5.8.11.
2. Построение чертежа и раскрой поясного спортивного белья. Изделие. Трусы-плавки с резинкой по поясу. 8 3 5 1.2.4.5.15.
3. Пошив поясного спортивного белья. Изделие. Трусы-плавки.
Лабораторная работа Определение х./б и льняных тканей. 8 2 5 1 1.2.4.5.8.15.16.
4. Ремонт одежды. Изделие. Заплата. 4 1 3 1.4.15.17.
5. Построение чертежа и изготовление выкроек деталей головных уборов. Изделие Кепи. 2 1 1 1.2.4.5.15.16.
6. Пошив летнего головного убора. Изделие. Кепи. 6 2 4 1.2.4.5.
7. Контрольная работа. Вид работы. Пошив головного убора по готовому крою. 2 2 1.4.15.17.
Итоги работ за год 2 2 *Смотреть приложение. Лист внесения изменений в программу на 2014-2015уч, год
Содержание курса технологии «швейное дело»7кл. 204 часа в год 6 часов в неделю,
переведено
На 132часа на год, по 4 часа в неделю, по часам с переводом группы на программу с С./Х-м профилем обучения. Соответственно, изменены учебный план 7класса, и требования к объёму и усвоению знаний, к критериям, что должны знать и что должны уметь к концу обучения швейному делу учащиеся данного 7 класса.
Содержание курса технологии «швейное дело»7кл. 132 часа в год 4 часа в неделю.
7кл. Технология « швейное дело» 132часа
7кл. Первая четверть. 34часа.
.1 Вводное занятие. 2часа
2. Промышленная швейная машина с электроприводом. 8 часов
3. Теоретические сведения. (6к. с7-9, 19-20). (7к. с. 84).
Получение пряжи из льняного волокна. Общее представление о производстве и профессиях прядильного производства. 4часа
4. Построение чертежа женского белья без плечевого шва.
Изделие. Сорочка с фигурным вырезом, обработанным подкройной обтачкой. Построение чертежа в масштабе и в натуральную величину.
Анализ плана поэтапного изготовления детали-выкройки ночной сорочки и его выполнение. Моделирование формы выреза горловины. Изготовление подкройной обтачка. Основные и отделочные детали.
Производственный способ раскроя – вразворот. Надставка-клин. Оборка. 14часов
5. Пошив однодетальных изделий с прямыми срезами.
Изделие. Наволочка с клапаном. 4 часа.
6. Самостоятельная работа. Изготовление подкройной обтачки для выреза заданной формы и размера. 2 часа
7кл. Вторая четверть. 28часов.
1. Вводное занятие. 2часа
2. Понятие о ткацком производстве. (6к. с 9, со 2 обзаца,+тк.пр.20-23с. 7к. с86.)
Виды работ.
1.Лабораторная работа. Изучение свойств льняных и х./б. тканей.
2.Выполнение видов переплетений.
3. (полотняное), сопоставление с соответствующей тканью. 8часов.
3. Пошив однодетального изделия с прямыми срезами.
Изделие: Постельное бельё. 8часов.
4.
Обработка подкройной обтачкой рамки пододеяльника.
Изделие: Пододеяльник. Наволочка. Сорочка. Фартук Сумка и другие изделия с возможностью обработки срезов подкройной обтачкой. Упражнение. Обработка обтачкой рамки пододеяльника на образце, с раскроем подкройной обтачки из выпада ткани при раскрое выреза. 8 часов.
5. Самостоятельная работа.
Пошив по готовому крою небольшой наволочки с клапаном. 2 часа
7кл. Третья четверть. 38 часов.
1. Вводное занятие. 2часа.
2. Построение чертежа, изготовление выкройки правила раскроя поясного бельевого изделия.
Изделие. Брюки пижамные. 10часов
3. Изготовление выкройки плечевого бельевого изделия и правила раскроя.
Изделие. Пижамная сорочка без плечевого шва с круглым вырезом горловины. 4часа
4. Соединение основных деталей в изделии поясного белья
Изделие. Пижама детская (комплект из короткой сорочки и пижамных брюк). (Изготовление изделий из комплекта постельного белья). 16часов
5. Ремонт одежды.
Изделие. Штопка. Заплата. 4часа
6. Самостоятельная работа.
Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом разной ширины. 2 часа
7кл. Четвёртая четверть. 32 часа.
1. Вводное занятие. Инструктирование по правилам безопасной работы на швейных машинах. Техническое обслуживание машин. Регулировки. 2 часа.
2. Построение чертежа, изготовление выкройки и правила раскроя основы прямой юбки. Изделие. Прямая юбка с шестью вытачками.
Лабораторная работа. 1. Изучение волокон шерсти и их свойств.
2. Определение чистошерстяных и полушерстяных тканей и их свойства. 14 часов.
3. Обработка складок в поясном женском и детском платье. Изделие. Складка на платье. Обработка складок на образце. 2 часа
4. Обработка застёжек в боковом шве поясного изделия.
Изделие. Застёжка в боковом шве поясного изделия, на образце. 2 часа.
5. Обработка притачным поясом или корсажной тесьмой верхнего среза прямой юбки, на образце, стр. 107. 2 часа.
6. Построение чертежа и правила раскроя расклешенной юбки.
Юбка из клиньев. Юбка «полусолнце». Юбка «солнце». 4 часа.
7. Обработка оборок. Отделка на изделии (оборка на образце) 2 часа.
8. Обработка верхнего среза расклешенной юбки швом вподгибку с вкладыванием эластичной тесьмы. (Шнуровой резинки) 2 часа.
9. Самостоятельная работа. 2 часа.
Учебный план технологии «швейное дело» 7 класс. 132 часа в год. 4 часа в неделю.

п/п Наименование раздела
и темы. Всего
часов Из них Цели коррекционно-
развивающей
работы *
Теоретичес кихПрактических самостоятельных. Экскурсий.
Лабораторных. 7кл
«швейное дело» 132 7кл Первая четверть. 34 14 20 3 1. Вводное занятие. Инструктаж по правилам. Т/Б Техническое обслуживание универсальных и специальных машин.
2 1 1 2.4.5.6.8.
2. Промышленная швейная машина 22-А класс ПМЗ с электроприводом.
Виды работ. Основные характеристики машины. Т/Б.
8 3 5 2.4.5.6.8.
3. Теоретические сведения. (6к. с7-9, 19-20). (7к. с. 84).
Получение пряжи из льняного волокна.
Общее представление о производстве и профессиях прядильного производства. 4 2 2 1.3.5.9.
4. Построение чертежа и правила раскроя женского белья без плечевого шва.
Сорочка с фигурным вырезом, обработанным подкройной обтачкой.
14 7 7 4.5.8.
5. Пошив однодетальных изделий с прямыми срезами.
Изделие. Наволочка с клапаном. 4 1 3 4.5.8.13.
6. Самостоятельная работа. Изготовление детали- выкройки подкройной обтачки для выреза заданной формы,
по форме и размеру выреза.(овальной формы, круглой формы, у-образной формы, формы каре, фигурной формы). 2 2 4.5.8.17.
7кл Вторая четверть. 28 9 17 2 1. Вводное занятие. Инструктаж по правилам. Т/Б Техническое обслуживание универсальных и специальных машин. 2 1 1 2.4.5.6.8.
2. Понятие о ткацком производстве. (6к. с 9, со 2 обзаца,+тк.пр.20-23с. 7к. с86.)
Виды работ.
1.Лабораторная работа. Изучение свойств льняных и х./б. тканей.
2.Выполнение видов переплетений.
3. (полотняное), сопоставление с соответствующей тканью. 8 2 4 2 2.4.5.6.8.
3. Пошив однодетального изделия с прямыми срезами.
Изделие: Постельное бельё. 8 2 6 4.5.8.13.18.21.
4. Обработка подкройной обтачкой рамки пододеяльника.
Изделие: Пододеяльник. Наволочка. Сорочка. Фартук Сумка и другие изделия с возможностью обработки срезов подкройной обтачкой. Упражнение. Обработка обтачкой рамки пододеяльника на образце, с раскроем подкройной обтачки из выпада ткани при раскрое выреза. 8 4 4 1.3.5.9.
5. Самостоятельная работа.
Пошив по готовому крою небольшой наволочки с клапаном.
Тестирование по изученному материалу для проверки успешности усвоения. 2 2 4.5.8.17.19.
7кл Третья четверть. 38 12 26 1. Вводное занятие. Виды работы. Инструктирование по правилам безопасной работы на универсальных и специальных швейных машинах. Техническое обслуживание машин. Регулировки.
2 2 2.4.5.6.8.
2. Построение чертежа, изготовление выкройки правила раскроя поясного бельевого изделия.
Изделие. Брюки пижамные. 10 4 6 4.5.8.
3. Изготовление выкройки плечевого бельевого изделия и правила раскроя.
Изделие. Пижамная сорочка без плечевого шва с круглым вырезом горловины. 4 1 3 4.5.8.18.
4. Соединение основных деталей в изделии поясного белья
Изделие. Пижама детская (комплект из короткой сорочки и пижамных брюк). (Изготовление изделий из комплекта постельного белья). 16 6 10 4.5.8.13.18.21.
5. Ремонт одежды. Изделие. Наложение заплаты накладным швом. 4 1 3 4.8.13.20.
6. Самостоятельная работа.
Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом разной ширины. 2 2 4.5.9.17.19.
7кл Четвёртая четверть. 32 12 18 2 1. Вводное занятие. Инструктирование по правилам безопасной работы на швейных машинах. Техническое обслуживание машин. Регулировки 2 2 1.4.5.8.
2. Построение чертежа, изготовление выкройки и правила раскроя основы прямой юбки. Изделие. Прямая юбка с шестью вытачками.
Лабораторная работа. 1. Изучение волокон шерсти.
2. Определение чистошерстяных и полушерстяных тканей и их свойства. 14 4 8 2 4.5.8.13.
3. Обработка складок в поясном женском и детском платье. Изделие. Складка на платье. Обработка складок на образце. 2 1 1 2.4.5.6.8.
4. Обработка застёжек в боковом шве поясного изделия.
Изделие. Застёжка в боковом шве поясного изделия, на образце. 2 1 1 4.5.8.13.18.20.
5. Обработка притачным поясом или корсажной тесьмой верхнего среза прямой юбки, на образце, стр. 107. 2 1 1 2.4.5.6.8.12.
6. Построение чертежа и правила раскроя расклешенной юбки.
Юбка из клиньев. Юбка «полусолнце». Юбка «солнце». 4 3 1 1.3.4.8.20.
7. Обработка оборок. Отделка на изделии (оборка на образце) 2 1 1 2.4.5.6.8.12.
8. Обработка верхнего среза расклешенной юбки швом вподгибку с вкладыванием эластичной тесьмы - шнуровой резинки. 2 1 1 3.6.8.12.
9. Самостоятельная работа. 2 2 4.9.10.11.12.17.
Содержание курса технологии «швейное дело» 8кл. 204часа в год.6часов в неделю.
п/н. Технология «швейное дело» 8кл. 204часов.
8кл. Первая четверть. 52часа
1. Вводное занятие.
Техническое обслуживание машин. Т./б. 2 часа.
2. Вышивание гладью.
Изделие. Отделка на изделии (гладь). 2часа.
3 Построение чертежа основы блузки.
Элементарное моделирование и раскрой.
Изделие.
Блузка без воротника и рукавов или с цельнокроеными короткими рукавами (линия бока начинается от середины проймы) 14часов.
4. Соединение основных деталей плечевого изделия.
Изделие.
Блузка без воротника и рукавов или с цельнокроеными короткими рукавами (горловина и проймы обрабатываются окантовочным швом или косой обтачкой). 18часов.
5. Практическое повторение.
Изготовление изделия постельного белья по выбору.
Выполнение работ с пооперационным разделением труда. 10часов
6. Самостоятельная работа. Обработка среза окантовочным швом. 6часов.
8кл Вторая четверть. 42часа.
1. Вводное занятие.
Техническое обслуживание машин. Т./б
2часа
2. Изготовление выкройки цельнокроеного платья на основе выкройки блузки и раскрой.
8часов.
3. Обработка горловины, подкройной обтачкой, стачанной по плечевым срезам.
Изделие.
Платье цельнокроеное прямого, приталенного или свободного силуэта без воротника и рукавов или с цельнокроеными рукавами.
26часов
4. Ремонт одежды. Изделие. Заплата 2часа.
5. Практическое повторение.
Виды работы.
Пошив изделий по готовому крою. Раскрой изделий с использованием готовых лекал. 2часа.
6. Самостоятельная работа. По выбору. Раскрой и пошив бельевого изделия. 2часа.
8кл. Третья четверть. 58 часов.
1. Вводное занятие. Анализ имеющихся знаний. Добросовестное отношение к труду. 2. Отделка лёгкой одежды.
Изделие.
Отделка на изделии (рюш, волан, мелкая складка, защипы, мережка). 10часов.
3. Построение чертежа основы платья.
Изделие. Выкройка основы платья.
Лабораторная работа. Синтетические волокна, их свойства. 10 часов.
4. Построение чертежа основы втачного длинного рукава и воротника на стойке. Изделие. Выкройка короткого рукава.
Выкройка воротника на стойке.
Упражнения. Изготовление образцов короткого рукава и воротника на стойке, низа короткого рукава с имитацией видов манжет. 10 часов.
5. Обработка деталей с кокетками.
Изделие. Кокетка. Упражнения. Изготовление образцов кокеток прямой, овальной и фигурной формы. 6 часов.
6. Изготовление выкройки по основе платья и раскрой блузки с застёжкой доверху.
Изделие. Блузка с воротником на стойке, застёжкой доверху и короткими рукавами. 6 часов.
7. Соединение воротника на стойке с горловиной и рукава с проймой. Изделие.
Блузка с воротником на стойке, застёжкой доверху и короткими рукавами. 14 часов.
8. Самостоятельная работа. Вид работы.
Обработка нижнего среза короткого рукава окантовочным швом. 2 часа.
8кл. Четвёртая четверть. 52часа.
1. Вводное занятие. 2 часа.
2. Изготовление выкройки по основе платья и раскрой халата.
Изделие.
Выкройка халата с отложным воротником, притачным подбортом и длинным рукавом на манжете. Выкройка манжеты.
Выкройка подборта. Выкройка отложного воротника. 10 часов.
3. Обработка бортов подбортами в лёгком женском платье.
Изделие.
Халат домашний из х./б. ткани с отложным воротником, с кокеткой или без неё, с рукавами или без рукавов. 28 часов.
4. Массовое производство швейных изделий.
Экскурсия. 4 часа.
5. Практическое повторение.
Виды работы.
Пошив постельного белья по готовому крою.
Работы выполнять с пооперационным разделением труда. 4 часа.
6. Контрольная работа и анализ её качества.
Виды работы.
Выполнение операций по изготовлению короткого рукава в масштабе 1:2. Обработка нижнего среза рукава имитирующей манжетой. 4 часа.
Анализ работы за год.
Задачи на следующий год.
Итоги, оценки. Учебный план технологии «Швейное дело» 8класс. 204часа в год. 6часов в неделю.

п/п Наименование раздела
и темы. Всего
часов Из них Цели коррекционно-
развивающей
работы *
Теоретичес кихПрактических самостоятельных. Экскурсий.
Лабораторных. 8кл«швейное дело» 204 8клПервая четверть. 52 15 35 2 1. Вводное занятие. Инструктаж по правилам. Т/Б Техническое обслуживание универсальных и специальных машин.
2 1 1 2.4.5.6.8.
2. Вышивание гладью.
Изделие.
Отделка на изделии (гладь). 2 1 1 3.5.15.16.20.
3. Построение чертежа основы блузки.
Элементарное моделирование и раскрой.
Изделие.
Блузка без воротника и рукавов или с цельнокроеными короткими рукавами (линия бока начинается от середины проймы)
14 7 7 1.3.4.8.20.
4. Соединение основных деталей плечевого изделия.
Изделие.
Блузка без воротника и рукавов или с цельнокроеными короткими рукавами (горловина и проймы обрабатываются окантовочным швом косой обтачкой). Лабораторная работа. Определение тканей из натурального и искусственного шёлка по внешнему виду, на ощупь, по характеру горения нитей.
18 4 12 2 1.3.6.8.20.
5. Практическое повторение.
Изготовление изделия постельного белья по выбору.
Выполнение работ с пооперационным разделением труда. 10 2 8 4.9.11.12.17.
6. Самостоятельная работа. Обработка среза окантовочным швом. 6 6 4.9.11.12.17.
8кл. Вторая четверть. 42 12 30 1. Вводное занятие.
Техническое обслуживание машин. Т./б
2 2 2.4.5.6.8.
2. Изготовление выкройки цельнокроеного платья на основе выкройки блузки и раскрой. Изделие.
Платье цельнокроеное прямое приталенного силуэта, без воротника и рукавов.
8 3 5 1.3.4.8.20.
3. Обработка горловины, подкройной обтачкой, стачанной по плечевым срезам.
Изделие.
Платье цельнокроеное прямого, приталенного или свободного силуэта без воротника и рукавов или с цельнокроеными рукавами.
26 8 18 1.3.6.8.20.
4. Ремонт одежды.
Изделие. Заплата. 2 1 1 4.9.11.12.17.
5. Практическое повторение.
Виды работы.
Пошив изделий по готовому крою. Раскрой изделий с использованием готовых лекал. 2 2 4.9.12.17
6. Самостоятельная работа. По выбору. Раскрой и пошив бельевого изделия. 2 2 4.9.11.17.
8кл Третья четверть. 58 21 35 2 1. Вводное занятие. Анализ имеющихся знаний. Добросовестное отношение к труду через ответственность. 2.4.5.6.8.
2. Отделка лёгкой одежды.
Изделие.
Отделка на изделии (рюш, волан, мелкая складка, защипы, мережка). 10 4 6 1.3.6.8.20.
3. Построение чертежа основы платья.
Изделие. Выкройка основы платья. Лабораторная работа. Синтетические волокна, их свойства.
10 3 5 2 1.3.4.8.20.
4. Построение чертежа основы втачного длинного рукава и воротника на стойке. Изделие.
Выкройка короткого рукава.
Выкройка воротника на стойке.
Упражнения.
Изготовление образцов короткого рукава и воротника на стойке, низа короткого рукава с имитацией видов манжет.
10 6 4 1.3.4.9.20.
5. Обработка деталей с кокетками.
Изделие. Кокетка.
Упражнения.
Изготовление образцов кокеток прямой, овальной и фигурной формы.
6 2 4 1.3.6.8.20.
6. Изготовление выкройки по основе платья и раскрой блузки с застёжкой доверху.
Изделие.
Блузка с воротником на стойке, застёжкой доверху и короткими рукавами.
6 2 4 1.3.4.8.20.
7. Соединение воротника на стойке с горловиной и рукава с проймой. Изделие.
Блузка с воротником на стойке, застёжкой доверху и короткими рукавами.
14 4 10 1.3.6.8.20.
8. Самостоятельная работа.
Вид работы.
Обработка нижнего среза короткого рукава окантовочным швом, косой двойной обтачкой. 2 2 4.9.11.12.17.
8кл. Четвёртая четверть. 52 22 28 2 1. Вводное занятие.
План работы на четверть. Инструктаж по т/б.
Техническое обслуживание машин. 2 2 2.4.5.6.8.
2. Изготовление выкройки по основе платья и раскрой халата.
Изделие.
Выкройка халата с отложным воротником, притачным подбортом и длинным рукавом на манжете.
Выкройка подборта.
Выкройка манжеты.
Выкройка отложного воротника.
10 6 4 1.3.4.8.20.
3. Обработка бортов подбортами в лёгком женском платье.
Изделие.
Халат домашний из х./б. ткани с отложным воротником, с кокеткой или без неё, с рукавами или без рукавов
28 14 14 1.3.6.8.20.
4. Массовое производство швейных изделий.
Экскурсия. 4 2 2 4.9.11.12.17.
5. Практическое повторение. Виды работы.
Пошив постельного белья по готовому крою.
Работы выполнять с пооперационным разделением труда.
4 4 4.9.17.
6. Контрольная работа и анализ её качества.
Виды работы.
Выполнение операций по изготовлению короткого рукава в масштабе 1:2.
Обработка нижнего среза рукава имитирующей манжетой. 4 4 1.4.9.12.17.20.
Анализ работы за год.
Задачи на следующий год.
Итоги, оценки. *Смотреть приложение. Планируемые образовательные результаты.
К концу обучения швейному делу в 6 классе учащиеся
Должны знать: Свойства хлопчатобумажных и льняных волокон и основные свойства хлопчатобумажных и льняных тканей, их применение. Основные механизмы швейных машин с электроприводом, в том числе и промышленных. Характеристику настрочного шва и расстрочных швов. Названия деталей и названия контурных срезов деталей плечевого и поясного белья. Последовательность пошива двух детальных бельевых изделий.
Должны уметь: распознавать льняные ткани, Выполнять машинные швы – вподгибку, стачной, запошивочный шов и настрочной на машине с последующей проверкой качества выполнения соединительных швов при изготовлении изделий. Обрабатывать прямые и косые срезы подкройной обтачкой. Обрабатывать накладные карманы и соединять их с основной деталью. Соединять машинными швами детали поясного и плечевого белья. Составлять план пошива бельевых изделий из двух деталей. Устанавливать последовательность работ. Задания выполнять уверенно и самостоятельно с проверкой качества выполнения операций.
К концу обучения швейному делу в 7 классе учащиеся
Должны знать: Правила безопасной работы с ручными инструментами и на промышленной универсальной швейной машине; специализированные швейные машины, обметочную машину. Принцип изготовления пряжи, нитей и тканей, классификацию текстильных волокон, структуру полотняного, саржевого и сатинового переплетений. Свойства тканей из натуральных растительных волокон (льняные, шерстяные ткани); Технические характеристики, назначение основных узлов универсальной швейной машины, виды приводов швейной машины, правила подготовки универсальной швейной машины к работе; правила заправки верхней и нижней нитей; Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к одежде. Последовательность построения основы чертежа, некоторые способы моделирования ночных сорочек. Правила снятия мерок для построения чертежа ночной сорочки, детской пижамы, прямой юбки, их условные обозначения. Понятие о видах отделки швейных изделий. Способы моделирования юбки, правила подготовки выкройки к раскрою; Назначение, конструкцию, условные графические обозначения и технологию выполнения швов: бельевого, запошивочного, стачного, расстрочного, накладного, вподгибку с закрытым срезом. Способы раскладки выкройки на ткани, правила обработки вытачек, виды и обработки складок, обработку застежек. Оборудование рабочего места и приемы влажно-тепловой обработки, требования к качеству готового изделия; Способы ремонта одежды заплатами накладным швом и в виде аппликации, и штопкой. Должны уметь: Определять в ткани нити основы и нити утка, а также лицевую и изнаночную стороны ткани. Определять на ощупь шерстяные и полушерстяные ткани. Переключать маховое колесо на холостой и рабочий ход машины, наматывать нитки на шпульку. Заправлять верхнюю и нижнюю нити. Регулировать длину стежка. Обрабатывать края на обметочной машине. Строить чертеж ночной сорочки, детской пижамы. Снимать и записывать мерки, выполнять моделирование фасонов горловины ночной сорочки. Моделирование конических, клиньевых, прямых юбок, подготавливать выкройку к раскрою. Выполнять на универсальной швейной машине швы: бельевой, запошивочный шов, стачной, расстрочной, накладной, вподгибку с закрытым срезом, распускать швы. Обрабатывать вытачки, складки, застежки, подготавливать ткань к раскрою. Выполнять обмеловку и раскрой ткани, переносить контурные и контрольные линии выкройки на ткань, обрабатывать детали кроя. Обрабатывать срезы швом вподгибку с закрытым срезом, тесьмой или оборкой, выполнять влажно-тепловую обработку и определять качество готового изделия. Ремонтировать одежду заплатами, штопкой.
К концу обучения швейному делу в 8 классе учащиеся
Должны знать: Получение синтетических нитей и их основные свойства, синтетические ткани и их использование. Названия деталей и их контурных срезов в платьевых и в бельевых изделиях с отделкой. Современные виды отделок. Бригадную форму организации труда, применяемую в швейной промышленности. Некоторые элементы промышленной технологии изготовления изделий. Последовательность соединения деталей в многодетальных изделиях.
Должны уметь: Распознавать синтетические ткани. Качественно выполнять все виды швов на швейной машине с электроприводом в быстром темпе. Обрабатывать воротники и рукава и соединять их с основными деталями лёгкого платья. Выполнять некоторые виды отделок, оборки, рюши. Обрабатывать борта подбортами. Составлять план пошива многодетальных изделий. Делать анализ проверки качества выполненных операций и проверять качество изготовления изделия, сравнивать с образцом, устанавливать причину полученных недостатков качества готового изделия.
Примерные ориентировочные определительные групповые характерные признаки деления личностных возможностей усвоения изучаемого материала.

6 класс
1 группа 2 группа 3 группа
Забелина Катя Карасёва Саша Филимонова Катя
Никулина Оля Сандакова Оксана
7 класс 1 группа 2 группа 3 группа
Иванова Рада Мусинова Оля Жабина Вика
8 класс 1 группа 2 группа 3 группа
Ремис Лена Зайцева Маша Кожухова Ира Лосицкая Аня Голышева Вера
Казбанова Ира Дифференциация учащихся при обучении технологии «Швейное дело» по усвоению общетрудовых умений учитывается следующим образом.
1 группа. Учащиеся этой группы способны достаточно полно усваивать и воспроизводить учебный материал, отвечать на вопросы по теме, а в простых случаях воспроизводить его самостоятельно. Планирование новой работы в пределах программных требований осуществляют успешно. Приёмы контроля сформированы, работоспособность хорошая, трудовые приёмы в объёме программных требований данного класса усвоены успешно.
2 группа. Учащиеся данной группы учебный материал воспроизводят в основном правильно, но допускают ошибки. Самостоятельно трудовую деятельность планируют с трудом, чаще прибегают к помощи учителя. Приёмы контроля сформированы недостаточно, наблюдаются недостатки в усвоение профессиональными приёмами, отмечаются недостатки в связи с двигательными дефектами учащихся. Работоспособность данной группы средняя.
3 группа. Учащиеся данной группы учебный материал воспроизводят чаще всего отдельными частями. Главное в содержании выделить не могут, да и некоторые, техника - технологические знания усваиваются ими на уровни конкретных предложений. К самостоятельному планированию работы не способны. Приёмы контроля не сформированы, трудовые профессионально-трудовые навыки выполняются ими с ошибками, темп работы низкий.

Учебно-методическое обеспечение.
Перечень учебно-методического обеспечения:
-Швейная мастерская оснащена Электра - рубильником. - Каждая единица электрооборудования обеспечена индивидуальными электрическими розетками.
- В мастерской имеется для группы детей полный комплект универсальных стачивающих швейных машин четырёх разновидностей, с выполнением регулируемой зигзагообразной строчки, а также других, многочисленных видов строчек, с встроенными электроприводами и прерывателями. Что обеспечивает стопроцентное соблюдение техники безопасности при работе детей на швейных машинах. - Универсальная спецмашина, стачивающая с одновременным обрезанием и последующим обмётыванием срезов, с 4 ниточной строчкой, также с встроенным электрическим приводом и прерывателем. - Электроутюги различной массы, две специальных утюжильных доски, с колодками для утюжки рукавов и др. - DVDпроигрыватель, проектор, ноутбук, экран, учебные диски, слайды, демонстрационные материалы. - Для проведения занятий по швейному делу имеется - раздаточный материал, карточки-задания, теоретический материал, таблицы, иллюстративный материал по всем разделам программы. Опорные конспекты, книжный фонд, рабочие программы. Технологические предметно- инструкционные карты по всем темам, такие, как виды машинных и ручных швов. На изготовление отдельных узлов обработки деталей. На изготовление всех основных изделий, изготавливаемых на занятиях в школьной швейной мастерской. - Периодические издания: журналы «Школьный психолог», «Школа и производство», «Дефектология», «Чудесные мгновения», «Журналы мод». - Для контроля усвоения учебного материала имеются специальные сборники с контрольно-измерительными материалами и вариантами тестовых заданий по темам, четвертям и итоговыми за год для 5класса, для 6класса и сборник с 5-9 классы. Используются перфокарты, кроссворды, словарные слова и терминология всех видов швейных работ. – В мастерской имеются все необходимые канцелярские принадлежности. Комплекты ручек и карандашей, линейки нескольких разновидностей длин. Линейки с масштабной разлиновкой сторон. Циркули, лупы, бумага для выкроек, калькуляторы и др., то есть всё необходимое для обеспечения выполнения программного материала.

Терминология ручных работ.
Название работы. Содержание работы. Применение.
Смётывание. Временное соединение
Двух или нескольких
деталей или двух срезов
однодетали прямыми
стежками. Смётывание боковых срезов мешочка.
Намётывание. Временное соединение двух деталей, наложенных одна на другую, прямыми стежками. Намётывание заплаты-аппликации на ремонтируемое изделие
Вымётывание. Временное закрепление вывернутого края детали прямыми стежками для сохранения определённой формы. Вымётывание швов наволочки после вывёртывания.
Замётывание. Временное закрепление подогнутого края детали прямыми стежками. Замётывание подогнутых краёв головного платка.
Обмётывание. Обработка среза детали обмёточными строчками постоянного назначения для предохранения от осыпания. Обмётывание срезов мешочка.
Примётывание. Временное соединение мелкой детали к крупной прямыми стежками. Примётывание деталей ручек сумки к основной детали.
Пришивание. Прикрепление одной детали к другой, пуговиц стежками для постоянного прочного крепления. Пришивание пуговиц.
Терминология машинных работ.
Название работы. Содержание работы. Применение.
Стачивание. Соединение двух примерно равных деталей машинной строчкой. Стачивание боковых срезов изделия.
Застрачивание. Закрепление подогнутого края детали или изделия машинной строчкой. Застрачивание подгибов головного платка, мешочка.
Обтачивание. Соединение двух деталей машинной строчкой по краю с последующим вывёртыванием их на лицевую сторону. Обтачивание деталей мягких игрушек.
Настрачивание. Прокладывание строчки при наложении одной детали на другую для их соединения. Настрачивание аппликации на изделие.
Притачивание детали Соединение меньшей детали с большей по размеру. Притачивание пояса к срезу детали.
Расстрачивание шва Припуски шва стачивания срезов деталей расстрочить машинной строчкой на заданном расстоянии от шва их соединения.
Шов соединения клиньев.
Терминология влажнотепловой обработки.
Название работы. Содержание работы.
. Применение.
Отутюживание. Удаление заминок на готовом изделии или на отдельных деталях.
деталях. Отутюживание готового изделия.
Проутюживание. Удаление сгибов и заминок на ткани или на деталях. Проутюживание ткани перед раскроем, деталей перед обработкой.
Разутюживание. Раскладывание припусков шва в разные стороны и закрепление их в таком положении с помощью утюга. Разутюживание припусков стачного шва.
Заутюживание. Укладывание припусков шва на одну сторону и закрепление их в таком положении с помощью утюга. Заутюживание припусков стачного шва.
Приутюживание.
Уменьшение толщины шва, края или сгиба детали. Приутюживание швов, подогнутых краёв деталей.
Рабочая программа по швейному делу обеспечена учебниками:
Г.Б. Картушина и Г.Г. Мозговая Технология «Швейное дело 5 класс» Москва «Просвещение» 2004г.
Г.Б. Картушина и Г.Г. Мозговая Технология «Швейное дело б класс» Москва «Просвещение» 2005г.
Г.Б. Картушина и Г.Г. Мозговая Технология «Швейное дело 7 класс» Москва «Просвещение» 2007 г.
Г.Б. Картушина Г.Г. Мозговая « Швейное дело 8 класс» Москва «Просвещение» 2009г
Г.Б. Картушина Г.Г. Мозговая « Швейное дело 9- класс» Москва «Просвещение».
2010г.
Программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VI11 вида сборник №2. Москва «Владос» 2011 год. Под редакцией В.В. Воронковой.
Г.Г. Мозговая. Г.Б. Картушина. Технология швейное дело рабочая тетрадь. 5класс. 6 класс. 5-9 класс.
Дополнительная литература, имеющаяся в методическом кабинете и библиотеке школы
Б.П. Пузанова. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) Москва Асадема 2001 г.
И.П.Подласый Курс лекция по коррекционной педагогике Москва «Владос» 2003 г.
Е.К.Ковалева Трудовое обучение во вспомогательной школе Москва Просвещение
2002 г.
11. Л.В. Мельникова Методика трудового обучения Москва Просвещение 2010 г.
12. «Коррекционная педагогика» журнал №3 2009 год.
13. В. А. Полякова. Трудовое обучение. 7класс. М. «Просвещение».
Способы и формы оценивания образовательных результатов.
Критерии оценки достижения учащихся
Руководство учебно-воспитательным процессом не может успешно осуществляться, если оно не предполагает проведение контроля над уровнем усвоения знаний и формирования практических умений и навыков уроков швейного дела. Методы контроля определяются требованиями к его полезности и целесообразности. Учитель должен проверить: усвоил ли ученик новый материал, понял ли, какие именно действия и в какой последовательности он должен осуществлять, решая задачу, поставленную в рамках содержания материала;
может ли ученик последовательно и целенаправленно достигать поставленной цели;
способен ли ученик осуществлять освоенные действия в свернутом виде.
Таким образом, контроль усвоения материала по теме должен состоять из трех частей:
итоговый контроль усвоения содержания (контроль знаний);
Контроль уровня сформированность умений (контроль умений);
итоговый контроль свернутой деятельности (контроль навыков).
В основу критериев и норм оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-бальной системе для всех установлены следующие общедидактические критерии. Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать:
правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий, правильность выполнения практических работ;
самостоятельность ответа;
умение переносить полученные знания на практику;
степень сформированность интеллектуальных, общеучебных, специфических умений
К оценке знаний и умений учащихся учитель должен подходить индивидуально, с учётом следующих показателей. Соблюдения требований точности и аккуратности, выполняемых учащимся работ для изготовления изделия, правильности применяемых при этом двигательных действий. Обязательное соблюдение правил Т./Б, при выполнении всех видов работ. Правильность использования рабочего инструмента и рациональная организация своего рабочего места. Изготовленное изделие должно соответствовать техническим и технологическим требованиям анализа готового образца.
ОЦЕНКА ТЕОРИТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ - Оценка «5» ставиться, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии.
- Оценка «4» ставиться, если в изложении теоретического материала допускаются незначительные ошибки или неточности, применяются дополнительные наводящие вопросы.- Оценка «3» ставиться, если в изложении теоретического материала допускаются существенные пробелы или материал излагается только с помощью наводящих вопросов.- Оценка «2» ставиться, если учащиеся не может излагать теоретический материал даже с помощью наводящих вопросов .ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ- Оценка «5» ставиться, если практическая работа выполнена самостоятельно с соблюдением технологических требований и нормы времени.- Оценка «4» ставиться, если практическая работа выполнена самостоятельно с небольшими нарушениями технологических требований.- Оценка «3» ставиться, если работа выполнялась с чьей-либо помощью, имеет технологические нарушения и отклонения в норме времени.- Оценка «2» ставиться, если работа не выполнена.ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ
Технико-экономические требования Оценка «5» Оценка «4» Оценка «3» Оценка «2»
Качество выполненной работы Изделие выполнено точно по чертежу, все размеры выдержаны; отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу Изделие выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество
отделки ниже требуемого Изделие выполнено по чертежу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное Изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует образцу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия
Затраты времени на выполнение работы Работа выполнена в срок или раньше срока На выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 10% На выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 25% На выполнение работы затрачено времени против нормы больше чем на 25%
Соблюдение технологии при выполнении работы Работа выполнялась в соответствии с технологией Работа выполнялась в соответствии с технологией; отклонения от указанной последовательности не имели принципиального значения Работа выполнялась с отклонениями от технологии, но изделие может быть использовано по назначению Обработка изделия (детали) выполнялась с грубымиотклонениями от технологии, применялись непредусмотренные операции. Изделие бракуется
Соблюдение правил безопасного труда и санитарии.
Выставление отметки за четверть выставляется как среднеарифметическое отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего поурочного балла.
Годовая отметка выставляется как среднеарифметическое вычисление отметок по четвертям с учетом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся.
нических требований Обязательно при выполнении всех работ
Выставление отметки за четверть выставляется как среднеарифметическое отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего поурочного балла. Годовая отметка выставляется как среднеарифметическое вычисление отметок по четвертям с учетом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся.
\s