Статья по физической культуре на тему Футбол в начальной школе


Заниматьсяфизкультурно-спортивной деятельностью ребенок готов уже в 3-4 года. В этомвозрасте он очень активен, всё воспринимает как игру и может погружаться в миртого или иного вида спорта.
В детскомвозрасте необходимо пробовать все виды физкультурно-спортивной деятельности.Задача родителей - показать ребенку всё, чем он может заниматься, потому чточем больше у ребенка  выбор, тем выше вероятность, что он найдет именно"свой" вид спорта. Нужно обращать внимание на активность ребенка, на то,как он общается с другими детьми, какие действия ему больше нравятся:циклические или ациклические. Главное при выборе вида спорта, чтобы ребенокполучил возможность развить координацию, скорость, и, что еще важнее - мышлениеи внимание.
Футбол очень полезен ребенку в раннем возрасте по нескольким причинам.Во-первых, футбол - это очень активная и подвижная игра. Занимаясь футболом,ребенок развивает общую координацию, он учится сосредотачивать внимание нафутбольном мяче, а также учится переключать внимание с одного действия надругое.  Во-вторых, так как футбол – игра  подвижная, у малышаразвиваются функциональные системы (дыхательная, сердечно-сосудистая). Ив-третьих, футбол – игра командная, ребенок учится взаимодействовать с другимидетьми, учится работать сообща,  общаться, договариваться и лучше пониматьдругих детей.

В 3 года, например, ребенок не способен долго сосредотачиватьвнимание на чем-либо. Безусловно, различия междутренировками в разном возрасте есть и нельзя проводить одинаковые тренировкидля детей 3-х  и 6-ти лет. Обуславливаются эти различия возрастнымиособенностями. В 3 года, например,ребенок не способен долго сосредотачивать внимание на чем-либо. И мышлениедетей этого возраста сильно отличается от 6-летних. В 3-4 года у ребенкапреимущественно образное мышление, они лучше усваивают картинку илижестикуляцию тренера, слова же воспринимают недостаточно полно. В 6 лет все, наоборот: у детей сохраняетсяобразное мышление, но они начинают большое значение придавать словам, у нихбольшая база движений, они воспринимают слова тренера и выполняют болееэффективно, чем в возрасте 3-4 лет. В 6 лет все, наоборот: у детейсохраняется образное мышление, но они начинают большое значение придаватьсловам, у них большая база движений, они воспринимают слова тренера и выполняютупражнения более эффективно, чем в возрасте 3-4 лет.
Есть два основных фактора, покоторым можно определить добьется ли ребенок высоких достижений. Первое - этоспособности ребенка, то, чем его одарила природа и родители. Второе -трудолюбие! Не так просто разглядеть звезду, потому что есть масса примеров,когда люди с выдающимися способностями зарывали свой талант в землю, а те, ктовсегда были в середине, за счет своего труда и целеустремленности добивалисьвысоких результатов.
Давайте представим, что укаждого человека есть свой «потолок»в футболе, выше которого он "вырасти" не может. Тот, у кого естьспособности, обладает более высоким «потолком»,чем тот, у которого особых способностей к футболу нет. Но этот второй, за счеттрудолюбия, постоянных тренировок и поддержки родителей, может достичь своегопотолка, а тот, который должен быть выше благодаря таланту, не способен дорастидаже до середины своего потолка, потому что уверен в своей уникальности исчитает, что тренироваться ему вовсе необязательно.Очень много факторов влияет наопределение того, станет ли тот или иной игрок чемпионом. Мы стараемсяорганизовать тренировки таким образом, чтобы раскрыть талант ребенка и добитьсяболее высоких результатов на занятиях.
Я рекомендую отдаватьребенка заниматься футболом в возрасте 3-4 лет. В это время ребенок активен,схватывает всё на лету, формируется осанка, координация. И еще хочу сделатьакцент, что после наших тренировок дети выходят счастливыми. Я уверен, что этоочень важно - подарить ребенку правильноедетство. К тому же благодаря постоянным тренировкам ребенок выделяется средисвоих сверстников. И к возрасту 8-9 летпосле занятий  я могу рекомендоватьпоступать в специализированное спортивное учреждение. И к возрасту 8-9 летпосле курса занятий, будет рекомендовано поступать в специализированноеспортивное учреждение, или немного повременить.

Дети вплоть до 9 лет приобретают основные способностичерез игровые и обучающие физические упражнения. Они должны быть болееразнообразны.
Характеристикиигрока:
Радость движения.Любовь к соревнованиям.Мышцы еще не развиты.Низкая концентрация.Игроки имеют своих кумиров.Индивидуальные различия.
Советытренеру:
Способствовать получению наслаждения.Давать только существенные инструкции и основные правила.Быть примером, образцом.Никогда не копировать тренировки для взрослых, даже отдельные    упражнения.Никогда не копировать тренировки для взрослых, даже отдельные    упражнения.
Методикаопределения физической подготовленности детей с 3 до 10 лет
·        Долганова НатальяИвановна, инструктор по физическому воспитанию
Разделы: Работас дошкольниками, Спорт в школеи здоровье детей

Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состояниюфизического и психического состояния человека, особенно детей начиная с самогораннего возраста, и соответствовать этим требованиям могут только здоровыедети. В связи с этим, проблема раннего формирования культуры здоровьяактуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный и младшийшкольный возраст являются решающими в формировании фундамента физического ипсихического здоровья. Именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития,не повторяемый на протяжении последующей жизни. В этот период идёт интенсивноеразвитие органов и систем организма, закладываются основные черты личности,формируется характер, отношение к себе и окружающим.
Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыковздорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятияхфизической культуры и спортом.
Таким образом, ведущей идеей дошкольных образовательных учреждений являетсяформирование здорового ребёнка и на этой базе развитие его духовного потенциалаи широкого спектра творческих способностей.
Совершенствование физического воспитания детей дошкольного и младшегошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с перестройкойобразования в нашей стране. Это даёт ключевые позиции обновления детского сада– охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического),гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, обеспечениепреемственности между всеми сферами социального становления ребёнка. Укреплениепреемственных связей между дошкольным и начальным образованием имеет важноезначение для развития всей системы образования в целом. Концепция непрерывногообразования рекомендует рассматривать преемственность между дошкольным иначальным звеньями образования как связь и согласованность каждого компонентаобразования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации),обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешноевоспитание и обучение на данной ступени образования.
Период детства наиболее важный в становлении двигательных функций ребёнка,особенно его физических качеств. Поэтому необходима система контроля зафизическим развитием, физической подготовленностью и работоспособностьюребёнка. В процессе физического воспитания следует создать такие условия, вкоторых физические возможности ребёнка-дошкольника и младшего школьникараскроются полностью. Этому может способствовать индивидуальный подход к детям,обеспечение соответствующего уровня физического развития – состояния здоровья,уровней физической подготовленности и двигательной активности. Именно впроцессе физического развития ребёнка необходимо соблюдать преемственностьцелей, задач, содержания, методов и форм работы, в том числе и в определениифизической подготовленности детей. Существует множество методик диагностики для определения физическойподготовленности детей. Работая в прогимназии с детьми дошкольного и младшегошкольного возраста, мы столкнулись с тем, что нет единой системы определенияфизической подготовленности, по которым можно проследить уровень развитиядвигательных умений и навыков, физических качеств ребёнка с 3 до 10 лет. Вдиагностических методиках не учитывается принцип преемственности в определениифизической подготовленности детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.А. Рунова в своей книге “Двигательная активность ребёнка в детском саду. 5-7лет” предлагает для определения физического развития ребёнка-дошкольника 15диагностических тестов. Г.Н. Сердюковская (1995 г.) - 5 тестов. В.Н. Шебеко(1996 г.) и другие - по 9 тестов.
В начальной же школе из всех этих тестов берутся во внимание только 6. Всёостальное проходит через изучение техники выполнения элементов. Нетпреемственности и в последовательности нормативов одних и тех же тестов удошкольников и младших школьников. В тестах нет единой системы определения норми результатов.
Резкие контрасты условий детского сада и школы приводят к ослаблениюздоровья, психологическим травмам детей, что ведёт к более длительномуадаптационному периоду, так как организм и психика ребёнка ещё не приспособленык условиям школы.
В условиях прогимназии, в едином образовательном пространстве с детьмидошкольного и младшего школьного возраста работает один специалист.Поэтому проблема проведения диагностических тестов,определение качественной оценки физической подготовленности, развития идостижений детей, отсутствие единой программы , по которой можно определитьдинамику физического развития каждого ребёнка перед нами встала особенно остро.
Работая над этой проблемой, мы поставили перед собой цель: опираясьна “Комплексную программу физического воспитания 1-11 классов” (Авторскийколлектив В.А. Лях, Л.Б. Кофман), на диагностические тесты физическоговоспитания дошкольного возраста М.А.Руновой, Г.Н.Сердюковской, разработатьединую систему физической подготовленности детей для нашего учреждения, гдебудет прослеживаться развитие ребёнка с 3 до 10 лет.На основании оценки физической подготовленности изучаются особенностимоторного развития ребёнка, разрабатываются необходимые средства и методы ихфизического воспитания, раскрываются неравномерности в развитии двигательныхфункций. Всё это даёт возможность установить причины отставания или опереженияв усвоении программы, наметить педагогические приёмы, способствующиеоптимизации двигательной активности детей в условиях данного учреждения. При определении уровня физической подготовленности ребёнкаследует ориентироваться на следующие факторы:
·        степень овладения ребёнком базовыми умениями и навыками в разных играх иупражнениях, элементами техники всех основных видов движений;
·        умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности,самостоятельно использовать свой арсенал движений в разных условиях;
·        развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции,ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных способностей;
·        общая двигательная активность ребёнка в течение всего времени пребывания вдошкольном учреждении.
Начиная со второй младшей группы и до третьего класса, нами разработанаединая диагностика, что позволяет выявить динамику физической подготовленностипо идентичным показателям (приложение 1). При этом ненарушается структура основных образовательных программ детского сада и школы. Тесты по физической подготовленности позволяют определить физическиекачества (быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость); сформированностьдвигательных умений и навыков. Предлагается перечень тестов общихдля дошкольников и школьников.
1.Тест на определение скоростных качеств:
Быстрота - способность выполнять двигательные действия в минимальный срок. Быстротаопределяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихсядействий.
Цель: Определить скоростные качества в беге на 30 м. с высокого старта.
Методика: В забеге участвуют не менее двух человек. По команде “На старт!” участникиподходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде “Внимание!”наклоняются вперёд и по команде “Марш!” бегут к линии финиша по своей дорожке.Фиксируется лучший результат.
2. Тест на определение координационных способностей:
Координация движений показывает возможность управления, сознательногоконтроля за двигательным образцом и своим движением.
Цель: Определить способность быстро и точно перестраивать свои действия всоответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге3*10 м.
Методика: В забеге могут принимать участие один или два участника. Перед началомзабега на линии старта и финиша для каждого участника кладут кубики. По команде“На старт!” участники выходят к линии старта. По команде “Марш!” бегут кфинишу, обегая кубик на старте и на финише и так три раза. Фиксируется общеевремя бега.
3. Тест на определение выносливости:
Выносливость - способность противостоять утомлению и какой-либодеятельности. Выносливость - определяется функциональной устойчивостью нервныхцентров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.
Цель: Определить выносливость в непрерывном беге за 6 минут у детей школьноговозраста и в беге до утомления у детей дошкольного возраста.
Методика: Бег можно выполнять как в спортивном зале, так и на стадионе. В забегеодновременно участвуют 6-8 человек; столько же участников по заданию учителязанимаются подсчётов кругов и определением общей длины дистанции. Для болееточного подсчёта беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10 м. Поистечении 6 мин. бегуны останавливаются, и определяются их результаты (вметрах).
Заранее разметить дистанцию- линию старта и половину дистанции. Инструкторпо физическому воспитанию бежит впереди колонны в среднем темпе 1-2 круга, детибегут за ним, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бегпродолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильновыполненным, если ребёнок пробежал всю дистанцию без остановок. Виндивидуальную карту записываются два показателя: продолжительность бега идлина дистанции, которую пробежал ребёнок.
4. Тест на определение скоростно-силовых качеств:
Скоростно-силовые способности, являются соединением силовых и скоростныхспособностей. В основе их лежит функциональные свойства мышечной и другихсистем, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительноймеханической силой требуется и значительная быстрота движений.
Цель: Определить скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места.
Методика: Ребёнок встаёт у линии старта, отталкивается двумя ногами, делаяинтенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние в прыжковую яму.При приземлении нельзя опираться сзади руками. Расстояние измеряется от линиидо пятки сзади стоящей ноги. Записывается лучший результат.
5. Тест на определение гибкости:
Гибкость - морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата,определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризуетэластичность мышц и связок.
Цель: Определить гибкость, стоя на гимнастической скамейке у детейдошкольного возраста и из положения стоя на полу у детей школьного возраста.
Методика: Наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамейке: Ребёнокстановится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствуетнулевой отметки). Наклониться вниз, стараясь не сгибать колени. По линейкеустановленной перпендикулярно скамье, записать тот уровень, до которогодотянулся ребёнок кончиками пальцев. Если ребёнок не дотягивается до нулевойотметки (поверхности скамьи), то результат засчитывается со знаком минус. Вовремя выполнения данного теста можно использовать игровой момент “достаньигрушку”.
Наклон вперёд из положения сидя на полу: На полу мелом наносится линия А-Б,а от её середины - перпендикулярная линия, которую размечают через 1см. Ребёноксадится так, чтобы пятки оказались на линии А-Б. Расстояние междупятками-20-30см., ступни вертикальны. Выполняется три разминочных наклона, изатем четвёртый, зачётный. Результат определяют по касанию цифровой отметкикончиками пальцев соединенных рук.
6. Тест на определение силовых способностей:
Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление и противостоять емуза счёт мышечных усилий.
Цель: Определить силу в подтягивание на перекладине из виса хватом сверху умальчиков, из виса лёжа на подвесной перекладине (до 80см.) у девочек школьноговозраста; метание мешочков у детей (150-200гр.) дошкольного возраста.
Методика: По команде “Начинай!” производят подтягивание до уровня подбородка иопускание на прямые руки. Выполнять плавно, без рывков. При выгибании тела,сгибании ног в коленях попытка не засчитывается. Количество правильныхвыполнений идёт в зачёт. Девочки подтягиваются, не отрывая ног от пола.
Метание мешочка правой (левой) рукой способом “из-за спины через плечо”.Встать за контрольную линию, бросить мешок с песком как можно дальше.Засчитывается самый лучший бросок.
При проведении физической диагностики необходим стандартный наборспортивного оборудования:
·        прыжковая яма для выявления скоростно-силовых качеств;
·        перекладина и мешочки с песком 150-200гр. для выявления силовых качеств;
·        гимнастическая скамейка и линейка для выявления гибкости;
·        беговая дорожка и секундомер для выявления выносливости, скорости.
Всё оборудование имеется в нашем учреждении и в любом другом учебномучреждении города и республики, что позволяет использовать нашу систему дляопределения физической подготовленности в любом учреждение дошкольного имладшего школьного возраста.
При тестировании детей следует соблюдать определённые правила. Исследования проводитьв первой половине дня, в физкультурном зале, хорошо проветриваемом помещенииили на площадке. Одежда детей облегчённая. В день тестирования режим дня детейне должен быть перегружен физически и эмоционально. Перед тестированием следуетпровести стандартную разминку всех систем организма в соответствии соспецификой тестов. Необходимо обеспечить спокойную обстановку, избегать уребёнка отрицательных эмоций, соблюдать индивидуальный подход, учитыватьвозрастные особенности.
Форма проведения тестирования физических качеств детей должнапредусматривать их стремление показать наилучший результат: дети могут сделать2-3 попытки. Время между попытками одного и того же теста должно бытьдостаточным для ликвидации возникшего после первой попытки утомления.
Порядок теста остаётся постоянным, и не меняется ни при какихобстоятельствах. Как правило, тестирование проводят одни и те же педагоги:учитель физкультуры, воспитатель, заместитель заведующей по УВР, старшаямедицинская сестра.
Тестирование должно проводиться в стандартных одинаковых условиях, чтоснизит возможность ошибки в результатах и позволит получить более объективную информациюза исследуемый период.
Во время тестирования важно учитывать:
1.     индивидуальныевозможности ребёнка;
2.     особенности проведениятестов, которые должны выявлять даже самые незначительные отклонения вдвигательном развитие ребёнка.
Наилучшие результаты, полученные в процессе тестирования, заносятся впротокол тестирования (приложение 2). В протоколзаписываются результаты на начало и конец года всей группы, по которым виднафизическая подготовленность всех детей. Также результаты записываются виндивидуальную карту физической подготовленности ребёнка (приложение 3). По индивидуальнойкарте прослеживается физическое развитие ребёнка с 3 до 10 лет и корректносообщается родителям каждого ребёнка , подводится итог в конце каждого года.
Следует отметить большой интерес у детей при выполнении тестовых испытаний.Как показали наблюдения (М.А. Рунова), большая часть детей дошкольного возраста(60%) постоянно стремится сопоставить свои результаты с показателямисверстников, Некоторые дети (30%) даже задумываются над тем, как улучшить своипоказатели, стараются неоднократно повторять одно и то же задание, обращаются кпедагогу за помощью и стремятся добиться хороших результатов. И лишь немногиедети (10%) остаются пассивными и инертными.
Работая по данной системе, мы достигли следующих результатов:
·        по разработанным тестам прослеживается уровень физической подготовленностиребёнка с 3 до 10 лет.
·        в процессе работы по данной системе, увеличилось количество детей с высокимуровнем физической подготовленности. Так как уменьшилось количество тестов,поэтому основное внимание мы уделяем технике выполнения упражнений. Приправильной технике всегда улучшается результат (приложение 4).
·  
14:56
·        тесты позволяют выявить уровень развития движений и физических качеств удетей с 3 до 10 лет, а так же определить степень его соответствия возрастнымнормам.
·        мы можем определить способности и возможности каждого ребёнка ииндивидуально обсудить это родителями.
·        тесты позволяют выявить причины отставания или опережения в усвоениепрограммы каждого ребёнка.
Исходя из всего сказанного, мы пришли к выводу, что назрела необходимость ввыработке единого подхода и единых нормативов для определения физическогоразвития детей дошкольного и младшего школьного возраста в нашем регионе.
ЛИТЕРАТУРА:
1.      М.А. Рунова,“Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагоговдошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей”.- М.:Мозаика- Синтез, 2000-256с.
2.     Т.А.Тарасова, “Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методическиерекомендации для руководителей и педагогов ДОУ” – М.: ТЦ Сфера, 2005-175с.
3.     Г.И. Погадаев, “Настольная книга учителя физической культуры” -М.: Физкультура и спорт,2000-496с.
4.     И.А. Чаленко,“Современные уроки физкультуры в начальной школе”- Ростов Н/Д.: Феникс,2003-256с.
5.     Б.Н. Минаев, “Основыметодики физического воспитания школьников”: Учебное пособие для студентовпедагогических учебных заведений.- М.: Просвещение, 1989-222с.
6.     Журналы “Спорт вшколе”, 1996.