Обобщения опыта работы преподавателя спец дисциплин Кимкиной В.М.


Обобщение опыта преподавателя специальных дисциплин Кимкиной В.М. Тема обобщения: «Компетентностный подход в преподавании спецдисциплин» Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 448 с. ОБОБЩЕНИЕ — одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксировании относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношений. Простейший вид О., выполненный в плане непосредственного восприятия, позволяет человеку отображать свойства и отношения предметов независимо от частных и случайных условий их наблюдения. Наряду с этим человеку присущи еще два типа опосредованного О. (эмпирическое и теоретическое), в процессе которого особую роль играют сравнения, анализ и синтез, включающие применение средств языка. В детской и педагогической психологии принято считать, что способность к эмпирическому О. начинает складываться в дошкольном возрасте и особенно интенсивно развивается у младших школьников. о. теоретического характера типично для подросткового и особенно для юношеского возраста. Обобщение педагогического опыта — выводы или мысли общего характера, возникающие в итоге анализа и сопоставления отдельных фактов, явлений. Обобщение предполагает логический переход от единичного к общему, от менее общего к более общему суждению, знанию, оценке. Условия возникновения, становления опыта. Стаж моей педагогической деятельности в КГКП «Геологоразведочный колледж» 13 лет. УМК СГРК ориентирован на планируемые результаты освоения образовательной программы ТиПО и является надёжным инструментом их достижения. Результатом кардинальных изменений явилось многообразие учебно-методических комплексов и отдельных учебных пособий, авторских методических систем и педагогических технологий. Педагоги получили право на свободу их выбора и использование в практической деятельности . Актуальность и перспективность опыта Образовательный процесс ориентируется на развитие творческих возможностей студента и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом специального образования становится формирование универсальных учебных действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В учебном процессе использую методики и технологии, адекватные возрастным особенностям студентов. Разрабатываю критерии оценивания учебных достижений учащихся в условиях практико-ориентированного обучения. Развитие личностных качеств и способностей студентов опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место в работе я отвожу компетентностному подходу, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых универсальных учебных действий в реальных жизненных ситуациях. В связи с этим, по моему мнению, приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:- становление личности студента,- раскрытие его индивидуальных способностей. Ведущая педагогическая идея. Систематическое применение компетентностного подхода по развитию учебных универсальных действий в СГРК через различные формы учебного процесса, повышающие качество образования.Цель опыта.- определить возможности использования компетентностного подхода на уроках спец дисциплин;- через развитие навыков учебной деятельности обучающихся повышать уровень образования студентов. Основные задачи.- раскрыть понятие компетентностного подхода, используя педагогическую и методическую литературу;- показать специфику применения компетентностного подхода в СГРК;- разработать методические рекомендации по построению уроков в технологии компетентностного подхода обучения; Новизна опытаНовизна данного опыта заключается в компетентностном освоении учебного материала с целью овладения универсальными учебными действиями и формирования способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию – умение учиться.В данном опыте показано, как, используя компетентностный подход на уроках через различные формы учебного процесса можно добиться повышения качества образования. Новизна заключается в практическом преломлении идей использования компетентностного подхода на различных уроках в СГРК, в понимании формирования и развития познавательной компетентности студентов с целью их более высокой адаптации и социальной реализации. Новизна выражается и в том, что в процессе обучения у студентов формируется устойчивый интерес к изучению предметов через использование активных форм и методов обучения, исследовательскую деятельность учащихся на уроке и внеурочной деятельности, внедрение технологии критического мышления, практико-ориентированного обучения, интенсифицируется традиционный процесс обучения. Цели-векторы образования на основе компетентностного подхода самобучаемость;самоопределение;самоактуализация;социализация;развитие индивидуальности Инструментальные средства достижения целей (образовательные конструкты) компетенциякомпетентностьметапрофессиональные качества Этимология и семантика дефиниций «компетенция» и «компетентность» Источникпроисхождения Компетенция Компетентность Этимология дефиниций от латинского competentia - согласованность частей complete - добиваюсь, соответствую, подхожу competentes - соответствующий, способный Источниктолкования Семантика дефиниций Толковый словарь русского языка Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом Глубокое, доскональное знание существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующих умений и навыков» Компетентность понимается как владение определенными знаниями, навыками, жизненным опытом, позволяющим судить о чем-либо, делать или решать что-либо (В.Д. Шадриков) Компетентность — основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека (И.А. Зимняя) Компетентность как качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности (способности) на его основе к успешной деятельности (Ю.Г. Татур) Профессиональная компетентность представляет собой совокупность профессиональных знаний, а также владение способами выполнения деятельности (Э.Ф. Зеер) Профессиональная компетентность: • специальная - владение собственно профессиональной деятельностью, обладание способностью проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие• социальная - владение совместной профессиональной деятельностью, обладание социальной ответственностью за результаты своего профессионального труда ……………………………………………………………(А.К. Маркова) Профессиональные компетенции - овладение знаниями, умениями и способностями, необходимыми для работы по специальности при одновременной автономности и гибкости в части решения профессиональных проблем; развитое сотрудничество с коллегами и профессиональной межличностной средойпроф компетенции\компетенция ПЦК 001.jpg проф компетенции\компетенция ПЦК 002.jpgпроф компетенции\компетенция ПЦК 003.jpgпроф компетенции\компетенция ПЦК 004.jpgпроф компетенции\компетенция ПЦК 005.jpgпроф компетенции\компетенция ПЦК 006.jpgпроф компетенции\компетенция ПЦК 007.jpgпроф компетенции\компетенция ПЦК 008.jpgпроф компетенции\компетенция ПЦК 009.jpg Учебная практика на полигоне «Караульная сопка» Проведение откачкиоткачка с солимером.AVI Самоанализ профессиональной деятельности Образование : высшее, окончила в 1996 году СГРК по специальности «Гидрогеология и инженерная геология» квалификация «Техник гидрогеолог», а в 1999 УГГГА специальность «Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания», квалификация «Инженер».Общий стаж работы: 15 лет. Пед. стаж: 13 лет 9 мес. Категория вторая . приказ №114-л/с от 18.04.2014 Курсы повышения квалификации:2008 год «Психолого-педагогические основы преподавателей спец дисциплин», город Усть- Каменогорск2012 год «Дидактическая модель управления учебным процессом при внедрении электронного обучения », г.Семей.2014 год «Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса» , г.Семей.Прохождение стажировки в ТОО «Павлодаргидрогеология» (август 2013 года) Дисциплины:гидрогеология;основы инженерных сооружений; основы геоэкологии, охрана труда;спец курс;практика по приобретению рабочей профессии;курсовое и дипломное проектирование.Кимкина В.М 104-каб\DSC_0362.JPGКимкина В.М 104-каб\DSC_0366.JPGУчебно-методическая работа:открытый урок по предмету «Основы геоэкологии» на тему «Проблемы народонаселения» (колледж). 2007 год, гр. И-61.Открытый урок по предмету «Гидрогеология» (практика) на тему «Построение конструкции гидрогеологической скважины» 6.12.2013год, гр. И-11.Построение конструкции гидрогеологической скважины.mp4 Публикации:Сайт infoUrok.ru 21.05.2014 слайды по гидрогеологии Публикации 2014-15\1\format_A5_document_112178.jpgСайт infoUrok.ru 10.04.2014 метод указания для составления ДП Публикации 2014-15\2\публикация 2.jpgСайт infoUrok.ru 7.05.2014 Методические рекомендации к выполнению курсового и дипломного проектов к главе «Опытно-фильтрационные работы» Публикации 2014-15\3\публикация 3.jpgСайт infoUrok.ru 21.05.2014 карточки разноуровневого опроса по гидрогеологии (практика) Публикации 2014-15\4\format_A5_document_547564 (1).jpgСайт infoUrok.ru 30.03.2014 открытый урок по гидрогеологии «Составление конструкции гидрогеологической скважины» Публикации 2014-15\5\48487033045 потв публикации.jpgСайт infoUrok.ru 28.06.2014 метод разработка к составлению ДП Публикации 2014-15\6\публикация июль.jpgСайт infoUrok.ru 4.09.14 сборник «Лечебные травы полигона Караульная сопка» Публикации 2014-15\2014-15 сентябрь\Публикация сентябрь14.jpgГазета Акжолтай статья «Семипалатинский ядерный полигон. Разоружение на примере двух десятилетий». Воспитательная работа:проведение конкурсов проф мастерства ,неделя ПЦК, проведение классных часов, посвященных производственным и преддипломным практикам, с подробным разъяснением учащимся целей и задач практики, а также с презентацией фирм, проводящих практики. Научно методическая деятельность Принимала активное участие в заседании совместной комиссии представителей геологоразведочной отрасли и членов гидрогеологической предметно-цикловой комиссии по утверждению рекомендаций к формированию профессиональных стандартов по специальности 0703000 - «Гидрогеология и инженерная геология» от 30 ноября 2012г.Запись7.mpg Выступала с докладом на конференции посвященной формированию проф. стандартов и практико-ориентированного подхода к обучению. Доклад к конференции посвященной формированию проф стандартов и практика.docx Если рассматривать методическую работу, можно перечислить следующие материалы:Инструкция и методические указания по составлению курсового проекта по курсу Инженерная геология с рецензией главного гидрогеолога ТОО «Семейгидрогеология» Полякова Л.Е.;Рабочая программа по дисциплине Гидрогеология (очное и заочное отделение);Рабочая программа по дисциплине Инженерная геология (заочное отделение);Рабочая программа по дисциплине Основы гидрогеологии и инженерной геологии (заочное отделение);Рабочая программа по дисциплине Основы инженерных сооружений (очное и заочное отделение);Рабочая программа по дисциплине Основы геоэкологии (очное отделение);Рабочая программа по дисциплине Охрана труда (очное и заочное отделение);Рабочая программа по дисциплине Основы гидравлики и гидрометрии (заочное отделение);Методические разработки и указания к составлению дипломного (ДП) и курсового (КП) проектов по гидрогеологии, метод указания к отдельным главам ДП и КП- буровые работы ОФР, режимные наблюдения. Метод разработка к составлению ДП(полностью)2014.docx Опорные конспекты по Гидрогеологии, Конспект исправл2014.docx Основам геоэкологии, Основы геоэкологии.docОсновам инженерных сооружений, Конспект лекций Осн. инжен. соор-й.docОхране труда; ОК охрана труда.doc Итоги независимой оценки проф. компетентности педагогического работника отзывы производственников\Азимут геология.jpgотзывы производственников\Алтынтау восток.jpgотзывы производственников\Павлодар гг.jpgотзывы производственников\Су проект.jpgотзывы производственников\благ письмо1.jpgотзывы производственников\благ письмо2.jpgРецензия к мет ДП\1.jpgРецензия к мет ДП\11.jpg Результаты педагогической деятельности. ФИО участника Кимкина Валентина Михайловна Название статьи Численность и воспроизводство населения мира Полное наименование места работы КГКП «Геологоразведочный колледж» г. Семей Должность Преподаватель спец. дисциплин, председатель гидрогеологической предметно цикловой комиссии Ученая степень, ученое звание Почтовый адрес 071411ВКО, г. Семей, ул. Карменова 11В, КГКП «Геологоразведочный колледж» г.Семей Телефон мобильный +77770647208 Телефон домашний 8(7222)350595 Электронный адрес Kimkina_V@mail.ru Принимала участие в Республиканском конкурсе учителей «Моя лучшая презентация урока» и получила диплом lll-ей степени. Численность и воспроизводство населения мира.pptxлекция.docx На протяжении шести лет являюсь председателем сначала Гидро-буровой, а затем Гидрогеологической предметно цикловой комиссии. Учувствовала в подготовке и проведении семинара по теме «Разноуровневое обучение».28.02.2014 года гидрогеологическая ПЦК проводила обучающий семинар на тему «Разноуровневое обучение». Данный семинар проходил в три этапа:Проведение презентации обсуждаемого метода (ответственная Саламатина А.С.). Презентацию подготовила Кимкина В.М.Презентацию подготовила Кимкина В.М., докладчик Саламатина А.С.Во второй части семинара был показан видео ролик открытого урока Кимкиной В.М. «Составление конструкции гидрогеологической скважины», который показывал применение обсуждаемой методики на практическом занятии.Далее принимавшим участие в семинаре преподавателям было предложено выполнить работу по построению карты гидроизогипс разных уровней сложности.урок закрепления.wmv Результаты работы Основным результатом работы является оценка студентов при защите дипломных проектов:Группа И -91 успеваемость 100%качество знаний 81%Группа И-01успеваемость 100%качество знаний 56%Группа И-11успеваемость 100%качество знаний 50%(представленные результаты являются обобщенными по всей группе, но если брать результаты студентов руководителем которых являлась я, то показатели будут выше) Выпустившиеся группы с начала педагогической деятельности и отзывы выпускников. Группы: И-16И-21И-312.wmvИ-41И-51 (являлась куратором) 1.wmvИ-61И-71И-81И-91 (являлась куратором последнего курса обучения)Асылбекова Галия.mp4И-01И-11 Выводы: Результативность работы в реализации компетентностного подхода:Создание рабочих программ и приложений к ним, базовых опорных конспектов, методических разработок с учетом практико-ориентированного подхода к обучению;Создание и утверждение проф. компетенций с учетом пожеланий производственников и применение их при обучении студентов;Проведение внеклассных мероприятий позволяющих привить любовь к профессииПроведение качественных защит дипломных проектов, подтверждающих уровень мастерства студентов. Литература: ПРОГРАММА по изучению, обобщению и внедрению педагогического опыта педагогов Учреждение образования «Могилевский профессионально-технический торговый колледж потребкооперации»Учебник «Гидрогеология» ГордеевСловарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 448 с.