Метод проектов на уроках спец.дисциплин
Проектная деятельность обучающихся на уроках специальных дисциплин.
Преподаватель специальных дисциплин ЗАМТ СорокинаТ.В.
"Что значит преподавать? – Это систематически побуждать обучающихся к собственным открытиям".
Герберт Спенсер
Проектная деятельность обучающихся - одна из важнейших составляющих образовательного процесса. Посредством проектной деятельности формируются знания и навыки о структуре задачи, этапах ее выполнения; осваиваются основные элементы технологических цепочек.
Проектная деятельность, как элемент учебного процесса оказывается очень эффективной, предоставляет обучающемуся максимум свобод в реализации задач, что повышает у обучающихся интерес к решению задач и способствует творческому развитию личности.
Метод проектов - это не новое явление в педагогике. Он применялся (с переменным успехом) в зарубежной и отечественной дидактике ещё в 30-годы.В последнее время этот метод получил широкое распространение в зарубежной школе, особенно в США, Франции, Великобритании.
Основная цель проектов - способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и профессиональных компетенций студентов.
Суть метода проектов заключается в выборе и выполнении какого-либо объекта труда, посильного и доступного обучающемуся и разработке необходимой для этого документации.
Особенностью системы выполнения проектов является возможность
совместной творческой работы преподавателя и студента.
Метод проектов, с одной стороны, выступает как педагогическаятехнология, а с другой стороны как организация деятельности обучающихся,
построенная по принципу анализа и инженерного проектирования.
Методологической основой использования метода проектов втехнологическом образовании студентов являются общепедагогические и
дидактические принципы:
- связь теории с практикой;
- научность, сознательность и активность усвоения знаний;
- доступность, систематичность и преемственность обучения;
- наглядность и прочность усвоения знаний.
Образовательная функция подразумевает знакомство обучающихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией.
Воспитательная функция состоит в развитии личностных качеств, таких как деловитость, предприимчивость, ответственность.
Развивающая функция состоит в осознании студентами возможностей
применять абстрактные технологические знания и умения для анализа и
решения практических задач.
Логика построения деятельности обучающихся при выполнении проектов должна соответствовать общей структуре проектирования. Выделяются три (для такого типа проектов) основных этапа проектной деятельности: подготовительный, конструкторский и заключительный.
На 1 этапе перед обучающимися ставится проблема - осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе они
должны осознать, уяснить, зачем и почему им надо выполнять проект. Перед ними ставится цель -получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер. Планирование исходного продукта в ходе реализации метода проектов носит достаточно важный характер, однако не стоит всю важность относить только продукту, также имеет решающее значение ход выполнения и реализация проекта.
На 2 этапе возникающие образы будущего изделия должны найти своё воплощение в эскизах и графических документах.
Средствами деятельности выступает личный опыт обучающихся и опыт преподавателя.
Результатами деятельности обучающихся является приобретение новых знаний, умений, и навыков. На протяжении этого этапа обучающиеся производят самоконтроль и самооценку.
На 3 заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта. Обучающиеся проводят исследования, анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их труда. В завершении всего обучающиеся оформляют результаты проектных исследований, защищают свой проект.
На всех этапах создания проекта: от зарождения идеи до воплощения ее в графическом виде, преподавателем проводятся консультации с группой, при этом уделяется внимание каждому студенту, или с бригадами (группой обучающихся от 3 до 5 человек). Работая в малых группах, обучающиеся приобретают важные умения по культуре человеческих отношений. Каждый студент (или группа), приступая к проектной деятельности, выбирает тему проекта индивидуально, но проект может быть выполнен и оформлен группой студентов, при котором для каждого из них определяется индивидуальная часть проекта.
Критерии оценки проектов: креативность; актуальность; доступность;
надежность; техническое совершенство; эстетические достоинства; соответствие общественным потребностям; удобства эксплуатации; технологичность; материалоёмкость.
Любой проект обязательно выполняется под руководством преподавателя и с его помощью. Главная задача состоит в том, чтобы создать для обучающихся предпосылки для успешного творчества ,организовать проектную деятельность и поэтапную проработку выбранной темы.
На первых занятиях я объясняю ребятам, что такое проект и этапы его выполнения. Знакомлю с целями и задачами предстоящей работы. Тематика проектных заданий должна быть достаточно широкой, чтобы охватить, возможно, больший круг разделов дисциплины и учесть интересы обучающихся. Вместе с тем знакомлю обучающихся с требованиями к проекту, определяю порядок защиты проекта.
При подборе объектов проектной деятельности учитываю основные требования:
-подготовленность обучающихся к данному виду деятельности;
-интерес студентов к проблеме;
-практическая направленность и значимость проекта;
-творческая постановка задачи;
-практическая осуществимость проекта.
Правильный выбор темы с учетом названных требований и личностных интересов обучающихся обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность при выполнении проекта.
На следующем этапе провожу индивидуальные консультации с каждым студентом (или бригадой), определяя конкретные задания, список необходимой литературы.
Затем студенты приносят план работы над проектом. Вместе с обучающимися просматриваем, анализируем, продумываем технологию работы. При необходимости вносятся поправки. Далее обучающиеся приступают к практической работе по проектированию и поэтапному оформлению своего проекта. Дальнейшую помощь обучающимся в работе над выполнением проектов оказываю на занятиях, и в порядке консультаций.Убеждена, что проектная деятельность - дело хорошее, но организация её вызывает определенные трудности, как у преподавателя, так и у обучающихся. Трудностью выполнения проектов является необходимость затрат большого количества времени преподавателя на индивидуальную работу с каждым обучающимся. Приходится подробно определять основные и дополнительные цели и этапы работы, чтобы сформировать навык и творческой деятельности не подавляя инициативу студента. При высказывании критических замечаний стараюсь быть очень корректной. Успешность выполнения учебного проекта окончательно выясняется на его защите. Студенты делают сообщения о ходе выполнения проекта, представляют наглядный материал (эскиз, документацию по его выполнению). Перед защитой проекта делается самоанализ своей работы, выслушиваются мнение других обучающихся, преподавателя. Подводится итог обсуждению и ставится оценка.
Метод проектов на уроках специальных дисциплин направлен на овладение обучающимися методами и средствами профессиональной грамотности, умение видеть полезную значимость полученных знаний, формирование навыков сознательного и рационального использования знаний в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.
Проектная деятельность обучающегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы обучающегося. При выполнении проекта обучающиеся задумываются над вопросами: «на что я способен, где применить свои знания», формируется профессиональное самоопределение.
"Уместить" метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей для преподавателя. Откуда беру необходимые для этого часы? Источников два – это интенсификация учебного процесса и проведение в форме проектов повторения или обобщения пройденного материала. Проекты при этом могут быть небольшие (на один - четыре урока).
У меня сложилась следующая система. Сначала даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений обучающихся. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в различных ситуациях, желательно имеющих практическое значение. Метод проектов мною чаще всего используется на уроках контроля и обобщения знаний. Необходимо отметить, что на таких уроках студенты начинают понимать, где и как они смогут применить полученные знания. При работе над проектом студент видит, насколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта. Оценка преподавателем его личностных качеств, проявленных в процессе работы, становятся для студента более весомой, чем отметка по дисциплине за предъявленные знания.
Приведу пример практикуемых мной проектов.
Проект «Выбор и обоснование конструкции приспособления»
Тип проекта: практико-ориентированный
Планируемый результат: Создание и оформление эскиза приспособления
Цели: определение уровня сформированности навыков и умений
необходимых для проектирования приспособлений, а так же профессиональных и общих компетенций:
ПК 2.2. Проектировать изделия средней сложности основного и вспомогательного производства.ПК 2.3. Составлять технические задания на проектирование технологической оснастки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.Предметно-содержательная область: раздел 2.1 Станочные приспособления по ПМ 02 Конструирование изделий средней сложности основного и вспомогательного производства, разработка технологических процессов изготовления деталей средней сложности, сборка простых видов изделий автотракторной техники для специальности АТС.
Длительность: четыре урока и время для подготовки домашнего задания.
Для выполнения проекта студенты разбиваются на малые группы. Работа в малых группах требует терпимости друг к другу, умения аргументировать выбранную информацию, выслушать мнение товарища. То есть совместно с расширением и углублением практических навыков, происходит формирование коммуникативной компетенции обучающихся.
Ход проекта
- распределение обязанностей в группе - выбор бригадира и оформителя;
- определение актуальности темы проекта;
- отбор литературы;
- на уроке обучающиеся, работая в малой группе, создают эскиз объекта на бумаге;
- обсудив полученный эскиз и придя к единогласному мнению студенты готовятся к его защите;
- представление проекта обучающимся группы и преподавателю.
Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу обучающихся. С помощью этого метода студенты не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.
Доминирующая в проекте деятельность: практико – ориентированная;
Предметно-содержательная область: монопроект;
Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий),
Характер контактов: среди обучающихся одной группы.Количество участников проекта: 3 – 5 человек
Критериями оценки результатов работы студентов будут:
- владение способами познавательной деятельности;
- умение использовать различные источники информации, методы исследования,
- умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям;
- умение ставить цель, составлять и реализовать план, проводить рефлексию,
- сопоставлять цель и действие.
Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.
Литература
1. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление. Развитие личности. – 2002. №2
2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000
3. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова. Изв. Рос.акад. образования.- 2000.- N 2
4. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения .Директор школы, № 6, 1995
5. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998
6. Новикова Т.Н. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование. - 2000. - № 7
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2000
8. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? Методист, №1, 2004. 9. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.:АРКТИ, 2003.
10. Полат Е.С. Как рождается проект. – М., 1995
11. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
12.Савенков А.С. Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании. – М., Дрофа. 2008.