Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья через игры и упражнений в детском саду
ПЛАН КОНСПЕКТ
«ДЕНЬ ИГРЫ»
развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ
Учить детей распознавать эмоции (радость, грусть, страх, злость) по мимике и интонации; изображать эти эмоции, используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению эмоциональной сферы.
ЧАСТЬ: 1 (утро)
«ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ»
Игра-упражнение - создает психологически непринужденную атмосферу.
Воспитатель рассказывает о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных.
Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия и поздороваться им.
«ВСТАНЬТЕ ВСЕ ТЕ. КТО...»
Игра направлена на развитие внимания, наблюдательности.
Воспитатель дает задание: "Встаньте все те, кто ...
- любит бегать,- радуется хорошей погоде,
- имеет младшую сестру,- любит дарить цветы и т.д.
(роль ведущего могут выполнять дети).
Воспитатель после завершения упражнения детям задает вопросы, подводящие итоги игры:
- Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д.
Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные):
- Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру? Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам - ему помогает группа»
«ОПИШИ ДРУГА»
Игра на развитие внимательности и умения описывать то, что видел.
Упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками). Дети, стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.
Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.
ЧАСТЬ: 2 (прогулка)
«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»
Игра на развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.
Каждый ребенок по очереди становиться водящим. Водящий закрывает глаза, за это время производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно поменять место (но не больше двух-трех изменений; все производимое изменения должны быть видимы). Задача водящего правильно подметить происшедшие изменения.
«МОЕ НАСТРОЕНИЕ»
Игра на развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.
Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении - все зависит от фантазии и желания ребенка.
«РУКИ ЗНАКОМЯТСЯ. РУКИ ССОРЯТСЯ. РУКИ МИРЯТСЯ»
Соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.
Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.
Воспитатель дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты):
- Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.
- Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.
- Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.
Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?
ЧАСТЬ: 3 (вечер)
«ВОЛШЕБНЫЕ СРЕДСТВА ПОНИМАНИЯ»
Вводная беседа.
Цель: осознание того, что можно помочь человеку, которому грустно, плохо, что в силах каждого оказать помощь всем нуждающимся в ней, понимание того, что конкретно для этого можно сделать.
- Что вам помогает, когда вам трудно, плохо, когда вы провинились, когда вас обидели?
- Что особенного умеют делать люди, с которыми нам приятно общаться, что их отличает? (улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый ласковый голос, мягкие нерезкие жесты, приятные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека).
- Почему эти средства понимания мы можем назвать "волшебными"?
- Можем ли мы с вами применять эти "волшебные" средства, когда?
«ЛИЦА»
Игра способствует развитию понимания мимических выражений и выражения лица.
Воспитатель вывешивает на доске различные картинки, маски:
- радость,- удивление,- интерес,
- гнев, злость, -страх,- стыд,
- презрение, -отвращение,
Задача детей определить, какое чувство выражает маска.
«РИСОВАНИЕ»
Развитие эмпатии, творческого воображения.
Детям дается задание: "Нарисуйте доброе животное и назовите его
ласковым именем, наградите его каким-нибудь волшебным средством.
Затем дети рассматривают самое доброе животное.
«СДЕЛАЕМ ПО КРУГУ ДРУГ ДРУГУ ПОДАРОК
Развитие у детей чувствования друг друга, понимания настроения другого, развитие эмпатии.
Воспитатель дает задание каждому сделать своему соседу справа подарок, но не какой-то конкретный подарок, а выдуманный: "Что вы хотели бы подарить именно этому человеку? Подарите тот подарок, который, по вашему мнению, сейчас ему особенно нужен." Подарок можно описать словами или показать жестами.
«ИГРУШКА»
Игра проигрывание ситуаций, отработка навыков эффективного взаимодействия, эмпатии, умения сотрудничать.
Упражнение выполняется в парах. Один ребенок из пары - обладатель красивой и очень любимой им игрушки, с которой он очень любит играть. Другой ребенок очень хочет поиграть с этой игрушкой. Его задача уговорить хозяина игрушки дать поиграть с ней. Важно: при выполнении этого упражнения ребенку - хозяину игрушки в руки дается любая игрушка, которую он должен представить как свою самую любимую. Как только хозяин игрушки отдает ее просящему ребенку, упражнение прерывается и у ребенка спрашивают, почему он отдал игрушку.