Технологическая карта урока ИЗО в 5 классе Ты сам мастер. Поздравительная открытка в технике Пейп-арт
Технологическая карта
урока изобразительного искусства в 5 классе
Составила учитель изобразительного искусства ГБОУ СОШ №54 г.Севастополя Коломиец Виктория Алексеевна
Тема урока
Ты сам мастер. Поздравительная открытка в технике Пейп-арт
Цели деятельности педагога
Расширить представления обучающихся о новых современных техниках декоративно прикладного исуксства, воспитывать уважение к народным традициям и культуре ; учить приемам работы в технике Пейп-арт
развивать пространственные представления, способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, умение работать с бумажными салфетками; воспитывать аккуратность, умение работать в коллективе
Тип урока
Урок «открытия» нового знания
Форма урока
Урок мастер-класс
Методы обучения
активный метод, проблемный метод.
Основные понятия и термины
Символ, орнамент, Пейп-арт
Наглядно-демонстрационный материал
Мультимедийная презентация по теме, образец изделия
Оборудование
Лист А-4цветной ,белый А-5, цветные салфетки, ножницы, клей.
Планируемые образовательные результаты
Предметные умения: расширят свои представления о новых современных техниках декоративно прикладного искусства; ознакомятся с традиционными символами для росписи писанки; научатся элементарным приёмам и технике пейп-арт.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные - научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о технике работы с цветными салфетками,; регулятивные - научатся удерживать цель деятельности до получения результата, планировать решение учебной задачи, корректировать свою деятельность; коммуникативные - овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, адекватно оценивать свою роль в коллективной деятельности.
Личностные результаты: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; выражают положительное отношение к процессу познания, мотивируют свою деятельность, применяют правила делового сотрудничества, сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений искусства
Организационная структура урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие
компоненты,
задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы
организации
совзаимо-
действия
Универсальные учебные действия
Формы контроля
I. Самоопределение к деятельности. Орг. момент
Мотивационная и эмоциональная, психологическая
подготовка к усвоению материала. Определение темы урока
Включение в деловой ритм.
В классе на стуле лежит забытая вещь( платок в технике батик)
Учтитель: Ребята кто то забыл забрать из класса свои вещи? А что это? Кто то знает что это такое? ( Рассматриваем) Правильно это Батик.
А какие виды современного декоративно-прикладного искусства вы знаете?
На предыдущих уроках мы с вами говорили о том ,что в современном декоративно-прикладном искусстве ,мастера, все время ищут новые материалы и техники для своего творчества
А вы знаете какой великий праздник мы скоро будем праздновать?
А что вы знаете о традициях празднования Пасхи?
Слушают учителя, отвечают на вопросы
активная
Личностные: выражают
положительное отношение к процессу познания, сориентированы на проявление интереса к культуре русского народа.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы
Устные ответы
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Светлый праздник пасха» Пейп-арт
Просмотр мультимедийной презентации .
Словесно-иллюстративный рассказ «Украшение пасхальных яиц». Просмотр мультимедийной презентации.
Дети: На пасху готовят специальную обрядовую еду. Она включает в себя пасху из творога, куличи и крашенные яйца.
Пасхальное яйцо
Посмотрите, что за чудоПоложила мама в блюдо?Тут яйцо, но не простое:Золотое расписное,
Словно яркая игрушка! Здесь полоски, завитушки,Много маленьких колечек,Звёзд, кружочков и сердечек.
Для чего все эти краски,Словно в старой доброй сказке?Мама всем дала ответы:- Пасха – праздник самый светлый!
А яйцо, известно мне, Символ жизни на земле!
Какой главный символ праздника ?– окрашенное яйцо.
Каждая хозяйка стремится наварить побольше яиц и обязательно их окрасить.
Кулич, пасха и яйца должны быть готовы к субботе, когда всё это понесут в церковь, чтобы освятить.
Да.., много хлопот перед Пасхой. Но одно из самых распространённых дел – красить и расписывать яйца. Очень давно люди начали украшать яйца. Сначала их только красили в разные цвета. А потом стали разрисовывать узорами.
Учитель: А знаете ли вы, что яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветовом фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета – это была крапанка. Ещё были писанки яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.(слайд 2)
Учитель: В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца.( слайд 3)
Учитель: Посмотрите на сувениры, яйца из биссера. (4 слайд)
А известные ювелирные фирмы создавали произведения искусства из фарфора, хрусталя, золота и серебра, стекла и кости (5слайд).
Они могли быть разных размеров – от больших, в которых можно было спрятать различные сюрпризы (например пасхальные яйца фирмы Фаберже).(6,7 слайд)
Рассматривают слайды,
делятся впечатлениями, анализируют информацию, отвечают на вопросы.
Слушают учителя, рассматривают слайды,
Анализируют информацию, делятся впечатлениями.
активная
активная
Личностные: умеют
мотивировать свою деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания.
Познавательные: извлекают необходимую
информацию из прослушанного объяснения учителя, осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации. Регулятивные: принимают и сохраняют творческую задачу. Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулировать ответы на вопросы.
Личностные: сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений искусства.
Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, осуществлять поиск нужной информации в разных источниках, анализировать информацию.
Коммуникативные:
умеют слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации, отвечать на вопросы, делать выводы.
Устные ответы
Устные ответы
III.Постановка учебной задачи.
На Пасху дарят, не только сувениры, но и открытки. (8 слайд)
А у нас с вами пока нет ни какого подарка для наших близких. А ведь скоро праздник. Что же мы сможем им подарить сделанное своими руками?
Предлагают варианты подарков.
активная
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу целеполагание
общеучебные
логические
Устные ответы
IV. Построение проекта выхода из затруднения
Беседа «Что мы будем делать?».
Проверяет организацию рабочего места.
Я хочу вам рассказать про новую для вас технику Пейп-арт. Может она нам сегодня пригодиться.
Что же такое «пейп-арт»? «Пейп-арт», - что в переводе с английского языка означает БУМАЖНОЕ ИСКУССТВО, это техника декорирования бумажными салфетками (не путайте с декупажем). При помощи окантовки рисунка нитью из салфеток получается аппликация на изделии.
Чтобы сделать салфеточные нити, нужно сложить трехслойную или двухслойную салфетку и нарезать ее на полоски шириной 1-1,5 см, держа за один конец на секунду опустить в воду. Прокручивая между ладонями скрутить из нее нитку. А потом этими нитями можно декорировать что угодно: бутылки, шкатулки, упаковку для подарка, горшки для цветов, настенные тарелки. Узор нужно выкладывать сырыми салфеточными нитями и приклеивать их клеем ПВА, если нитки высохли их можно смочить еще раз. «Пейп-арт» хорошо сочетается с мозаикой, декоративными камнями, лепниной из пластики или соленого теста.
Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль.
Анализируют информацию, слушают учителя, отвечают на вопросы, продумывают изделие, проговаривают последователь- ность работы, наблюдают
за действиями учителя, демон-
стрирующего
некоторые
приемы работы.
Индивиду-альная
Фронталь-ная
Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью.
Познавательные: организовывают творческое пространство.
Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения. Познавательные: умеют анализировать информацию, составляют и анализируют план работы над изделием, выделяя основные этапы и приемы.
Регулятивные: планируют свои действия
в соответствии с творческой задачей; умеют различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставят новые творческие
и учебные задачи.
Коммуникативные: по-
нимают смысл заданий
учителя и принимают
учебную задачу, участвуют в коллективном обсуждении.
Устные ответы.
Устные ответы.
V.Первичное закрепление.
А как Вы думаете какой подарок для близких мы можем сделать в этой технике?
Ответ:
Правильно. Сегодня на уроке мы попробуем выполнить открытку к пасхе в технике «пейп-арт», которая будет хорошим подарком вашим близким.
проговаривают последователь- ность работы, наблюдают
за действиями учителя, демон-
стрирующего
некоторые
приемы работы.
Фронталь-ная
познавательные
Коммуникативные: по-
нимают смысл заданий
учителя и принимают
учебную задачу, участвуют в коллективном обсуждении
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Создание композиции.
Физкультминут-ка
В процессе просмотра работ организует обсуждение изделий, их оценивание.
Практическая работа с применением инструкционных карт.
Контролирует правильность приемов работы с салфетками кручением нитей из них . Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.
- Выполните рисунок из получившихся цветных салфеточных нитей на поздравительной пасхальной открытке. Выложите и приклейте нитями форму яичка и украсьте его элементами, символами и орнаментом .
Проводит физкультминутку.
Раз - подняться, потянуться,
Два согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - за парту тихо сесть
Выполняют практическую работу самостоятельно.
Выполняют упражнения
Фронтальная.
Фронталь-ная
Регулятивные: умеют принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней, различать способ и результат действия Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью
Изготовление пасхальных открытки в технике Пейп-арт
Наблюдение за выполнением упражнений
VII.
Рефлексия деятельности
Комментирует качество выполненной работы по критериям: аккуратность, композиция, оригинальность и т. д.
Организует беседу по вопросам.
Вам понравился урок?
Последний слайд.
Закончите эти предложения:
Сегодня я узнал..
Было трудно.
Я понял что.
Я научился.
Я смог
Было интересно узнать что.
Меня удивило
Мне захотелось..
Рассматривают выполненные работы,
оценивают их; слушают учителя.
Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.
15