Педагогический совет на тему «Организация работы по художественно – эстетическому направлению (образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»
Педагогический совет на тему «Организация работы по художественно – эстетическому направлению (образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»
Повестка дня:
Выполнение решений предыдущего педсовета
Вступление- заведующая д/ садом
«О создании комфортной обстановки в учреждении»- ст. в- ль
«Как решаются задачи эстетического воспитания в музыкальной деятельности детей»- муз. рук- ль
Итоги тематической проверки «Художественно-эстетическое воспитание детей»- ст. в- ль
«Образовательная среда группы как фактор художественно-эстетического развития детей»- воспитатели
Деловая игра - ст. в- ль
Принятие и утверждение проекта решения педагогического совета.
3.О создании комфортной обстановки в ДОУ.
Дети очень восприимчивы к окружающему, и поэтому вся обстановка детского сада имеет большое воспитательное значение. При внешней пассивности предметный мир активно воздействует на малышей. Они узнают названия вещей, сравнивают между собой игрушки, обращая внимание на их форму, цвет, пропорции, материал. С возрастом они замечают, как по-разному может быть расставлена мебель и размещены игрушки, как оформлены стены комнаты. Постепенно дети и сами начинают принимать участие в подготовке занятия, сервировке стола к обеду, в оформлении групповой комнаты к празднику или развлечению. Устанавливая, таким образом, связи между предметами в пространстве, дети ориентируются и утверждают себя в этом мире. Они уже не только пользуются всем для них созданным, но и сами учатся создавать необходимую обстановку. Эта преобразовательная деятельность детей при постоянной помощи взрослого способствует формированию у них представлений о красоте и пользе, воспитывает эстетический вкус и потребность к творчеству. Но чтобы этот процесс развивался успешно, необходимо, чтобы вся окружающая ребенка в детском саду среда была содержательно-информативна, привлекательна и доступна. А педагог должен хорошо разбираться в вопросах художественного воспитания детей и эстетики быта.
Эстетика быта, как ее понимают специалисты, - это вся окружающая нас обстановка, организованная по законам красоты и пользы, это наши манеры поведения, внешний вид, одежда, т.е. все то, что создает нам и окружающим нас людям хорошее настроение, что обеспечивает полноценную работоспособность и отдых. Эстетично – значит разумно, удобно и, конечно, красиво.
Можно ли говорить о хорошем здоровье ребенка, если он воспитывается в неблагоприятных условиях? Нет. Свет, чистота, простор – залог жизнеспособности человека. Это главнейшие условия эстетически организованной среды. Поэтому недопустимо загораживать окна шкафами и полками, цветочными горшками, клетками и аквариумами. Нельзя говорить о полноценном умственном воспитании ребенка-дошкольника, если его окружающая обстановка примитивна и хаотична и он не получает от взаимодействия с ней прогрессивную информацию. Поэтому следует чаще менять предметы тематического художественно-декоративного оформления в группе. Если ребенок имеет дело с предметами, выполненными на высоком качественном уровне, у него воспитывается аккуратность, бережливость, интерес к труду взрослого.
Каждое помещение в группе (спальня, раздевалка) оформляется в соответствии с тем, для чего, для какой цели оно предназначено. Но когда дело касается оборудования и оформления помещений, имеющих одно и то же назначение, но для детей разных возрастов, то далеко не всегда сразу можно определить, для детей какого возраста предназначено данное помещение. Нередко обстановка групповых комнат детей младшего и среднего и особенно старшего и подготовительного к школе возраста мало чем отличаются между собой. Избежать однообразия можно цветовой отделкой, размещением оборудования и введением знаковой символики этих помещений. При оформлении групповой комнаты нужно поставить такие планировочные акценты, которые сразу же указывали бы на возраст детей, кому предназначена данная комната, т.е. оформлением нужно подчеркнуть то главное, что характерно для деятельности детей этого возраста. Например, основной планировочный акцент в групповых помещениях для младших возрастов – игровое поле. Причем жесткого определения игровой зоны в практике может и не быть, дети играют на всем пространстве комнаты. Однако зонирование позволяет дисциплинировать педагогический процесс, помогает воспитателю организовать детей для выполнения той или иной работы.
В комнатах старших дошкольников больше внимания уделяется выбору и оборудованию зоны занятий. Для самостоятельной деятельности дети должны иметь открытый доступ к материалам и пособиям. На занятиях и вне их дети много и увлеченно рисуют, лепят, конструируют, изготавливают вместе с воспитателем различные поделки, которые затем используют в своей игровой деятельности. При зонировании необходимо найти места для размещения сделанных детьми работ. Желательно, чтобы эти работы использовались при оформлении детского сада и служили целям эстетического воспитания. Выставки детского творчества могут быть кратковременными и довольно длительными. Кратковременные выставки устраиваются в зоне занятий, игровой и зоне художественной деятельности детей. Выставки детских работ в вестибюле, коридоре и других помещениях обычно более длительные, и поэтому их оформление продумывается тщательнее.
В детском саду должны быть созданы условия для художественного развития каждого ребенка в коллективе. Следовательно, и оформление должно соответствовать решению задач как индивидуального, так и коллективного воспитания и развития детей.
4.Как решаются задачи эстетического воспитания
в музыкальной деятельности.
Всегда вызывает восхищение человек интеллектуально развитый, умеющий логически мыслить, концентрировать внимание, обладающий хорошей памятью, физически крепкий. Но достаточно ли этих качеств, чтобы считаться всесторонне развитым?
По настоящему гармоничный человек эмоционально чуток, восприимчив, он способен чувствовать прекрасное и наслаждаться удивительным миром искусства. Огромную роль в эмоциональном развитии играет музыка, как «язык чувств».
Основная задача музыкального воспитания детей дошкольного возраста: развитие эмоционального отношения к музыке, формирование хорошего музыкального вкуса. Эту работу нужно начинать с раннего детства. Не случайно с древних времен любая педагогическая система не мыслилась без изучения музыки, рисования, танцев, иностранных языков, а зачастую эти дисциплины считались ведущими. Американские ученые считают и сегодня, что музыка развивает интеллект и познавательные способности.
Культура – это наследство предыдущих поколений (все художественные ценности, в том числе и музыка). Задача музыкального руководителя состоит в том, что чтобы сформировать у детей эмоционально-оценочное (положительное) отношение к музыке, чтобы каждый ребенок присвоил эти культурные ценности (это моя музыка, я ее люблю). Если с раннего детства музыка запала в душу – то это ребенок присваивает на всю жизнь.
В старшей группе дети уже дают обоснованную, аргументированную оценку музыке. Оценка – это желание ребенка повторно слушать музыкальное произведение. Из числа любимых можно назвать следующие произведения, которые слушают дети: «Тройка» Свиридова, «Испанское болеро» Чайковского из балета «Лебединое озеро», «Мелодия» Глюка, «Шутка» Баха и др. Как решаются задачи эстетического воспитания детей в музыкальной деятельности? Прежде всего через слушание и восприятие классической музыки, специально отобранной для детей, через использование классической музыки во всех видах музыкальной деятельности (это танцы под классическую музыку, это игра на музыкальных инструментах, это танцевальные и игровые творческие импровизации детей, это музыкальные игры-сказки (ритмопластика), это отношение к музыке самого педагога, выразительный и эмоциональный показ танцев, песен, ритмопластических этюдов и т.д.)
Своим выбором репертуара, своим эмоциональным отношением к музыке, через использование художественного слова, произведений живописи педагог формирует у детей представление об эталонах красоты в искусстве и в жизни.
На музыкальных занятиях активизируется познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка, придают им осмысленность.
Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, активизируются все творческие возможности растущего человека.
Музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:
Воспитывать и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах, развивать элементарную музыкальную грамотность. Все это позволяет детям действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать.Чтобы полностью выполнить программные требования, надо хорошо продумать методы и приемы, которые строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. Ведущая роль принадлежит педагогу, который должен строить свою работу, прежде всего с учетом интересов и потребностей каждого ребенка. Музыкально-эстетическое воспитание направленно не только на развитие каких-либо способностей, но и на формирование личности ребенка. Следовательно, методы должны быть едины по своей направленности и обеспечить в конечном счете воспитание эстетического отношения ребенка к музыке.
7.Деловая игра
Первая остановка «Мозговой штурм»
Назовите материалы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности
(Простые и цветные карандаши, ластик, восковые мелки, тушь, кисти разных размеров, гуашь, акварельные краски.)
Назовите три главных цвета, и докажите, почему они главные.
(Красный, желтый и синий. При их смешивании образуются все цвета светового спектра)Назовите цвета, составляющие цветовой круг
(Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.)
Назовите виды традиционного и нетрадиционного рисования.
(К первому виду относится рисование, предметное и сюжетное, красками, цветными карандашами;
нетрадиционные виды рисования отличаются необычными приемами работы и сочетанием разных художественных материалов: рисование нитками, руками и пальцами, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, свеча в сочетании с акварелью, картофельные штампы, набрызг, яичная скорлупа.)
Назовите материалы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности
(Простые и цветные карандаши, ластик, восковые мелки, тушь, кисти разных размеров, гуашь, акварельные)
Назовите основные приемы, используемые на занятиях лепкой.
(Выкатывание, сплющивание, вытягивание, прищипывание, примазывание )Вторая остановка «Наблюдай-ка»
Задание первой команде
1. Как называют художника, отдающего предпочтение изображению моря? Человека? Военных действий?
Ответ
Художники пейзажисты, натуралисты, военные художники –документалисты
Задание первой команде
Выберите из представленных
портретов -портрет В.М. Васнецова.
А из репродукций - репродукции его картин.
2. Задание второй команде
Как называют художника, отдающего предпочтение изображению природы? Животных?
Ответ
Пейзажист, анималист
Задание второй команде
Выберите из представленных
портретов -портрет И.Е. Репина .
А из представленных репродукций - репродукции его картин..Третья остановка «Угадай-ка»
Решение кроссворда по теме «Народно-прикладное искусство в работе с детьми».
Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных клетках вы сможете прочитать название русского праздника – торга (ярмарки), на котором все его посетители от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.
1.Гжель всем нравится своим цветом. Какой он? (синий)
Основной материал, из которого изготавливают изделия
в селе Полховский Майдан (дерево)
Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку. (глина)
Название промысла, для которого характерно изготовление подносов (жостово)
Благодаря этому цвету хохлому часто называют так (золотая)
Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково Филимоново, Каргополья. (игрушка)
Профессия мастеров, чьими руками изготовливались глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера в Каргополье. (гончар)
Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских, каргопольских, филимоновских , мастеров) являются объемными, то к какому виду пространственных искусств их можно отнести? (скульптура)
Предмет домашней утвари, которым особенно прославились Городецкие мастера. (прялка)
Итак, ярмарка эта называется свистунья
Четвертая остановка «Умелец»
Мастер- класс «Искусство оригами»
У какой команды получится быстрее и качественнее.
Пятая остановка «Вопрос- ответ»
1.Дайте понятие что такое лепка в детском саду
Под словосочетанием лепка в детском саду обычно имеется в виду изобразительная деятельность, в ходе которой дети производят отображение предметов окружающей действительности, делают элементарную скульптуру, используя при этом глину или пластилин.
Виды лепки в детском саду
Для занятий с детьми применяются три вида лепки:
предметную;
сюжетную;
декоративную.
Предметная лепка в детском саду предназначена для воссоздания отдельных предметов. Дети с увлечением лепят фигурки людей и животных. Только быстрее всего они овладевают изображением предметов растительной и конструктивной формы. В связи с этим фактом перед воспитателями детского сада появляется задание обучить детей способности изображать ключевую форму предметов в лепке и наиболее яркие, свойственные им признаки.
Сюжетная лепка в детском саду сопровождается большим объемом работы, потому что необходимо вылепить каждый отдельный предмет, включенный в композицию, придать ему нужное положение на подставке или без, после чего дополнить лепку некоторыми деталями.
Декоративная лепка в детском саду. Знакомство малышей с народным прикладным искусством является одним из способов эстетического воспитания, в процессе познания различных его видов, в частности и мелкой декоративной пластики народных умельцев, дети могут приобрести много полезных навыков.
2.Дайте понятие что такое аппликация
Аппликация – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения.
Виды аппликации
Аппликация может быть п р е д м е т н о й, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево и т.д.); с ю ж е т н о й, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Наша Родина» и т.д.); д е к о р а т и в н о й, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсит различные предметы.
Шестая остановка «Что за прелесть эти сказки!»
ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ
А.С.Пушкина(для детей подготовительной группы)
1 задание «Из какой сказки отрывок?»
1. Три девицы под окном, Пряли поздно вечерком. «Сказка о царе Салтане…»
2. «Ах, ты мерзкое стекло, Это врешь ты мне назло».«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
3. «Год, другой проходит мирно; Петушок сидит все смирно». «Сказка о золотом петушке».
4.«Сказка о попе и его работнике Балде»
2 задание «Вопросы»
- где жила белочка (в хрустальном доме)
- кто подарил царю золотого петушка (мудрец, звездочет)
- в кого превращался князь Гвидон (в комара, муху, шмеля)
- у кого спрашивал королевич Елисей про царевну (месяц, солнце, ветер).
- что просила старуха у золотой рыбки? (корыто, избу, стать: столбовой дворянкой, царицей, владычицей морскою)
- как хотели соревноваться Балда и бесенок (бегали наперегонки; бросали палку, кто дальше; пронести лошадь)
3.«Узнай, от кого пришла телеграмма»
1. Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить¸ да проклятое племя корчить! (Балда).
2. Ветер весело шумит, судно весело бежит мимо острова Буяна. Ждите, ждите, очень спешим. (Корабельщики).
3. Приеду с подарками, так как одна на весь мир наткала я полотна. (Вторая сестрица)
4. Очень жаль, приехать не могу: «Горе мне! Попались в сети Оба наших сокола! Горе! Смерть моя пришла». (Царь Додон).
Седьмая остановка Закончи стихотворение
Командам по очереди читаются стихотворения, которые они должны закончить. За правильный ответ команда получает 1 балл.
Скромный серый колобок,Длинный тонкий проводок,Ну а на коробке –Две или три кнопки.В зоопарке есть зайчишка,У компьютера есть ... МЫШКА.
Словно смелый капитан!А на нем – горит экран.Яркой радугой он дышит,И на нем компьютер пишетИ рисует без запинкиВсевозможные картинки.Наверху машины всейРазмещается ... ДИСПЛЕЙ.
Около дисплея – главный блок:Там бежит электротокК самым важным микросхемам.Этот блок зовут ... СИСТЕМНЫМ
По клавишампрыг да скок –Бе-ре-ги но-го-ток!Раз-два и готово –Отстукали слово!Вот где пальцам физкультураЭто вот – ... КЛАВИАТУРА.
.И компьютеры поройГоворят между собой,Но для этого однаИм штуковина нужна.К телефону подключил –Сообщение получил!Вещь, известная не всем!Называется ... МОДЕМ.
Для чего же этот ящик?Он в себя бумагу тащитИ сейчас же буквы, точки,Запятые – строчка к строчке –Напечатает картинкуЛовкий мастерСтруйный ... ПРИНТЕР.
8.Решение педсовета:
Продолжать работу по художественно-творческому воспитанию детей, более тщательно продумывать оформление, обстановку в группах, в соответствии с возрастом детей.
Срок: постоянно
Ответственные: ст. воспитатель , воспитатели групп.
2.Использовать разнообразные формы работы с родителями (постоянно).
Подготовить наглядный материал для родителей по развитию
художественно-творческих способностей детей.
Срок: март 2016 года
Ответственные: воспитатели, ст. воспитатель
Пополнить недостающими материалами и пособиями центры по художественно-продуктивной деятельности в группах.
Срок: апрель 2016 года
Ответственные: воспитатели.