Доклад на тему«Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса .»
МОУ СОШ №3 г.п.Терек
Доклад на августовской секции учителей изобразительного искусства
На тему:
«Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса .»
Учитель ИЗО: Керефова Юлия Львовна,
Г.п.Терек МОУСОШ №3
2015г
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности, в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.
Внеурочная деятельность образовательного учреждения по всем направлениям, заявленным в образовательной программе, включает в себя перечень традиционных мероприятий, которые могут иметь разные формы организации: экскурсии, викторины, поездки по культурно-историческим местам города, кружки, секции, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д. В каждом направлении не просто ведется плановая, традиционная работа, а создаются образовательно-воспитательные проекты, реализующие задачи духовно-нравственного воспитания и развития школьников. Все мероприятия в начальной школе систематизированы в традиционных годичных проектах. В целях обеспечения современного качества образования наше ОУ предлагает модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Основное и дополнительное образование детей являются равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами, создавая единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка. Дополнительное образование детей усиливает вариативную составляющую основного, способствует эффективному использованию его потенциала за счет углубления, расширения и применения школьных знаний путем реализации программ дополнительного образования детей, создает условия для полноценной организации свободного времени детей.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], конференций, диспутов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС предусматривает образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, в таких формах, как экскурсии, кружки, круглые столы, диспуты, олимпиады, соревнования, общественно полезные практики и др.
Работа по данным направлениям направлена на достижение следующих целей: создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию, социальных, интеллектуальных, творческих интересов в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях.
Задачи школы на 2014 -2015 учебный год:
Продолжить создавать условия для успешного перехода на ФГОС второго поколения в основном звене.
. Повышение качества образовательного процесса через:
- осуществление компетентностного подхода в обучении и воспитании;
- применение информационно-коммуникационных технологий в урочном процессе и внеурочной деятельности;
Формировать мотивационную среду к здоровому образу жизни у педагогов, учащихся и родителей.
5. Приведение материально-технического обеспечения образовательного процесса в соответствие с современными требованиями.
6.Создать основу для адаптации обучающихся к жизни в обществе, для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.
7.Совершенствовать систему школьного самоуправления через включение каждого ученика в работу в качестве активного участника и организатора образовательного и воспитательного процесса. Школа как важный социальный институт должна помочь становлению личности, обладающей такими важнейшими качествами как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь, готовность к самообразованию в течение всей жизни.
Принципы организации внеурочной деятельности:
· соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
· опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
· опора на ценности воспитательной системы школы;
· свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный план предусматривает время на внеурочную деятельность .
В текущем учебном году среднее звено продолжила работу по введению и реализации ФГОС.
Возможность введения ФГОС второго поколения на базе школы была рассмотрена через:
-Изучение нормативно-правовой базы федерального, регионального уровней по внедрению ФГОС.
- Составление основной образовательной программы.
-Информирование родителей о подготовке к переходу на новые стандарты.
-Анализ условий на соответствие требованиям ФГОС.
Особое внимание было уделено структуре разработке рабочих программ учителей, работающих по стандартам второго поколения.
В течение года осуществлялся контроль по введению ФГОС через:
Посещение уроков педагогов.
Взаимопосещение уроков педагогами.
Проведение открытых уроков.
Проведение диагностических контрольных срезов, мониторинговых работ.
Контроль за организацией внеурочной деятельности.
Анкетирование родителей.
В прошедшем учебном году по-новому строилась и внеурочная работа в классах. Данная работа была направлена на:
· Развитие творческих способностей учащихся;
· Вовлечение в деятельность каждого учащегося и опора на его сильные личностные качества ;
· Сотрудничество с родителями – непосредственными участниками образовательного процесса;
В 2014-2015 учебном году дополнительные образовательные услуги в школе были представлены кружками и секциями, а также внеурочной деятельностью в 5-х классах. Все образовательные услуги были бесплатными.
Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность. Начиная с конца 80-х годов 20в. постепенно нарастает неудовлетворённость общества образовательными результатами, полученными в процессе школьного образования, их неадекватностью современным требованиями и ожиданиям. И это было обусловлено устаревшей направленностью системы школьного образования на формирование в основном узкопредметных образовательных результатов и репродуктивным характером образовательного процесса. Ориентирами школьного образования оставались конкретные знания и умения по отдельным учебным предметам. В связи с этим назрела необходимость создания Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Современное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. Оно нуждается в человеке, способном мыслить самостоятельно, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира.
В конце 2004 года Правительством России было принято решение о создании стандарта второго поколения, разработка которого началась в 2005 г. На разработку образовательных стандартов второго поколения Министерство образования и науки Российской Федерации определило пять лет. Приоритетным направлением ФГОС второго поколения является развитие потенциала личности. В свою очередь, для реализации нового образовательного стандарта необходима специально организованная деятельность по его введению в образовательную практику, создание системы научно-методического сопровождения, повышения квалификации и подготовки педагогических кадров.
Безусловно, введение ФГОС второго поколение стало новым толчком в развитии образования. И, бесспорно, анализирую практику применения новых образовательных стандартов ,мы можем наблюдать актуальность этих нововведений.
Принципиальным отличием государственных образовательных стандартов второго поколения должна стать их ориентация на результат образования.
Но всё же внедрение новых стандартов имеет ряд рисков и проблем, но актуальность и эффективность ФГОС второго поколения, без сомнения, способна преодолеть трудности .
Таким образом, актуальность данного проекта обусловливается: мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности; необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно
удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их
родителей.
Обновление образования, естественно, предполагает определенные изменения в деятельности участников образовательного процесса. И в первую очередь, в деятельности учителя. Понятно, что, прежде чем на практике включиться в инновационный процесс, необходимо приобрести определённый багаж теоретических знаний. До внедрения стандартов второго поколения в основной школе есть еще небольшой запас времени. Самоподготовку к деятельности в рамках нового стандарта можно условно разделить на три этапа: знакомство с Федеральным государственным стандартом, овладение умением планировать уроки, направленные на получение метапредметных и личностных результатов, овладение умением конструировать уроки с использованием современных образовательных технологий. Анализ текста документа Федерального государственного образовательного стандарта позволяет увидеть принципиальные изменения в разделе «Результаты образовательной деятельности». Он включает не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты. Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в получении опыта приобретения, преобразования и применения предметных знаний. Под метапредметными результатами понимаются универсальные учебные действия, которые становятся основой умения учиться. Выделяются познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия. Познавательные УУД предполагают умение учащегося формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами. Коммуникативные УУД – это владение всеми видами речевой деятельности, умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета. Регулятивные УУД представляют собой умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию. Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Предполагаемые изменения в системе образования школы - новая модель образовательного пространства школы, включающая организацию урочной и внеурочной деятельности в рамках системно-деятельностного подхода с опорой на государственный и социальный заказ.
Введение ФГОС второго поколения в РФ поставило перед учителями множество вопросов и проблем. Наиболее актуальная из нихпо каким учебникам будут учиться школьники в условиях реализации нового стандарта.
Изменились требования. Если раньше при изучении предмета предполагалось получение предметных результатов, то новый стандарт требует получение еще и личностных, и метапредметных результатов.
Также для учителя актуальна проблема -научиться видеть потенциальные возможности учебника в реализации требований стандарта и обеспечить их выполнение. Решение первой задачи требует от учителя экспертных навыков, а второйтехнологических.
Бесспорно,при внедрении новых стандартов школы должны оценить степень своей готовности к изменениям,апробировать их на практике,а затем проводить детальный мониторинг проделанной работы. И конечно же Для успешного внедрения новых образовательных стандартов нужны высококвалифицированные кадры, прошедшие специальную подготовку.
Поэтому, важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС является постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса.
В заключении хотелось бы отметить, что стандарты ФГОС второго поколения - одна из важнейших образовательных тем сегодня. Причём непосредственно внедрять новые ФГОС придётся всем нам. Чтобы работа по внедрению ФГОС прошла более плодотворно, необходимо, выработать механизм поэтапных действий по изменению или дополнению уже сложившейся в школе образовательной системы, чтобы привести её в соответствие с требованиями нового стандарта. Этот механизм должен включать определённую последовательность действий в рамках всей школы.
Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отличие от одаренного взрослого, ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.
Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Можно выделить три основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми: отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии; функционально - целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся; ориентация школы на "уравнивание" под "среднего" без прогноза на индивидуальное развитие.
Формы работы с одаренными детьми
На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться. Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную. Следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий. В работе с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности: принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.
Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов. В работе с одаренными детьми наиболее эффективными из современных педагогических технологий являются технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода. Эти технологии позволяют понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения, использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные виды деятельности. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. Хотелось бы подробнее рассмотреть метод проектов.
Метод проектов относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.
Психологические особенности одаренных детей.
Есть одаренные ребята, в которых удачно сочетаются высокий интеллект, творчество и скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение к людям. У одаренных ребят есть еще один стимул - побеждать. Хотя цена этих побед - долгая и трудная работа над собой. И здесь незаменима помощь учителей. «Технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!» - отмечает Крейг Барретт, и с этим невозможно не согласиться.
Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной, включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни. Кроме того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, а также придумывание ребенком своим, качественно новых идей.
Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей, что, как показывает опыт, возможно сделать уроках. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком доступным для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество.
В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».
Мы работали над реализацией следующих задач:
- использование личностно – ориентированных образовательных технологий в преподавании ИЗО ,
- развитие познавательной активности учащихся для успешного овладения материалом программы по предметам ИЗО.
Эти задачи реализовывались путем использования метода творческого проектирования ,личностно-ориентированного подхода при выполнении творческих работ на уроках ,а также во внеурочное время на занятиях в кружках («Волшебная кисть»,) .
Учащиеся под руководством учителя ИЗО принимали активное участие в конкурсах «Золотая хохлома», «Волшебство детских рук»..
Учащиеся заняли призовые места в международных,республиканских, городских конкурсах рисунков, плакатов , конкурсах рисунков на асфальте. Также мы учавствовали в республиканских научных конференциях.
ВЫВОДЫ:
1.Система дополнительного образования дает возможность каждому ребенку выбрать себе занятие по душе, позволяет создать условия для полной занятости учащихся, создает условия для углубленного изучения многих предметов.
2.Система дополнительного образования является серьезным звеном воспитательной работы школы.
3. Работа с учащимися в рамках дополнительного образования в школе выполняет важные воспитательные задачи: целенаправленно организовывает досуг учащихся, формирует творческую личность, создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, предупреждает асоциальное поведение.
5.Система дополнительного образования в школе способствует повышению творческого потенциала педагогических кадров, выявлению и распространению передового педагогического опыта.
Для успешной реализации ФГОС второго поколения необходимо:
1. Продолжить оснащение учебных кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с требованиями ФГОС.
2. Совершенствовать материальную базу.
3. Продолжить работу по формированию банка образовательных программ внеурочной деятельности, электронных ресурсов для обеспечения деятельности учителей начальных классов.
4. Обеспечить учителей информационно-методическими ресурсами в соответствии с планируемыми результатами освоения программ начального образования.
Список литературы:
1. Андреев В.И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества», Казань, 2007.
2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
3. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.
4. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года/ Научный редактор Л.П. Дуганова
15