«Условия организации обучения лыжной подготовке детей начальных классов в общеобразовательной школе»
План-проспект.
«Условия организации обучения лыжной подготовке детей начальных классов в общеобразовательной школе»
Выпускная квалификационная работа.
ОГЛАВЛЕНИЕ
стрВВЕДЕНИЕ……………………………………………………. …..........
Глава I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ.
Анатомо-физиологические особенности развития младших школьников………............................................................................
1.2 Психолого-педагогические особенности развития младших школьников………...........................................................................
1.3 Роль и значение лыжной подготовки в структуре ФВ…………......................................................................................
1.4 Основные средства и методы обучения младших школьников, лыжной подготовке на уроках по физической культур........
Выводы по главе 1 …………………………………………………
Глава 2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
2.1. Планирование учебной деятельности на основе рабочих программ нового поколения в общеобразовательной школе.
2.2 Основы организации обучения детей младшего школьного возраста на уроках по лыжной подготовке…………………..
2.3. Проведение и анализ уроков по лыжной подготовке в МБО СОШ №12. Г. Дзержинска…………………………………………….
2.4. Методические рекомендации для студентов, проходящих преддипломную практику и начинающим специалистам по проведению уроков по лыжной подготовке……………………………………...
Вывод по главе 2…………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
В нашей стране лыжный спорт, является одним из самых популярных видов спорта. Практика показывает, что человек любит то, в чем хорошо разбирается. На протяжении длительного времени, лично занимаясь лыжными гонками и показывая хорошие результаты, овладел знаниями о процессе становления технического и спортивного мастерства. Это послужило одним из условий выбора данной темы. Развитие интереса к лыжному спорту следует начинать с детского возраста. Дети младшего школьного возраста по своим психо-соматическим особенностям очень податливы для восприятия основной структуры движений. Основной особенностью является то, что занятия проводятся на свежем воздухе, оказывая закаливающий эффект. Лыжи являются средство физического воспитания для людей любого возраста, состояния здоровья и уровня физической подготовленности. Прогулки на лыжах на чистом морозном воздухе заметно повышают сопротивляемость организма к самым различным заболеваниям, положительно сказываются на умственной и физической работоспособности, доставляют положительное влияние на нервную систему.
Лыжные прогулки на природе с друзьями или с семьей воспитывают нравственные качества личности.
Во время занятий на лыжах успешно воспитываются важнейшие морально-волевые качества: смелость и настойчивость, дисциплинированность и трудолюбие, способность к перенесению любых трудностей, физическая выносливость, что особенно важно в подготовке юношей к службе в рядах Вооружённых Сил РФ. Лыжи имеют большое прикладное значение в быту и на различных работах в условиях длительной и снежной зимы в северных и восточных районах страны, где используются охотниками, геологами, связистами, лесниками. Главной особенностью, является то что уроки по лыжной подготовке в начальной школе не спаренные, как например в старшем и среднем звене а по времени один урок идёт 45 минут. Уроки проходят на учебной лыжне в школьном парке. В 1-х классах учащиеся, ещё только начинают осваивать лыжный спорт. Поэтому главной задачей в начальной школе будет, обучение ступающему шагу, скользящему шагу и элементарным ходам передвижения на лыжах.
От класса к классу учебные нормативы повышают требования к физической подготовленности учащихся за счет удлинения дистанций и сокращения времени их прохождения. Во 2-х классах дистанция для девочек и мальчиков составляет 1 км, в 6–8-х классах – 2 км, в 8–9-х классах – 3 км, в 10–11-х классах – для девушек – 3 км, для юношей – 5 км.Несмотря на то, что происходит постоянное совершенствование школьных программ, все изменения, внесенные в них, базируются на основных закономерностях обучения передвижению на лыжах; это относится не только к содержанию учебного материала по лыжной подготовке, но и к последовательности изучения способов передвижения на лыжах от 1-го до 11-го класса.
Проблема: При каких условиях организация уроков по лыжной подготовке с детьми младшего школьного возраста будет эффективна в общеобразовательной школе.
Объект исследования: уроки по лыжной подготовке в общеобразовательной школе с детьми младшего школьного возраста.
Предмет исследования: Предметом исследования является система уроков по лыжной подготовке в общеобразовательной школе, у детей младшего школьного возраста.
Цель - теоретические обоснование и разработка методических рекомендаций для повышения эффективности организации уроков по лыжной подготовке для школьников младших классов.
5. Гипотеза: Организация уроков по лыжной подготовке будет эффективна если:
- Учитываются анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста.
- Используются разнообразные формы, средства и методы обучения.
- Средства и методы подбираются с учетом физической подготовки занимающихся
- Используются учебные технологии с учётом образовательных стандартов.
6. Задачи:
1. Изучить анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности развития младших школьников.
2. Проанализировать роль и значение лыжной подготовки в структуре ФВ.
3.Выявить основные средства и методы, используемые при обучение младших школьников лыжной подготовке на урока по физической культуре.
4. Проанализировать планирование учебной работы по новым стандартам и основные условия организации уроков для детей младшего школьного возраста по лыжной подготовке в общеобразовательной школе.
5.Разработать и провести уроки по лыжной подготовке в МОУ СОШ №12. г. Дзержинск.
6. Составить методические рекомендации для студентов, проходящих преддипломную практику и начинающим специалистам по проведению уроков по лыжной подготовке.
7. Методы исследования:
Изучение и обобщение опыта работы преподавателей. Анализ учебно-методической литературы, беседа, наблюдение.
8. Характер:
Практический.
9. Литература:
Богданов Г.П. Лыжный спорт в школе. М.,1981.
Бутин И.М. Лыжный спорт. Учебник институтов для физкультуры.
М., 1999.
Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М., 2003. С. 328.
Венгера А.Л., Эльконина Д.Б..,. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 2006. С. 27,48.
Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А Младший школьник как субъект учебной деятельности. М., 2002. С. 14-19.
Давыдова В.В. Психическое развитие младших школьников. М., 1990.
Данилов М.А. Умственное воспитание. Сов. Педагогика. 2004. С. 70-86.
Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура». М., 2004. С. 101.
Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. М., 2007. С. 152.
Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся. М., 2008. С. 288.
Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 2001.С.200.
Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М., 2007. С. 151, 198.
Лях В.И. Комплексная программа по физическому воспитанию. М., 2003. С. 126.
Матвеева Э. Лыжный спорт. Учебник для средних физкультурных учебных заведений. М., 1975.
Матвеев Э.М. Лыжный спорт. Учебник для институтов физ. культуры. М., 2005. С. 12.
Молчанов В. И., Физиологические данные детского возраста. M.,
Осинцев В.В. Лыжная подготовка в школе 1-11 класс. Методическое пособие. М., 2001.С. 45-47.
Раменская Т. И. Лыжный век России. М., 1998.
Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе. Ростов на-дону., 2003. С. 256.
Шапошникова В. И. Многолетняя подготовка юных лыжников гонщиков. М., 1988.
Шишкина В. А. Какая физкультура нужна школьнику. М., 2000.
Глава I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО и ШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ.
Анатомо-физиологические особенности развития младших школьников.
Младший школьный возраст (от 7 до 11 - 12 лет). В этот период ежегодная прибавка в росте составляет в среднем 5 см, вес же увеличивается на 2 - 2,5 кг, а за весь период в среднем на 18 кг. Заметно увеличивается окружность грудной клетки (до 64 см) и меняется к лучшему её форма, становится более приспособленной к выполнению своей функции. Т. о., функция дыхания представляется потенциально улучшенной, однако ввиду слабости дыхательных мышц остаётся всё ещё несовершенной: дыхание младшего школьника относительно учащённо и поверхностно, в выдыхаемом воздухе только 2% углекислоты против 4% у взрослого человека. Масса сердца в отношении веса всего тела приближается к нормам взрослого: 4 г на 1 кг веса всего тела. Однако пульс остаётся учащённым - до 84 - 90 ударов в минуту против 70 - 72 у взрослого; поэтому снабжение всех тканей организма кровью почти в 2 раза больше, чем у взрослого (за счёт убыстрённого кругооборота крови). Сердце лучше справляется с этой работой (по сравнению с предыдущими и последующими возрастами), т. к. просвет артерий в младшем школьном возрасте относительно более широк. Вместе с тем сердце продолжает оставаться легко возбудимым, в его работе нередко наблюдается аритмия под влиянием различных, иногда даже незначительных, внешних влияний. Кровь содержит меньшее (по сравнению со взрослыми) количество гемоглобина (от 70 до 74% против 80% у взрослого). Мышцы у детей этого возраста ещё слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что может привести к плохой осанке. Правда, мышечная система у уч-ся нач. школы способна к интенсивному развитию, что находит своё выражение в увеличении, как объёма мышц, так и мышечной силы, но её развитие происходит не само по себе, а в связи с достаточным количеством движения и мышечной работы. Кости скелета, особенно позвоночника, также отличаются слабостью и большой податливостью внешним воздействиям.
Поэтому у младших школьников нередко наблюдается искривление позвоночника, что в свою очередь приводит к задержке развития грудной клетки, к стойким нарушениям работы сердца и лёгких, к уменьшению жизненной ёмкости последних. Всё это указывает на то, что организм младшего школьника ещё не приспособлен к условиям статич. положения при уч. занятиях в школе. Поэтому для младших школьников так важны и необходимы повседневные систематич. физич. упражнения. В младшем школьном возрасте (к 8 - 9 годам) заканчивается анатомич. формирование структуры головного мозга. Однако в функциональном отношении Мозг ещё слабо развит. Его развитие совершается под влиянием и в связи с уч. занятиями в школе, которые требуют длительного напряжения внимания, сосредоточенной умственной работы, заучивания и удерживания в памяти уч. материала, подчинения всей работы и поведения установленному в школе режиму и правилам дисциплины. В связи с этим происходит усиление процессов возбуждения и торможения, улучшаются процессы дифференцировки; постепенно ещё более возрастает роль второй сигнальной системы, хотя первая сигнальная система на протяжении всего возраста сохраняет свое весьма важное значение, что требует правильного применения наглядных методов обучения.
К 6-7 годам возрастает подвижность нервных процессов, отмечается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения, хотя процессы возбуждения превалируют (что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная эмоциональная возбудимость и т.п.). Социальное развитие во многом определяет успешность и длительность социально-психологической адаптации ребенка в школе. Несформированность навыков социального общения может затруднить адаптацию, но не является препятствием к обучению, если учитель будет знать об особенностях социального развития ребенка, учтет их, будет спокоен, доброжелателен и тактичен.
1.2. Психолого-педагогические особенности развития младших школьников
Какой же он, младший школьник, которому предстоит сложный путь изучения нового под руководством педагога, чей интерес к обучению предстоит пробудить педагогу?
Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях. Эти границы могут быть условно определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения.
Поступление ребенка в школу ставит перед учреждением целый ряд задач в период работы с младшими школьниками:
выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения;
по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации;
спланировать стратегию и тактику обучения будущего школьника с учетом его индивидуальных возможностей .Решение этих задач требует глубокой проработки психологических особенностей современных школьников, которые приходят в школу с разным «багажом», представляющим совокупность психологических новообразований предыдущего возрастного этапа – дошкольного детства.
Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста наполняется специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью. Хотелось бы отметить, что еще Л.С. Выготский выделял следующие типы ведущей деятельности:(1)
младенцы – непосредственно эмоциональное общение;
раннее детство – манипулятивная деятельность;
дошкольники – игровая деятельность;
младшие школьники – учебная деятельность;
подростки – социально признаваемая и социально одобряемая деятельность;
старшеклассники – учебно-профессиональная деятельность [1, 328].
Поступление в школу коренным образом меняет характер жизни ребёнка. С первых дней обучения в школе возникает главное противоречие - между постоянно растущими требованиями, которые предъявляются к личности ребёнка, его вниманию, памяти, мышлению, речи, и наличным уровнем развития. Это противоречие является движущей силой развития у младшего школьника. По мере возрастания требований уровень психического развития подтягивается до их уровня.
Младший школьный возраст – качественно своеобразный этап развития ребёнка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной – согласно периодизации Д.Б. Эльконина), сменяющей в этом качестве игровую деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте. Включение ребёнка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций .Вначале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям.
Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их.
Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.
Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью
Наиболее характерная черта восприятия этих учащихся – его малая дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста – тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-тоизменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия.
Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.
Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала .
Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.
Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.
Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.
1.3. Роль и значение лыжной подготовки в структуре ФВ
Лыжный спорт в районах со снежной зимой — один из основных и наиболее массовых видов спорта. Он включен в программы физического воспитания средних школ, профессионально-технических училищ, техникумов, вузов.
Оздоровительное значение лыжного спорта заключается в благотворной обстановке занятий, вовлечении в динамическую, разностороннюю работу при передвижении на лыжах всех основных групп мышц, активной деятельности органов дыхания и кровообращения, протекающей в благоприятной обстановке, возможности легко регулировать нагрузку.
Ходьба на лыжах доступна людям любого возраста. Это прекрасное средство отдыха. Лыжные прогулки на свежем воздухе оказывают положительное влияние на нервную систему, снижают утомление.
Существенно и образовательное значение лыжного спорта. В процессе занятий лыжник приобретает новые знания, умения и навыки, связанные с техникой передвижения на лыжах, закономерностями тренировки, гигиеной и т. д.
В тренировках и соревнованиях развиваются физические качества — выносливость, сила, ловкость, быстрота, координация движений, воспитываются смелость, настойчивость и другие психологические качества.
В нашей стране он широко распространен в городах и в сельской местности. В северных районах лыжи используются в быту и в труде.
Вместе с другими видами лыжный спорт является важным средством всесторонней физической подготовки и развития гармоничной личности.
Лыжный, спорт объединяет несколько самостоятельных видов: гонки, прыжки на лыжах с трамплина, лыжное двоеборье, биатлон, горные лыжи (слалом, слалом-гигант, скоростной спуск, спуск на скорость, горно-лыжные многоборья).
Виды лыжного спорта включают отдельные способы передвижения на лыжах и отдельные приемы техники (табл. 1). Систематизация сложившихся в спортивной практике видов лыжного спорта, способов передвижения на лыжах и отдельных приемов техники, а также деление их на группы позволяет:
представить, из чего складываются виды лыжного спорта;
определить взаимосвязь различных упражнений;
облегчить овладение классификацией;
изложить способы передвижения на лыжах в стройном порядке.
Основным признаком распределения способов передвижения на лыжах по различным группам являются его назначение и форма выполнения движений.
Единая терминология позволяет без разноречивых толкований разрабатывать учебные руководства, программы, различные методические материалы и облегчает процесс обучения и тренировки.
Уроки лыжной подготовки в начальной школе имеют очень большое значение: в это время изучаются основы техники передвижения на лыжах, и от того, как будет построен процесс обучения в это время, во многом зависит успешное проведение всех уроков лыжной подготовки в школе.
В начальной школе эти уроки проводятся 2 раза в неделю по 45 мин., сдваивать их запрещается. Два урока очень хорошо способствуют повышению общей работоспособности детей школьного возраста. В 1-м классе на этих уроках необходимо научить школьников правилам обращения с лыжным инвентарем, дать им первые теоретические знания по гигиене занятий на лыжах, пройти с ними «школу лыжника», освоить программный материал, укрепить здоровье и повысить общую работоспособность, чтобы каждый школьник смог пройти на лыжах в медленном темпе 2–3 км.
Лыжная подготовка в 1-м классе начинается с вводного урока, первая часть которого отводится на беседу (10–15 мин.). Большое значение для обеспечения высокой эффективности урока имеет умение детей обращаться с лыжным инвентарем. Учитель показывает школьникам, как пользоваться жесткими и мягкими креплениями, как аккуратно вставить ботинок в крепление, чтобы шипы точно вошли в отверстие, как застегнуть дужку, отрегулировать длину ремня и т.д. Необходимо объяснить и показать, как держать палки: кисть продевается снизу и опирается на петлю, палка удерживается в основном тремя пальцами: большим, указательным и средним.
Не следует весь вводный урок занимать беседой и обучением в зале – оставшуюся часть можно использовать для прогулки на лыжах. На основании своих наблюдений учитель сразу должен распределить школьников на подгруппы в зависимости от уровня их физической подготовленности, степени владения техникой передвижения на лыжах и общей координации движений.
В 1–2-м классах школьники изучают следующие способы передвижения на лыжах:
управление лыжами при поворотах на месте;
передвижение ступающим и скользящим шагом;
преодоление небольших подъемов и спуск с пологих склонов;
поворот переступанием в движении (2-й класс).
Для того чтобы успешно решить поставленные задачи, все школьники, независимо от уровня владения лыжами и умения на них передвигаться, должны пройти «школу лыжника»: освоить систему подводящих упражнений, в том числе ступающий шаг. После этого переходят к освоению скользящего шага. Следует обратить внимание на правильное положение туловища.
В 1-м классе школьники осваивают основные элементы скользящего шага, во 2-м классе ставится задача его освоения, в 3–4-х классах продолжается дальнейшее совершенствование навыка передвижения скользящим шагом.
При совершенствовании техники скользящего шага основное внимание обращается на направление отталкивания ногой вдоль линии бедра туловища и на энергичный мах ногой при выносе ее вперед. Ноги при этом не следует сильно сгибать в коленях. В 1-м классе, помимо обучения скользящему шагу, необходимо научить школьников подниматься на пологий подъем и спускаться с небольших уклонов.
В начальной школе учащиеся должны освоить спуск в низкой стойке, поворот переступающим шагом в движении, а также торможение упором и «плугом». Поворот переступающим шагом в движении – один из самых распространенных при спуске со склонно
в по пологой дуге.
1.4. Основные средства и методы обучения младших школьников, лыжной подготовке на уроках по физической культуре.
Для обучения детей ходьбе на лыжах необходимо правильно подобрать лыжи, палки, обувь и одежду.
Длина лыж определяется в соответствии с ростом и весом (массой) занимающихся. Самый простой способ подбора лыж по росту (как деревянных, так и пластиковых) заключается в следующем: лыжи сложить вместе, поставить вертикально и поднять вверх руку. Если концы носовой части лыж находятся на уровне запястья, то длина лыж соответствует росту лыжника. Длина лыж для передвижения коньковыми способами должна быть на 10-20 см меньше; носовой загиб должен быть короче.
Для малышей высота лыжи должна быть до локтя. Для младших школьников - по поднятой вверх руке. Если поставить лыжу вертикально возле ноги, то он должен достать ладонью вытянутой вверх руки носок лыжи, а верхний край палки должен доходить до подмышечной впадины.
Лыжи подходят как деревянные, так и пластиковые. При выборе лыж следует учитывать, что пластиковые лыжи прочнее и легче деревянных (пара лыж весит 1,2-1,5 кг); они более упруги и износоустойчивы, лучше скользят; желобок на скользящей поверхности имеет полукруглую форму. Особенно удобны пластиковые лыжи с чешуйчатой скользящей поверхностью: они не требуют смазки при изменении погоды.
Одежда для занятий может быть разной, но отвечающей следующим требованиям: должна защищать от холода и ветра, быть теплой, легкой удобной и не стеснять движений во время ходьбы на лыжах и не способствующей перегреванию ребенка. Лучше всего для этого использовать лыжный костюм, поддевая в прохладную погоду шерстяной свитер. Рукавички не должны промокать. Шапочка – шерстяная.
Для удобства хранения и переноски, лыжи должны быть обязательно скреплены!
После занятий лыжи чистят от снега и насухо вытирают тряпкой. Внимательно проверяют состояние лыж, палок, ботинок.
В учебной работе по лыжному спорту и лыжной подготовке в школе для решения задач обучения используется целый ряд методов и методических приемов, которые объединены в три большие группы: словесные методы, методы наглядного воздействия, практические методы. Словесные методы. При сообщении теоретических знаний и в обучении способам передвижения на лыжах широко используются различные методы слова: рассказ, описание, объяснение, беседа, разбор, задание, указание, подсчет и команда. Все эти методы применяются с целью создания у школьников ясного представления о форме движений, для раскрытия их характера (содержания) при показе упражнений и помощи ученику в исправлении ошибок.во время непосредственного выполнения какого-либо хода в целом или в его отдельных деталях. Кроме этого, учитель в конце занятий проводит разбор техники, подводит итоги, дает оценку действий и поведения учеников, обсуждает ход обучения и решения задач. Важную роль в понимании техники ходов и ее освоении играют указание, команда или подсчет именно в момент приложения усилий при отталкивании или начале этих движений и т.п. Например, при изучении согласованности движений в попеременном четы-рехшажном ходе движения руками могут быть выполнены под команды «Вынос-вынос!», «Толчок-толчок!» Учитывая специфические условия, в которых происходит обучение в лыжном спорте (ветер, низкие температуры, мокрый снег и др.), учитель должен до минимума сократить время объяснения (как, впрочем, и показа) упражнения или хода в целом. Затем он максимально кратко объясняет ход и приступает к его практическому освоению. Возможно, что если показ и рассказ не обеспечили полного и правильного понимания движения, то объяснение деталей техники продолжается в процессе движения на лыжне. В этом случае объяснение может быть направлено только на часть учеников, не освоивших данный элемент хода. При использовании словесных методов обучения учитель должен всегда пользоваться единой и общепринятой в лыжном спорте терминологией. Все применяемые термины должны отражать основу данного элемента хода, быть краткими, точными и понятными ученикам. Речь учителя всегда должна быть литературно правильной и достаточно громкой с учетом специфики лыжного спорта. Все словесные методы кажутся довольно близкими, но каждый имеет свое содержание и специфику использования. Так, описание создает у юных лыжников чаще всего представление о форме хода в целом, а объяснение является важным приемом для уточнения деталей хода, взаимодействия сил. Ученики в этом случае всегда должны получить ответ на вопрос: «Почему этот элемент хода выполняется именно так?» Подобные различия имеются и между командой и указанием и т.д. Задание как метод обучения тоже имеет свою специфику. Учитель может дать индивидуальное задание одному или группе учеников по повторению и совершенствованию какого-либо хода на уроке. В то же время может быть дано домашнее задание как всему классу, так и индивидуально отдельным учащимся. Методы наглядного воздействия. На уроках лыжной подготовки в школе из этой группы в основном используется метод показа всего способа передвижения в целом или отдельных его деталей. Показ всегда должен быть образцовым по форме и характеру движений, с необходимой скоростью, силой, амплитудой и расслабленностью движений. Ни в коем случае недопустим неточный, небрежный показ, так как ученики могут принять его за образец. Из практики работы по лыжному спорту известно, что ученики порой точно копируют учителя или тренера, его манеру выполнения хода в целом или отдельных деталей, в том числе индивидуальные особенности и даже возможные ошибки. Все это требует от учителя постоянной работы по совершенствованию своей техники передвижения на лыжах. Расположение класса, группы к плоскости показа имеет большое значение для восприятия деталей хода. Обычно ход показывают в профиль, значительно реже спереди (когда, например, необходимо показать перенос массы с лыжи на лыжу). При показе поворота, если позволяет профиль склона, можно разместить группу не только сбоку спуска, но и внутри дуги поворота. Показ ошибок и «как не следует делать» допустим в том случае, если ученики в состоянии анализировать детали хода, спокойно, критически и заинтересованно относятся к изучению хода, спуска или поворота. Совершенно недопустимы копирование ошибок учеников и передразнивание манеры исполнения. При показе обычно демонстрируют весь способ передвижения в целом, затем, если это позволяет техника, - по частям, а потом -вновь в целом. Выполнение поворота или хода на высокой скорости порой затрудняет восприятие школьниками отдельных его деталей. Учитель, если это возможно, должен показать способ передвижения в замедленном темпе. Такой замедленный показ допускается только как временный методический прием для создания у школьников более быстрого и лучшего представления о характере движений. Перед уроком или на вводных уроках по лыжной подготовке возможно применение и других методов наглядного воздействия -демонстрации рисунков (отдельных поз и положений в цикле хода), кинограмм движения в целом, фрагментов кинофильмов по технике лыжных ходов. Хороший эффект дают рисунки мелом на доске в сопровождении объяснения отдельных движений в цикле хода. Главное при этом - точность рисунка и краткость, ясность даваемых пояснений. Вполне естественно, что учитель не всегда сможет изобразить всю фигуру лыжника, но в этом нет необходимости. Важно не загромождать рисунок деталями, а выполнять его отдельными штрихами. Последовательность в выполнении рисунков создает у учеников запоминающееся представление об очередности отдельных фаз движений. При показе движений на лыжне или при демонстрации кино-грамм очень важно приучить школьников активно воспринимать показ, как бы мысленно воспроизводить все движения в цикле хода вслед за учителем. Но в этом случае движения должны восприниматься и мысленно повторяться в целом, не задерживая внимание на деталях. Помимо этого, в лыжном спорте возможно применение технических средств обучения с использованием звуковой и световой сигнализации и строчной зрительной информации о начале или окончании движения, цикла хода, устройства, задающего темп движений. Такие приборы разработаны и могут применяться при обучении юных лыжников в ДЮСШ. Нет необходимости в большом количестве таких устройств, их можно поочередно использовать при работе с юными лыжниками, допускающими ошибки или недостаточно быстро осваивающими какие-либо детали хода.
Практические методы. Словесные и наглядные методы дают учащимся только представление об изучаемом способе передвижения на лыжах, практические методы позволяют полученные представления перенести на непосредственное практическое освоение движений. Основная цель этих методов - воспитать и закрепить у школьников умения и навыки, необходимые для передвижения на лыжах в разнообразных условиях. При обучении в лыжном спорте применяются две основные разновидности практического метода: целостного разучивания упражнения и расчлененного (по частям) разучивания. Эти методы тесно связаны между собой и взаимодополняют друг друга. В процессе совершенствования техники способов передвижения на лыжах (один из этапов обучения) применяются игровые и соревновательные методы выполнения упражнений. Метод целостного разучивания упражнений наиболее распространен в лыжном спорте. Этот метод с большим успехом используется для изучения любых способов передвижения на лыжах (от простых до самых сложных) - ходов, спусков, поворотов в движении и др. Большое значение при обучении и совершенствовании техники способов передвижения на лыжах имеет выполнение движений под команду учителя. Он может передвигаться по параллельной лыжне и подавать команды в момент начала какой-либо фазы или элемента движения. Например, можно фиксировать внимание школьников на деталях техники хода («Вынос!», «Толчок!», «Подсед!»), поворота («Бросок!» - туловища, «Перенос!» - массы тела) или на характере усилий («Быстро!», «Рывок!», «Легко!», «Сильнее!») Очень важно выполнение хода без излишнего напряжения - этого тоже можно добиться, своевременно подавая команды или указания, обращая внимание на сильные и слабые элементы движения, подчеркивая моменты расслабления. Как методический прием можно использовать и выполнение движений под личные команды или подсчет самим занимающимся. Вместе с тем школьник, «подсказывающий» себе моменты, фазы и прочее, должен предварительно хорошо изучить теорию данного хода. Можно практиковать передвижение по лыжне за учеником, хорошо владеющим техникой хода, копируя его, тем самым сопоставляя свои и его движения, добиваясь совершенствования техники. Для овладения расслаблением помимо обычного изучения техники целесообразно применять передвижение с частой сменой темпа, чередуя участки с максимальной и умеренной интенсивностью. С этой же целью используют и передвижение в затрудненных условиях (по глубокому снегу без лыжни или по очень мягкой ненакатанной лыжне) с последующим выходом на хорошо подготовленный участок. В этом случае выход на твердую лыжню позволит переключиться на выполнение движений с большей легкостью, без излишнего напряжения.
Подводящие упражнения. Больше всего применяются при начальном обучении, а имитационные - как в начале, так и при совершенствовании техники. Необходимо использовать такие подводящие упражнения, которые сходны по структуре и характеру нервно-мышечных напряжений с элементами хода или поворота. К каждому способу передвижения на лыжах может быть создана система подводящих упражнений, которая базируется на таком явлении, как положительный перенос навыков. Подбор упражнений, характер расчленения должны определяться учителем и тренером в зависимости от индивидуальных условий и особенностей каждого ученика (группы). Длительность применения зависит отсложности и значения элемента хода, а также от уровня подготовленности юных лыжников. Длительное и безграмотное применение подводящих упражнений, их неверный подбор (отрицательный перенос навыка) могут принести больше вреда, чем пользы, и надолго затянуть процесс обучения. В процессе обучения и совершенствования техники способов передвижения у школьников, особенно в младшем возрасте, целесообразно шире использовать игровой и соревновательный методы в виде игр и игровых заданий. При изучении техники передвижения на лыжах все перечисленные методы и множество методических приемов имеют большое значение в построении процесса обучения. Ни один из методов не является универсальным, и их сочетание во многом влияет на качество учебного процесса по лыжной подготовке и лыжному спорту. Словесные методы и методы наглядного воздействия взаимно дополняют и уточняют друг друга. Они могут сочетаться в уроке в различных вариантах. Их соотношение во многом определяется возрастом и подготовленностью учеников. В младших классах метод показа применяется более широко, а объяснение только дополняет его. Объяснение в этом возрасте не должно носить углубленного характера, а быть достаточно образным, простым и доходчивым. Средства.
Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств: 1) физические упражнения; 2) оздоровительные силы природы; 3) гигиенические факторы. Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами — оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплексное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Глава II. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
2.1 Планирование учебной деятельности на основе рабочих программ нового поколения в общеобразовательной школе.
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа составлена на основе «Примерных программ начального общего образования». В 2 ч., М: Просвещение; «Школа России». Концепция и программы для начальных классов». В 2 ч., М: Просвещение; «Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа», М: Баласс.
Цель и задачи программы:
- формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха;
- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;
- выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
- формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Содержание программы представлено следующими разделами: собственно содержание курса физической культуры в начальной школе, планируемые результаты освоения программы, тематическое планирование.
В соответствии с учебным планом школы на 2013-2014 уч. год на изучение данной программы выделено: 99 ч. (1 кл.), 102 ч. (2-4 кл.).
№ Разделы и темы Количество часов (уроков) Класс 1 2 3 4
Базовая часть 66 68 68 68
1 Знания о физической культуре 3 3 3 3
2 Способы физкультурной деятельности 3 3 3 3
3 Физическое совершенствование:
гимнастика с основами акробатики
легкая атлетика
лыжные гонки
подвижные игры
общеразвивающие упражнения (в содержании соответствующих разделов программы) 16
14
12
18 18
16
12
16 16
16
16
14 16
16
16
14
Вариативная часть
(время на освоение отдельных видов программного материала пропорционально увеличивается) 33 34 34 34
Содержание учебной программы.
1 класс.
Знания о физической культуре
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Возникновение физической культуры у древних людей. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека. Режим дня и личная гигиена.
Способы физкультурной деятельности
Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки. Подвижные игры во время прогулок: правила организации и проведения игр, выбор одежды и инвентаря. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища.
Физическое совершенствование
Организующие команды и приёмы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!»; переноска лыж на плече и под рукой; передвижение в колонне с лыжами.
Передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом. Повороты переступанием на месте. Спуски в основной стойке. Подъёмы ступающим и скользящим шагом. Торможение падением.
2 класс
Знания о физической культуре
Возникновение первых спортивных соревнований. Появление мяча, упражнений и игр с мячом. История зарождения древних Олимпийских игр. Физические упражнения, их отличие от естественных движений. Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Закаливание организма (обтирание).
Способы физкультурной деятельности
Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур; выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры и занятия физическими упражнениями во время прогулок. Измерение длины и массы тела.
Физическое совершенствование
Передвижение на лыжах: попеременный двухшажный ход. Спуски в основной стойке. Подъем « лесенкой». Торможение «плугом».
3 класс.
Знания о физической культур
Физическая культура у народов Древней Руси. Связь физических упражнений с трудовой деятельностью. Виды физических упражнений (подводящие, общеразвивающие, соревновательные). Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол. Физическая нагрузка и ее влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание организма (обливание, душ).
Способы физкультурной деятельности
Освоение комплексов общеразвивающих физических упражнений для развития основных физических качеств. Освоение подводящих упражнений для закрепления и совершенствования двигательных действий игры в футбол, волейбол, баскетбол. Развитие выносливости во время лыжных прогулок. Измерение частоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений. Проведение элементарных соревнований.
Физическое совершенствование
Передвижение на лыжах: одновременный двухшажный ход, чередование одновременного двухшажного с попеременным двухшажным. Повороты переступанием.
4 класс
Знания о физической культуре
История развития физической культуры в России в XVII – XIX вв., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии. Физическая подготовка и ее связь с развитием систем дыхания и кровообращения. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины отягощения. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Закаливание организма (воздушные и солнечные ванны, купание в естественных водоемах).
Способы физкультурной деятельности
Простейшие наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовкой. Определение нагрузки во время выполнения утренней гимнастики по показателям частоты сердечных сокращений. Составление акробатических и гимнастических комбинаций из разученных упражнений. Проведение игр в футбол и баскетбол по упрощенным правилам. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.
Физическое совершенствование
Передвижения на лыжах: одновременный одношажный ход: чередование изученных ходов во время передвижения по дистанции.