Социально-учебный творческий проект «Волга-матушка»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Городищенская средняя общеобразовательная школа №1»
Городищенского района Волгоградской области


Направление:
Науки о природе и экологии.




Социально-учебный творческий проект
«Волга-матушка»

Авторы проекта:
Серкова Полина
ученица 1 «А» класса
МБОУ ГСОШ №1
руководители проекта:
Гордиенко Светлана Григорьевна,
Серкова Евгения Юрьевна

Городище 2013г.

Постановка проблемы

Волга считается одной из крупнейших рек мира и собой большой рекой в Европе. О проблемах Волги в последние годы говорят очень много. Одна из приоритетных проблем – потребительское отношение к великому источнику, который в восприятии русской народности играет ключевую роль. Волга – это образный идеал, который можно считать стержнем и корнем всего русского народа. Волга – кормилица, труженица. Чуть больше полувека назад вода из этой реки считалась питьевой. Сегодня она внесена в «черный список» самых грязных водоемов России. Отсутствие экологической культуры может привести к тому, что река окажется на грани экологической катастрофы.


Введение
Чтобы изменить свое отношение к окружающей среде, необходимо правильное экологическое воспитание. Составные экологической культуры личности школьника – это знания о природе и их экологической направленности. Необходимо иметь четкую систему знаний о реке Волге, но и ставить задачи конкретной помощи Волге, которые решаются самостоятельным путем, коллективно с группой, и с семьей. Личностное, творческое осмысление данных представлений каждым ребенком обеспечивает понимание необходимости экологически правильного отношения к природе, и к реке в частности.


Цель проекта: на примере географических, исторических сведений, песен, стихов, загадок рассказать о том, какое значение в жизни человека имеет река Волга, и почему она нуждается в бережном к ней отношении.

Задачи проекта:

познакомиться с литературой по данной теме;
проанализировать ситуацию прошлого и ситуацию настоящего на различных примерах, предложить свои варианты составления экологического равновесия;
повлиять на формирование экологической культуры.

Гипотеза: Нуждается ли Волга-матушка в нашей помощи?

Этапы работы над проектом

В ходе работы над данным социально-учебным исследовательским проектом были пройдены следующие этапы:

изучение литературы;
анкетирование;
сопоставление ситуаций из жизни и из литературы, музыки;
анализ полученных результатов;
защита своего проекта.

















Содержание проекта.

ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВОЛГЕ?



В мире много прекрасных мест, которые очень хочется посетить. Но что может быть краше и милее родных и близких сердцу мест? Россия так богата природными чудесами, пожалуй, как ни одна страна в мире. Одно из истинно русских природных чудес  - великая река Волга. Одна из самых больших и красивых рек в Европе, она особенно любима русским народом. Волга-матушка – так ласково ее называют не только в России. «Каждая страна имеет свою национальную реку. Россия имеет Волгу – самую большую реку в Европе, царицу наших рек, – и я поспешил поклониться ее величеству реке Волге!» – так писал о великой русской реке Александр Дюма. И она действительно царица рек. Мощь и величие, сказочная красота окружающей природы и богатейшая история прославили Волгу на весь мир еще в самые древние времена.
Длина Волги - 3530 км (до постройки водохранилищ  3690 км), площадь её водосборного бассейна  1 361 000 кмІ. На Волге расположены четыре города-миллионника: Нижний Новгород, Казань, Самара и Волгоград.
Во II веке греческий ученый Клавдий Птолемей в своем труде «География» писал о великой реке, которую он назвал РА. Это и была наша Волга. Птолемей жил в далекой Александрии, но и туда дошла слава о русской реке.


У САМОГО ИСТОКА




ОКНО ВОДЫ
А было так: часовня на болотце И окающий говор знатока. Отсюда Волга-матушка берется, Великая российская река. Окно воды – само себе начало, И наши лица виделись в воде. О, если есть божественность начала, То здесь оно, бесспорно, как нигде. Да, только здесь, где как глазищи совьи, Глядят кувшинки в годы и века, И Волга начинается в часовне Едва приметным пульсом родника

Исток Волги знали давно, хотя научно географы подтвердили это только в конце XIX века. На Валдайской возвышенности в Тверской области у деревни Волговерховье из небольшого болотца, окруженного лесом, вытекает маленький ручеек. Это и есть исток нашей великой реки Волги Над истоком стоит маленькая часовенка. Ключ, который хранится в этой часовне, является ключом от Волги. Маленький ручеек! Вода немного коричневая. Она не течет, а сочится из мхов от подножия невысоких березок, ив, ольхи и болотной травы. Странно называть Волгой ключик, который можно перешагнуть. Над этим ручейком порхают трясогузки, сюда заплывают самые смелые щурята. Это начало Волги, ее исток. Дальше Волга принимает первые притоки, такие же крохотные ручьи, как она сама, и проходит первое озеро – Малый Верхит. Ширина ее увеличивается на несколько сантиметров, для переправы здесь одного обыкновенного шага недостаточно, а требуется сделать прыжок. Еще километр – все тот же густой, непроходимый лес, еще новое озеро, новые ручейки-притоки, и Волга становится уже речкой шириной в 10–12 шагов и глубиной по колени. Здесь переброшен через нее первый мостик, и впервые встречаются места, не лишенные живописности. Во всю ширину глубокой и узкой долины над темной рекой протянулись с одного берега на другой, точно длинные руки каких-то великанов, густые лапчатые ветви высоких елей; огромные стволы, поваленные временем или бурей, лежат поперек реки, выставляя во все стороны свои оголенные сучья; местами кудрявая рябина смотрится в зеркало речки, отражая в ней свои красивые резные листья, или молодая черемуха, низко наклонясь над водой, купает в ней свои ветви, весной усыпанные пушистыми кистями цветов изливающих сильный аромат.










ВОЛГА И ИСТОРИЯ




«Слово о Волге» О, как ты сердцу дорога, текущая сквозь годы! Возвышенные берега. Взволнованные воды. Величие твоих трудов – судьбы твоей основа. Бессмертье старых городов. И вдохновенье новых. И сквозь столетья – светлый путь. И ярость грозных споров. И гибель тех, кто посягнуть посмел на синь просторов. И тишина. И гул работ, и песня вдаль идущих. И синих плесов поворот и сиянью дней грядущих. Вольна, безбрежно широка, несешь бессонно грузы, как бы в грядущие века распахивая шлюзы.
(Я. Белинский).

А история Волги действительно богата великими событиями и великими именами, творившими историю всей Великой Руси.
В XIII-XIV веках монголо-татарские войска шли на Русь через Волгу. Царь Иван Грозный в 1552 году после взятия Казани присоединил ее к своему царству Московскому. В 1611 году в Нижнем Новгороде купец Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский начали собирать ополчение для освобождения Москвы от поляков.
Здесь, на одном из волжских утесов казачий атаман Степан Разин «думу думал» о том, как русскому народу волю дать. Сейчас этот утес носит название «Утес Степана Разина» В 1722 году императором российским Петром I лично был заложен порт в Астрахани в дельте реки Волги.
Восстание Емельяна Пугачева закончилось поражением под городом Царицыном (Волгоград) в 1774 году.
И конечно великая Сталинградская битва, переломившая ход всей Второй мировой войны – это тоже часть истории реки Волги.











ВОЛГА В ТВОРЧЕСТВЕ

Нашу великую реку Волгу воспевали в песнях, прославляли в стихах. Ее значимость оценивалась веками. О реке сложены не только рифмы, но даже загадки и пословицы.
Загадка:
Самая большая российская река.  Не Енисей, не Кама и даже не Ока. Зовут ее все матушкой, А в прошлые века Там бурлаки-ребятушки, Чья участь нелегка, Тащили баржи с грузами: Огромными арбузами, Специями, тканями Речку ту узнали вы?

Пословицы:
Волга – добрая лошадка, все свезет.
Волга всем рекам мать.
Не проплывешь Волгу – Родину не увидишь.
Волгу переплывет тот, кто опирается на народ.
Волга – плыть долго.
Нечем платить долгу – ехать на Волгу.
Толокном Волгу не замесишь.
На словах - Волгу переплывет, а на деле – ни через лужу.
Просит осетр дождя, в Волге лежа.

Песня о Волге:
Ты скажи, скажи,
Волга-матушка
Из каких глубин начинаешься
Полноводная величавая
Где в красу свою наряжаешься
Полноводная величавая
Где в красу свою наряжаешься
Выйду солнышком к берегам твоим
Загляну в волну говорливую
Запоет душа песню звонкую
Песню звонкую песнь счастливую
Про твои луга про твои леса
Что вспоила ты нам на счастие
Волга вольная я люблю тебя
И в погожий день и в ненастие
Ты скажи скажи
Волга-матушка
Из каких глубин начинаешься
Полноводная величавая
Где в красу свою наряжаешься
Полноводная величавая
Где в красу свою наряжаешься












Волга – река-труженица

Давайте проанализируем, какую работу выполняет Волга-матушка, на берегах которой находится наш замечательный город Волгоград?
-Волга – река-труженица. Волга и ее притоки многие столетия служат удобным транспортным путем. Волжский путь сближает стоящие на реке города, способствует развитию экономических связей.
-Волгу перегородили гигантские плотины нескольких ГЭС. Благодаря этому образовалось несколько водохранилищ: Куйбышевское, Волгоградское, Саратовское, Рыбинское и другие. Энергия Волги идет в Москву, на Урал и в другие места.
-По Волге сплавляют лес, перевозят нефть.
-По берегам ведутся разработки песка.
-Волга дает много рыбы.
-В дельте реки находится знаменитый Астраханский заповедник.
А еще на берегах Волги любят отдыхать люди.





Чтобы узнать, как отдыхают на Волге мои одноклассники, мы провели анкетирование, в котором приняли участие 27 моих одноклассников. .

ВОПРОСЫ
ДА
НЕТ

Любите ли вы отдыхать на Волге?
27
-

Чисто ли на берегах реки?
6
21

Берете ли вы с собой еду?
27
-

Убираете за собой мусор?
24
3

Можно ли разводить на берегу костер?
10
17



На реке, озере любят отдыхать все. Но не все знают, как правильно себя вести, как сделать так, чтобы речка не обиделась, чтобы она осталась чистой и любила детей и взрослых.





ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРОБЛЕМАХ ВОЛГИ?


Какие экологические проблемы для Волги сегодня являются главными? Развивая на берегах Волги и её бассейне гигантское хозяйство, мы не думали: а выдержит ли такую нагрузку экологическая система бассейна Волги? Всё ли мы сделали для того, чтобы сберечь великое национальное достояние – Волгу – матушку с её красотой и природными богатствами?
В настоящее время Волга из проточной реки превратилась в цепь слабо проточных водохранилищ, где всё её физические, химические и биологические свойства изменились коренным образом. Во всёй гидрографической системе Волги водообмен уменьшился в 12 раз. Из названных 150 тысяч притоков реки исчезло более 30 %. Большинство истоков речек, ручьёв, родников забиты, загрязнены, утрамбованы, обезлесены, разрыты, осушены, часто используются для промышленной и гражданской застройки, складов горючего и ядохимикатов, стоянок скота. Всё это привело к резкому ухудшению качества воды. Самоочищаемость Волги , которая ещё в пятидесятые годы считалась питьевой водой, снизилась в десятки раз и она  стала на большом протяжении антисанитарным водоёмом. В ней обнаружено более миллиона химических веществ, многое из которых токсичны. Донные и взвешенные на носы, поступающие с бассейна и ранее удобрявшие пойменные и заливные земли, на 90 % задерживаются в водохранилищах и откладываются на их днищах, загрязняя воду и теряясь безвозвратно. Туда же идут и те 300 миллионов тонн земли, которая ежегодно обрушивается с берегов в волжскую воду, так что мутность её в прибрежной зоне в непогоду достигает 10 тысяч миллиграммов в одном литре.




Экологическая сказка о реке, которую очень обидели люди
Реченька Жила-была речка. Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. – Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада, – говорила Речка. И однажды к ней в гости пришли мама, папа и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать, загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много рыбы. Мама нарвала букет белых кувшинок, но они быстро увяли, и пришлось их выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у них внутри. Потом он поймал лягушку и убил ее, потому что не любил лягушек. И еще он раздавил большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, пап выбросил пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумагу. Она любила чистоту и не терпела мусора в своем доме. Когда отдыхающие ушли, голубая Речка стала грустной и больше никогда не звала к себе гостей.

Многие реки сейчас находятся в опасности: люди их сильно загрязнили. Заводы и фабрики сбрасывают грязные воды в реки. Рыба в такой грязной воде болеет и погибает. Вокруг Волги горят леса, они загораются от оставленных костров. И взрослым, и детям надо знать правила поведения во время отдыха на природе. Надо беречь природу, любить ее, и она не останется в долгу. Красота лесов, чистый воздух, чистые реки необходимы людям.




























Правила этикета на природе, которые должен знать каждый городской житель:

- У природы нет уборщиц. Захватите с собой мешок для мусора, в который можно будет сложить пластиковую упаковку, жестяные банки, пакеты из-под сока с алюминиевой фольгой.

- Не врывайся в лес с криком: в этом доме много деток - птенчиков, зверушек; не пугай их. Проявляйте уважение к местам обитания диких животных. Наблюдайте за ними на расстоянии, чтобы не мешать их естественному поведению.

- Не ломай деревья - они тоже живые, только не могут ни убежать, ни закричать, ни защититься.

- Не рви цветы - пусть цветут они в наших лесах, полях, лугах, украшая нашу землю, радуя взор своей красотой и наполняя воздух нежным благоуханьем.

- Не убивай лягушек и жаб - в мире нет ничего бесполезного и безобразного.

- Не разжигай костёр вблизи дерева или куста - соблюдай правила разведения костров, чтобы не случился пожар.

- Оставляй место своей стоянки в таком виде, в каком ты хотел бы застать его в следующий свой приход. Будет правильно, если вы унесете с пикника не только «свой» мусор, но и «чужой».

- Не засоряй водоёмы.





ВЫВОДЫ ПРОЕКТА
Что сегодня нужно сделать, чтобы спасти нашу великую реку? Необходимо установить в бассейне Волги запретные зоны. В этих зонах должно быть запрещено применение ядохимикатов, размещение складов ядохимикатов и минеральных удобрений, животноводческих комплексов, свалок мусора, строительство промышленных предприятий, стоянок, мойка и ремонт автотранспортных средств и так далее. В этих же полосах должны выделяться зоны жёсткого режима от 15 до 100 метров, где запрещается распашка, выпас и организация лагерей скота, строительство баз отдыха и палаточных городков. Облесение берегов как самой Волги и её притоков, так и малых рек, речек и ключей, их истоков - проблема чрезвычайной государственной важности. Сюда же входят мероприятия по созданию в бассейне Волги сети зональных и региональных заповедников. И самое главное – формировать экологическую культуру как у детей, так и у взрослых. Чем больше мы будем говорить о том, что природа нуждается в нашей защите, тем более бережным станет наше отношение к ней.
Я считаю, что моя работа принесет пользу не только детям, но и взрослым. В ней я попыталась отразить все стороны значимости реки, на которой построен город, где живу я, мои близкие и мои друзья. Дети, ознакомившись с этой работой, узнают, какими бывают экологические проблемы, и как могут школьники их разрешить. А взрослые в этой работе увидят возможность более внимательно отнестись в вопросам охраны окружающей среды и экологической безопасности.

На основании проведенного исследования предлагаю:
Ознакомить детей и родителей с информацией, изложенной в данной работе (раздать буклеты с правилами этикета на природе, экологической сказкой и пословицами).
Для того, чтобы дети знали о том, как они могут помочь родной природе, родители должны им объяснять, что от каждого человека, и от каждого ребенка зависит экологическое будущее нашей планеты.




























Список использованной литературы:  
1. Акишин А.С. Природно-ресурсный потенциал России и Волгоградской области: состояние управления и перспективы: уч. пособие. Волгоград, 2006 г.
2. Альманах-2002 (сборник статей) // Волгоградский отдел международных академ. науч. открытий и изобретений «ВОРАЕН». Волгоград, изд-во ВолГУ, 2002г.
3. Проблемы охраны производственной и окружающей среды: материалы научно-практической конференции г. Волгограда, Волгоград, 2000 г.
4. Составители Мартынова А.Н., Митрофанова В.В. «Пословицы, поговорки, загадки», «Современник» Москва 1986г.
5. Информационный портал «Экология регионов» (http://ekovolga.com/)




















река 1река 7река 4река 2река 6