Эффективность использования функциональной музыки для повышения интереса к занятиям физической культурой и спортом.


Эффективность использования функциональной музыки для повышения интереса к занятиям физической культурой и спортом.Проблема современных учеников заключается в том, что у них снижена работоспособность и интерес к выполнению различных физических упражнений. Можно решить эту проблему при помощи музыкальной стимуляции, так как информация на языке музыки более приятна, доходчива, легче запоминается и усваивается, чем информация на официальном языке назидательной речи - педагогической лекции, открытого внушения, руководящего наставления и т.д.
В силу этой психологической закономерности, встретившись на уроках физической культуры стойким, научно обоснованным подбором приятной функциональной музыки, учащиеся невольно становятся не только физически активнее, выносливее и грациознее, но и духовно богаче, умнее, более воспитанными и добрыми.
Способствуя более успешному решению самых разнообразных педагогических задач, музыка тем самым становится верным и надежным помощником учителя в повышении коэффициента полезного действия проводимых им уроков.
Одно из важнейших и обязательных условий полезного применения функциональной музыки - чтобы подбираемые учителем произведения нравились занимающимся и хорошо гармонировали с подобранным комплексом физических упражнений. Чем больше используемая на уроке физической культуры музыка нравится учащимся, тем сильнее проявляется ее положительное воздействие на психическое состояние и функциональную деятельность их организма, тем выше их рабочая активность и, следовательно, продуктивность всего урока в целом. И, наоборот, не нравящаяся занимающимся музыка вызывает у них отрицательные эмоции, дополнительное утомление, снижение активности и ухудшение рабочих показателей.
В практике музыкальной стимуляции учебной деятельности на уроках физической культуры учащиеся выступают как объекты, так и субъекты соответствующего функционального воздействия. Внимательное и чуткое отношение учителя к эстетическим запросам учеников является важным залогом высокого и долговременного эффекта применяемой музыкальной стимуляции.
В связи с этим успешное решение проблемы удовлетворения музыкальных потребностей стимулируемых учащихся требует от педагога систематического выявления и грамотного психологического анализа их непрерывно развивающихся и меняющихся во времени музыкальных вкусов и интересов.
Инновационные методы формирования положительного интереса к урокам физической культуры и спорту
Формирование положительного отношения к урокам физкультуры и потребности в занятиях физическими упражнениями
Положительные эмоции можно смело назвать матерью учения. Будут школьники получать положительные эмоции - будут с радостью заниматься физической культурой. Самый квалифицированный специалист, если он духовно беден, не имеет широкого интеллектуального кругозора, не будет авторитетен для учеников, не сможет научить их творчески относиться к занятиям, не приучит их заниматься физической культурой и спортом во внешкольное время. А это, ставит перед учителем задачу, всю жизнь упорно и устойчиво работать над собой и не только совершенствовать профессиональное мастерство, но и регулярно работать с современной литературой, читать художественную литературу, хорошо знать родную страну, владеть новыми технологиями обучения.
В ходе занятий физической культурой, необходимо воспитывать бережное отношение учащихся к своему здоровью, умение поддерживать высокий уровень работоспособности. Школьникам следует давать знания о личной и общественной гигиене, о правилах самостоятельных заданий. Это предопределяет значение уроков физкультуры, по воспитанию потребности у школьников в систематических занятиях физическими упражнениями, по решению проблемы внедрения физической культуры в жизнедеятельность школьников.
Анализ передовой практики школ страны и многочисленные исследования (Н. А. Козленко, Г. Б. Мейксон, В. Н. Шаулин) показали, что процесс формирования у школьников потребности в физическом совершенствовании состоит из ряда взаимосвязанных направлений:
воспитание у детей положительного отношения и интереса к занятиям физическими упражнениями;
вооружение школьников специальными знаниями, формирования на их основе убеждений в необходимости систематических занятий;
формирование умений и навыков самостоятельных занятий.
Практическое приучение учащихся к ежедневным занятиям физической культурой.
Воспитание интереса к занятиям.
Педагогу необходимо очень точно и доходчиво разъяснить школьникам смысл, значения и содержания занятий. В любую задачу следует вкладывать личностный смысл и давать ученикам возможность ощутить результаты их деятельности, доводить одновременно до сознания школьников необходимость длительно и упорно трудиться для достижения результатов.
У младших школьников интерес, как правило, рождают положительные эмоции, вызванные самим процессом выполнения упражнений.
Пробуждению у школьников интереса к занятиям физическими упражнениями способствует качественное проведение всех форм занятий в школе, хорошее оснащение и эстетическое оформление материально - спортивной базы. Очень важным условием воспитания интереса является посильные задания, обеспечивающие успешность процесса обучения.
Формирование у детей интереса к занятиям зависит от атмосферы, которая царит в коллективе учителей. В этом плане важную роль играет личный пример, в первую очередь учителей физической культуры, классных руководителей, учителей начальных классов. Хорошим примером для школьников является и активные занятия физическими упражнениями учителей других предметов, а также руководства школы.
Большое значение при формировании интереса школьников к систематическим занятиям физической культурой имеют согласованные действия школы и семьи. Значительным мотивом для активизации родителей является оздоровительные воздействия занятий физическими упражнениями.
Вооружение школьников необходимыми знаниями.
Основной для формирования убеждений в необходимости самостоятельных систематических занятий физическими упражнениями являются знания о значении занятий для всестороннего развития, повышения физической и умственной работоспособности, выработки положительных моральных и волевых качеств.
Большое значение в формировании убеждений имеет и личный опыт учащихся, для приобретения которого на уроках следует создавать ситуации, побуждающие учащихся к приобретению знаний. Этому, служит выполнение учащимися, всевозможных заданий учителя на уроках.
Формирование потребности в двигательной деятельности.
Для учащихся, это очень сложный процесс, т.к. потребности в двигательной деятельности необходимо рассматривать не только как физические, т.е. необходимые для физического существования индивида, но, прежде всего, как и социальную потребность. Поэтому потребность в двигательной деятельности, с одной стороны, является отражением общебиологического закона о взаимодействии структуры и функции целостного организма человека, а с другой - социальных закономерностей использования целостной структуры в целях общественного производства.
Как показывает практика, возникновение осознанной потребности в занятиях физической культуры и спортом не является необходимостью. Это связано с тем, что сам факт дефицита двигательной активности ни кокой внутренней неудовлетворенности, психического напряжения не порождает. Поэтому в жизни каждого индивида, хотя и наблюдается постепенное снижение количества двигательной активности под влиянием естественного снижения биологической потребности, тем не менее, определяющую роль играют социальные факторы.
В связи с этим использование средств и форм физического воспитания в формировании сознательной потребности в двигательной деятельности является одной из важнейших задач физической культуры в школе.
Исследования некоторых авторов показали, что 98 % школьников с 1 по 11 класс признают необходимость в специально организованных занятиях по физической культуре и спорту, но самостоятельно занимается лишь 14 % школьников.
Практика физического воспитания показала, что занимаются физической культурой и спортом только те дети, которые обладают готовностью заниматься. Как отмечает Шамин А.М., готовность личности к деятельности любого рода, есть единство трех сформулированных подсистем человека: мотивационной, информационной, операционной.
Каждая из подсистем предполагает свой аспект воспитания: формированием мотивационной подсистемы должно заниматься физическое воспитание, формированием информационной подсистемы – физическое образование и, наконец, операционной подсистемы – обучение двигательным умениям и навыкам.
Такое условное разделение процесса физического воспитания на три аспекта позволяет нам несколько глубже посмотреть на круг задач, которые должны решаться в общеобразовательной школе.
Теперь предмет физической культуры в школе необходимо рассматривать как триединый процесс и, если один из аспектов выпадает, то весь процесс физического воспитания не может достигать решения конечных целей. Так в предмете «физическая культура» процесс физического воспитания должен формировать социальные установки у учащихся на регулярные систематические занятия двигательной деятельностью. Это и есть, как раз, работа по формированию потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Поскольку потребность в двигательной деятельности объективна и определяется оптимальными ощущениями человека, поскольку процесс физического воспитания должен превратить объективное в субъективное через мотивационную систему личности в установки, интересы, желания, убеждения человека, то в процессе физического воспитания важно сформировать у личности осознанность значения физической культуры и спорта, как для себя, так и для общества. Процесс физического воспитания позволяет вооружить школьника многообразными знаниями в области физической культуры и спорта, смежных с ней отраслями знаний, что удовлетворяет познавательные потребности учащегося. Это делает процесс физического воспитания привлекательным, формирующим осознанную потребность в двигательных действиях.
Следовательно, если физическое воспитание рассматривать как процесс формирования потребности, обеспечивающий достижение двигательного результата, то этот уровень потребности в двигательной деятельности выступает как регулятор, обеспечивающий активность ученика. Это способствует выработки целей и установок, нормативных требований и средств решения двигательной задачи.
Актуальные потребности обнаруживаются, и на раннем этапе формирования потребности в двигательной деятельности, т.е. в установках личности и выражается состояние « операционной готовности», которая характеризуется направленностью потребности учащегося на сам процесс и содержания двигательных действий. Установка определяет избирательность по отношению к возможным целям, характеризуется оценочным отношением занимающихся, к средствам решения двигательной задачи.
Процесс обучения на занятиях физической культурой и спортом в школе, приобретает решающее значение в формировании готовности личности школьника к самостоятельному физическому совершенствованию в процессе всей последующей жизнедеятельности.
Следовательно, процесс обучения в физическом воспитании обеспечивает учащегося определенной техникой удовлетворения его двигательных потребностей. Ю.М. Орлов рассматривает технику удовлетворения потребностей, как систему действий, соответствующей накопительной фазе деятельности, ведущей к устранению рассогласованности между ожидаемым и реальным состоянием функциональной системы, в которой зарождается потребность.
Для поддержания деятельности, необходимо так строить учебный процесс, чтобы техника удовлетворения потребности не вызывала негативных ощущений и не влияла отрицательно на удовлетворение других потребностей, тесно связанных с двигательной деятельностью.
Для предотвращения формирования у учащихся отрицательных диспозиций, необходимо в процессе обучения руководствоваться постоянно дидактическими принципами, которые и предусматривают оптимизацию дидактического процесса. Особую роль в формировании двигательных потребностей имеет дидактический принцип «сознательности и активности», который должен основываться на социально - психологически и педагогических закономерностях формирование потребности в той или иной деятельности.
Психофизиологические закономерности выполнения физических упражнений на уроках физической культуры
В соответствии с психофизиологическими закономерностями поведения человека для успешного выполнения физических упражнений, предлагаемых на уроках физической культуры в средних общеобразовательных школах, необходимо, прежде всего умело и ненавязчиво возбудить у занимающихся положительное отношение к предстоящей работе. А отношение это во многом определяется связанными с данной работой эмоциями. Эти эмоции, в зависимости от своего знака (положительный, отрицательный) и модальности (радость, отвращение, негодование, печаль, тревога и т.д.), способствуют или, наоборот, препятствуют проявлению рабочей активности в любой осуществляемой деятельности.В силу указанной закономерности учащиеся инстинктивно стремятся максимизировать (то есть усилить, продлить, повторить) учебную работу, связанную с положительными эмоциями, и минимизировать (ослабить, прервать, предотвратить) работу, связанную с эмоциями отрицательными. Таким образом, возникающие на уроке эмоции выступают в роли внутренних регуляторов поведения учащихся, спонтанно управляющих их учебной активностью. Педагог, не знающий или игнорирующий эти объективные предпосылки, будет частенько попадать впросак, и терпеть обидную неудачу в своих попытках активизировать учащихся командными, волевыми методами.
Специальные наблюдения показывают: чем больше приятных ощущений учащиеся получают во время уроков, тем лучше они выполняют предлагаемые им учебные задания, тем выше привлекательность, активность и результативность проводимых занятий.
Разумеется, хорошо бы всегда заниматься на фоне положительных эмоций, а не принуждать себя и детей работать вопреки желанию, через «Не хочу!», стиснув зубы и мобилизовав всю свою силу воли. Иметь счастливую возможность учить и учиться с удовольствием, а не по волевому принуждению - вековечная мечта учителей и учеников всех времен и народов.
К сожалению, в теории педагогики и физического воспитания слишком долгое время не обращали серьезного внимания на эту ключевую проблему активизации учебной деятельности и потому не смогли довооружить практиков надежными, научно обоснованными методами учебы с удовольствием. Многочисленные торжественно-декларативные заявления ответственных деятелей о первостепенной роли человеческого фактора, гуманизации и гуманиаризации учебного процесса заслонили, как видно, самого человека, оставив его один на один со многими злободневными проблемами такого рода.
В связи с этим уроки физической культуры в учебных заведениях давно уже не вызывают у учащихся того энтузиазма, на который, казалось бы, можно было рассчитывать. Фактологические материалы, приводимые в педагогических диссертациях последнего десятилетия, удручающе свидетельствуют о том, что начиная с III-IV классов средней школы отношение учащихся к физкультурной активности ежегодно ухудшается, становясь почти откровенно негативным в старших классах. По данным Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры, более 80% отечественных старшеклассников выразили отрицательное отношение к урокам физической культуры.
В годы обучения в средних специальных и высших учебных заведениях молодые люди еще больше теряют интерес к занятиям физическими упражнениями и физическому совершенствованию в общей системе жизненных ценностей.
Положение, как видим, складывается чрезвычайное, однако проблема эмоциональной привлекательности занятий физической культурой, призванных укреплять здоровье, продлевать жизнь и повышать умственную и физическую работоспособность человека, по-прежнему остается одной из самых неразработанных в теории и методике физического воспитания.
Массовое неумение педагогов вызывать и целенаправленно поддерживать положительные эмоции в процессе проведения уроков физической культуры становится подлинным бичом нашего времени, беспощадно отбивающим у подрастающего поколения естественный интерес к физическим упражнениям.
Не избалованная весельем и радостями современная жизнь требует от теоретиков изыскать и предоставить учащимся возможность выполнять необходимые физические нагрузки при сравнительно меньших волевых напряжениях и значительно большей эмоциональной привлекательности проводимых занятий. Надо найти простые и убедительные принципы приятной активизации учебной деятельности и полезно применить их на уроках физической культуры.
Одним из действенных средств, способствующих достижению указанной цели, может явиться функциональная музыка, призванная направленно стимулировать рабочие функции и психические состояния учащихся в процессе урока физической культуры.
В настоящее время музыка в иерархии эмоциональных и эстетических пристрастий молодежи занимает одно из первых мест, что открывает заманчивые возможности ее прикладного использования в качестве желанного стимулятора работоспособности в процессе учебной деятельности. Выполняя физические упражнения под приятную, специально подобранную музыку, занимающиеся непроизвольно начинают испытывать выражаемые в ней чувства и настроения. Даже не имея особых причин для радости, слушатель музыки начинает ощущать это настроение в себе самом и связывать его с выполняемой при этом работой, которая начинает казаться гораздо приятней, привлекательней и менее утомительной, чем обычно.
Обладая огромным потенциалом не прямого, жесткого, директивного, а опосредованного, ненавязчивого воздействия на человека, соответствующая музыка в процессе учебной деятельности, так же как и во время отдыха, способна возбудить и успокоить, ободрить и развеселить, воодушевить и вдохновить - и на повышенную рабочую активность, и на регулярную посещаемость занятий, и на преодоление кажущегося предела своих физических возможностей. Адекватно подобранная музыка создает улучшение физиологических и психоэмоциональных условий для оптимальной реализации потенциальных сил человека, для защиты его от острых стрессовых воздействий, психосенсорного голода, преждевременной усталости и т.п.
Продолжительное экспериментальное и теоретическое изучение музыкальной стимуляции работоспособности человека показало, что ее психофизиологические механизмы базируются прежде всего на следующих важнейших факторах:
благотворное воздействие вызываемых музыкой положительных эмоций на рабочие функции организма слушателя;
способность музыки стимулировать ритмику двигательной деятельности человека на подсознательном уровне регуляции движений, что существенно облегчает выполняемую работу и отдаляет наступление утомления.
Методика использования музыкальной стимуляции на уроке
Функциональная музыка - действенное средство повышения эффективности уроков физической культуры. Она требует к себе очень серьезного отношения со стороны педагога, желающего использовать ее в своей практике. Кое-кому на первый взгляд может показаться, что ничего особенного в прикладном применении функциональной музыки и нет - только включай на уроке магнитофон или проигрыватель, и положительный результат автоматически обеспечен. Однако в действительности всё оказывается далеко не так просто.
Функциональная музыка, опосредованно воздействуя на деятельность учащихся, не терпит легкомысленного, поверхностного или дилетантского подхода. Неправильное употребление данной музыки зачастую делает ее использование бессмысленным и даже вредным.
Функциональную музыку в школах на уроках физической культуры следует применять с определенной осторожностью, со знанием дела, к месту и ко времени. Для этого от учителей и учащихся требуется определенная приспособленность к новым условиям занятий и строгое выполнение всех необходимых правил, незнание или игнорирование которых может принести большой вред.
В сжатом изложении основные нормы и правила прикладного использования функциональной музыки на уроках физической культуры в школах сводятся к следующему:
1.Практический результат музыкальной стимуляции уроков находится в прямой зависимости от того, насколько глубоко учитель знает о влиянии музыки на организм человека, его психическое состояние и учебную работоспособность.
Музыка имеет четко выраженное прикладное значение, что помогает быстрее, легче и успешнее решать общие и специальные задачи проводимого занятия на фоне приятной и непрямой регуляции психических состояний и двигательной активности учащихся.
2. Экспериментальные исследования показали, что в ходе урока физической культуры наиболее продуктивным является не сплошное, а эпизодическое музыкальное сопровождение выполняемой учащимися работы. Оптимальная система музыкальной стимуляции традиционного 45-минутного урока осуществляется в форме трансляции на место занятий ограниченных (по 5-10 мин.) автономных сеансов:
музыка врабатывания - для повышения эффективности вводной части урока;
лидирующая музыка - для активизации уставших учащихся в основной части урока;
успокаивающая музыка - для оптимизации заключительной части урока.
Музыкальное звучание не должно занимать более 50% времени урока. При более продолжительном насыщении урока музыкой последняя по закону адаптации быстро надоедает, теряет свое полезное значение и становится уже не стимулятором, а помехой в работе.
Чтобы использование функциональной музыки было успешным, при подготовке к уроку учитель обязан продумать до мелких подробностей рабочий план урока и решить, какие учебные задания будут выполняться в обычных условиях, а какие должны стимулироваться музыкой.
3. Музыкально стимулируемые уроки полезно чередовать с уроками, проводимыми в обычных условиях без музыки. Такой методический прием: а) позволяет легко осуществлять систематическое сопоставление их эффективности; б) предупреждает привыкание к регулярной музыкальной стимуляции или, наоборот, наступление искусственно ускоренного пресыщения; в) вносит в уроки необходимое эмоциональное разнообразие и дает возможность решать в обычных условиях те педагогические задачи, которые лучше осуществлять без музыки.
4. В процессе проведения уроков физической культуры наибольшую пользу функциональная музыка приносит при многократном выполнении простых или твердо заученных упражнений, не требующих от занимающихся высокой концентрации внимания, большой умственной сосредоточенности и ответственности.5. Функциональная музыка опирается на современный технический прогресс и открываемые им широкие возможности различных способов трансляции необходимых музыкальных воздействий практически на любое место занятий физическими упражнениями. При этом надо учитывать, что для обеспечения повышенной работоспособности занимающихся звучание транслируемой музыки должно быть чистым, ясным и неискаженным.
6. Музыкальная стимуляция физических упражнений плохо совместима со значительными рабочими шумами. По данным наших исследований, при наличии в спортивном зале рабочих шумов силой выше 70 децибел, функциональная музыка заглушается и начинает действовать на организм отрицательно.
7. Во время сеанса музыкальной стимуляции рабочей деятельности учащихся в процессе урока всякие звуковые контакты между присутствующими создают с музыкой взаимные шумовые помехи, которые затрудняют слуховое восприятие, излишне нервируют и повышают утомляемость школьников. Во избежание этого все разговоры и устные указания в данное время должны быть исключены или, по крайней мере, сведены к минимуму.
8. Вызывая положительные эмоции, укрепляя дисциплину и ненавязчиво регулируя пространственные и скоростно-силовые характеристики выполняемых учащимися двигательных действий, функциональная музыка тем самым берет на себя часть управленческих обязанностей учителя, в результате чего он оказывается менее обремененным и более свободным, чем обычно.
9. Подавая условные сигналы к началу и окончанию физических упражнений, выполняемых под музыку, учитель обязан иметь в виду, что сигнал «Начать упражнение!» - подается на конец музыкальной фразы. Сигнал «Закончить упражнение!» - должен совпадать с методическим и структурным окончанием музыкального сочинения или его фрагментарной части.
10. Транслируемая в процессе урока физической культуры функциональная музыка должна нравиться всем или хотя бы большинству занимающихся.
11. Применяемые на уроках физической культуры музыкальные программы по возможности должны нести занимающимся новые и свежие эмоциональные ощущения.
12. При комплектовании целевых программ функциональной музыки следует учитывать половозрастной и национальный состав, а также социально-культурный уровень предполагаемых слушателей.
13. Чтобы функциональная музыка стала надежным помощником учителя и давала нужный педагогический эффект, ее включение в урок физической культуры должно быть заранее спланировано. Поэтому каждую конкретную программу музыкальной стимуляции учебной деятельности учащихся составляют на основе развернутого конспекта планируемого урока.
14. Из обширного разнообразия современных музыкальных жанров для стимуляции уроков физической культуры в средних общеобразовательных и средних специальных учебных заведениях наибольшую практическую ценность представляют легкая, популярная и эстрадная музыка, марши, а также детские, танцевальные и народные мелодии.
15. При наличии соответствующего радиотехнического оснащения функциональную музыку можно с успехом применять в самых разных местах проведения учебных или тренировочных занятий. В зависимости от конкретных условий проводимых занятий музыкальная стимуляция рабочей активности занимающихся может осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной форме.
16. Целенаправленная трансляция функциональной музыки для учащихся может осуществляться несколькими способами:
а) общим озвучиванием достаточно большого пространства физкультурно-спортивных занятий из многочисленных динамиков или звуковых колонок, установленных по радиотехническим нормам на необходимой высоте и на адекватном расстоянии друг от друга и от занимающихся;
б) озвучиванием небольшой, узкоограниченной площади занятий для малочисленной группы учащихся или персонально, с помощью удобно размещенного магнитофона или другого портативного источника звука.
Основная часть урока. По нормативным положениям теории и методики физического воспитания в первой половине основной части урока физической культуры обычно решают наиболее сложные педагогические задачи. Эти задачи связаны с ознакомлением, детальным анализом и разучиванием нового программного материала, обилием устной теоретической информации и речевых контактов учителя с учениками, что требует от них повышенного рабочего внимания и создает трудности для музыкального восприятия.
Двигательная деятельность учащихся на данном этапе урока чаще всего ритмически не регламентирована, и применение здесь музыкального сопровождения неудобно и нецелесообразно. Подобная нецелесообразность обусловлена фактором полезного функционального последействия музыки врабатывания, который, исчезая не сразу, а лишь постепенно, будет автоматически поддерживать повышенный уровень работоспособности занимающихся еще некоторое время.
Совершенно иные условия рабочей деятельности складываются во второй половине основной части урока при совершенствовании уже сформированных двигательных умений и навыков. Здесь внимание учащихся становится значительно более свободным, и их волевые усилия направлены на преодоление нарастающей усталости и потери желания к продолжению интенсивной работы. Устных объяснений педагога становится намного меньше, и рабочая деятельность учащихся здесь обычно протекает при определенных, заранее заданных учителем ритме, темпе и скорости движений. Кроме того, на этом этапе урока в результате накопления физического и психического утомления, как правило, наблюдается заметное снижение работоспособности, и музыкальная активизация деятельности занимающихся становится не только удобной, но и ситуационно необходимой.
Появление внешних признаков утомления и явное снижение рабочей активности учащихся могут служить учителю важным условным сигналом о необходимости снова обратиться к благотворной помощи функциональной музыки. Наиболее простым и действенным в употреблении это средство оказывается при фронтальном способе выполнения физических упражнений, когда все ученики работают одновременно и синхронно.
Разумеется, при практическом использовании такого сильнодействующего психофизиологического средства, каким является функциональная музыка, учитель должен обладать развитым чувством меры и художественным вкусом и не злоупотреблять ею в слишком больших дозах, иначе можно всё испортить и результат получится обратный ожидаемому.
Музыкальную стимуляцию деятельности учащихся в основной части урока лучше всего применять, когда им дается задание выполнить какое-либо упражнение, отдельный технический прием, действие или серию последовательных двигательных действий. В зависимости от конкретных педагогических задач проводимого урока это могут быть ходьба, бег, прыжки в длину или в высоту, разнообразные метания, общеразвивающие и специальные упражнения без предметов и с предметами, акробатические упражнения, простые и опорные гимнастические прыжки, лазание и перелезание.
Главные задачи функциональной музыки, используемой в основной части урока, - замедлить процесс пресыщения выполняемой работой, сделать данную работу эмоционально приятной и незаметно активизировать уставших учащихся. Применяемая для этого музыка должна выполнять роль ритмического, приятного для слуха звуколидера. Выразительное совпадение основного элемента совершенствуемого двигательного действия с музыкальным акцентом автоматически усиливает мышечные сокращения в данной фазе двигательного действия и вызывает у занимающихся чувство эстетического наслаждения. Они управляются приятным музыкальным ритмом острого динамического характера, обеспечивающим гораздо более эффективное решение поставленной учителем конкретной тренировочной задачи - развитие специальной быстроты, ловкости, выносливости и т.д.
Исследования показали, что разумно организованное музыкальное лидирование на этом этапе основной части урока помогает сохранить высокую интенсивность двигательной активности учащихся даже при значительном утомлении, когда сознательно поддерживать высокий темп работы они уже не хотят или не могут.
При составлении программ лидирующей музыки целесообразно подбирать музыкальные произведения с подчеркнутым акцентированием сильных долей такта и четко выраженным пульсом мелодии.
Сильные доли музыкального такта подчеркиваются ритмической остановкой или энергичным дроблением длительности, вступлением новой гармонии, акцентом громкости, глубоким басом, мелодической вершиной. Учителю физической культуры это важно знать потому, что сильная доля такта в музыкальном аккомпанементе подсознательно связывается занимающимися с нарастанием мышечного усилия и выдохом, а слабая доля такта - с ослаблением мышечного усилия и вдохом. Это является весьма существенным элементом в процессе непроизвольной психофизиологической стимуляции двигательных действий человека.
Ощущение сильной доли в воспринимаемой музыке, развитие собственного мышечного напряжения и подключение оптимальной фазы дыхательного акта при выполнении физических упражнений настолько тесно взаимосвязаны.
Таким образом, функциональная музыка временно как бы подменяет управляющего уроком педагога, освобождает его от ряда утомительных обязанностей и способствует непроизвольному становлению наиболее рациональной техники движений.
Содержание и дозировка лидирующей музыки зависят от педагогических задач, решаемых в указанное время, специфики используемого программного материала и особенностей основной двигательной деятельности учащихся.
На уроках, где запланированы циклические упражнения, лидирующая музыка используется для стимуляции этих основных видов двигательной деятельности учащихся.
При занятиях ациклическими или смешанными видами спорта музыкой стимулируют лишь поддающиеся определенной ритмизации многократные тренировочные повторения задаваемых учителем частных элементов основной деятельности: ведение или передачи мяча в баскетболе, футболе, гандболе; прыжки со скакалкой в гимнастике; броски, сваливания, сбивания и переводы несопротивляющегося партнера в различных видах борьбы и т.п.
Оптимальная продолжительность звучания лидирующей музыки в основной части 45-минутного урока физической культуры составляет 10-12 мин. при занятиях циклическими видами спорта и 6-8 мин. при занятиях ациклическими или смешанными видами спорта.
Наиболее целесообразно применять лидирующую музыку на тех уроках, где основной вид деятельности учащихся связан с продолжительным и скучным выполнением несложных по структуре однообразных движений циклического характера: спортивная ходьба, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, скоростное плавание и т.д. По законам физиологии, двигательная деятельность такого рода становится более качественной и гораздо меньше утомляет, если свободное внимание занимающихся не сосредотачивается на уныло выполняемой работе, а отвлекается каким-нибудь побочным раздражителем слабой или умеренной интенсивности.
Применяемая музыка не должна быть агрессивной по отношению к вниманию занимающихся. Для активизации работ подобного типа необходимо подбирать не только нравящиеся слушателям, но и уже хорошо известные им инструментальные произведения, которые не вынуждают специально к ним прислушиваться или задумываться над смысловым содержанием.
Заключительная часть урока. Каждый активно проведенный урок физической культуры закономерно вызывает у учащихся значительные сдвиги в функциональном состоянии непрерывной мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. Занимающимся бывает очень трудно самостоятельно погасить свое излишнее возбуждение и переключиться на дальнейшую учебную деятельность. Для организованного снятия физических и психоэмоциональных напряжений и планомерного перехода организма к относительно спокойному состоянию в официальной структуре урока физической культуры предусмотрена заключительная часть продолжительностью около 5 мин.
Однако педагогическая практика показывает, что нередко этой 5-минутки может не хватить и учащиеся после непродолжительной перемены приходят на следующий по расписанию урок в слишком возбужденном или даже взвинченном состоянии, не позволяющем им сразу же эффективно включиться в учебную работу по другому предмету.
Согласно требованиям теории и методики физического воспитания в заключительной части урока физической культуры учитель обязан обеспечить плавное, целенаправленное снижение физического и эмоционального возбуждения учащихся, а также создать благоприятные условия для успешного протекания восстановительных процессов в их организме и преемственного перехода к последующей учебной, производственной, общественной или иной деятельности.
С этой целью обычно используют различные варианты медленного бега, ходьбы, ритмические и танцевальные упражнения, мерно повторяющиеся упражнения на расслабление, дыхательные упражнения и т.п. Рабочие характеристики всех этих упражнений легко поддаются необходимым музыкальным корректировкам.
Весьма плодотворным способом решения проблем заключительной части урока оказывается также периодическое использование в конце уроков физической культуры звукозаписей естественных или изображаемых в музыке звуков природы. Это могут быть записи шума зеленых дубрав, заливистых соловьиных трелей или мелодичного посвиста иволги, грустного курлыканья журавлей, протяжного, заунывного воя волка, грозного рыка льва или тигра, мерного цоканья лошадиных копыт, ленивого журчания ручья, звона весенней капели и т.д.
Кратковременное восприятие этих или других произведений успокаивающей музыки в описанных условиях комфортабельного пассивного бодрствования создает состояние углубленного торможения во всех утомленных звеньях центральной нервной системы, что, по законам физиологии, способствует значительно более полному расслаблению и отдыху всего организма учащихся, а следовательно, и более быстрому восстановлению затраченных ими сил.
Таким образом, помогая и облегчая педагогу, решение задач заключительной части, успокаивающая музыка закономерно повышает коэффициент полезного действия не только проводимого урока физической культуры, но и следующих за ним уроков по другим предметам, которым эстафетой передается состояние гармонично уравновешенной бодрости, приподнятого настроения и хорошей работоспособности.
Анализ литературных источников помог подготовить и внедрить в уроки физической культуры учащихся младшего школьного возраста функциональную музыку.
Разработка плана-конспекта урока гимнастики с использованием функциональной музыки для 4 класса
Урок гимнастики с использованием функциональной музыки для 4 класса
Задачи урока. 1. Изучить технику выполнения кувырка назад. 2. Продолжить обучение упражнениям в равновесии. Закрепить умение ходить по гимнастическому бревну. 3. Развивать двигательные качества, используя прыжки через короткую скакалку.
Продолжительность урока: 45 мин.
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь и оборудование: гимнастический ковер или маты, гимнастические бревно и скамейки, скакалки, магнитофон с акустической системой для озвучивания спортивного зала, кассета с звукозаписью программы музыкальной стимуляции данного урока.
Подготовительная часть - 10 мин.
1. Построение учащихся (20 сек.). Для более успешного, чем обычно, переключения внимания учащихся и возбуждения у них положительного эмоционального настроя с самого начала урока построение осуществляется по выразительным, заранее оговоренным позывным: фрагмент музыкального вступления из мультфильма «Бременские музыканты» (Г.Гладков — Ю.Энтин). Время звучания - 20 сек.
2. Рапорт дежурного ученика. Сообщение задач урока. Краткие инструкции о порядке проведения уплотненной разминки под музыку методом безмолвного показа (1 мин.). В связи с трудностью и вредностью совмещения рабочих разговоров с восприятием музыки урочная деятельность разделов 2 и 3 осуществляется в обычных условиях, то есть без музыки.
3. Строевые упражнения: повороты на месте налево, направо, кругом (30 сек.).
4. Ходьба, быстрая ходьба, переходящая в бег умеренного темпа, ускоренная ходьба на носках, ходьба по гимнастической скамейке (2 мин. 56 сек.). Упражнения раздела 4 стимулируются бодрыми призывными звуками музыкального произведения, написанного для детей этого возраста, «Вместе весело шагать» (В.Шаинский - М.Матусовский). Продолжительность звучания - 2 мин. 56 сек.
5. Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре (интервал и дистанция - 1,5м) для общеразвиваюших упражнений на месте. Остановка и поворот налево (20 сек.). По окончании данного перестроения в музыкальном сопровождении следует пауза 20 сек., во время которой учитель без излишней звуковой конкуренции командует запланированным перестроением и дает необходимые устные указания к выполнению общеразвивающих упражнений на месте.
6. Общеразвивающие упражнения на месте:
а) И.п. - стойка ноги врозь, руки к плечам. Подняться на носки, руки вверх (ладони внутрь), поворот влево; и.п. То же - вправо (по 10 раз).
б) И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс. Наклон влево, руки за голову; и.п. То же - вправо (по 15 раз).
в) И.п. - то же. Наклоняясь вперед, десять круговых движений туловищем влево. То же - вправо (1 серия).
г) И.п. - то же. Присесть, руки вперед ладонями внутрь; и.п. (15 раз).
д) И.п. - то же. Три пружинящих наклона вперед, касаясь пола ладонями; И.п. (10 серий).
е) И.п. - основная стойка. Прыжком ноги врозь, руки через стороны вверх, хлопок ладонями над головой; и.п. (20 раз).
В комплекс музыкально стимулируемых ОРУ целесообразно включать упражнения, не требующие специального разучивания и выполняемые сразу же по мере их показа. По предварительной договоренности показ педагогом первых циклов предстоящего упражнения является условным сигналом учащимся для безостановочного перехода к его выполнению, продолжающемуся до показа следующего упражнения и т.д.
Общеразвивающие упражнения из раздела 6 стимулируют двумя музыкальными произведениями энергичного характера с четким ритмом: 1. «Влечение» (музыка и слова В. Жукова). Время звучания 3 мин. 29 сек. 2. «Всё мы делим пополам» (В. Шаинский - М. Пляцковский). Время звучания 1 мин. 25 сек. По окончании последнего музыкального произведения вводная часть урока завершается, и магнитофон выключается.
Основная часть - 30 мин.
1. Изучение техники кувырка назад (11-12 мин.):
а) И.п. - упор присев. Поставить руки немного вперед и перенести на них центр массы тела. Вернуться в и.п. (5 раз).
б) И.п. - то же. Пять круговых движений головой влево. То же - вправо (2 серии).
в) И.п. - то же. Наклоны головы вперед и назад (10 раз).
г) И.п. - группировка в приседе. Перекаты назад и вперед («качалочка»), сохраняя плотную группировку. С каждой очередной серией темп движений постепенно повышается от умеренного до быстрого (3 серии по 5 раз).
д) И.п. - то же. Перекаты назад с постановкой рук за головой (5 раз).
е) И.п. - то же. Кувырок назад в сед на пятках (7 раз).
ж) И.п. - упор присев. Кувырок назад в группировке в упор присев (10 раз).
В связи с правилом дискретного (выборочного) применения функциональной музыки и обилием трудно совместимых с ней устных объяснений и корректирующих замечаний учителя упражнения разделов 1-3 основной части урока осуществляются в обычных условиях, но зато уже на фоне повышенной работоспособности и положительного эмоционального последствия от музыкальной стимуляции вводной части урока.
2. Игровая разрядка - ловкое выведение партнера из равновесия.
И.п. - в парах встать лицом друг к другу, расположив ноги на одной линии, руки держать перед грудью ладонями вперед. Неожиданными толчками в ладони противостоящего соперника в сочетании с обманными движениями заставить его сойти с места. Кто заставил соперника так поступить - тот победил. То же, стоя на одной ноге (по 3 раза).
3. Упражнения в равновесии. Закрепить умение ходить по гимнастическому бревну большими шагами. Выполняется поточно (9-10 мин.):
а) Ходьба по бревну обычными шагами (1 раз).
б) Ходьба по бревну большими шагами в медленном темпе (1 раз).
в) Ходьба по бревну большими шагами в среднем темпе (1 раз).
г) Ходьба по бревну большими шагами в быстром темпе (1 раз).
д) Ходьба по бревну большими шагами в среднем темпе со сменой положения рук через каждые два шага: два шага - руки на поясе; два шага - руки в стороны; два шага - руки за голову (2-3 раза).
В процессе дальнейшего продолжения учебной работы в обычных условиях положительное последействие использованной музыки по законам психофизиологии постепенно угасает, рабочее утомление учащихся прогрессивно нарастает, и их учебная активность заметно снижается. Для профилактики данных явлений и нового повышения работоспособности примерно через 20 мин. целесообразно провести очередной сеанс музыкальной стимуляции. Такой сеанс осуществляют при выполнении наиболее подходящих для этого прыжков со скакалкой.
4. Развитие двигательных качеств при выполнении прыжков через короткую скакалку (9 мин.):
а) Краткое объяснение содержания и порядка предстоящей работы под музыку (1 мин.).
б) Выполнить в общей сложности шесть серий по 30 сек. следующих ранее изученных прыжков в темпе музыки, с минутными перерывами для отдыха между сериями. Во время перерывов учащиеся переходят на обычную ходьбу (8 мин.):
И.п. - о.с., скакалка сзади, держа ее согнутыми руками за концы. Прыжки со скакалкой, чередуя способы: на обеих ногах с промежуточным прыжком и без промежуточного прыжка, гарцующий бег на месте (2 серии).
И.п. - то же. Прыжки со скакалкой, продвигаясь вперед с одной ноги на другую по прямой (2 серии).
И.п. - то же. Прыжки со скакалкой, продвигаясь вперед с одной ноги на другую по кругу (2 серии).
Прыжки со скакалкой стимулируют двумя музыкальными произведениями соответствующего характера: 1. «Песенка крокодила Гены» из мультфильма «Чебурашка» (В. Шаинский - А. Тимофеевский). Время звучания 3 мин. 30 сек. 2. «Батарейка» (В. Жуков — В. Жуков). Время звучания 3 мин. 30 сек.
По предварительной договоренности при работе под музыку сигналом начала и окончания каждой серии прыжков является хлопок учителя в ладоши. Тройной хлопок - сигнал занять свое рабочее место после перерыва и приготовиться к очередной серии прыжков - подается за 5 сек. до их начала. Перед следующим видом прыжков этот предварительный сигнал подается несколько раньше, чтобы педагог успел напомнить его путем безмолвного показа.
Между музыкальными произведениями следует минутная пауза, во время которой учитель может беспрепятственно сделать те устные замечания и уточнения, в которых возникнет необходимость.
По завершении последней серии прыжков синхронно заканчивается и их музыкальное сопровождение, после чего в обычных условиях осуществляется переход к заключительной части урока.
Заключительная часть - 5 мин.
1. Лаконичное пояснение к выполнению упражнений заключительной части урока под музыку (15 сек.).
2. Ходьба с выполнением движений в темпе музыки.
И.п. - скакалка, сложенная вчетверо, в опущенных руках. Руки вверх, натягивая скакалку, подняться на носки и на три шага сделать три пружинящих потягивания с отведением рук назад. Вернуться в и.п. (10 раз).
3. Ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями. Руки через стороны вверх - глубокий вдох. Вернуться в и.п. - полный акцентированный выдох (10 раз).
4. Ходьба в сочетании с упражнениями на расслабление утомленных мышечных групп:
а) Руки, энергично сжимаемые в кулаки, за спину на поясницу, сильно прогнуться. Наклоняясь вперед, расслабить мышцы спины и рук (руки свободно соскальзывают вниз под действием силы тяжести) (10 раз).
б) Последовательное расслабление и потряхивание мышечных групп рук и ног. Руки через стороны вверх. Последовательно расслабить (свободно «уронить» и 3-4 раза встряхнуть) кисти, затем предплечья, затем плечи. Затем дважды встряхнуть шагающую ногу, сначала левую, а потом правую (6 раз).
Для более быстрого приведения организма учащихся в относительно спокойное и уравновешенное состояние упражнения разделов 2-4 сопровождаются плавной, успокаивающей мелодией вальса «Школьные годы» (Д. Кабалевский - Е. Долматовский). Время звучания 3 мин. 45 сек.
Организационно условия работы под музыку в заключительной части урока сходны с условиями проведения его вводной части.
5. Подведение итогов урока. Домашнее задание (1 мин.).
Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания осуществляются в традиционных условиях без музыки.
Заключение
Изучение литературных источников, разработка конспекта урока с использованием функциональной музыки позволили сделать следующие выводы:
1. Вооружившись новыми знаниями о теоретических закономерностях и общих основах методики приятной активизации уроков физической культуры средствами функциональной музыки, учителя начинают испытывать желание испробовать их в своей педагогической практике.
2. В идеальном варианте сначала по общепринятой форме составляют развернутый план-конспект предстоящего урока, а затем исходя из его задач, содержания работы и общих правил применения функциональной музыки разрабатывают конкретную программу музыкальной стимуляции данного занятия.
3. Применяемые на уроках гимнастики несложные (или относительно сложные, но предварительно заученные) и многократно повторяемые общеразвивающие, подготовительные и специальные упражнения, всевозможные разновидности ходьбы, бега, прыжков, акробатических комбинаций, танцевальных элементов, упражнений для развития координации движений и необходимых физических качеств - силы, быстроты, гибкости и т.п. можно с большой пользой для педагогического процесса стимулировать соответствующими видами функциональной музыки. 4. Наиболее зрелищным, эмоционально привлекательным и эффективным является выполнение музыкально стимулируемых заданий с использованием фронтального метода, когда все занимающиеся работают одновременно.
5. Рекомендуем учащимся при выполнении домашних заданий самостоятельно облегчать и стимулировать их подходящим музыкальным сопровождением на основании полученного в школе соответствующего опыта.