Конспект урока. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным
Урок русского языка в 9 классе Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
Аннотация: Презентационное сопровождение урока.
Цели урока (СЛАЙД 2)
Формирование умений:
1) находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;3) правильно употреблять в речи данные виды предложений;4) правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);5) составлять схемы предложений с придаточными определительными.
I. Организационный момент.
Определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале (0,5 мин.).
II. Постановка темы и целей урока.
1) находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;3) правильно употреблять в речи данные виды предложений;4 правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);5) составлять схемы предложений с придаточными определительными.
III. Актуализация опорных знаний (2 мин).
НА доске разбор:
В пословицах наших видна необыкновенная полнота народного ума, умевшего сделать своим орудием иронию и насмешку.
Дать определение Сложного предложения
Выполнить задание
Задание 1.Слепая схема, добавить недостающее (СЛАЙД 3)
Задание 2. Различение предложений на слух(цифровой диктант) (СЛАЙД 4)
В тетрадях у детей запись:
Простые Бессоюзные Сложносочиненные Сложноподчиненные
Учитель читает предложения, называя порядковый номер каждого, а школьники лишь разносят их соответствующие номера по нужным колонкам.
Распустились почки на деревьях, прилетели птицы.2. Не выходи на улицу, потому что уже стемнело.3. Светило солнце, но было очень холодно. 4. Я поднял книгу, упавшую со стола.5. Я поднял книгу, которая упала со стола.
Дать определение Спп
3. СПП состоят: (СЛАЙД 5)
а) только из придаточных предложений;б) из 2 независимых предложений;в) из главного и придаточного или из главного и нескольких придаточных.
4. Придаточное может стоять: (СЛАЙД 6)
а) только после главного;б) только перед главным;в) перед главным, в середине главного и после главного предложения.
Русский язык необычайно богат и выразителен. Поэты и писатели старались максимально использовать его возможности. На уроке мы изучаем Спп с придаточным определительным.
III. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Язык, усваиваемый человеком в раннем детстве ,называют родным
Запятыми обособлен причастный оборот
Можно ли убрать его из предложения?
Язык, который человек усваивает в раннем детстве, называют родным.
Язык, что человек усваивает в раннем детстве, называют родным
Можно ли убрать придаточное?
Тот я зык, который человек усваивает в раннем детстве, называют родным (СЛАЙД 7)
Ученики рисуют схемы предложений и под руководством учителя делают выводы: Придаточные в данных предложениях похожи на определения, отвечают на те же вопросы, поэтому и называются определительными.
Они относятся к одному слову в главном предложении – существительному,
всегда стоят после него (совсем как причастный оборот, если он выделяется запятыми!).
Заполняем таблицу. Указательное СЛОВО (отдельный слайд) (СЛАЙД 8)
А предложения на доске – грамматические синонимы, (СЛАЙД 9)
которые различаются оттенками:
глагол усиливает значение действия;
причастный оборот подчеркивает признак предмета.
Причастный оборот употребляется главным образом в книжной речи, придаточные определительные предложения – в разговорной. Известно, что И.С. Тургенев практически не употреблял придаточные предложения с союзным словом который, избегал их.
Вопросы для первичного закрепления (СЛАЙД 10)
1.На какие вопросы отвечают придаточные определительные? (на вопросы определения)
2.Можно ли начать сложное предложение этого типа с придаточного
(нет, оно стоит после главного)
3.Можно ли поменять местами главное и придаточное предложения в подобных сложноподчиненных предложениях? (нет, если только это не местоименно-определительное)
IV. ПЕРВИЧНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает.(Д.Н. Лихачев)
Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.К. Паустовский
Слова, которые рождаются в сердце, доходят до сердца. Слова, которые рождаются на языке, не идут дальше ушей.
аль-Хусри
V. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Обратимся к учебнику стр.21 упр.36 доски -2 ученика. 1 и 2 предложения с классом -3 ученик комментирует
1.Солнце освещало вершины лип которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.
2.Ноздрев захохотал тем звонким смехом каким заливается только свежий здоровый человек.
У ДОСКИ:3.В небольшой комнате куда я вошел было довольно темно.
Обратимся к учебнику стр.21 упр.38
Аэродром, на котором приземлился самолет, был в получасе езды от центра города.
( Аэродром, куда приземлился самолет, был в получасе езды от центра города.)
Село, из которого мы выехали, скоро скрылось из вида. (Село, откуда мы выехали скоро, скрылось из вида)
Лес, в который ребята ходили за ягодами, был совсем недалеко. ( Лес, куда ребята ходили за ягодами, был совсем недалеко.)
Неправильное построение спп с придаточным определительным является грамматической ошибкой в письменной работе.
Игра «Умный редактор» РЕДАКТИРОВАНИЕ:
Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется « Весна»
Наташа отдала телеги раненым, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы.
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом? Такие задания могут встретиться на ЕГЭ по русскому языку.
1)
Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.
2)
Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.
3)
Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы!
4)
Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом? (СЛАЙД 11)
1)
Впечатления, которые мы получаем в раннем детстве, оказывают на нас огромное влияние.
2)
У почти безголосого тенора, который считался лучшим вокалистом, была совершенно поразительная манера пения.
3)
При воспоминании об Аделине я переживаю вновь то состояние, которое испытал, слушая ее романс.
4)
В небольшом зале два тенора пели дуэт, и все вокруг затоплялось волнами бархатных звуков, которые лились в душу.
VI. РЕФЛЕКСИЯ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Что нового мы узнали сегодня на уроке?
Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?
Что особенно понравилось? (СЛАЙД 12)
Научились:
1) находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;3) правильно употреблять в речи данные виды предложений;4 правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);5) составлять схемы предложений с придаточными определительными.
Оформление лестницы Успеха
Запомним слова, которые сказал Л. В. Щерба:
«Писать безграмотно значит посягатьна время людей, к которым мы адресуемся».
Комментирование Домашнего задания п.6. стр.20. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1)
Люди, которые жили 200 лет назад, могли создавать произведения искусства высочайшего уровня.
2)
Было бы несправедливым обвинять только науку в ущербе, который наносят окружающей среде.
3)
Грядущая третья технологическая революция, которая изменит природу труда, будет основываться на умственной активности человека.
4)
Аристотель считал, что кометы, подобно радуге, образуются из-за испарений, которые поднимаются с поверхности Земли.
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1)
Шахматы-игра, которую русский писатель Борис Зайцев назвал «очаровательной бесцельностью».
2)
Русский писатель Борис Зайцев, который был ценителем шахмат, сравнивал эту игру с творчеством художника.
3)
Это игра, которая показывает сложность фантазии, глубину расчета, силу выдержки.
4)
Это игра, в которой выражает себя и романтик, и реалист.
Комментирование оценок.
13PAGE 15
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Root Entry