Исследовательская работа по краеведению по теме Орнаментация полотенец


Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай
МБОУ Соузгинская средняя общеобразовательная школа
Республиканские краеведческие чтения
Номинация «Прикладное творчество»
Тема
Орнаментация текстиля
Подготовила:
Казадаева Алина Сергеевна
Учащаяся 7 класса
МБОУ Соузгинская СОШ
с. Соузга, ул. Центральная, 24
649115
Руководитель:
Бугакова Валентина Степановна
Учитель технологии
МБОУ Соузгинская СОШ
с. Соузга, ул. Центральная, 24
649115
с. Соузга – 2014г.
Содержание
1. Цель и задачи
2. Актуальность
3..Обзор литературы
4. Введение
5. Орнаментация текстиля
6.Заключение
7. Новизна
8. Терминология
9. Приложения:
Фотографии полотенцев Список литературы
Информаторы: жители села СоузгаФорманская Екатерина Николаевна 85 лет
Попова Валентина Поликарповна 70 лет
Шитова кандидат наук по русской культуре
1. Цель:
Знакомство с духовными ценностями русского народа. Знакомство с уникальными приёмами вышивки полотенец. Способствование развитию чувства патриотизма и гордости за свою страну и народ.
2. Задачи:
Сформировать представление о народной культуре, которая является одним из типов истории ческой памяти человечества и формой народного самосознания.
Способствовать возрождению утраченных традиций.
Знакомство с древними идеями и образами на основе анализа произведений народного творчества.
3. Актуальность
Меняется наша жизнь, а вместе с ней изменяются и наши представления об окружающем мире. Возрождается интерес к богатому культурно- историческому наследию нашей Родины. Орнаментальность композиций – только малая часть этого наследия, в ней угадываются древние истоки верований наших далёких предков
Сегодня по отдельным экземплярам, чудом сохранившимся, мы стараемся восстановить то, что когда-то нас оберегало, охраняло, радовало.
4. Обзор литературы
Мною было прочитано 10 источников : книги, журналы, газеты, энциклопедии, просмотрены иллюстрации.
В статьях Е. Ф. Фурсовой говорится об орнаментации полотенец, значении символов: на какие группы они делились.
Книга Ольги Береговой « Символы Славян» даёт возможность по- новому взглянуть на славянскую культуру.
5. Введение
Родовые, или народные, представления, знания об окружающем мире и технологические умения, передававшиеся из поколения в поколение.необходимы для выживания и развития этноса. Этнические образы,сюжеты, излюбленные композиции изобразительного искусства формируются на различных этапах развития мировоззрения народа и по этой причине, как это было не раз продемонстрировано исследователями, могут служить полноценным этнографическим источником. Орнаментальное искусство соответствовало всему стилю жизни славян – земледельцев, издавна сочетавших свой крестьянский труд с рукоделием. При рассмотрении традиционной культуры нами принимается во внимание магическая теория происхождения орнамента, согласно которой сюжеты орнаментации порождены существовавшими до христианства верованиями восточных славян.
6. Орнаментация текстиля
Поборники «истинной христианской веры» стремясь сохранить целостность культурных традиций, селились в отдаленных труднодоступных районах. Например, Верхне - Уймонской долине в 17 – начале 18 веках (300 лет назад).
До сих пор сохранилась техника вязания крючком и орнаментация на предметах текстиля: полотенцах, подзорах и скатертях. Она достаточно разнообразна по сюжетам, техническим приемам выполнения, используемым материалам.
Поскольку орнамент нас интересует, прежде всего, как этнографический источник, целесообразно выявить орнаментальные комплексы. Анализ полотенец показал, что в зависимости от традиций, орнаменты можно разделить на 5 групп, характеризуемых этнографической привязкой и временем бытования. У нас, к сожалению, не все полотенца относят к этим группам. О некоторых из них хотелось бы рассказать и показать наглядно.
Это полотенце принадлежит к первой группе (Приложение 1).Имитация «бранного ткачества». Нам его подарила Усова Валентина Николаевна. С ее слов мы узнали, что она вышивала, смотря на бабушкино тканое. Рисунок был сложнее, но она его упростила. Этому полотенцу более 50-ти лет. Оно служило как оберег. Мы постарались расшифровать значение этих орнаментов, опираясь на материалы Фурсовой Е.Ф. и Шитовой Н.И., а также на символику славян. Треугольные фигуры, находящиеся между наклонными ромбами, объединенные «крестами» и ромбом, в который вписаны еще несколько ромбов обозначают плодородие (поле засеянное), а крест – простейшее «Мировое древо», где вертикальная полоска символизирует связь с землей, а горизонтальная – с космосом. К краям основного полотенца пришито кружево изтюлигардино-тюлиевой фабрики города Горно-Алтайска. Смотря на изделия фабричного производства можно увидеть символы: круги – «солнце», ромб – «поле», «хляби Небесные»(осадки), засеянное поле.
Вторая группа – это техника «белая перевить», которая подразумевала изображение животных, птиц, людей. К сожалению, у нас нет таких полотенец.
Третья группа – техника «Тамбур». Его родина – Каргопол. У нас нет полотенец, вышитых по этой технике.
Четвертая группа. Эту группу составляют изделия, на которых орнамент выполнен двойным крестом, красно-бордовыми и черными нитками (Приложение 2). Широкая полоса вышита в виде ветви с листьями и цветами – «Мировое древо», связь с землей. Изображение ветвей дерева выполнено геометрическим узором.Вышито КошкаровойМиланьей Савельевной. В середине 20 века к нам в республику переехала семья из села Чарыш. Судя по вышивке, этостарообрядческая, вышитая специально для божницы. Возможно, эта семья на Алтай приехала с центральной части России. Такой техникой владели мордва, потому что для русского населения двойной крест «Эрзянский» нетипичен. Дочь Галина Фоминична не владеет информацией о том, откуда точно мигрировали ее предки.
Пятая группа – «взастил», кубиками и «гладьевая» вышивка.
К краям полотенец, подзоров и скатертей пришивались кружева, связанные крючком, на которых также были изображены символы плодородия (Приложение 3).
7. Заключение
Изучая символику всех этих изделий, хочу сказать, что здесь, несомненно, заключены магически-закликательные мотивы, связанные с плодородием, солнцем, древом жизни.
По нашим источникам изделия можно разделить на : 1) более древние с ткаными орнаментами: модель мира древних земледельцев – изображение людей, животных и древа жизни; 2) более поздние, изображающие аграрный обряд: например хоровод 3)самые поздние (1930-1950гг.): фигуры заменены изображением растений, цветочных вазонов, букетов и геометрическими фигурами, как на этих изделиях.
У нас собрана коллекция работ, относящихся к середине 20 века (1930-1950гг.). Они пришли к нам с мигрантами с северных областей европейской части России. Культ богини-прародительницы – это культ дерева, как источника витальных сил. Он был известен на всей территории России, но особенно долго он сохранялся на Севере. Из этого следует, что хозяйки этих полотенец – выходцы Брянска и Центральной России.
8. Новизна
Создаются музеи. В современном мире символика почти не изменилась. На уровне подсознания заложено в человеке оберегать себя и близких. Если в прошлом всёизготавливалось в ручную: одежда, кухонная утварь,- то сейчас все эти операции выполняет станок.
9. Терминология
«Бранное ткачество»- вытканная вышивка на ткацком станке.
«Мировое древа»- древо жизни
Приложение 1
43434016383000
Приложение 2
-10858511938000
Приложение 3
-16383016256000
Приложение 4

Список литературы
Берегова Ольга «Символы Славян» 2008 год
Котов\И.Н. «Русская народная культура» Санкт- Петербург 2003год.
Журналы: «Девочки и мальчики»
«Чудеса и приключения»
«Наука и религия»
«Ведическая культура»
4.Шептуля А. «Оберёги нашего дома»
5. Фурсова Е.Ф. «Орнаментальные композиции восточных славян Юго- Западной Сибири »2008 год.