Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению


Администрация Локтевского района Алтайского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Золотухинская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано:
На заседании ШМО
Протокол № ____
от ___________ год
Принято:
На заседании педагогического совета
Протокол № _____
от __________ год
Утверждаю:
Директор школы
_______ Л.А.ГерцовскаяПриказ № _____
от ____________ год.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
курса «Мой мир»
(социальное направление)
для 1- 4 классов
на 2016-2017 учебный год


Разработана: Севериной Л.М.
учителем начальных классов
высшей квалификационной категориис.Золотуха-2016г

Если человек хочет прийти к самому себе,
его путь лежит через мир.Виктор ФранклПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной работы психологического развития младших школьников
занятия «Мой мир» для 1-4 классов, составлена на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта НОО второго поколения, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 06.10.2009, № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта НОО»;
Закона РФ «Об образовании»;
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и
стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок
испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств
массовой информации.
Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном
взаимодействии педагога и воспитанника. В последнее десятилетие в России
произошли экономические и политические изменения, которые привели к
значительной социальной дифференциации населения и потере духовных
ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской
культуры и образования как важнейших факторов формирования личности
творческой, обладающей высокой культурой, с широкими и глубокими
познаниями, имеющий чувство патриотизма. Как построить воспитательный
процесс, чтобы учащиеся были социально востребованными?
Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращенность к личности ребенка, ее всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащихся.

Цель программы: формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом: в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.
Задачи:
Развитие познавательных способностей.
Развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать.
Формирование умения решать творческие задачи
формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)

Актуальность программы
Одним из основных препятствий для успешного обучения детей является низкий уровень их общего познавательно-личностного развития. Именно поэтому во внеурочной деятельности «Мой мир» последовательно и планомерно сформируется  у учащихся психологическая основа обучения, повысится уровень их общего социального развития.
В ходе занятий у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки).
Целеполагать (ставить и удерживать цели).
Планировать (составлять план своей деятельности).
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное).
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи.
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Универсальные учебные действия.
Личностными результатами занятий «Мой мир» являются следующие умения:
Оценивать поступки людей, уметь соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,
Знания моральных норм;
Развивать познавательные интересы;
Ознакомить учащихся с внутренним миром личности, с нравственными ценностями
Средством достижения этих результатов служат: игры и задания, развивающие психологические процессы; развитие смыслообразования, развитие самопознания.
Метапредметными результатами занятий.
Регулятивные УУД:
Определить и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
Проговаривать последовательность действий на занятиях;
Учиться высказывать свое предположение (версию);
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология психологического саморегулирования.
Познавательные УУД:
Познание внутреннего мира личности через рассказы, игры;
Умение находить ответы на вопросы;
Делать выводы в результате совместной работы класса с учителем.
Средством формирования познавательных УУД служат логические, проблемные задания.
Коммуникативные УУД:
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Слушать и понимать речь других;
Договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения и следовать им;
Учиться работать в паре, в группе (выполнять различные роли: лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем, интегрироваться в группу сверстников.
Занятия проводятся в следующих формах:
Групповые формы работы.
Индивидуальные формы работы.
Познавательно – развлекательные.
Тематика занятий разнообразна. Программа рассчитана на 1 год обучения и
предназначена для младших школьников, занятия комбинированного типа, используются теоретические и практические ситуации.
Планируемые результаты
        После окончания курса «Мой мир» учащиеся должны уметь: самостоятельно выполнять данное учителем задание; проявлять собственную активность в получение знаний; уметь контролировать собственные действия в ходе выполнения задания должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:
Личностные:
- внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе и т.д.);
- самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я-концепции социальной роли ученика и т.д.);
 - смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление  к приобретению знаний).
Коммуникативные:
- ориентация на позицию других людей, отличную от собственных,   уважение иной точки зрения;
- учет разных мнений и умение обосновать собственное;
- умение слушать собеседника;
- Потребность в общение со взрослыми и сверстниками
Регулятивные: целепологание; контроль; коррекция; оценка; саморегуляцияПознавательные:
- рефлексия способов и условия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- поиск и выделение необходимой информации;
- самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- синтез;
- установление причинно-следственных связей.
Объективными методами измерения эффективности программы служат диагностические опросные методы: методика изучения школьной мотивации учащихся Т. А. Нежновой, методика изучения уровня интеллекта. Положительная динамика сдвигов показателей участников по какой-либо шкале тестов служит подтверждением эффективности программы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№ п\п Название раздела, темы Дата
Раздел «Я+Я»
1.1 Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись! Мое любимое имя. 1.2 Автопортрет 1.3 Мой внутренний мир 1.4 Мой любимый сказочный герой 1.5 Мой ласковый и нежный зверь 1.6 Дом, в котором я живу 1.7 Я знаю, я умею, я могу 1.8 Тест «Несуществующее животное». 1.9 Учитесь быть скромными. Это просто хвастунишки. 1.10 Что я хочу узнать и чему я хочу научиться. 1.11 Мои мысли. Я в будущем. 1.12 Немного о том, как устроен человек Раздел «Я и мое окружение»
2.13 Мой класс. Мы так похожи и мы такие разные. 2.14 Язык мимики и жестов. 2.15 Мальчики и девочки. Давайте жить дружно. 2.16 Моя семья. Почему люди ссорятся. 2.17 Рассказы, сказки, стихи о семье. 2.18 Соседи жильцы. Игры нашего двора. 2.19 У меня зазвонил телефон. 2.20 Терпенье и труд, все перетрут 2.21 Деревья нашего двора и птицы нашего двора. 2.22 Как и какие дарить подарки. 3.Раздел «Я и мои эмоции»
3.23 Радость. Удивление. 3.24 Мое настроение. 3.25 Мое поведение. 3.26 Страх. Гнев. 3.27 Мои умные помощники. 3.28 Отгадай эмоцию 3.29 Игры.Этюды.Упражнения. 3.30 Этические сказки 3.31 Вежливость – основа воспитанности. 3.32 Ярмарка достоинств 3.33 Развитие психологических процессов 3.34 Цвет моего настроения.Итоговая диагностика