Рабочая программа по внеурочной деятельности Земля — наш отчий дом




СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка..3
2. Планируемые результаты13
3. Содержание программы...20
4. Учебно-тематический план..27
5. Список литературы...38

























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Программа “Земля – наш отчий дом” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа “Земля – наш отчий дом” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа “Земля – наш отчий дом” предполагает формирование патриотических чувств, развитие чувства гордости за свою страну, свой край; воспитание личности гражданина – патриота Краснодарского края. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях кубанского народа, о жизни края, о труде людей и о родной природе.
Программа рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия), а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота края с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
Беседы
Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, изобразительное искусство)
Классный час
Сообщения
Встречи с интересными людьми
Литературно – музыкальные композиции
Просмотр и обсуждение видеоматериала
Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
Поездки, походы по историческим и памятным местам
Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
Творческие конкурсы
Выставки декоративно-прикладного искусства
Коллективные творческие дела
Соревнования
Показательные выступления
Праздники
Викторины
Интеллектуально-познавательные игры
Трудовые дела
Тренинги
Наблюдение учащихся за событиями в городе, крае
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Заочные путешествия
Акции благотворительности, милосердия
Творческие проекты, презентации
Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)
Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.
Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.
Программа “Земля – наш отчий дом” используется с 1 по 4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России
1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.
Задачи:
-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Предполагаемый результат деятельности:
высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», конкурс «Ученик года», беседы о здоровом образе жизни, дни Здоровья, спортивные мероприятия, акции милосердия.
2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
-формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Мероприятия: беседы: «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», «Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», концерт для родителей «От всей души», праздники «Семейные традиции», «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, день открытых дверей «День школы».
3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.
Задачи:
-воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина
Предполагаемый результат деятельности:
-умение видеть прекрасное в окружающей жизни, участие в художественной самодеятельности.
Мероприятия: экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, посещение театров и кинотеатров, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок.
4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности:
- осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и
возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости», конкурс поздравлений, концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь», конкурс классных комнат «Самый уютный класс», конкурс классных уголков, трудовой десант «Укрась территорию школы», акция «Неделя пятерок».
5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству, родному краю.
Задачи:
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне;
- воспитывать чувство ответственности и гордости за свой край.
Предполагаемый результат деятельности:
- убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, своим краем.
Мероприятия: беседы о символике РФ и Краснодарского края, беседа «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческий музей, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ.
6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Предполагаемый результат деятельности:
обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Мероприятия: круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ценностные установки и планируемые результаты
Ценностные установки:
любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,
долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
родная земля, заповедная природа, планета Земля;
красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
Планируемые результаты:
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,
неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.
В результате реализации программы ожидается:
развитие творческих способностей;
осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:
доброжелательный;
порядочный;
самодисциплинированный;
уверенный;
терпимый (толерантный);
самостоятельный;
ответственный;
целеустремленный (особенно к знаниям);
внимательный к сверстникам;
аккуратный;
уважительный;
любящий;
интеллектуальный;
здоровый;
общительный;
любознательный;
сопереживающий;
воспитанный;
трудолюбивый;
открытый;
активный;
коммуникабельный;
социально зрелый и др.
В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.
Организация работы по программе “Земля – наш отчий дом” в 1-4 классах рассчитан на 2 часа в неделю и предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:
1 ступень – 1 класс «Маленькие россияне»;
2 ступень – 2 класс «Моя Малая Родина»;
3 ступень – 3 класс «Россия – Родина моя»;
4 ступень – 4 класс «Я – гражданин России».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс «Маленькие россияне» - 66 часов
Общий годовой план работы составляет -66ч, из них: теоретических - 24, практических - 42
1.“Я и я”(8 ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Я, ты, мы. Мой сосед по парте.
Кто что любит делать.
2.“Я и семья”(12 ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь?
Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.
Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.
Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки
3.“Я и культура”(10 ч) – формирование отношения к искусству.
Дары природы. Мисс осени.
История моего города.
Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу.
Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.
4.“Я и школа”(16 ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости.
Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор.
Экскурсии по школе. Акции.
5.“Я и мое Отечество”(12ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Мои права и обязанности.
Они защищают Родину. Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина?
Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(8 ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Планета просит помощи. Маленькая страна.
Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке.
Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции.
2 класс «Моя Малая Родина» - 68 часов
Общий годовой план работы составляет – 68 ч, из них: теоретических - 26, практических - 42
1.“Я и я”(8 ч) – формирование гражданского отношения к себе, другим людям.
Я – ученик. Мой портфель.
Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.
Диагностика. Сбор игр.
2.“Я и семья”(10 ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Я помощник в своей семье.
Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья.
Конкурсы рисунков, сочинений.
3.“Я и культура”(8 ч) – формирование отношения к искусству.
Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города.
Что посеешь, то и пожнешь.
Широкая Масленица.
Экскурсии в музеи, вернисажи.
4.“Я и школа”(12 ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений. Трудовой десант
5.“Я и мое Отечество”(18 ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.
Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города.
След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану.
Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(12ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном поселке. Знай и люби свой край.
Экология нашего города. День добрых волшебников.
Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.
Вывешивание кормушек, выставки рисунков.

3 класс «Россия – Родина моя» - 68ч
Общий годовой план работы составляет -68ч, из них: теоретических -18, практических -50
1.“Я и я”(5ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать.
Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком.
Диагностика.
2.“Я и семья”(16ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.
Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки.
Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.
Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Красный крест». Народный лечебник. Бабушкины советы.
Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.
3.“Я и культура”(10ч) – формирование отношения к искусству.
Раз – словечко, два – словечко – бу
·дет песенка. Музыкальная азбука.
Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской.
Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с местными поэтами.
Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Новогодняя сказка.
Экскурсии в вернисаж, библиотеку.
4.“Я и школа”(11ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.
Вежливая улица. По каким правилам мы живем.
Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант. Высаживание рассады.
5.“Я и мое Отечество”(18ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.
Город, в котором я живу. Наша республика. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории
Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества!
О подвигах женщин в военное время.
Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(8ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном городе. Сад на окошке.
Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Сад на окошке.
Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба.
Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады.

4 класс «Я – гражданин России» - 68ч
Общий годовой план работы составляет -68ч, из них: теоретических -26, практических -42
1.“Я и я”(9ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Тест «Познай себя».
Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов
Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.
2.“Я и семья”(9ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
День пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел.
Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.
Акции. Конкурсы песен. Мини – проект. Оформление фотовыставки.
3.“Я и культура”(9ч) – формирование отношения к искусству.
Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины.
О красоте, моде и хорошем вкусе.
Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».
Как встречают Новый год в разных странах. Масленица.
Конкурс на лучший рецепт блинов.
4.“Я и школа”(9ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Продолжаем изучать Школьный Устав.
Школьный двор. Десант чистоты и порядка.
Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.
Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады.
5.“Я и мое Отечество”(20ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения.
Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес.
От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России.
Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне.
О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города – герои.
Конкурсы сочинений. Мини – проекты, презентации и размещение в Интернете лучших работ. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(12ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.
Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии.
Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены.
Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый год шагает по планете. Я - житель планеты Земля. Берегите природу.
Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов.










СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения _____________Н.П.Позднякова
учителей начальных классов от 31 августа 2012 года
МБОУ ООШ 7
от 31 августа 2012 года № 1
_____________________ Ю. М. Верис



УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс «Маленькие россияне» - 66 часов
Тема по программе. Тема и номер урока.
Всего
Теория
Практика
Дата проведения





План
Факт

1. Праздник первого звонка.
2

2
02.09


2. Мой школьный дом. Экскурсия по школе.
2
1
1
09.09


3. Моя семья – моя радость.
2
1
1
16.09


4. Правила поведения в школе. Урок – игра.
2
1
1
23.09


5. Экскурсия по школьному двору.
2
1
1
30.09


6. Я, ты, мы. Игра.
1

1
07.10


7. Кто что любит делать. Конкурс - викторина.
2
1
1
14.10


8. Мисс Осень.
3
1
2
21.10


9. Дары природы. Конкурс поделок из природного материала.
2

2
28.10


10. Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь?
2
1
1
11.11


11. Моя красивая мама. Конкурс рисунков.
2
1
1
18.11


12. Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием.
2
1
1
25.11


13. История моего города. Экскурсия в музей
2
1
1
02.12


14. Мой сосед по парте. Час откровенного разговора.
2
1
1
09.12


15. Законы жизни в классе. Урок – игра.
2
1
1
16.12


16. Откуда пришли елочные игрушки. Экскурсия.
2
1
1
23.12


17. Фотографии из семейного альбома. Презентация.
2
1
1
30.12


18. Школа вежливости. Беседа.
2
1
1
20.01


19. Маленькая страна. Экологическая акция.
2
1
1
27.01


20. Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков.
2
1
1
03.02


21. Они защищают Родину. Конкурс стихов.
2

2
17.02


22. Загляните в мамины глаза. Праздник.
2

2
24.02


23. Встречаем Масленицу.
2
1
1
02.03


24. Планета просит помощи. Конкурс рисунков, посвященных Дню Земли.
2

2

09.03


25. Слушаем сказки моей бабушки.
2
1
1
16.03


26. Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина.
2
1
1
23.03


27. Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен.
2

2
13.04


28. В гости к зеленой аптеке. Экскурсия в природу.
2
1
1
20.04


29. Мои родные – защитники Родины. Фотовыставка.
2

2
27.04


30. Маленькие герои большой войны. Урок Мужества.
2
1
1
04.05


31. Десант чистоты и порядка.
2
1
1
11.05


32. Самый красивый школьный двор. Акция.
2

2
18.05


33. С чего начинается Родина? КВН
2
1
1
25.05


Итого: 66 24 42

2 класс «Моя Малая Родина» - 68 часов
Тема по программе.
Тема и номер урока.
Всего
Теория
Практика
Дата проведения





План
Факт

1-2. Урок Мира.
2
1
1
07.09
07.09


3-4. Знакомство с символами родного края (герб, гимн, флаг).
2
1
1
14.09
14.09


5-6. Обязанности ученика в школе. Беседа. Ролевая игра.
2
1
1
21.09
21.09


7-12. Осень в родном поселке. Совместный поход с родителями. Фотоконкурс.
6
1
5
22.09
22.09
22.09
22.09
22.09
22.09


13-20. Поездка в краснодарский зоопарк «Сафари-парк».
8

8
28.09
28.09
28.09
28.09
28.09
28.09
28.09
28.09


21-22. Участие в празднике, посвященном Дню учителя.
2

2
05.10
05.10


23-25. Я люблю свою школу. Конкурс сочинений, рисунков.
3
2
1
13.10
13.10
13.10


26-27. Родной край в древности. Экскурсия в Краеведческий музей г. Белореченска.
2
1
1
06.11
06.11


28-29. Подготовка к празднику, посвященному Дню матери. Создание презентации о мамах.
2
1
1
09.11
09.11


30-31. Моя любимая мамочка. Праздник, посвященный Дню матери.
2

2
23.11
23.11


32-35. Мой любимый город. Беседа. Поездка в городской парк.
4
1
3
01.12
01.12
01.12
01.12


36-37. Наш город. Конкурс визиток.
2
1
1
07.12
07.12


38-39. Самый уютный класс. Конкурс.
2
1
1
04.01
04.01


40-41. День добрых волшебников. Игра.
2
1
1
09.01
09.01


42-43. Мы и наши права. Урок – игра.
2
1
1
18.01
18.01


44-45. Игры на развитие произвольных процессов.
2
1
1
01.02
01.02


46-47. Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений, рисунков.
2
1
1
15.02
15.02


48-49. Широкая Масленица. Игра.
2
1
1
01.03
01.03


50-51. По каким правилам мы живем в школе? Игра.
2
1
1
15.03
15.03


52-53. Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс – соревнование.
2
1
1
26.03
26.03


54-61. Поездка в «Океанариум» в г. Краснодар.
8

8
29.03
29.03
29.03
29.03
29.03
29.03
29.03
29.03


62-63. День птиц. Выставка рисунков. Развешивание скворечников.
2
1
1
05.04
05.04


64-66. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в музей.
3
2

1
13.04
13.04
13.04


67. Открытка ветерану. Акция.
1

1
03.05


68. Знай и люби свой край. Викторина.
1

1
10.05


Итого: 68 21 47





3 класс
«Россия – Родина моя» - 68ч
Тема и номер урока.
Всего
Теория
Практика
Дата проведения





План
Факт

1. Урок милосердия и доброты.
1
1

06.09


2. Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Беседа о школьном Уставе.
1
1

06.09


3-4. Осень в родном поселке. Фотоконкурс.
2

2
13.09
13.09


5-6. В гостях у предков. Сказочный марафон. Откуда я родом. Архивные раскопки.
2
1
1
20.09
20.09


7-8. Подготовка к празднику, посвященному Дню учителя.
2

2
27.09
27.09


9-10. Участие в празднике, посвященном Дню учителя.
2

2
04.10
04.10


11. Ты и твои друзья. Игра.
1

1
11.10


12. Каков я в школе? Анкетирование.
1

1
11.10


13. Я люблю свою школу. Конкурс сочинений, рисунков.
1

1
18.10


14. Наша страна – Россия. Путешествие по страницам журнала.
1
1

18.10


15. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Беседа-инсценировка.
1

1
25.10


16. Доброта в стихах и сказках. Инсценировка отрывков из стихотворений и сказок.
1

1
25.10


17-19. Экскурсия в Краеведческий музей
г. Белореченска. Экскурсия в Парк победы.
3
1
2
01.11
01.11
01.11


20-23. Мой любимый город. Беседа. Поездка в городской парк.
4

1

3
08.11
08.11
08.11
08.11


24. Подготовка к празднику, посвященному Дню матери. Создание презентации о мамах.
1

1
07.11


25. Подготовка к празднику, посвященному Дню матери. Изготовление подарков маме.
1

1
07.11


26-27. Подготовка к празднику, посвященному Дню матери.
2

2
15.1115.11


28-29. Конкурсно - игровая программа «Супермама».
2

2
25.11
25.11


30-33. Поездка в г. Майкоп на новогоднее представление.
4

4
27.12
27.12
27.12
27.12
25.12
25.12
25.12
25.12

34. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Заочное путешествие.
1

1
08.01


35. Новогодние зарисовки. Конкурс газет.
1

1
08.01


36. Город, в котором я живу. Конкурс рисунков.
1

1
10.01


37. Викторина. Вежливая улица. Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел.
1

1
10.01


38. Уважения достойны. Беседа о пожилых людях.
1
1

17.01


39. Пожилые люди – мудрые люди. Выставка.
1

1
17.01


40. Моя семья – моя радость. Беседа с творческим заданием.
1
1

07.02


41. У моих родителей – золотые руки. Выставка семейных поделок.
1

1
07.02


42-43. Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений, рисунков.
2
1
1
14.02
14.02


44. Они служили в Армии. Конкурс рассказов о службе в армии родных.
1

1
21.02


45. Конкурс «А, ну-ка, мальчики!»
1

1
21.02


46-47. Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс – соревнование.
2

2
21.03
21.03


48-51. Поездка в музей г. Белореченска.
4

4
26.03
26.03
26.03
26.03


52-53. День птиц. Выставка рисунков. Развешивание скворечников.
2
1
1
04.04
04.04


54-56. О подвигах женщин в военное время. Экскурсия в музей г. Белореченска.
3
1
2
02.05
02.05
02.05


57. Вам, защитники Отечества! Акция.
1

1
08.05


58. История Отечества. Аукцион знаний.
1
1

08.05


59. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка.
1

1
16.05


60. Судьба Земли – наша судьба. Круглый стол.
1
1

16.05


61-68. Поездка в краснодарский зоопарк «Сафари-парк».
8



8
25.05
25.05
25.05
25.05
25.05
25.05
25.05
25.05


Итого:
68
13
55





4 класс «Я – гражданин России» - 68ч
Тема по программе. Тема и номер урока.
Всего
Теория
Прак-
тика

1. Поговорим о толерантности.
1
1


2. Кто я? Какой я? Беседа с творческим заданием
1
1


3. Символика России.
1
1


4. Символы нашего края.
1
1


5. Тропы природы. Изготовление поделок из бросового материала.
1

1

6. Моя семья. Мини – проект.
1

1

7. Наши классные обязанности. Выпуск буклетов.
1

1

8. Десант чистоты и порядка.
1

1

9. В ответе за тех, кого приучили. Беседа с элементами игры.
1
1


10. Я и мой класс. Конкурс рисунков.
1



1

11. Продолжаем изучать Школьный Устав.
1
1


12. Игры с младшим братом (сестрой).
1

1

13. Правила жизни. Беседа с элементами игры.
1
1


14. Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети».
1
1


15. Тест «Познай себя».
1

1

16. Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо.
1

1

17. От вершины к корням. Из истории появления законов.
1

1



18. Государственный праздник – День Согласия и примирения.
1

1



19. День пожилого человека. Акция «Доброта души».
1

1

20. Песни бабушек. Конкурс песен.
1

1

21. Правила счастливого человека. Психологический практикум.









22. Откуда я родом. Презентация.
1

1

23. Зачем нужно учиться в школе. Диспут.
1

1

24. Мой город. Конкурс сочинений.
1

1

25. Путешествие в страну Законию. Викторина.
1

1

26. Знаменитые писатели и поэты. Литературная викторина.
1

1



27. Хочу и надо. Беседа с элементами игры.
1
1


28. Основной закон жизни нашего государства. Беседа.
1
1


29. Я и моя семья. Фотовыставка.
1



1

30. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.
1

1

31. Как встречают Новый год в разных странах. Игра - путешествие.
1

1

32. Новый год шагает по планете. Презентация.
1

1

33. Растения из Красной книги. Просмотр видеофильма.
1
1


34. Самое сильное звено. Игровая программа.
1

1

35. Панорама добрых дел.
1

1

36. Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов.
1

1

37. Мир моих интересов. Беседа с творческим заданием.
1
1


38. Наша домашняя коллекция. Презентация.
1

1

39. «Можно» и «нельзя» в жизни. Игра – упражнение.
1

1

40. Забота о родителях – дело совести каждого.
1
1


41. Природа в поэзии. Конкурс стихов.
1

1

42. Мой лучший школьный друг. Письмо другу.
1

1

43. Герои России. Сообщения учащихся.
1
1


45. О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсуждение фильма.
1
1


46. Образ русской женщины. Беседа – диалог.
1
1


47. О красоте, моде и хорошем вкусе. Диспут.
1

1

48. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». Музыкальная игра.
1



1

49. Наше право и наш интерес. Беседа с творческим заданием.
1

1



50. Знаешь ли ты страны мира? Викторина.
1

1

51. Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов.
1

1

52. Семь чудес света. Просмотр видеоролика.
1
1


53. Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов.
1

1

54. Растения – рекордсмены. Просмотр видеофильма.
1
1


55. Геральдика – наука о гербах. Беседа.
1
1


56. Я - житель планеты Земля. Круглый стол.
1
1


57. Берегите природу. Конкурс экологических сказок.
1

1

58.Волшебный мир руками детей. Выставка детского творчества.
1

1

59. Победа деда – моя победа. Мини – проекты о своих героических родственниках.
1

1

60. Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества.
1

1



61. Память. Создание презентации и размещение в Интернете лучших работ.
1



1

62. Есть такая профессия – Родину защищать. Конкурсная познавательная программа.
1



1


63. Города – герои. Оформление альбома.
1

1

64. Школьный двор. Коллективная исследовательская работа.
1

1

65. Школьный двор. Защита проекта.
1

1

66. Школьный двор. Акция.
1

1

67. Мы – россияне. Анкетирование.
1

1

68. Я – гражданин России. Игра – викторина.
1

1


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.
2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.
5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
6. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
10. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников
[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
11. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
13. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
14. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.
15. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
16. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.
17.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.






Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п
Разделы, темы
Количество часов



Рабочая программа
Рабочая программа по классам




1 класс
2 класс
3 класс
4 класс


Маленькие россияне
66
66




1.
Я и я.
8
8




2.
Я и семья.
12
12




3.
Я и культура.
10
10




4.
Я и школа.
16
16




5.
Я и мое Отечество.
12
12




6.
Я и планета.
8
8





Моя малая Родина
68

68



7.
Я и я.
8

8



8.
Я и семья.
10

10



9.
Я и культура.
8

8



10.
Я и школа.
12

12



11.
Я и мое Отечество.
18

18



12.
Я и планета.
12

12




Россия – Родина моя
68


68


13.
Я и я.
5


5


14.
Я и семья.
16


16


15.
Я и культура.
10


10


16.
Я и школа.
11


11


17.
Я и мое Отечество.
18


18


18.
Я и планета.
8


8



Я – гражданин России
68



68

19.
Я и я.
9



9

20.
Я и семья.
9



9

21.
Я и культура.
9



9

22.
Я и школа.
9



9

23.
Я и мое Отечество.
20



20

24.
Я и планета.
12



12


Итого:
270
66
68
68
68



15