Статья по обобщению игр к разделу № 2 по УМК М.З. Биболетовой Игровые технологии как эффективное средство обучения английскому языкуу Enjoy English
Игровые технологии как эффективное средство обучения
английскому языку
Не ошибусь, если скажу, что учителя иностранного языка – люди творческие, постоянно ищут резервы сделать своё занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы учащиеся в системе учили английский язык.
Я думаю, что одним из эффективных средств изучения программного материала по английскому языку являются игровые технологии. Игровая технология ориентирована на освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве. Игровая технология направлена также на расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
Игры на уроках английского языка можно использовать для решения различных целей: при отработке, закреплении и повторении изученного материала. С точки зрения учащихся, игра – это игровая деятельность. Для учителя цель игры – формирование и развитие навыков и умений учащихся основным видам речевой деятельности.
Можно сказать, что применение игровых технологий в обучении английскому языку позволяет учитывать индивидуальные особенности отдельных учащихся и всей группы (уровень владения лексико-грамматическим материалом, сформированность отдельных навыков, умение и желание учиться, индивидуальные черты характера), что значительно повышает эффективность обучения.
Игра позволяет оптимально сочетать групповые, парные и индивидуальные формы работы на уроке. Конечной целью любой игры на уроках английского языка является отработка полученных навыков и умений. Таким образом, можно сказать, что игра - это сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самоосуществления.
При проведении игр следует составлять пары и группы так, чтобы в них входили разные учащиеся, чтобы вырабатывалось умение работать с разными людьми.
Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т. д. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу в изучении английского языка.
Следует также помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо проявлять чувство меры, иначе они потеряют эмоциональное воздействие на учащихся.
Каждый раздел учебника по английскому языку посвящен какой-то определенной теме, материал которой необходимо усвоить и закрепить. Это необходимая лексика английского языка, грамматические конструкции и речевые образцы.
Мне хотелось бы представить из моей практики банк игр для учащихся 6 класса по УМК М.З. Биболетовой «Enjoy English» к Unit 2 «Spending time together» (Раздел 2 «Проводим время вместе»). В данном разделе имеют место темы, посвящённые школьному образованию. Чтобы сделать уроки интересными и увлекательными, я использую различные лексические и грамматические игры, которые помогают учащимся успешно закрепить лексический и грамматический материал.
Лексические игры
Цели:
- тренировать учащихся в употреблении лексики,
- активизировать речемыслительную деятельность учащихся.
Игры «в слова» обогащают лексический запас учащихся, актуализируют пассивный словарь.
Игра № 1 «Из слов - словосочетания»
Работаем в парах. Каждая пара получает карточки, на которых написаны слова. Из данных слов учащиеся составляют словосочетания по теме «Activities at the English lessons» (по упр. 7 на стр. 48).
Данная игра направлена на расширение словарного запаса учащихся. Хорошо развивает зрительную память.
write stories
answer questions
ask questions
discuss problems
learn by heart
make projects
read texts
sing songs
translate into Russian
work in pairs
work in groups
complete sentences
Игра № 2 «Дополни слово»
Я называю часть слова. Учащиеся должны дополнить слово по теме «Speaking about school». (Можно использовать на любом уроке)
work book
text book
home work
school uniform
school boy
school girl
black board
pencil box
class room
class mate
book shelf
Игра № 3 «Соедини половинки слов»
Данная игра напоминает предыдущую игру, но задание усложняется. Это задание составляется следующим образом: слова делятся на две части (text - book, school - girl и т.д.). Затем первые половинки записываются вразнобой в левый столбик, а вторые — в правый. Учащимся предлагается соединить эти половинки между собой так, чтобы получились целые слова, которые пишутся слитно (перед упр. 72 на стр. 68).
work shelf
text mate
home boy
school board
school work
school room
black book
flower girl
class pot
class book
book children
Workbook, textbook, homework, schoolboy, schoolgirl, schoolchildren, blackboard, flowerpot, classmate, classroom, bookshelf.
Игра №4 «Лесенка»
Участники игры образуют пары. Каждая пара рисует лестницу из 5 ступенек. Учитель просит их написать на ступеньках действия, которые они должны и не должны делать в школе, употребляя изученные лексические единицы, с использованием предложений с have to do and don’t have to do at school. (к упр. 56 на стр. 62)
Игра № 5 «Снежный ком» (Snowball)
Работаем в группах. Первый называет слово по теме «School things», второй повторяет данное слово и называет своё и т.д. Эта игра направлена на развитие и запоминание словарного запаса и слуховой памяти. (Можно использовать перед упр. 57 на стр. 63).
Игра № 6 «Хлопаем в ладоши»
Учащиеся становятся в круг. Учитель – в центре круга. Он называет вперемежку школьные предметы и школьные принадлежности. Когда учащиеся слышат название школьного предмета, они хлопают один раз, когда слышат название школьной принадлежности, то хлопают два раза. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. (Можно использовать перед упр. 69 на стр. 67).
Игра №7 «Как лучше использовать предметы»
Я показываю картинку, где изображён какой – либо школьный предмет, например «a pen». Учащиеся должны перечислить все действия реальные или воображаемые, которые можно совершить с этим предметом. Работаем по цепочке: to take a pen, to have a pen, to borrow a pen, to write with a pen, to give a pen, to send a pen, to buy a pen, to forget a pen, to lose a pen, etc. (Можно использовать на любом уроке)
Данная игра развивает мыслительную активность учащихся, стимулирует их фантазию и воображение.
Игра № 8 «Укрась слово»
Основной задачей игры является подбор к предлагаемому существительному как можно больше прилагательных. Работаем в группах. 1 группа – a club, например: a sport club, a school club, a music club etc. 2 группа – a canteen, например: a school canteen, a large canteen, a comfortable canteen etc. Эта игра хорошо развивает образное мышление и воображение, ассоциативный процесс и общую информированность учащихся. Её можно проводить при введении, закреплении лексического материала. (Можно использовать на любом уроке)
Игра № 8 «Кто больше?
Цель: проверка усвоения орфографии изученного лексического материала.
Образуются две команды. Каждая команда должна записать на доске как можно больше слов по теме: «At school». (Можно использовать на любом уроке)
Игра № 9 «Funny questions»
Учитель просит учащихся по цепочке задавать вопросы, на которые нельзя ответить утвердительно, и начинает сам:
-Can you run at the English lesson?
- Can you fly at the English lesson?
-Can you skip at the English lesson?
- Can you talk loudly at the English lesson?
- Can you cook a pie at the English lesson? Etc.
Данная игра позволяет отработать вопрос с модальным глаголом «can» и правильное произношение отрицательного ответа. (Можно использовать на любом уроке)
Игра № 10 «Дорожка»
В ряд становится 3 учащихся. Они должны продвигаться вперед, называя на каждый шаг слова по теме «At school». Побеждает тот, кто назвал большее слов. (Можно использовать на любом уроке)
Грамматические игры
Цели:
- тренировать учащихся в употреблении речевых образцов,
- развить речевую активность учащихся.
Игра № 11« Must or mustn’t »
Вывешиваются картинки, на которых изображены различные действия. Учащиеся описывают их и говорят, что они должны и не должны делать. Учитель выдает жетоны за правильные предложения. Выигрывает учащийся, с большим количеством очков (правильных предложений). Игра способствует развитию навыка устной речи, развитию мышления и внимания. (Можно использовать перед упр. 64 на стр. 65).
Игра 12 «Чьё солнышко ярче?»
2 учашихся выходят к доске, на которой нарисованы два кружка, и называют правила поведения в школе. Каждое правильно сказанное предложение – это один лучик к кружку и один балл. Побеждает тот учащийся, чье солнышко будет иметь больше лучиков, т.е. больше баллов. (Можно использовать к упр. 65 на стр. 65).
Игра № 13 «Стрельба по мишеням»
На другом уроке можно использовать следующую игру. 2 учашихся выходят к доске. Каждому участнику игры дается английские предложения с модальными глаголами can/may/must по теме «School rules» для перевода на русский язык. Ответ должен быть моментальным.
Игра № 14 «Близнецы»
Данная игра проводится на закреплении глагола to have to… в значении «долженствования». Задание первому партнеру. Вы - участник школьной художественной самодеятельности. Мечтаете стать профессиональным актером. Интересуетесь всеми театральными жанрами.
Задание второму партнеру. Вы одноклассник и ближайший друг будущего актера. Во всем подражаете ему. Вас прозвали близнецами. (Можно использовать на любом уроке)
Первый ученик: I have to study well.
Второй ученик: I have to study well too.
Первый ученик: I have to do homework.
Второй ученик: I have to do homework too. etc.
Игра № 15 «Хвастун»
Данная игра проводится на закреплении лексики по теме «At school»
и отрицательного предложения с глаголом «can». Учитель начинает игру и предлагает ученику составит отрицательное предложение по образцу. Затем 2 учашихся выходят к доске. Первый ученик говорит, что он может делать в школе, употребляя глагол «can». Второй ученик выражает своё несогласие. (Можно использовать на любом уроке)
Первый ученик: I can study English well.
Второй ученик: You can᾽t study English well.
Первый ученик: I can ask questions well.
Второй ученик: You can᾽t ask questions well.
Первый ученик: I can write tests well.
Второй ученик: You can᾽ write tests well. еtc.
Анализируя свой педагогический опыт, могу сделать вывод, что использование игр на уроке дает возможность учащимся достигать конкретных речевых умений. Учебный процесс становится наиболее эффективным. Каждый ученик уходит с урока довольным и в хорошем настроении, так как игровая деятельность стимулирует коммуникативную активность всех учащихся, побуждает их раскрывать свои потенциальные возможности.
В заключение хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что использование игр на уроках английского языка:
-повышает эффективность учебного процесса,
-помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету,
-способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке.
Учитель английского языка: Корнева Нина Александровна