«Мотивация как основополагающий этап современного урока в рамках ФГОС НОО»
Мастер - класс
«Мотивация как основополагающий этап современного урока
в рамках ФГОС НОО»
Цель: показать роль мотивационного этапа, как основополагающего в современном уроке.
Задачи:
- через проживание в активных процессах поисково-познавательной деятельности обобщить и систематизировать теоретические положения о ключевом понятии «мотивация»;
- используя практический опыт выявить наиболее эффективные формы и приёмы формирования мотивации;
- создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
Ожидаемые результаты мастер-класса:
- практическое освоение педагогами важнейших навыков в рамках демонстрируемого опыта;
- активизация познавательной деятельности участников мастер-класса;
- повышение уровня их профессиональной компетенции по основным аспектам демонстрируемой деятельности;
- рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
Ход мастер- класса
1.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Мы рады приветствовать Вас в стенах нашей школы.
- Начну я своё выступление с угощения, если позволите. (Предлагаем слушателям изюм.) Угощайтесь пожалуйста!
- Как вы думаете, почему я выбрала для вас именно это лакомство?
(- Как вы считаете ?
– Есть какие-то предположения?)
- Я хочу поделиться с вами теми изюминками, которые использую в своей работе.
- Тема нашего мастер-класса ««Мотивация как основополагающий этап современного урока в рамках ФГОС НОО» (Слайд 1)
- Сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагмент фильма «Приключения Тома Сойера» и определить, как данная сцена фильма связана с темой нашего мастер-класса.
(просмотр фрагмента фильма)
- Итак, что вы можете сказать?
- Есть какие то мнения?
- Что сделал Том Сойер? (ответы)
- Из этой сцены мы видим, как Том Сойер превратил скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие подарки, сокровища.
- Цель, содержание и техника остались прежними – покраска забора.
- Но что изменилось? (изменилась мотивация)
- Мотивация…Что же это такое?
Если рассматривать это понятие с точки зрения психологии, то
Мотивация – это побуждение к действию. (слайд 2)
Если рассматривать этот термин с точки зрения педагогики, то
Мотивация – это некое эмоциональное состояние, которое побуждает ученика к самостоятельным действиям. (слайд 3)
Что касается мотивации, как этапа современного урока, то это – начальный этап урока, который призван сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала.
Основная цель этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности – выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:
- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность т.е. («хочу»); ( слайд 4 )
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности т.е («надо»); ( слайд 5 )
- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
Слова надо, хочу, могу появляются на слайде. (слайд 6 )
- Однажды мне ученик на уроке сказал: «Мне тогда всё понятно, когда интересно». Значит, ребёнку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что интерес – это синоним к слову мотивация. (И. Герберт). Если же рассматривать всё обучение в виде цепочки: «хочу – могу – выполняю с интересом» (Якиманская И. С.), то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у ребёнка? (слайд 7 )
Для этого существует множество приёмов.
Я хочу вам рассказать о тех приёмах, которые я использую на уроках.
ПРИЕМЫ
1.Яркое пятно ( слайд 8 )
В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, притчи, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности, просмотр фрагментов фильма, то, что вы увидели вначале нашего мастер класса.
Урок математики
Тема: Единицы времени: год, месяц, сутки.
Сказка-загадка В.Даля «Старик-годовик» Сказку читать не буду, только отрывок.
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залег туман. А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой - станет темным-темно.
- Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
- Какие это четыре крыла у каждой птицы?
- Какие семь перьев в каждом крыле?
- Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая – черная?
И так переходим к теме урока.
Этот приём использую на уроках открытия нового знания.
2. Прием «толстые и тонкие вопросы». ( слайд 9 )
Цель: формирование грамотного задавания вопросов и осознание их уровня сложности. Он может быть применен для самостоятельной учебной и домашней работы. «Тонкими» называют простые, односложные вопросы, требующие ответа да/нет. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.
Пример вы видете (на слайде )
«Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы
Объясните, почему…?
Почему вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет если…?
На что похоже…?
Кто? Что?
Когда…? Может…?
Будет…? Мог ли…?
Было ли…? Согласны ли вы…?
Верно ли…?
Обучать детей задавать тонкие и толстые вопросы можно со 2 класса. Этот приём чаще всего используем на уроках рефлексии. Чаще всего можно использовать на уроках чтения и окружающего мира.
3 . Приём «Корзина идей» ( слайд 10 - 11 )
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Например, ( слайд 12)
Тема урока: Обобщение знаний о глаголе.
Тип урока - урок рефлексии
Ход урока:
Даны группы слов. Задание: найдите лишние слова и запишите их в тетрадь. Объясните, почему вы выбрали именно эти слова?
1)Обида, огорчение, жестокость, ударить.
2)Смех, улыбка, хохотать, радость.
3)Печалиться, грусть, настроение, веселье.( слайд 13)
Учитель: Слова какой части речи назвали? (Глаголы)
«Вызываю вас на мысль…». ( слайд 14 )
«Корзина» идей.
- Теперь скажите все, что вы знаете и помните о глаголе, при этом постарайтесь не повторять ранее сказанного. Соберем в корзине идей, все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения, а учитель записывает все идеи в виде тезиса без комментариев, даже если они ошибочны).
4.«Удивляй»( слайд 15 )
- это универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.
Например,
Урок математики в 1 классе. Тема: «Измерение длины отрезка. Сантиметр».
-Ребята, посмотрите на меня внимательно. Я сегодня не просто учитель, отгадайте по моему атрибуту кто я по профессии? (Швея, портной)
- Как вы догадались? (У Вас сантиметровая лента)
- Кто такой портной? (Портной – это человек, который шьет одежду)
- Правильно. Сегодня я портной и приглашаю вас в свою мастерскую.
- Дальше предлагаю детям полоски. Сравнить на глаз. Способом наложения и переходим к теме урока.
5.«Отсроченная отгадка» ( слайд 16 )
В начале урока задаётся загадка (какой то удивительный факт), отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом. Загадку можно дать и в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие. (слайд 17 )
Окружающий мир, 2 класс
Тема: «Воздух»
А на следующем уроке мы узнаем о лучшем пылесосе в природе…Следующая тема урока «Воздух»
Русский язык, 4 класс.
Тема: «Пунктуация»
Зачитываю детям такой текст.
Строгий судья в ходе судебного заседания вынес приговор.
Прочитать его дали секретарю, потому что у судьи болело горло. Приговор для осуждённого был помилование, т.к. суд признал его вину не доказанной.
Но в результате зачитывания приговора, обвиняемый приговаривался к смерти.
«Казнить нельзя помиловать!» ( слайд 18 )
- Как вы думаете, почему? Мы видим, что нет запятой. И переходим к теме урока.
6. Ассоциативный ряд ( слайд 19 )
Запишите слова – ассоциации к слову воздух, солнце, вода, совесть, друг
7. «Верите ли вы, что…». ( слайд 20 )
Учащимся в начале урока на листочках даются факты, работая в парах, группах, дети знакомятся с ними. Если они согласны с данными фактами, то ставят в таблице «+», а если нет, то «-». В конце урока снова возвращаемся к утверждениям. Ребята видят, в чём они заблуждались, а в чём оказались правы. Допустим :
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце». (Школа России. А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 2 часть.)
Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.
- Земля – это одна из планет солнечной системы.
- Солнце – ближайшая к нам звезда, раскалённый шар и т.д.
В конце урока возвращаемся к этой таблице и видим, на сколько были правы.
Этот приём можно использовать и на уроках рефлексии и на уроках открытия нового знания.
8. Проблемная ситуация ( слайд 21 )
Под проблемными ситуациями в обучении мы понимаем чётко спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Допустим:
При изучении темы
Тема - Проверка безударной гласной в корне слова
можно использовать такой текст
Текст «Рассказ об одной ошибке».
Проблемная ситуация. Дима написал своему другу Петьке записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем». Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, который расположен рядом с домом, где живет Петя, и передала записку.
- Ну как? – спросил Дима вернувшуюся сестру.
- Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет.
В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.
- Мяч будет. Петька принесет. Я ему написал записку. Он обещал.
Ровно в шесть часов пришел Петя. Но вместо мяча у него в руках было оружие – длинный деревянный меч.
- Почему так получилось? Какой закон письма не знает Дима?
Этот прием универсален тем, что похожую ситуацию можно создать по теме «Проверка парной согласной в корне».
Этот приём можно использовать как на уроке открытия нового знания, так и на уроках рефлексии.
3.
( Слайд 22)
Что же касается мотивации при подаче домашнего задания, то здесь следует учитывать отношение школьников к домашней работе – вот главная задача учителя, дающего задание на дом в рамках реализации требований ФГОС НОО. Что же конкретно имеется в виду?
( слайд 23) Домашнее задание должно быть личностно значимым, творческим, практически направленным, вариативным, дифференцированным.
Оно может быть: ( слайд 24 )
- Единым для всех учащихся.
- Групповым. В начальных классах часто используем на уроках «внеклассного чтения», «окружающего мира», «литературного чтения», работая над диалогической речью, мы используем групповые задания. Для детей это очень полезно. Такая форма работы не только формирует знания, умения и навыки, но и воспитывает коммуникативные качества.
- Индивидуальные задания предлагаются учащимся на основе проведенных срезовых работ, которые выявляют группы детей, требующие индивидуального подхода. Задания могут быть на карточках, как для слабо усваивающих учебный материал, так и для сильных учащихся
- Творческие домашние задания ( слайд 25 )
Классификация ТДЗ вы видете на слайде
По содержанию По виду деятельности По уровню оформления
1. Вопросник 2. Кроссворд 3. Макет, модель 4. Ребус 5. Сообщение 6. Доклад 7. Сочинение 8. Реферат 9. Исследование 10. Эссе 11. ... 1. Индивидуальная 2. Парная 3. Мелкогрупповая (3–7 чел) 4. Групповая (10–15 чел) 5. Коллективная 1. Рабочая (в тетради, «с листа»…). 2. Экспозиционная (на отдельном формате,содержащая иллюстрации, схемы, таблицы…):
– файл-лист; – буклет; – брошюра; – газета; – альбом; – «раскладушка»; – и т. д.
Я предлагаю ряд приемов подачи домашнего задания:
1.«Задание массивом»( слайд 26 )
В рамках большой изучаемой или повторяемой темы может задаваться большой массив заданий сразу (не к следующему уроку, а на более продолжительный срок).
Математика (УМК « Школа России»), 3 класс
Тема: «Задачи на увеличение числа в несколько раз »
Учитель дает 10 задач, из которых ученик должен сам выбрать и сделать 5 задач обязательно, а остальные по выбору.
Литературное чтение (УМК « Школа Россиии »), 4 класс
Тема: «А.С. Пушкин» Стихотворения
Выбрать наиболее понравившееся стихотворение и выучить наизусть.
Тема: Читаем, предсказываем содержание.
Н.Н.Носов «Живая шляпа»
(Урок чтения. 3 класс)
Домашнее задание записано на листиках, завёрнуто и лежит в шляпе.
Каждый ученик вытягивает себе задание. Задания могут быть такие:
Придумать сказку о шляпе.
Рассказать сюжет «всё наоборот».
Составить кроссворд.
Нарисовать к рассказу «весёлые картинки».
Изобретатель! Сконструировать необычную шляпу.
Почемучка! Составить вопросы к тексту.
Вспомнить сказочных героев, у которых есть головной убор.
Нарисовать портрет мамы в необычной шляпе.
Сочинить фантастический рассказ.
2. «Особое задание» ( слайд 27 )
Успешные ученики получают право на выполнение особо сложного задания (учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом).
Это могут быть математические диктанты, словарные, мини-тесты.
3. «Необычная обычность»
Учитель задает домашнее задание необычным способом. 1. Например, зашифровав его.
Русский язык
Тема «Однородные члены предложения»
Возьмите приставку из слова «предлагать», корень из слова «сложить», суффикс из слова «умножение», окончание из слова – «вишня». Какое слово получилось?
(Получается слово предложение) и даётся задание:
выпишите из художественных произведений предложения с однородными членами.
2. Пример:
Устроить в классе почту. Треугольники – конверты, дежурный вроде почтальона, раздающего письма-задания.
3. Пример:
Играем в беспроигрышную лотерею, дети достают из коробки номера заданий. Можно придумать призы. Может быть и суперприз – это уже в зависимости от фантазии учителя.
4.«Идеальное задание» ( слайд 29 )
Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию. Это может быть любое из известных видов заданий.
Русский язык
Тема: «Текст», 3 класс
Детям предлагается рисунок или предмет ЯБЛОКО.
Напишите рассказ от имени инопланетянина;
жадины;
яблоньки.
Рассказ от имени инопланетянина.
Приземлился инопланетянин на нашу землю, вышел из корабля, а навстречу ему катится яблоко. Вытащил инопланетянин антенну и стал подавать сигналы на свою планету: «Вижу объект - круглый, напоминает планету, по цвету красный, но не опасный для жизни, его клюют птицы, значит он съедобный.
5. «Добудь ответ»( слайд 30 )
опирается на необходимость поиска информации самостоятельно из разных источников. Ученики получают ряд вопросов или заданий, на который надо найти ответ в интернете или в предложенной книге. В рамках творческих заданий ученикам предлагаю кроссворды, чайнворды, ребусы, которые можно разгадать, а можно и самому их составлять на определённую тему, предлагать отгадать одноклассникам.
Мотивируйте задания, пробуждая в учащихся любознательность и радость открытия, развивая фантазию, используя их стремление к признанию и хорошим отметкам, учитывая индивидуальные склонности и желания.
(По ходу выступления из пазлов составляется картинка)
- Я вас кратко познакомила с некоторыми приёмами, которые можно использовать на этапе мотивации.
- А теперь приступим к практической части ( слайд 30 )
Задания для 1 группы
Прочитайте и определите, какой приём мотивации использовал учитель.
1.
- Подберите слова-ассоциации к слову вода. ( Прием «Ассоциативный ряд)
2.
Учитель рассказывает историю:- Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ!- А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходи по воде? (Дело происходит зимой, за окном снег).- Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем её удивительных свойств…Прием ( «Удивляй»)
3.
Внимание на экран
- О чём пойдёт речь на уроке? (Видеофрагмент «Вода»)
У вас на столах лист с небольшим отрывком из повести французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», прочтите его.
(1 ученик читает вслух)
«… У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются… Ты необходима для жизни, ты – сама жизнь… Ты самое большое богатство на свете» (Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери)
- Вы посмотрели видеофрагмент, прочитали отрывок из повести Экзюпери «Маленький принц», скажите, о чём пойдёт речь на уроке? (про воду)
- Можете ли вы сказать, что такое вода? (жидкость)
- Хорошо! Посмотрите: это что? (стакан с молоком тоже жидкость)…
Прием ( « Яркое пятно)
4.
Русский язык
Тема: «Однозначные и многозначные слова», 2 класс
- Ребята, послушайте отрывок из рассказа А. Толстого
«Отстань, пожалуйста, со своим шкафом, у меня и без того руки отваливаются. Митя, услышав эти слова, испугался и долго ходил за матерью, ждал, когда у неё начнут отваливаться руки».
- Вам смешно? Почему?
-Чего не знал маленький мальчик?... Прием ( «Яркое пятно»)
5.
Окружающий мир
Тема урока: «Грибы», «Царство грибов».
Послушайте диалог двух учащихся:
- Грибы не могут передвигаться, значит, это растения.
- Грибы не зеленые, значит, они животные.
- Что вас удивляет в диалоге наших героев?
- Какой возникает вопрос?
- Что такое грибы: растения или животные?
- Какая тема урока? («Грибы», «Царство грибов»). Прием (« Проблемная ситуация»)
6. Урок окружающего мира
- Прочитайте тему урока. («Здоровый образ жизни»)- Запишите несколько фраз по теме. Всё, что пришло в голову.
Потом дети зачитывают свои фразы, которые фиксируются на доске. Получаем кластер, который к концу урока может значительно разветвится. Прием (« Корзина идей»)
7. Урок математики
Тема: Прямоугольник. Квадрат
Верите ли вы, что прямоугольник это четырёхугольник.
Верите ли вы, что квадрат – это прямоугольник.
Верите ли вы, что прямоугольник это четырёхугольник, у которого все углы прямые.
Верите ли вы, что у прямоугольника все стороны равны…
Прием (« Верите ли вы, что»)
(Видео о герберах )
В книге Робина Шармы «Святой, Серфингист и Директор» читаю: «В серебряной вазе на тумбочке я увидел герберу – цветок счастья». Я хочу вам подарить маленький кусочек весны, тепла и счастья.
А мы с вами испытываем счастье его каждый день, потому что мы – учителя!!!! (Дарю цветы )
Счастье, успех и здоровье – это то, что мы желаем друг другу и хотели бы иметь сами. Однако готовых рецептов нет, да и одинаковых тоже. Составляющие успеха и счастья у каждого свои, но мы можем делиться радостью, дарить подарки, делая этим каждый день ярче, насыщенней.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учить
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций и, конечно, новизны!