Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамоте




13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



Методическое пособие.

Использование дидактических упражнений

на уроках обучения грамоте.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415




Павлодар
2014 год






Составитель: Суттор А.И.

Успенского района
Константиновской СОШ





Рецензент: Ведилина Е.А.
Магистр педагогики, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования ПГПИ








Данное пособие содержит дополнительный материал к урокам русской грамоты при объяснении нового материала.
Составлено в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.
Пособие предназначено для учителей начальных классов.






















Пояснительная записка.

Обучение грамоте важнейшее звено всей системы работы по обучению грамоте в начальных классах. Младшие школьники овладевают такими умениями, навыками и знаниями, которые имеют огромное значение для последующей успешной учебы. Обучение грамоте это прежде всего средство приобретения детьми первоначальных навыков правильного чтения и письма, одновременно это и средство формирования их мышления и развития речи.
Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы. С другой решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков. В игре дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы, рационально используя время урока, научить всех обучающихся с разной дошкольной подготовкой, анализировать, синтезировать программный материал и развивать речь и активный словарь учащихся. 
 Использование дидактического материала на уроках русской грамоты в 1 классе является удачным решением проблемы развития интереса к обучению и пониманию значимости русского языка как средства общения и познания окружающей действительности.
Предлагаю методическое пособие, содержащее дидактический материал, необходимый на уроках обучения грамоте, соответствующий программному содержанию ГОСО РК к «Букварю» автором которого является Павленко В.К.
Изучение каждой буквы алфавита включает в себя комплекс упражнений и задач, способствующих ее успешному усвоению. Предлагаемые задания, систематизированы в разделе «Изучение нового».
Методическое пособие содержит большое количество удачно подобранного наглядно-иллюстрированного материала, что, несомненно, является его достоинством, активизирует познавательный интерес к предмету, развивает творческую активность и проблемно-поисковую деятельность учащихся..
Используемая система соответствует возрастному аспекту, учитываются индивидуальные возможности учащихся в овладении учебным материалом.
Данное дидактическое пособие окажет значительную помощь педагогам начальной
ступени образования в подготовке и проведению уроков обучения грамоте.


1
Тема. Аа Аа. Как мы ездили в аул
Цель: Формировать умение выделять звук [ а] из речи.; познакомить с буквами А,а; формировать навык чтения; развивать фонематический слух, умение слушать и слышать (аудирование), внимание, логическое мышление, речь детей; прививать интерес к чтению. Учить детей писать строчную и заглавную буквы Аа.
Работа над изучением буквы.
Кто к нам пришел на урок?
Отгадайте загадку. Зимой белый, а летом серый.
Зайка. На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук [А].Отгадайте, кто это мог быть? (заяц). У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук [А].
Как вы думаете, что это за овощи? (капуста, репка, картофель, кабачки). Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принёс зайцу игрушку для его детей – зайчат.
Как вы думаете, что это были за игрушки в названии которых был звук [А]? (машина, кукла, пирамидка.) Зайчатки были рады!
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
игра «Четвертый лишний»
Ребята, заяц предлагает поиграть в игру «Четвертый лишний», но чтобы правильно найти ответ, помните, что мы находимся в стране букв и звуков.
Подумайте, какая картинка лишняя, если здесь нарисованы: арбуз, зонт, автобус, апельсин.
Дети:Лишняя картинка зонт, потому что арбуз, автобус и апельсин начинаются со звука [ а ] , а зонт, со звука [ З ]
Самостоятельная работа «Найди и обведи».
Заяц приготовил для вас еще одно задание. Обведите на карточках картинки, в словах которых есть звук «А»







2

Тема. Уу. Уу. Рано утром на прогулке.
Цль: формировать умение выделять звук [ у] из речи.; познакомить с буквами У,у; формировать навык чтения; развивать фонематический слух, умение слушать и слышать (аудирование), внимание, логическое мышление, речь детей;

Работа над изучением буквы.

Ребята, перед уроками я получила письмо: «Дорогие друзья, я знаю, что вы хотите быстрее научиться читать. Но для этого необходимо знать все буквы алфавита. Я хочу подарить вам первую букву из своего слова-названия. Чтобы не было скучно меня ждать, отгадайте кто я: Удивительный ребенок, Только вышел из пеленок, Может плавать и нырять, Как его родная мать».  - Кто же этот таинственный гость?  утенок.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- Как догадались, что это утенок?: утенок плавает и ныряет сразу после рождения.
б) Выделение звука [у] из слова. - Утенок обещал подарить нам первую букву из своего слова-названия. Давайте послушаем, какой звук обозначает эта буква.   Дети выделяют звук в слове УТЕНОК: [у]
Характеристика звука [у] - Какой это звук: гласный или согласный?

в) Упражнение в умении слышать звук [у] в словах
Про маленького паучка На берегу пруда в укропе жил маленький-маленький паучок, который больше всего на свете боялся мух.. Все жуки, улитки, ужи, лягушки, утята и даже сами мухи смеялись над ним, а его братья большие пауки ругали и называли лодырем.«Надо доказать всем, что я не лодырь», решил маленький паучок. И однажды ночью он нарвал большой букет красных маков и выкрасил ими всю паутину в саду. «Вот обрадуются утром братья, думал довольный паучок, ведь это так красиво красная паутина!» Но, увы! Наутро злые-презлые большие пауки, страшно ругаясь, отмывали свои паутины. Мухи сразу замечали красные сети, и ни одна из них не попалась. А маленький паучок так испугался, что убежал далеко-далеко. И теперь никто не знает, где он живет (Г.Юдин)
г) Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У»: а, у, о, а, у, и, а,у, у, а. Улитка, книга, утюг, ухо, рис, тетрадь, уж, ус, улица, улыбка.

3
д) Дидактическое упражнение «Договори словечко и назови первый звук в словах». Учитель читает стихотворные строки и просит его договорить последнее слово в них, а затем назвать первый звук в этом слове.
Он плывет по простыне, Как кораблик по волне. Он хозяйкам добрый друг Электрический... (утюг)
Длинная и гибкая, Охотится за рыбками, Порой пуста, как дудочка, А петь не может... (удочка)

Тема. ии. Ии. Любимые цветы.
Цель: Формировать умение выделять звук [ и] из речи.; познакомить с буквами И и; формировать навык чтения; развивать фонематический слух, умение слушать и слышать (аудирование), внимание, логическое мышление, речь детей; прививать интерес к чтению. Учить детей писать строчную и заглавную буквы Ии.

Игра – знакомство с новым звуком.
Знает наша детвора
Прятки – лучшая игра.
Всех ребят хотим собрать
в прятки будем мы - играть.
У малышки погремушка
Очень шумная - игрушка.
У сосны, у кедра, елки
не листочки, а иголки.

Какой звук слышим первым во всех этих словах?
Произнесите несколько раз этот звук и дайте ему характеристику.

2. Слого – звуковой анализ слова ИГОЛКА.

3. Звук И очень интересный звук. Если добавить к некоторым словам звук и, то получится не одно слово , а несколько. Например: мяч – мячи, конь – кони, рука – руки, сапог – сапоги, а еще звук и превращает предметы в маленькие: дом – домик, стол – столик, лист – листик.

4. Раскрасить букву.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

4
5. Игра «Сломался телевизор». Произносите звук «И», а я буду договаривать слово. Какое слово получится? (и)грушка (и)голка (и)збушка (и)риска (и)кра (и)ней (и)юнь (и)юль (и)зюминка (и)волга (и)гра

6. Назови слово, соединив по порядку звуки: и,в,а; л,и,п,а; л,и,с,а; м,и,ш,к,а


Тема. Оо оо. Много – один.
Цель: познакомить детей с гласным звуком и буквой О;
упражнять в определении места звука О в словах;
развивать речь, внимание, память, творческое воображение.

Работа над изучением звука и буквы.

1. У Матушки Земли есть 4 дочери.(Зима, Весна, Лето, Осень).
Которая дочь сейчас гостит у Земли? (Осень)
Почему вы так считаете? (дети называют приметы осени).
Какой звук слышите в начале этого слова?
Какой он, гласный или согласный? Докажите свое предположение.
Когда мы произносим этот звук? (охает больной, когда удивляемся)
3. Читаю стихотворение:
Осинку
Окрасила
Осень.
Осинка мне нравится
Очень.
Она позолотой блистает,
Одно только жаль –
Облетает.
(Разбрасываю листья).
В каких словах вы услышали звук О?
Приглашаю в путешествие с кленовым листом, (в руках красивый лист)
- «Жил-был кленовый листик. У него было много братьев - листьев. Они шумели, качались или слушали пение птиц, звонкое журчание ручейка или разговаривали с другими деревьями. Однажды кленовый листок посмотрел на верхушки деревьев и затрепетал: так красиво блеснули они на солнце».
- Покажите, как удивился листик?
- Посмотрите друг на друга. Сконструируйте из проволочки какую форму имеет ваш ротик, когда произносите звук О.
- Это получилась буква О.
2. Знакомство с буквой. Показываю картинку.
В старом дереве дупло
Ну совсем как буква О.

Показываю букву печатную.
- Найдите букву в Букваре.

5

4. Налетел ветерок, и с деревьев посыпались желтые, красные, оранжевые листья, они плавно летели, медленно кружились, поблескивали на солнце золотистыми боками.
5. Физминутка.
- Покажите как падают листья, (звучит оркестровая мелодия «Золотая осень»).
- Как красиво вы кружитесь - сказал кленовый листок. Его подхватил ветерок, и он закружился вместе с другими листьями. (Дети кружатся, Бегают, плавно поднимая и опуская руки).
6. Учитель: Но вот ветер стих и кленовый лист стал плавно опускаться и попал к кроту на огород. А что у крота на огороде выросло?

7. Отгадывание загадок про овощи. Если есть в отгадках звук О, хлопайте в ладоши. (По ходу работы на доске появляются картинки с овощами).

1) Посадили зернышко,
Вырастили солнышко, (подсолнух)
2) Летом в огороде -
свежие, зеленые,
А зимой в бочке -
желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? (огурцы)
3) Круглая, да не мяч.
Желтая, да не масло,
Сладкая, да не сахар,
С хвостом, да не мышь (репка) 4) Что копали из земли,
Жарили, варили.
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили, (картошка)

















6

Тема. Лл Лл. Лисичка со скалочкой.
Цель:. создать условия для формирования представления о звуках [л], [л,] и букве, которая их обозначает; научиться различать звуки [л], [л,], букву “л” в словах в устной и письменной речи, давать характеристику новых звуков. развивать речь, умение логически мыслить, анализировать, находить общие признаки, делать выводы. II. Сообщение темы и целей урока. Сегодня на уроке мы с вами отправимся в чудесное место, которое хорошо в любое время года –схема слова “лес” А сопровождать нас будут два зверя. О ком идёт речь, вы узнаете, если соотнесёте отгадки со схемами. На доске схемы слов “лось” и “лиса” Загадки:
Трав копытами касаясь Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко.





Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост-краса. Кто это? . (Лиса)


Сравните первые звуки во всех словах и назовите тему сегодняшнего урока. Что общего? Слово “лось” начинается со звука [л], а слово лиса и лес – со звука [л,], значит тема сегодняшнего урока: “Звуки [л], [л,] и буква, которая их обозначает”
Сформулируйте цели урока.
IIІ. Работа над темой.   Итак, мы в лесу. Назовите деревья, которые мы можем здесь встретить, не забывая о теме сегодняшнего урока.
Лиственница, липа, тополь, ель, клён




7

5.2. А сейчас я буду называть другие растения, которые могут нам встретиться в лесу, а вы с помощью зелёного и синего квадратика будете определять, какой в них звук – мягкий или твёрдый:
Ландыш, малина, клюква, жимолость, калина, голубика, волнушка
1. Давайте сделаем анализ слова лиса.
- Сколько слогов в этом слове? (2) - Назовите первый слог. (ли) - Назовите второй слог. (СА) - Ударение на какой слог падает? (2) - С какого звука начинается слово лиса? (л*) - Какой он согласный или гласный? ( согласный) - Почему? (звуку при произношении мешает язычок, не поётся) - Как вы его произносите мягко или твёрдо? (мягко).
2. Произнесите слова, где звук [л], [л,] мягкий? (люк, ель, лестница, лебедь, вертолёт, лилипут, )
3. Игра. «Договори словечко» (луна, лужа, лужайка, лак, ладошка,  ложка, и т. д.)

Тема. Сс Сс. Сом.
Цель:. создать условия для формирования представления о звуках [с], [с,] и букве, которая их обозначает; научиться различать звуки [с], [с,], букву “с” в словах в устной и письменной речи, давать характеристику новых звуков. развивать речь, умение логически мыслить, анализировать, находить общие признаки, делать выводы.
Работа над изучением звука и буквы.

1. -Сегодня к нам на урок пришёл гость. Отгадайте, кто это:  Днем спит,   Ночью летает,   Прохожих пугает.  (Сова).

 Сова предлагает отгадать загадку:      Верещунья, белобока,  И зовут её ..(сорока) 

Что объединяет сову и сороку? (птицы) -Что общего в словах «сова», «сорока»? (Слова начинаются на звук  «с») Охарактеризуйте звук  [c]. (Согласный, глухой, твёрдый).    Посмотрите, а что за птица прилетела? 8
Загадка:       На кормушку возле нашей форточки      Села удивительная птица:  В чёрной шапочке и желтой кофточке.  Птица называется...  (синица)      -Назовите первый звук в этом слове. Охарактеризуйте его.  (Согласный, мягкий).  
2. Чтение  слогов  с буквой с.  са    со   су  сы  си     3. Чтение чистоговорок:         Са-са-са – в лесу бегает лиса  Со-со-со у Вовы колесо  Су-су-су было холодно в лесу
4. Учитель произносит слова выделяя интонацией звук с: собака, капуста, лиса, самолёт, сорока.
5. Придумайте слова со звуком [с]: санки, сосна, сон, стон, .
6. Придумайте слова со звуком [с,]. Село, красивые, синий, Семён, .
Тема. Рр Рр. Арман и Ира.
Цель:. создать условия для формирования представления о звуках [р], [р,] и букве, которая их обозначает; научиться различать звуки [р], [р,], букву “р” в словах в устной и письменной речи, давать характеристику новых звуков. развивать речь, умение логически мыслить, анализировать, находить общие признаки, делать выводы.
Работа над изучением звука и буквы.

Вот еще гигантский кот, полосатый обормот. С ним заводить не стоит игр, потому что это ..(тигр).
Выделите в слове последний звук. какую букву будем сегодня изучать? Тигр – лучший звук тигра. Как рычит тигр? А какой это звук?  
IIІ. Работа над темой.   1. Еще загадка. За лугами, за водой, хлынул дождик проливной. А потом повисло над рекою коромысло, ребятишек радует Цветная ( радуга). (вывешивается картинка радуга).



Кто из вас видел радугу? какая она? Назовите первый слог в слове. Первый звук в этом слоге. Назовите его. Повернитесь к соседу и произнесите еще раз. Охарактеризуйте звук (Р). Прочитайте слово по схеме. Как вы думаете каким цветом будем обозначать Этот звук? (синим). 9

2. Загадка. Сидит на грядке крепко
Оранжевая (репка).
(вывешивается картинка).

Произнесите слово. Как слышите первый звук? Прочитайте слово по схеме. Каким цветом обозначим? Повернитесь к соседу по парте и произнесите звук. Что изменилось при произношении?
2 Нахождение звука в ловах. Я сейчас буду произносить слова, а вы если есть звук хлопните в ладоши. Рак, картина, солнце, радоваться, город, Ваня, первый, рядом. 3 А теперь задание усложняется. Если звук твердый, поднимите синюю карточку, если мягкий – зеленую. Рябина, ранец, дорога, рисунок, рыба, руль, помидор, рис, ребята, ракета, октябрь, тетрадь. 4. Знакомство с буквами Рр. Вывешивается картинка.







Тема. Шш Шш ши Малыши.
Цель:. Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с буквой «ша», со звуком [ш ], с его особенностями, с ролью звука и буквы в русском языке через побуждающий диалог – постановку проблемы в группе.
. Работа над темой урока. 1. На доске прикреплены картинки: шар, шина, Шапокляк, шишки, шляпа. Назовите эти предметы, какой одинаковый звук есть в этих словах? 2. Сформулируйте тему урока. Поставьте цель на сегодняшний урок. 3. Какое слово лишнее? Шапокляк – кто?. 4. Кто такая Шапокляк? Кто автор произведения? Э. Успенский. «герой произведения «Крокодил Гена и его друзья» 5. Выделите звук и дайте характеристику. 6. Составьте схему слова 1 вариант – шляпа, 2 вариант – шина. 7. Знакомство с буквой. Шапокляк спрятала среди букв новую букву. Найдите ее. Н У А С Ш Т Р. 8. Зная тему урока ответьте на вопросы.
Какие фрукты любит Шапокляк бананы, груши, яблоки?
Что купила она в магазине пальто или шубу? 9. Чтение слогов, слов с буквой «ша». Ребята, а Шапокляк думает, что мы не умеем читать с буквой «ша». Давайте покажем ей как нужно читать.
10

10. Игра «Капитан». Один ребенок читает, а остальные повторяют прочитанное.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Это же я мудрая тётушка сова, из научного дупла. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости! Ответьте на несколько моих вопросов.   Подумайте и скажите, какие бывают звуки? (гласные и согласные). - Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, которые тянутся, поются, воздух при их произнесении проходит свободно). Каким цветом мы их обозначаем? А согласные звуки есть двух видов, какие? (твёрдые и мягкие) Каким цветом мы их обозначаем? А чем отличаются звуки от букв?  III. Работа над темой урока. 1. А сегодня я хочу познакомить вас новой буквой. Эту букву тоже называют хитрой, так как она может обозначать два звука. Произносим мы два звука, Но одну лишь пишем букву! [й] да [о], а вместе Ё. Не забыть бы про неё! 2. - Буква Ё бывает большой и маленькой (показ букв). На что похожа буква Ё? 3. - Ребята, открою вам ещё один секрет: на букву Ё всегда всегда падает ударение! А что такое ударение? Её называют УДАРНОЙ! А хотите узнать, почему её называют ударной? 4. Послушайте сказку: Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы Ё вверху две шишки ой, нет! две точки. - Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву букву Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная. Хотите проверить? (чтение) ЁЛКА ТВОЁ ЁЖИК ПЕНЁК КОТЁНОК ВЕСЁЛЫЙ Отхлопать каждое слово и определить, на какой слог падает ударение. - А как узнать, сколько слогов в слове? (сколько гласных звуков, столько и слогов) Игра « Как зовут малыша». Гусь - гусёнок кошка – котёнок Утка - утёнок лось – лосёнок Коза – козлёнок олень – оленёнок
«Про ёжика и ёлку»
Идёт ёжик по мосту. Идёт песни поёт. И вдруг упал! И грибы уронил! У ёжика слёзы.
18

Кто ему поможет? (ёрш).


Тема. Зз. Зз. Как слон стал зонтиком.
Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с буквой «З», со звуками [з з ], с его особенностями, с ролью звука и буквы в русском языке через побуждающий диалог – постановку проблемы в группе.

Работа над темой урока.
1. Работа над звуками в словах. Игра «Придумай слово на звук [з ], Педагог читает текст, останавливается в тех местах, где необходимо договорить слово на звук [з ].
«Зина утром встала, постель (заправила), сделала (зарядку), почистила (зубы). Паста, которой она чистила, называется (зубная). Зина причесалась, косички (заплела), бант (завязала) и пошла на кухню (завтракать).»
- Назовите действия, которые выполняла Зина утром. С какого звука они все начинаются?
- Дайте характеристику звуку [з ] – согласный, твердый, звонкий.
- А как звали девочку? С какого звука начинается имя?
- Дайте характеристику звуку [з ] – согласный, мягкий, звонкий.

2. Игра «Раздели картинки «Симе и Зине».
- Надо разделить картинки между девочками. С каким звуком ты дашь картинки Симе, а с каким Зине?

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

3. Чтение. «Как слон стал зонтиком».
Слон Зимка был добрым. Он думал: «Кого бы спасти?» а тут гроза, гром. Подошла лиса и попросила:
- Подними ушки! Они будут зонтиком!
Так слон стал зонтиком. Он спас лису от грозы.










19


Тема. Вв Вв. Про вола.
Цель: познакомить учащихся с буквами “В”, “в” и звуками [в], [в’]; научить писать букву “в”; закреплять умение писать изученные буквы, продолжать формирование понятий “ударный” и “безударный” гласный; развивать речь, логическое мышление, внимание; обогащать словарный запас; воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение употреблять слова вежливого обращения.
Отгадайте загадку:   Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край не улетаю, Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей!  Я бывалый (воробей). (На доске появляется рисунок этой птицы)


- Произнесем слово “воробей” еще раз. Сколько слогов в этом  слове? - Назовите первый слог. - Сколько звуков в этом слоге? Какой первый звук слышим в этом слоге? Какой это звук? Согласный или гласный? Почему? Звонкий или глухой этот звук? Почему? Твердый или мягкий? А есть ли ему пара – мягкий звук? Давайте поиграем в игру “Твердый – мягкий”. Я называю слова, а вы показываете карточку нужного цвета (у детей карточки зеленого и синего цвета). Слова: вагон, вечер, весна, волк, волосы, вязали, вулкан, ветка, вата, вид.  Какой парный звук имеет [в]? 2. Игра «Кто внимательнее?»  Я буду показывать картинки, вы – называть, что там изображено, а затем скажете, какой одинаковый звук услышали в словах. Василёк, велосипед, ворона, волк телевизор. (Звуки [в], [в’].)  3. Про вола. Вол вёз сено. А на возу Иван сидел. Он пел песни. Вдруг воз попал в канаву. Трудно волу. Вот и говорит вол Ивану: - Спрыгни с воза да помоги мне! Помог ли Иван волу?
20

Тема. Йй Йй . Айтыс.
Цель: дать представление учащимся о звуке [й], научить находить и выделять этот звук в словах, давать его характеристику, обозначать буквой и.
Развитие речи, мышления, памяти.
Воспитание навыков личной гигиены.


Работа над новым материалом. К нам на урок сегодня пришли карапузы. А зовут их вот как. Одного зовут так, когда вы поранитесь– вы вскрикните - ай! Другого мы вспоминаем, когда пугаемся и вскрикиваем. (Ой). Третьего - когда сердимся и бурчим. (Уй). Четвертого, - когда кого-то окликаем. (Эй)[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Что общего в названии этих имен и чем они отличаются? (Общее - буква и, заглавная буква; отличаются - первыми звуками.)
Сколько звуков в каждом имени? (2). Произнесем первые звуки. Что это за звуки? (Гласные). Почему? Знакомы мы с этими звуками? А о каком звуке пойдет сегодня речь? Назовите общий звук во всех именах, [й].
Сегодня на урок я принесла необычный мешочек. А необычный он потому, что там лежат хорошо знакомые вам вещи. Вам нужно опустить руку в мешочек и, не доставая предмет, определить, что это. (ПОЛОТЕНЦЕ, МЫЛО, ЗУБНОЙ ПОРОШОК, ГРЕБЕШОК).
Для чего нужны эти предметы? Кто из вас дружит с этими предметами?
Откуда эти вещи? (Из сказки «Мойдодыр»).
Портрет Мойдодыра. Кто такой Мойдодыр?
Что вы можете рассказать об этом слове? Мойдодыр (имя существительное, одушевленное, в единственном числе, мужском роде, собственное). Какое отношение Мойдодыр имеет к нашей теме урока? А как произошло название этого сказочного героя?
Мой до дыр!_ Что это? (Предложение). Докажите. Какое это предложение? А что значит «мыть до дыр»?
Кто придумал Мойдодыра? (Чуковский). Показать книгу «Мойдодыр».
Как начинается сказка? («Одеяло убежало,...»). Почему все вещи убежали от
мальчика? Вернулись ли они к нему? Почему? Когда нужно умываться? (утром и вечером).
Как об этом говорит Чуковский? «Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам стыд и срам».
Что прославляет Чуковский в этой сказке? Какие вещи? 






21

Тема. Ь Ь. Лесные разговоры.
Цель: ознакомление с новой буквой Ь, но
·вым языковым явлением.
формирование навыка чтения,
развитие интереса к чтению и желания читать,

Работа над темой урока.
- Сегодня у нас праздник новой буквы. Сейчас отправимся в сказочную страну Азбуковедения.
- Посмотрите и ответьте: почему в этой стране домики красные и синие? Кто в них живет? Назовите гласные, обозначающие твердость согласных. Назовите гласные, обозначающие мягкость согласных. Какие из этих звуков особенные? Почему?
На какие 2 группы можно разделить согласные? Назовите звонкие! Назовите глухие! Чем интересны звуки ж и ш? Чем отличен звук ч? Какие парные согласные вы знаете?
2.Открытие новых знаний.
- Посмотрите и скажите: какие ещё домики есть в сказочной стране? Как вы думаете, почему они отличны от других -белые? Давайте сочиним сказку о ь.
-Жили-были в стране Азбуковедения буквы, разные- гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости.
Вот как-то раз С пошла в гости к Я. Получился слог ..(ся), Л к Е..(ле), Д к И..(ди). Какими эти согласные стали? Почему?
- Буквы жили -не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку буквы Ы.
-Сейчас на ваших глазах появится эта буква . Возьмите в руки букву ы, перегните листок по вертикали пополам и получилась буква..(ы) Давайте присмотримся к букве и подумаем- на что она похожа?
а) Буква Р перевернулась-
    Мягким знаком обернулась.
б) Мягкий знак живет беспечно,
    Он без кепки ходит вечно.
в) Нарисуем Ь
     Нежно, капелькой
    Вот так:
    Букву капелька смягчит,
    Словно мягко прозвучит..
- Кто произнесет звук этой буквы?
- С этой буквой никто не дружил, не разговаривал. Буквам не нравилось то, что она не обозначает звука. Она не умела говорить, молчала и поэтому у неё не было друзей. Жилось Ь очень одиноко.
-Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Послушаем, что это были за слова. А эти слова-названия животных, которые могут прийти на праздник Ь.
Трав копытами косаясь,
Ходит по лесу красавец,

22
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.(Лось)
-Стали буквы составлять слово  ЛОСЬ..Но получается ЛОС..
- Что-то у нас не получается, - говорили буквы. Звук С в слове ЛОСЬ мягкий, а у нас твердый.
- Ребята, помогите буквам, назовите какие из них нужно поставить, чтобы С стал мягким? (И,Е,Ё,Я) Стали буквы составлять слово..Но получалосьЛОСИ,ЛОСЕ, ЛОСЁ,ЛОСЯ..
-У нас опять ничего не получается..
-Что же делать? Ребята, подскажите!
-Иди к нам, Ь!- позвали буквы. Он с радостью согласился и стал быстро в конец слова. Что получилось?
-Развеселились буквы, подружились с Ь .И решили провести праздник буквы Ь.
-Лось пришел на праздник, а кто ещё может прийти? отгадайте!
 В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется..(медведь)
-Подумайте- кто ещё может прийти из зверей , в названиях которых один звук обозначается двумя буквами?(Львица, рысь, обезьяна)
3. Работа с текстом.                                                         А теперь прочтем слова с Ь в букваре. В каких из них букв больше, чем звуков? Почему?
-А теперь прочтем по букварю. «Лесные разговоры».Прочтем.
Стоит в лесу пень. Стоит и слушает:
- Пить! Пить!
- Спать! Спать!
- Есть! Есть!
«Кому пить? Кому есть? Кому спать?» - гадает и не может отгадать пень.
Угадай. Кто просит пить? Кому нужно спать? А кому – есть?
Зачем тогда она нужна?
Мягкий знак, мягкий знак
Без него нельзя никак,
Без него не написать 30,20, 10, 5..
Вместо шесть- получим шест,
Вместо есть – напишем ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками- угольки.
Банька в банку превратится-
Вот что может получится,
Если будем забывать
Ь в словах писать!
4. Игра «Найдите слово»
- Оно обозначает крупное парнокопытное животное с ветвистыми рогами. (Олень)
- Крупное парнокопытное животное с широкими уплощёнными рогами. (Лось)
- Ископаемое твёрдое, горючее вещество растительного происхождения. (Уголь). 

23
- Слово, обозначающее отсутствие желание трудиться, склонность к безделью. (Лень).
5. Чтение этих буквосочетаний с доски (хором, по цепочке)
ЛЬ БЬ ЗЬ МЬ ВЬ СЬ РЬ ДЬ ПЬ НЬ ТЬ - Что заметили?
Вывод: Ь не обозначает звука, это особая буква, она обозначает мягкость согласных звуков на письме. Мягкий знак - настоящий фокусник

Тема. Ээ Ээ. Это наш дом.
Цель:  познакомить  учащихся  с  новым  звуком[э] и буквой Ээ.
развивать умение  выделять  новый  звук в  словах ,читать с ним  слоги , слова и предложения.
Развивать у детей связную речь , фонетический слух , творческие способности.

Изучение нового материала:
1.Чтение загадки учителем
Живёт без тела,
Говорит без языка.
Никто его не видит, а всякий слышит.( эхо)
-Кому из вас приходилось слышать эхо, когда и где?
2.  Выделение нового  звука из слова «эхо»
(на доске схема этого слова), анализ  слова
-Произнесём  первый слог, какой звук слышим?  [э]
-Где мы уже встречали этот звук?
(в слиянии, обозначали его гласной –е.)
Артикуляция: рот открыт, язык находится  внизу, слегка приподнят.
-Гласный или согласный?
3.  Выделение звука[э]  в словах . Если услышите этот звук в словах, сигнализируйте  кружком красного цвета.
-Экран, ёлка, юбка, дятел, эврика, дети, ива, электричество, этот.
4. Чтение.
Дети пришли в лес за грибами. Катя отстала от товарищей и заблудилась. Она стала кричать своим  товарищам: Ау!
Но её пока никто не слышит.
-Что в это время она могла услышать?
(эхо)
5. Поиграем. Для игры мы разделимся на две группы: девочки и мальчики.
Мальчики будут громко спрашивать, а девочки тихо повторяют.
Мальчики (поют): Оля!
Девочки (тихо поют): Оля!
Мальчики (поют): Где ты?
Девочки (тихо): Где ты?
Мальчики (поют): Я  здесь.
Девочки (тихо): Я  здесь.
24

-Давайте поменяемся ролями: девочки будут петь громко, а мальчики тихо.
Девочки (громко): Саша!
Мальчики (тихо): Саша!
Девочки (громко): Где ты?
Мальчики (тихо): Где ты?
Девочки (громко): Я здесь.
Мальчики (тихо): Я здесь.

6. Кроссворд. - Посмотрите на рисунок и впишите слова в кроссворд. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

7. Добавьте [Й Э] в начало слов ___меля,   ___фим,    ___рши,    ___сли,    ___гор,    ___ва,    ___рунда,    __жи.

Тема. Яя Яя. Яблоко.
Цель: Познакомить детей с буквой я в начале и середине слова;    совершенствовать навыки  правильного,  сознательного, выразительного чтения и письма слов с буквой я; увеличивать и обогащать словарный запас детей.    развивать фонематический слух,  развивать  речь учащихся и пополнять лексический запас, мелкую моторику рук.
1. Знакомство с буквами «Я я».
         «Яя» - «Яя»
Буква «Я» шагает гордо.
Всем на свете буква «Я»
Доложить готова:
– А вы знаете, кто я?
Я не только буква, Я –
Буква, слог и слово!
2.      Слоговое чтение слов с доски:
маяк          высоко           ярко            море
маяки        высокая         яркая           морская
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 25


3. Поэтическая страничка:
а).      Каждый знает: буква «Я» -
Самая хвастливая.
б).      Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички буква «Я».
 4. Чтение. Яша.
Яше снятся якоря,
Океаны и моря.
Ялик с якорем у Яшки,
Якорь даже на тельняшке.


Тема. Юю Юю. Юрта.
Цель: Изучение функции букв Ю, ю обозначать два звука [й
·], [у] в определенных позициях: в начале слова, после гласных,  развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения у детей;

 Работа над темой.
1. Отгадайте загадку:
Закружится на острой ножке. Жужжит, как будто бы жучок. Захочет – вскачь пройдет немножко, Захочет – ляжет на бочок. (Юла)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
На доске предметная картинка с изображением юлы.
– Произнесем слово юла, разделим на слоги. – Сколько слогов в этом слове? – Определим, на какой слог падает ударение? – Произнесем слово 2 раза по-разному.( ю'ла,  юла') – На какой слог падает ударение?
На доску вывешивается схема.
– Медленно произнесем первый слог слияния [ й? у] – Какой вывод можно сделать? (буква ю обозначает 2 звука) – Буква ю обозначает 2 звука в начале слова и после гласных.





26

Игра на внимательность.
Отгадайте имя девочки по первым звукам названий: юля, ландыш, яблоко. (Юля) На доске даны картинки
. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- С какого звука начинается слово Юля?
- Дать характеристику звуку. Что вы заметили?
- Какие слова с [ ю] вы знаете. (юбка, брюки, юла, Хрюша и др.)

2. Знакомство с печатной и прописной буквой Ю (показ карточки)
- На что похожа буква «ю»?
- Где мы можем увидеть печатную букву «ю», а где прописную?
3. Чтение слов с доски, объяснение значений слов
Юра, юный (очень молодой), Юрий, южный (край, ветер), юннат (натуралист).
- Что общего во всех словах? (начинаются с буквы «ю»)
- А с какого звука начинаются все эти слова? (со звука [й])
Буква «ю» (как и буквы е, ё, я), находясь в начале слова, обозначает два звука ([йу]).
Со звука [й] начинается много русских слов. А вот русских слов, начинающихся с буквы «й» нет. Поэтому нужно помнить, что если в слове в начале слова слышатся звуки [йу], то на письме их следует обозначать одной буквой «ю».
Послушайте такие слова.
юнга (юный матрос) юбка (женская одежда) юноша (молодой мужчина) юрта (жилище у жителей Севера, которое покрыто оленьими шкурами) юрок (певчая птичка)
7. Звуко-буквенный анализ слова «юла»
Два слога, 4 звука, з буквы

Тема. Хх Хх. «Хлеб растёт»
Цель: познакомить учащихся с новым звуком и буквой, научить давать характеристику; научить читать слова, предложения, рассказы с новым звуком; научить писать новую букву, слова, предложения с этой буквой; развивать каллиграфические навыки письма, навыки комментированного письма, письма под диктовку, списывания с печатного текста; развивать способность формирования более быстрого и прочного навыка письма

27
1. Знакомство со звуками [х], [х’].) 
- Сегодня новый звук нам принесла загадка. Она о самом главном в нашей жизни. Рос сперва на воле в поле.
Летом цвел и колосился, Он в зерно вдруг превратился. А когда обмолотили,
Из зерна - в муку и тесто,
В магазине занял место. (ХЛЕБ)
2. Почему хлеб - самый главный? (ответы детей).  - Составим схему слова ХЛЕБ: 1слог, 4 звука  -Какой первый звук слышим в этом слове? ( Х )
3. Игра «Покажи слоги»:  Покажите слоги со звуком, который узнали (показ картинок)  Называются нужные слова и на полотне по ходу работы выставляются слоги. ЛИСА (какая?) ХИТРАЯ, УЧЕНИК (какой?) ХОРОШИЙ, КТО ЭТО? ХУДОЖНИК, ЧТО ЭТО? (показ игрушки) ЧЕРЕПАХА. - Каким может быть звук [Х] в слове?  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Знакомство с буквой - Посмотрите на доску. Это буква Ха. На что она похожа? Что она вам напоминает? Какие элементы имеет? 5. Сравнение печатной и письменной буквы, строчной и заглавной, их письмо. 6. Письмо слов и их анализ с комментированием: обязательный уровень:  ХЛЕБ – ХЛЕБА – ХЛЕБНЫЙ (звонкая согласная на конце, подбираем проверочное слово) возможный уровень: - Где выращивают хлеб? (в поле). А поля где расположены, как называется эта местность? (колхоз). Как скажем, когда много предметов? Как скажите, отвечая на вопрос какой? Запишите эти слова самостоятельно: КОЛХОЗ – КОЛХОЗЫ – КОЛХОЗНЫЙ (после записи – проверка). –Кто же хлеб растит, трудится? ( ХЛЕБОРОБ – значение и звукобуквенный анализ слова)
Тема. Цц Цц. Цыплёнок Цып.
Цель: Формировать умение выделять звук [ц] в речи, умение слышать и слушать.
Развивать фонематический слух, технику чтения при работе со словами с буквой «ц».

Работа над изучением звука и буквы.
1.Проведение звуковой разминки
- Какой звук будем «открывать» узнаете из языковой разминки.
Как подзывают цыплят? (цып-цып)
Найдите одинаковый звук в словах : заяц, огурец, цель, цыпленок
28
В каком районе (гласных или согласных) будет проживать этот звук?
-Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков?
- Тогда давайте решать эту проблему
- Нам нужно всё узнать про этот звук. Раз он согласный, что мы можем про него узнать?
-Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой?
-Как узнать, бывает ли он твёрдым или мягким?
-Сначала определите, какое место занимает этот звук в словах?
2. Картинки: цапля, огурец, танцор.
- Составьте звуковые схемы этих слов
- Ответственные дети в группах дайте характеристику нового звука.
- Какое слово повторялось в характеристике нового звука?
- Может быть, в других словах этот звук произносится мягко? Послушайте стихотворение, а самые внимательные запомнят все слова со звуком [ц] и послушают, как он произносится, твёрдо или мягко?
Цып –цып – цыплятки,
Есть водица в кадке.
Кто меня боится,
Тем не дам водицы.
Вот бегут цыплятки,
Не боятся кадки.
- Прочитайте слова, называющие птиц. (цапля, скворец, курица, птенец)
- Слово, где хранится сахар, мыло, салат?
-Назовите слова с новым звуком. Какой он?
3. Чтение «Цыплёнок Цып».
Цыплёнок Цып вылупился из яйца первым.
-Пи-пи-пи, - сказал он и побежал на улицу.
- Ты куда – куд – куда? – спросила мама
Но цыплёнок Цып уже не слышал её.
Он выбежал на улицу.
- Ах, какое солнце! Ах, какие цветы! Как хорошо поют птицы!
4. Расскажи, какой увидел улицу цыпленок Цып.

Тема. Чч Чч. Морские животные и птицы (чайка, черепаха)
Цель: сформировать представление о звуке [ч’], как о мягком непарном согласном; развивать фонематический слух, логическое мышление; воспитывать умение ценить время и рационально его использовать; способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения.
Работа над темой.
1. На доске картинки. Назовите слова, какое из них лишнее?

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] (Лишнее черепаха. Оно состоит из трех слогов.)
Выделите первый звук в слове черепаха.
29

2. Дайте характеристику этого звука.
– Согласный, глухой, всегда мягкий.
– Давайте произнесём ещё раз звук [ч’] и понаблюдаем за положением языка, губ, зубов. – Можно ли его спеть? – Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается? – Давайте произнесём звук [ч’] в слиянии с гласными а, о, у – Что вы заметили? – Как произносится новый звук? Сделайте вывод.
Вывод: (Звук [ч’] обозначает мягкий звук.)
– А теперь закройте ушки и произнесите ещё раз новый звук. Каким вы слышите этот звук? ( Звук [ч’] глухой.) – Сделайте вывод: что узнали о новом звуке. (Согласный, непарный глухой, всегда мягкий звук.)
3. Определите позицию звука [ч’] в словах: чайник, плечо, чемодан, ночь, речка, часы, челка, туча, мяч, кочка, чайка, трубач, матч, печать.
4. Послушайте рассказ “На даче”. и постарайтесь запомнить как можно больше слов со звуком [ч’].
На даче
Летом Вова и Надя жили на даче. Утром они пили чай с булочками и печеньем, а потом бежали на речку. На речке Вова ловил удочкой рыбу, а Надя качалась на качелях или играла с мячом. Вечером Вова читал Наде сказку “Курочка Ряба”.
– Где жили летом дети? – Как их звали? – Что они делали утром? – Куда они бежали? – Чем Вова ловил рыбу? – Что делала Надя? – Что читал Вова вечером сестре Наде?

5. Слоговое лото.
– Придумайте слова со слогами ча и чу.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]





30


Тема. Нн Нн. Как нина ходила за малиной.
Цель: Познакомить учащихся с буквой Н,н и звуками, которые она обозначает.  Задачи урока : 1) Формировать знания учащихся о твёрдом и мягком согласном звуках [ н ], [ н’] и обозначении их буквой «н».  2) Развивать умение учащихся читать слоги , слова и предложения с буквой «н».  3) Воспитывать культуру речевого общения. 

Работа над темой.
1. - Сегодня мы совершим путешествие в лесную школу, поэтому весь урок нас будут сопровождать лесные жители и их друзья – ученики этой школы.  - А вот что нового вы узнаете, и какова тема сегодняшнего уро-  ка – попробуйте догадаться сами. Об этом вы мне скажете в конце нашего урока.
2. Выделение звуков [н], [н’].  - В дороге нас будут сопровождать двое животных. Каких – вы сейчас отгадаете.  Загадка. – Кто один имеет рог ?  Отгадайте ?................... ( Носорог )  - Какой звук вы слышите в начале слова « носорог»? Он гласный или согласный ? Твёрдый или мягкий? Каким цветом будем обозначать его на схемах?  Загадка. – Словно царскую корону  Носит он свои рога.  Ест лишайник, мох зелёный  Любит снежные луга. ( Олень )  - Какой звук вы слышите на конце слова «олень»? Он гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Каким цветом будем его обозначать на схемах?
2. Упражнение в определении на слух звуков [н], [н’].  - На нашем пути встретился небольшой пруд. А кто в нём обитает – отгадайте .  Загадка. – Скачет в траве, глаза на голове,  Скользкая и мокрая, зелёная квакушка,  А зовут её - .. ( Лягушка ).  - Лягушка любит и зелёную травку, и ледяную воду, поэтому она предлагает вам сыграть в игру «Лёд и трава». Я буду называть слова со звуками [н], [н’], а вы должны услышать твёрдый это звук или мягкий и показать мне синюю или зелёную карточку. Если в слове вообще нет этих звуков, значит вы показываете красную карточку.  а) Слова : танк, день, команда, кони, комар, батон, пеньки, мошка, насос, лень, орден.  - Как вы думаете, почему лягушка предложила нам 2 слова – «комар» и «мошка», в которых нет звуков [н], [н’]? (Она питается комарами и мошками, поэтому не могла пропустить такие «важные» для неё слова). 
31
б) – Вспомните и назовите имена, которые начинаются со звуков [н], [н’]. ( Наташа, Никита, Надежда, Николай, Нюра, Настя, Нина, Никодим, Никифор, Наиль ).  - Лягушке понравилось, как вы отвечали , и она с удовольствием покажет нам дорогу в лесную школу.


Тема. Мм мм. Мы и мама.
Цель: познакомить детей со звуками [м], [м’], буквой М; развитие речи, мышления, фонематического слуха; 

Работа над темой.
1. На доске две группы предметов.
Береза, рябина, дом.
Кот, жук, медведь.
Назовите предметы, изображенные в 1 группе.
Назовите “лишнее” слово. Почему? (дом – 1 слог, 3 звука, на согл.оканчивается)
Назовите предметы, изображенные во 2 группе.
Назовите “лишнее” слово. Почему? (медведь – 2 слога, звуков больше)
Произнесём хором слово “дом”.
Назовите последний звук. ([м])
Произнесём хором слово “медведь”.
С какого звука оно начинается? ([м’])
Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? (звуки [м], [м’] и буква их обозначающая)
2. Работа с новым звуком.
Произнесем хором звук [м].
Как располагаются органы речи (губы, зубы, язык) при его произнесении? (губы сжимаются, не растягиваясь в стороны; зубы не касаются друг друга; язык лежит свободно)
Воздух при произнесении встречает преграду или свободно проходит? (встречает)
Какую? (губы сжимаются)
Раз воздух встречает преграду, значит звук [м] согласный или гласный?
При произнесении мы слышим шум или голос и шум?
Значит, этот звук звонкий или глухой?
Твёрдый или мягкий?
32

Кто даст полную характеристику звуку [м]? (согласный, звонкий, твёрдый)
Назовите первый звук в слове “медведь”.
Произнесем хором звук [м’].
Кто даст полную характеристику звуку [м’]? (согласный, звонкий, мягкий)
Кто знает как называется буква, которая обозначает звуки [м], [м’] ? (буква эм)
3. чтение слогов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Придумайте слова, в которых встречается слияние МА, МО, . (мама, маска, мак, масло, молоко, мороз, мыло, мышь, муха, мир, метро, метр, мех)
Читаем слоги наоборот. (УМ, АМ, )
4. Игра “Доскажи словечко”. Слова-отгадки печатаем в тетради для печатания.
В черном поле заяц белый Прыгал, бегал, петли делал. След за ним был тоже бел. Кто же этот заяц? (мел)
В подполье, в каморке Живет она в норке,  Серая малышка. Кто же это? (мышка)
Руки мыть пошла Людмила, Ей понадобилось (мыло)
5. Чтение слогов и слов на доске написаны слоги
МА       Мы     Ми    мо     му

Ам        ым        им     ом     ум

МА-ма            ми-мо            му-му
Чтение идет по заданиям:
Все слоги хором
Слоги с мягким звуком
Слоги с твердым звуком
Чтение слов
Чтение по строчкам
Чтение по столбикам

33

6. Игра «Кто больше»
- Придумайте и назовите слова в которых есть звук [м], [м].
7. С Какой буквой мы сегодня познакомились? Буква М приготовила вам кроссворд.
М М М М М М М
На доске иллюстрации: мак, море, музей Москва, муравей, мандарин, мороженое)
* Солнце жжет мою макушку Хочет сделать погремушку. (мак). * Кругом вода, а с питьем беда. (море) * Учреждение, которое собирает, показывает и хранит что-либо (музей). * Лучший город всех времен, мир и счастье строит он, светлый, вечно молодой, называется (Москвой). * Чей домишко из иголок, на земле у старых елок? (муравей). * С этим солнечным фруктом приходит Новый год. (мандарин). * Молочное, сладкое всем детям приятное. (мороженое).


Тема. Бб бб. Кот и рыбка.
Цель: Познакомить учащихся с новыми звуками[б, б], буквой Б. Помочь детям преодолеть логопедические трудности в произношении отдельных звуков и слов. Сделать речь ребёнка интонационно богатой и выразительной.

Работа над темой.
Произнесите чистоговорку и выделите первый звук в повторяющемся слове. Повторяйте за учителем.
Бубнит барабан
Что побит барабан,
А труба трубит:
«Хорошо, что побит!»
2. Дайте характеристику звуку [б].
3. Игра «Найди букву Б.» Зачеркните в каждой строчке изученные буквы. сколько раз встретилась буква Б?
И К Т А У Н Ы Б
Б З Л И А Б П Н
А А Ы Г З Б Л И
У Б Б Н М Н И Ы
Э Л О П Б О З К
З Л Н У Э И А О
Б Л Н Т М Б И О 34
В П И А Ы М Б П
4. Игра «Наоборот»
Маленький – (большой)
Чёрный (белый)
Медленный (быстрый)
Порядок (беспорядок)
Сказка (быль)
5. Игра «Полсловечка за вами»
а) БАЛ – (-да, -ка, -кон);
б)
· + КА : добавьте первый слог, чтобы образовались слова, обозначающие:
– стеклянный сосуд;
– помещение, где парятся по русскому обычаю;

– её пекут из белой муки и подают к чаю;
– пушной зверёк в дупле;
– она задерживает мяч в воротах;
– её увидишь на любом дереве;
– домик для птички в твоей квартире.

По первым буквам картинок составьте слово. (Буратино).
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Тема. Ы ы. Будем, будем умываться!
Цель: Познакомить с буквой, обозначающей гласный звук [ы], учить наблюдать за позиционной сменой согласных звуков: твердые - мягкие согласные. Работать над развитием фонематического слуха, связной правильной речи, памяти, внимания.

Работа над темой.
1. Скороговорка Мыла Мила мишку мылом, Мишку мылом не домыла. 2.Слово-звуковой анализ слов: «Мила», «мыла». - Чем отличаются схемы? - Чем отличаются слова «Мила» и «мыла»? - Какой звук указал нам на мягкость согласного звука [м']? - Какой звук указал нам на твёрдость согласного звука [м]? Произнесите его. - Что можно сказать о звуке [ы]? (Поётся, тянется, произносится голосом без преград.) 3. Какой одинаковый звук есть в словах: дым, рыбы, сыры, рысь? 35 4. Знакомство с буквой ы. 1. А бедняжка буква ы  Бродит с палочкой, увы. 2.Мы услыхали от совы. Что нету слов на букву ы. 3.-Кто же вымоет тарелки? - Вы, конечно, вы, вы, вы. -Почему же мы, мы, мы? - Может лучше ты, ты, ты? - Отдохните вы и ты: Все тарелки вы-мы-ты. Я и ты, мы и вы Все мы знаем букву ы!
1.Один - много. Образовать множественное число. Лев - (львы) Шарф - (шарфы) Зонт – (зонты) Стол – (столы) Пол – (полы) Сыр – (сыры)
Работа с картинками
На доске картинки: 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] (Дети называют слова)
- Чем-то  они опечалены, им одиноко. Сколько предметов обозначает каждое слово? - Каждое слово обозначает 1 предмет. Слова стоят в единственном числе. - Как бы избавить слова от одиночества? Вам приходилось скучать в одиночестве? Как спасались от одиночества? (Дети высказывают своё мнение об одиночестве) - Когда ты один – скучно, когда нас много – скучать некогда. - Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов. - Сколько предметов обозначает каждое слово? - Такие слова стоят во множественном числе. - Какое число имеют слова? (Единственное и множественное) - Какая буква помогла изменить слова? (ы)





36
Тема. Ъ. Как мы ехали.
Цель: формировать навыки произношения и написания слов с твёрдым знаком; развивать навыки монологической речи; составить высказывание по пословице; развивать мышление, воспитывать нравственные качества на основе фольклорных произведений.

Работа над темой.

1. Учитель читает стихотворение.
Колесо и спичка,
Позади косичка.
Молчаливый твёрдый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Его учить придётся вам.
Хотите – не хотите,
Стоит он в алфавите!
(А. Потапова)
2. Прочитайте текст. После расскажите, что нового вы узнали из него.
Ничего не значит, но другим помогает.
Незнайка писал диктант. «Сел» кашу; дал «обявление»; веду «сёмку»; старательно выводил он «обезд» там.
- Ой-ой-ой! – испугались неправильно написанные слова. – В таком виде нельзя показаться в обществе: нас на смех поднимут!
- А что с вами случилось? – удивился Незнайка.
- Ничего-то ты не знаешь! – горевали буквы е, ё, ю, я. – В этих словах мы обозначаем по два звука [йэ], [йо], [йу], [йа], но делаем это только с помощью твёрдого знака, который ставится перед нами после приставок. Ты же нашего помощника потерял, и теперь все думают, что мы обозначаем звук [э], [о], [у], [а], и читают «сел», «обявление», «сёмку», «обезд» вместо съел, объявление, съёмку, объезд.
3. - А кто мне может сказать, какой звук обозначает эта буква? - Эта буква не обозначает звука. Почему? -Кто придумает слово, начинающееся с этой буквы? -Правильно. Такого слова нет. Какой вывод можно из этого сделать? Заглавной буквы не бывает.
4. Прочитайте слова. Место, где въезжают. (Въезд) Место, по которому можно объехать? (объезд)
37

Когда отправляемся в путь, то говорим? (отъезд) Вход в здание? (подъезд)

Тема. Фф фф. Лесной фонарик.
Цель: познакомить со звуками [ф], [ф,] и согласной строчной буквой ф, формировать основные компоненты учебной деятельности


Работа над темой.

1. Назовите предметы, изображённые на картинках. Запомните их хорошо.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
2. Меняю местами. - Назовите, что стояло сначала. - Что объединяет эти слова?
3. Встаньте, изобразите букву Ф. -  На что похожа буква Ф? 4. Задание по группам. У кого жёлтая карточка, те выполняют задание 1 группы, у кого карточка зелёного цвета, те выполняют задание 2 группы. 1 группа – конструктор  букв. Сконструируйте букву Ф. 2 группа – выщипывание буквы Ф на листочках разных цветов: синего и зелёного. Почему разного цвета? 5. Работа на карточках по группам:1 группа –Найди и подчеркни буквы Ф,фАвФйёФуЦфЗфхпафшьИфсмиРеУЙфЫвфяфычФхгеуыфАФэ
2 группа –Найди слова с буквой   Ф и подчеркни   карандашом.  
    фонарьэвдролулицаэыдщгжёлтыйхещгшфокусжроллюди   жизньыждплроФаяэажрлкрасныйэыждплфутболжпдолоз  эфжпзнггидыФёклажыдподругойжвдплорросветофорэжд










38

Тема. Тт Тт. Тома.
Цель: познакомить со звуками [т], [т’] и буквами  Т, т. Учить произносить  новые звуки в речи и слышать  их в словах, уметь объяснять местонахождение новых звуков в словах, составлять звуковые схемы слов с новыми звуками. Развивать фонетический слух, память, мышление, речь. Совершенствовать навык сознательного чтения слогов, слов.
1. А сейчас я предлагаю вам отгадать загадку:
Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, С водой не знается. (Рисунок кота.)
- Составьте звуковую схему этого слова.
- Сколько в слове слогов?
- Будем ли ставить ударение? Почему?
2. Узнайте, о ком идёт речь?
Это – самая крупная дикая кошка. Длина тела около 3 метров, масса до 250 кг. Рыжая окраска тела с тёмными полосами хорошо маскирует его в непроходимых чащах лесов. Это – красивый, грациозный и ловкий зверь, который умеет хорошо плавать и терпеливо подстерегать добычу. Он нападает из засады на диких кабанов, оленей и косуль, а также охотится на медведей. (Рисунок тигра.)
- Составьте звуковую схему этого слова. (Фишки.)


- Сколько в слове слогов?
- Назовите последний звук в слове КОТ. Охарактеризуйте звук.
- Назовите первый звук в слове ТИГР. Охарактеризуйте звук.
- Кто знает, какой буквой мы будем обозначать эти звуки?
3. Чтение. Тома.
Тут Тома. У Томы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ].
Тома [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] .
4. Игра «Добавь до слова».
(Танк, торт, туфли, тыква, тишина)

39
Тема. Щщ Щщ. Щенок.
Цель: познакомиться со звуком [щ] и буквами Щ щ. учится отличать звук [щ] и букву, которая его обозначает от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой; развитие фонематического слуха, мышления, внимания;
Работа над темой.
1. Отгадайте загадку.  Уплетая калачи, Едет парень на печи. Едет прямо во дворец. Кто же этот молодец?
– Знаком ли вам этот сказочный герой?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
– Из какой он сказки? – Вспомните, кого выловил Емеля в проруби? Почему Емеля отпустил щуку обратно в воду?
– Попросим и мы щуку исполнить наше желание. Пусть познакомит она нас с новым звуком и буквой. Вы уже догадались, с каким? Если нет, то произнесите слово щука, выделяя каждый звук. [Щ]-[У]-[К]-[А].
– С каким звуком мы еще не знакомы? (Со звуком [щ]).
– Тема урока «Согласный звук [щ]. Буква Щщ».

1. Выделение нового звука
На доске   картинка щуки/
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
– Произнесите слово щука, выделяя в нем первый звук. – Назовите выделенный звук и дайте ему характеристику:
– Какое условное обозначение выберем для [щ]? (На доске на выбор даны красный, зеленый,  синий квадраты). – Составим схему в тетради и на доске. В реке кроме щуки водятся и другие рыбы. (лещ).
40
2. Дифференциация звуков [ш] – [щ]
– Кто из вас был на рыбалке? Покажите, как вы забрасываете удочку. – Что вы делаете, когда клюет рыба? – Начинаем «удить» слова со звуком [щ]: услышали слово со звуком [щ], вытянули удочку.
Шея, ущелье, угощение, ошейник, шепот, плащ, щеки, шелест, щавель.
– Посчитайте, сколько слов вы выудили. – А какие еще слова  вы могли поймать на удочку? (Дети называют свои слова). – Какой еще шипящий звук встретился в словах? – Что вы о нем знаете? Дайте ему характеристику.
Звук [ш-ш-ш] протяжно звучит, А [щ] прерваться спешит. Звук [ш-ш-ш] мы можем тянуть, А [щ] спешит улизнуть.
3. Составим слоги и прочитаем их ША ШИ ШЕ ШЁ ШО                          ЩА ЩИ ЩЕ ЩУ ЩЁ ЩО
– Какие буквы гласных звуков вы не использовали? Объясните, почему? – Прочитайте правила на написание сочетаний ЧА-ЩА,  ШИ-ЖИ,   ЧУ-ЩУ.
4. Чтение стихотворения С. Маршака «Щенок».
Есть ли у тебя такой друг? Расскажи о нем.
Игра «Буква заблудилась»
К доске выйдут 8 человек (все они получают карточку с буквой).
- Жили-были буквы
+ а, о, и (дети называют свою букву)
- Была хорошая погода и все буквы отправились на прогулку. Но вдруг солнышко спряталось, закапал дождик и буквы побежали прятаться в домики.
- Давайте проверим, правильно ли они нашли свой домик?


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
н с
к


а о ы
и у

- Какая буква заблудилась? Почему?
Назовите буквы, которые живут в красном домике. Какие они?
+ Гласные, потому что обозначают гласные звуки.
- Какие буквы живут в синем домике? Почему?








41
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

13 EMBED PBrush 1415





[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]