«Формирование способности к целеполаганию и планированию»


Учитель биологии и географии
МКОУ Базарносызганской средней школы № 2
Марцута Елена Сергеевна
«Формирование способности к целеполаганию и планированию»
Свою статью хочется начать с небольшой преамбулы, взятой из книги Льюиса Кэролла «Приключения Алисы в Стране Чудес»
-Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
-А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот.
-Мне всё равно… -сказала Алиса.
-Тогда всё равно, куда и идти,- заметил Кот.
…только бы попасть куда-нибудь, - пояснила Алиса.
-Куда-нибудь ты обязательно попадёшь, - сказал Кот.
Не правда ли нередко встречающаяся ситуация среди детей и подростков? Если человек не осознаёт своих целей, он не может определить пути их реализации, не готов прикладывать усилия для их достижения, он не мотивирован, и как итог – не может проявить свой потенциал, свои возможности и способности.
К сожалению, современное общество отличается отсутствием явно декларируемых социальных норм и правил поведения, ценностей. Таким образом, для подрастающих молодых людей часто не обозначена система координат, с которой они могли бы соотносить свои действия и поступки, расценивать их как хорошие и плохие. Социализация детей и подростков часто происходит стихийно, под влиянием средств массовой информации.
Формирование же целей человеком зависит от многих факторов:
1.от личностных особенностей: от системы жизненных ценностей, мотивации;
2. от навыков работы с информацией: умение анализировать данные, выделять критерии для анализа, расставлять приоритеты, выделять альтернативные варианты решения.
Как молодого педагога, классного руководителя и просто человека меня этот вопрос очень волнует. Я считаю одна из важнейших задач педагога заключается в том, чтобы помочь ребёнку выбрать правильный путь, научить его целеполаганию, планированию своих действий.
Обратимся к тексту ФГОС ООО, в котором описаны требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Итак, метапредметные результаты должны отражать: умение самостоятельно определять цели своего обучения, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осуществлять контроль деятельности, оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля и самооценки.
Для того чтобы ученик школы, затем выпускник мог сформулировать свои цели, разработать план их достижения и реализовать этот план, он должен владеть определёнными навыками. К таким навыкам относятся регулятивные универсальные учебные действия.
Начинать обучение целеполаганию и планированию необходимо с простых целей, ориентированных на краткосрочную перспективу. Это связано с возрастными особенностями учащихся. Необходимо учитывать, что для ребёнка главным и единственным временем жизни является настоящее. Ориентация на будущее и способность смотреть на настоящее с позиций перспективы появляется только в подростковом возрасте по мере развития самосознания.
Обучение целеполаганию может происходить непосредственно на уроке. Сначала учитель ставит перед учащимися различные цели и демонстрирует способы их достижения, затем школьник обучается самостоятельно формулировать цели и достигать их. Кроме этого можно на классном часе или тренинговом занятии использовать специальные упражнения и игры, способствующие формированию навыков постановки целей и формирования планов их достижения.
Также в рамках проектной деятельности обучающиеся учатся ставить цели и разрабатывать план их реализации, поскольку никакая цель не будет реализована, если не продумать план достижения намеченных результатов. План должен включать в себя ряд параметров: постановка конкретных задач, классификация их по приоритетности: важности и срочности, определение этапов осуществления цели, определения сроков и необходимых ресурсов, промежуточных точек контроля и оценки результатов.
Для построения жизненной перспективы можно предложить подросткам выполнить проектную работу, в процессе которой они могли бы определить свою профессиональную траекторию: изучить различные профессии, варианты продолжения образования, свои интересы, склонности, сформулировать цели, разработать план реализации цели и т.д.
Довольно часто школьники определяют только будущую профессию, не продумывая свои шаги для достижения цели.
Ещё одна проблема состоит в том, что видение своей профессиональной перспективы у молодых людей заканчивается на этапе поступления в ВУЗ (или колледж) или окончания учебного заведения. Они часто не знают, что делать дальше после получения диплом, так как не просматривали своё будущее так далеко. И получается, что специалист имеет образование, но на работу не устраивается. Он просто не имеет плана на дальнейшую жизнь, т.к. ничего не знает о профессиональном развитии или карьерном росте.
Таким образом, навык формулирования целей, планирования и организации их достижения не даётся человеку от рождения, а формируется. Но для его развития ребёнку необходима помощь взрослого, который покажет, как можно подойти к решению любой проблемы, определив свои цели и способы их реализации.