«Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации творческой деятельности на уроках родного чтения»


Тема:
«Социальное партнерство семьи и школы в формировании общеучебных навыков у детей младшего школьного возраста.»
Выполнил:
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 1 с. Большая Черниговка
Акбулатова А.А.
2014 год
Социальное партнерство семьи и школы в формировании общеучебных навыков у детей младшего школьного возраста.
Цель работы:
Повышение педагогического мастерства по формированию общеучебных навыков у детей младшего школьного возраста в условиях сотрудничества с родительской общественностью.
Задачи:
- изучение литературы и опыта работы по формированию общеучебных навыков.
-определение основных направлений и форм работы с родителями по формированию общеучебных навыков учащихся первого класса.
- практическая реализация плана работы по формированию общеучебных навыков у детей младшего школьного возраста
Актуальность: сложившееся противоречие: между требованиями современного общества к необходимому уровню сформированности ключевых компетентностей обучающихся и несформированностью у школьников элементарных общеучебных умений и навыков.
Затруднения школьников, связанные с неумением учиться, привлекают пристальное внимание педагогов. Чем сложнее и насыщеннее становится образовательная деятельность, тем выше требования к ее эффективности, тем большее значение приобретают учебные умения, которые являются своеобразным ключом к решению многих актуальных проблем образования. Вместе с тем, как показывает опыт работы школ, уже у учащихся начальной школы недостаточно формируются необходимые общеучебные умения требуемого уровня. Только 33% обследованных детей к окончанию начальной школы хорошо умеют доказывать свою правоту, сравнивать, рассуждать, анализировать, классифицировать, обобщать знания, планировать, оценивать, осуществлять самоконтроль. Еще 20% обладают примерно половиной перечисленных умений, а 12% владеют лишь 1 - 2 из них. Это говорит о настоятельной необходимости организации целенаправленной работы по формированию у школьников общеучебных умений с использованием не только классических методов обучения, но и инновационных технологий.
Развивающая функция обучения требует от учителя не просто изложения знаний в определенной системе, а предполагает также учить школьников мыслить, искать ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные. Учащихся надо целенаправленно учить познавательной деятельности, вооружать учебно-познавательным материалом. "Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный" (М. Монтень).
Степень развития ученика определяется его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знаний. В связи с этим уже в первом классе необходимо закладывать основу для умения учиться. Ведущей задачей в начальной школе является воспитание у учащихся активности и учебной самостоятельности. Обучение не может считаться правильно ориентированным и не может протекать успешно, если не ставится задача вооружения школьников системой умений и навыков учебного труда.
Социальное партнерство, как известно, объявлено одним из стратегических направлений модернизации российского образования. В построении партнерских отношений между родителями и ОУ выделяются три этапа.
Первый этап – Знакомство, на этом этапе определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон. Наличие именно общих целей – важный фактор для построения партнерства, так как если родители больше ориентированы, к примеру, на предметное обучение, а школа на развитие социальных навыков детей, то конфликт неизбежен: у родителей будет много претензий и к содержанию обучения и формам воспитательной работы с детьми.
Второй этап - Совместная деятельность, на этом этапе будущие партнеры, определившись с направлением взаимодействия и ресурсами, приступают к проектированию конкретных программ совместной работы.
Третий этап – собственно Партнерство. Необходимым условием партнерских отношений является их добровольность, которая понимается здесь как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия совместной деятельности.
В рамках реализации практической составляющей данной работы предполагаются различные виды работы с родителями:
Родительские собрания:
Информационная телепрограмма «Время» или «Вести»;
Традиционное собрание.
Консилиум.
Дискуссия.
Деловая игра.
Продуктивная игра.
Психолого – педагогический всеобуч.
Творческий отчет.
Конференция отцов.
Собрание мам.
Родительские посиделки.
Час вопросов и ответов.
Педагогическая мастерская.
Организационно-деятельностная игра.
Практикум
Коллективный отдых родителей и детей.
Обмен мнениями.
Лекция.
Беседа.
Круг общения.
Диспут.
2. Тематические консультации:
Как организовать работу с учебником при изучении нового материала
Как обучать доказательству
Организация внимания как основа самоорганизации учащихся
3. Оперативные консультации
4. Индивидуальная работа
Начиная с первого класса, проблема становления навыка чтения, обучения восприятию и пониманию текста, а также формирования квалифицированного чтения – одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения, ее успешное решение во многом зависит от первых шагов ребенка, обучающегося читать. Изменившиеся социальные условия предъявляют иные, чем в прошлом, количественные и качественные требования к объёму и способу восприятия информации. Слабочитающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет если не тонуть, то захлебываться в потоке информации. Младшеклассники находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости, они имеют практически неисчерпаемый резерв повышения техники чтения.
Она гласит, что при работе над книгой (при чтении) важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. Целесообразно проводить ежеурочные пятиминутки чтения. Наиболее эффективны упражнения: многократное чтение; чтение в темпе скороговорки; выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через 2-3 недели чтение ребенка заметно улучшится.
Каждый школьный предмет имеет свои наиболее характерные для него возможности в формировании умений учебного труда. Формирование культуры мышления всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Еще Т.А. Эдисон говорил, что основная задача цивилизации - научить человека мыслить. Важной основой частью способности мыслить является логическая грамотность, то есть некоторый минимум логических знаний и умений, необходимых в любой интеллектуальной деятельности.
К общелогическим умениям относятся:
1) умения, связанные с определением понятий;
2) умения, связанные с классификацией понятий;
3) умения, связанные с выполнением умозаключений и доказательств.
Научно-методическая работа в Начальной школе - это целостная система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, а, в конечном счете - на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития учащихся. Научно методическая работа НШ опирается на достижения науки, передового педагогического опыта, на конкретный анализ учебно-воспитательного процесса.
Родительский комитет является инициатором привлечения родителей к участию в интеллектуально-творческой и досуговой деятельности. Вместе с детьми родители составляют сценарии выступлений, помогают на репетициях, шьют костюмы, сочиняют стихи и песни, выступают на сцене. В ходе работы у них появляется желание сделать любой праздник более красочным, интересным, где родители, вместе с детьми могут проявить фантазию, выдумку.
Активно принимают участие родители в организации родительских собраний:
Конференция
При подготовке к конференции привлекаю родителей, обладающих достаточной теоретической подготовкой, специалистов различного профиля. В ходе конференции идет ознакомление с опытом этих родителей по выстраиванию эффективных взаимоотношений с детьми. Это может быть конференция по обмену опытом в вопросах воспитания детей, а может быть, и конференция отцов, на которой можно обсудить роль отца в воспитании детей и рассмотреть примеры положительного взаимодействия отцов с детьми.
Деловая игра
При проведении деловой игры можно решать различные проблемы. Например, обсудить, каким должен быть современный выпускник школы (это может быть выпускник начальной, основной или средней школы), и что для этого должны сделать родители и педколлектив. Можно разработать программу развития школы (класса) на ближайшее время и определить функционал учителей и родителей для реализации этой программы; в рамках одного класса.
Семинар
Эта форма предполагает обсуждение актуальной темы с привлечением компетентных специалистов. В данном случае важно не навязывать родителям каких-то «правильных» мнений, а постараться рассмотреть спектр мнений по затронутым вопросам. Основным достоинством таких собраний является развитие коммуникативных навыков у родителей, особенно у пассивной части.
Диспут
В ходе диспута можно обсудить такие темы, как «Карманные деньги. Нужны ли они?». «Отцы и дети - это вечное противостояние» и т.д. Подготовка подобного диспута, конечно, требует определенного мастерства от педагога. Целесообразно в старших классах проведении некоторых диспутов привлекать и учащихся. Их мнение часто является компетентным и открывает для родителей новые горизонты во взаимодействии с собственными детьми.
Консультация.
Собрание в такой форме можно проводить как на базе одного класса, так и на параллели. При этом собрание целесообразно начать с небольшого выступления одного из руководителей школы, который дает общую информацию по теме консультации (учебной или воспитательной), и затем родители расходятся по разным классам, в которых их ожидают педагоги (это могут быть учителя, социальный педагог, психолог).
Дискуссия
(Рассмотрение, исследование) - публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, важной и неоднозначной по подходу и толкованию, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения; поиск, выявление истинного мнения, правильного решения.
За годы учебы в начальных классах для меня важно, чтобы не погас детский взгляд, чтобы глаза светились интересом. Как это сделать? Ведь так важно, чтобы ребенок имел необходимые умения и навыки. Важно научить всех в соответствии с реальными возможностями и способностями. Важно расширить кругозор детей, развить речь. Успех зависит от умения организовать свою деятельность, от умения учиться. Чем совершеннее у ребенка навык организации себя как личности, чем совершеннее он может работать с учебным материалом, знает способы работы, тем успешнее он будет в учебе, а позднее и в жизни. Таким образом, возникла проблема, связанная с формированием ОУУН младших школьников.
Сегодня актуальна фраза: “Кто владеет информацией, тот владеет миром”. Наши дети — это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые умения и навыки, касающиеся работы с информацией. В современном мире актуально получение информации разными способами, из разных источников, умение осмыслить, переработать, освоить её. Поэтому возникает необходимость научить детей компетентностному подходу к решению данной проблемы. Понятие «ключевые компетентности» является центральным для научно-методологических оснований модернизации, обладает интегративной природой, объединяет знание, навыковую и интеллектуальную составляющие образования.