Развитие коммуникативной компетентности младших школьников. (Из опыта работы по системе Л.В.Занкова).
Коротова Валентина Иннокентьевна,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории,
Отличник образования РС(Я)
Развитие коммуникативной компетентности младших школьников. (Из опыта работы по системе Л.В.Занкова).
Мой педагогический стаж довольно большой, около 30 лет. Раньше я работала по системе «Школа 2100» и теперь, 7-й год, обучаю детей по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Меня всегда волновал вопрос о том, как построить обучение, чтобы у детей было желание учиться и активно участвовать во всех видах учебной деятельности, чтобы обучение способствовало в большей степени развитию познавательной, творческой и личностной сферы. Анализируя разные педагогические технологии, я пришла к выводу, что наиболее близки мне идеи системы развивающего обучения Л.В.Занкова, главной задачей которой является общее развитие ребёнка. В настоящее время успешным могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принимать решение в новой ситуации. Ведь современный человек постоянно находится перед выбором.
Сейчас в российской системе образования активно разрабатываются стандарты второго поколения. Принципиальным отличием стандартов второго поколения является четкое обоснование необходимости перехода от парадигмы оценки достижений по ЗУН-ам к компетентностному подходу. Современная школа признана формировать ключевые компетенции личности. Одним из ключевых компетенций является коммуникативная компетентность. Вот уже три года я работаю над авторским проектом «Развитие коммуникативной компетенции младших школьников». Необходимость введения данного вида занятий была обусловлена недостаточной степенью коммуникативной готовности моих детей к школьному обучению. Коммуникативные трудности преодолеваются очень трудно и консервируются в виде негативного стиля общения. А также приобретают хронический характер. Без целенаправленного и систематического формирования базовых коммуникативных компетенций недостатки в развитии ребенка нельзя преодолеть. Оптимальной формой организации развивающей среды я выбрала тренинговые занятия.
Аналогов данного вида занятий для младших школьников в городе Якутске нет.
Проект программы «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников».
Инновационность проекта:
Проект построен на использовании новых технологий обучения: психологических игр-тренингов, видеосъемок, реальных выступлений на телевидении и радио, ,поисково – исследовательской, проектной деятельности, направленных на развитие коммуникативной компетенции младших школьников.
Особый акцент в программе сделан на использовании психологических тренинговыхупражнений, а так же на проектную деятельность, что являются эффективными и результативными способами развития коммуникативной компетентности.
Адресат: Первая ступень нашего проекта адресована для учащихся начальных классов, вторая ступень – для учащихся среднего звена образовательной школы. Данный проект построен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.
Ожидаемый результат от реализации проекта – коммуникативная компетентность младших школьников:
- преодоление психологического барьера перед публичным выступлением; - приобретение навыков планирования, проектирования выступления; - владение нормами языка, выразительность и эмоциональность речи, произношения публичной речи;
- владение навыками аргументации, умение отвечать на вопросы, ведение дискуссии; - навыки самопрезентации.
Продукт реализации программы – успешная, коммуникабельная и компетентная личность, обладающая креативностью , любознательностью, инициативностью и уверенностью в своих силах. Личность с чувством собственного достоинства, умеющая управлять своими эмоциями и открытая всему новому.
Наши занятия дают:
Ученику: развитие коммуникативной компетентности;
Учителю: расширение возможностей для творчества;
Родителям: уверенность в успешном будущем своего ребенка.
Проект рассчитан на весь курс начальной школы и реализуется поэтапно:
I этап – программа направлена на развитие выразительной и эмоциональной речи школьников. Основной формой работы является развлекательно-игровой тренинг (1 класс ).
II этап – программа направлена на развитие когнитивных процессов (мышления, памяти, внимания, воображения) и формирование невербальных средств коммуникации. В ходе занятий школьники занимаются выполнением творческих проектов (2 класс).
III этап – программа направлена на овладение моделями поведения выступающего. На данном этапе школьники выступают со своей исследовательской работой (3 класс).
IV этап –программа направлена на формирование речевого имиджа, навыков самопрезентации. На данном этапе занятия нацелены на подготовку к участию в конкурсе «Юный оратор» (4 класс).
Класс делится на микрогруппы 5-6 человек. Группы комплектуются после предварительной диагностики психолога и логопеда. Программа предусматривает проведение игр-тренингов, бесед, диспутов, научно- практических конференций, практических занятий публичного выступления, реальные выступления на телевидении и радио, видеосъемок, экскурсий, театрализованных постановок.Проект предполагает тесное сотрудничество с родителями. Участие родителей в подготовке к научно-практическим конференциям, театрализованным постановкам, видеосъемках и т.д.
В целом, проект имеет далеко идущие цели. В дальнейшем планируем:
1. Выпуск сборника проектных работ; - 2. Выпуск электронного пособия с методическими рекомендациями.
Программа обучения публичному выступлению. (1 класс).
1. Диагностическое занятие ( 1 часа ). Задачи: выявить индивидуальный уровень , психологические особенности детей; формирование позитивной установки к процессу выступления, исследование внутренних ресурсов.
План: Знакомство. Усвоение сказки. Воспроизведение сказки по схеме.
Д/З. Выучить сказку.
2. Передача эмоций (2 часа) . Задачи: формирование психологической готовности к выступлениям; навыка управления эмоциями во время выступления; навыка работы с текстом ( деление на части ).
План: Знакомство с текстом. Съемка презентации эмоций на видеокамеру.
Д/З. Нарисовать 3 части текста.
3. Управление голосом (2 часа). Задачи: : формирование навыка управления голосом; закрепление навыка работы с текстом (деление на части).
План: Знакомство с текстом. . Воспроизведение текста различными голосовыми способами. Состязание «Кто разнообразнее?».
Д/З. Дать название каждой части.
4. Работа с жестикуляцией (2 часа). Задачи: поиск оптимального варианта жестикуляции; развитие навыков работы с текстом (найти самое интересное место в тексте).
План: Знакомство с текстом для немого фильма. Съемка немого фильма.
Д/З. Нарисовать найденное интересное событие из текста.
5. Визуализация текста (объективация текста). Задачи: развитие воображения; преодоление ощущения тупика во время выступления; развитие навыков нахождения образов.
План: Знакомство с текстом. Выполнение упражнений по объективации текста. Обсуждение сказочных образов.
Д/З. Придумать и нарисовать образ заданных слов.
6. Моделирование историй (2 часа). Задачи: формирование навыка сочинения историй по традиционной схеме; освоение техники управления вниманием.
План : Деловая игра «Поезд историй». Знакомство с историями великих людей.
Д/З. Нарисовать картину на заданную историю.
7. Нахождение главного (2 часа). Задачи: формирование навыков выявления главной идеи выступления ( своего и других ); работа с кульминацией.
План: Выступления по домашней заготовке. Нахождение главной идеи .Д/З. Подготовиться для создания видео газеты – нарисовать 3 части своей видео статьи.
8. Презентация видеостатьи. Задачи: формирование навыка выступления перед камерой; моделирование ситуации успеха.
План: постановка цели выступления и сравнение с результатом.
Социально-психологический тренинг для развития коммуникативной компетентности.
1 упражнение.
Цель: Упражнение особенно подходит для первого занятия и является хорошим способом “сломать лёд” и быстро познакомить детей друг с другом.
Необходимое время: 30 минут.
Материалы: бумага, карандаш, ручки.
Подготовка: Каждому члену группы даются карандаши и бумага. Участники получают следующую инструкцию. Напишите в столбик цифры от 1 до 10 и десять раз ответьте на вопрос “кто я?”. Используйте характеристики, черты, интересы и чувства для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения “я”…
После того как закончите составлять этот перечень, прикройте листок бумаги на видном месте на груди. Затем начинайте медленно ходить по комнате, подходите к другим членам группы и внимательно читайте то, что написано на листке у каждого. Не стесняйтесь комментировать перечни других участников. В качестве варианта каждый член группы может громко прочесть свой перечень остальной группе .
2 упражнение.
Цель: Следующие упражнения могу предоставить членам группы возможность для лучшего знакомства и экспериментирования с вербальным и невербальным общением.
Необходимое время: 30 минут.
Материалы: нет.
Подготовка: Специальной подготовки не требуется.
Процедура: Выберите себе партнёра. Вместе выполняйте одно из описанных ниже коммуникативных упражнений. Приблизительно через пять минут перейдите к другому партнёру и выполните второе упражнение. То же повторите и для двух последних упражнений.
Спина к спине. Сядьте на пол спина к спине. Постарайтесь вести разговор. Через несколько минут повернитесь и поделитесь своими ощущениями.
Сидящий и стоящий. Один из партнёров сидит, другой стоит. Постарайтесь в этом положении вести разговор. Через несколько минут поменяйтесь позициями, чтобы каждый из вас испытал ощущение “сверху” и “снизу”. Ещё через несколько минут поделитесь своими чувствами.
Только глаза. Посмотрите друг другу в глаза. Установите зрительный контакт без использования слов. Через несколько минут вербально поделитесь своими ощущениями.
Исследование лица. Сядьте лицом к лицу и исследуйте лицо вашего партнёра с помощью рук. Затем дайте партнёру исследовать ваше лицо. Поделитесь своими ощущениями и переживаниями.
3 упражнение.
Цель: упражнение используется для расширения сенсорного осязания и развития межличностного доверия.
Необходимое время: 30 минут.
Материалы: Повязка на глаза; достаточное пространство для работы; предпочтительно выполнять упражнение на открытом месте.
Подготовка: специальной подготовки не требуется.
Процедура: Группе даётся следующая инструкция: Разделитесь на пары, выбрав себе в качестве партнёра наименее знакомого человека. Один человек в каждой паре становится ведущим. Другой – ведомым, ему одевается повязка на глаза.
Если вы в роли ведущего, возьмите вашего партнёра за кисть, руку или талию и водите его для сенсорного исследования пространства. Молча руководите им. Приводите вашего партнёра в контакт с интересующей его фактурой, например с листьями, занавесками и коврами. Постарайтесь заставить партнёра ощутить солнечное тепло, услышать птиц или отдалённые разговоры, ходить и бегать. Через 20-30 минут остановитесь и снимите повязку с глаз партнёра. Затем поделитесь своими чувствами, касающиеся руководства и ответственности за другого.
В качестве ведомого обратите внимание на то, как вы себя чувствуете, когда вынуждены полностью доверять другому человеку, берущему на себя ответственность за ваш опыт и благополучие. Почувствуйте каждое новое ощущение. Поделитесь своими чувствами с партнёром.
4 упражнение.
Цель: язык – важнейшее средство коммуникации, форма существования и выражения мышления. Это упражнение помогает силами группы изменить структуру своего языка.
Необходимое время: 30 минут.
Материалы: нет.
Подготовка: специальной подготовки не требуется.
Процедура: Сядьте лицом к лицу с партнёром и глядя ему в глаза, скажите три фразы, начиная каждую словами “я должен”. Теперь вернитесь к своим фразам и замените в них слова “я должен” словами “я предпочитаю”, сохранив неизменными остальные части. Затем выслушайте изменённые фразы в утверждениях партнёра. Поделитесь своими переживаниями.
По очереди с партнёром скажите три фразы, начинающиеся словами “я не могу”. И затем замените в них “я не могу” на “я не хочу”. Поделитесь с партнёром своим опытом и посмотрите, можете ли вы почувствовать свою способность отказаться, а не свою некомпетентность или беспомощность.
Наконец, по очереди с партнёром скажите три фразы, начинающиеся словами “я боюсь, что”, и затем поменяйте “я боюсь, что” на “я хотел(а) бы”, оставляя остальные части фраз без изменений.
Слова “я должен”, “я не могу”, “мне надо”, “я боюсь, что” отрицают вашу способность быть ответственным. Изменяя свой язык, вы можете сделать шаг к повышению ответственности за собственные мысли, чувства и действия.
5 упражнение.
Цель: упражнение используется для отработки коммуникативных умений в группе, а также для овладения навыками высказывания и принятия обратных связей.
Необходимое время: 40 минут.
Материалы: нет.
Подготовка: специальной подготовки не требуется.
Процедура: Три члена группы добровольно вызываются участвовать в упражнении. Каждый доброволец выбирает один из коммуникативных стилей.
Умиротворяющий – угождающий и соглашающийся человек, непристанно извиняющийся и старающийся любой ценой не вызвать волнения. Умиротворяющий чувствует свою бесполезность, выглядит беспомощным.
Обвиняющий – противоположен умиротворяющему. Упрекает, провоцирует, считает других виновными. Говорит громким, властным голосом, мышцы лица и тела напряжены.
Человек – компьютер – ультрарассудительный, спокойный холодный и собранный человек, избегающий выражать чувства. Говорит монотонно, абстрактно, выглядит негибким, зажатым.
Используемые методики для раскрытия коммуникативных возможностей.
1. Игра « Интервью».
Задача: развитие коммуникабельности, умение правильно ставить вопросы и отвечать на них. Эта игра помогает ребенку легче общаться с детьми .Ведущий объявляет, что все участники игры – журналисты .Дети должны разделиться по парам и взять друг у друга интервью, т.е. задавать вопросы и получать на них ответы. За 3 минуты вы должны успеть узнать как можно больше информации о своем собеседнике.
2. Игра «Ассоциация»
Задача: развитие наблюдательности, воображения, умения . Слова для использования: космос, компьютер, школа, воин ( Какие у вас возникли ассоциации к данному слову? О чем вы думаете, когда я говорю это слово?) 3. Дыхательное упражнение «Бабушка Яга».
Задача: развитие силы голоса. Вслух читаем четверостишие, но при этом меняем громкость голоса (как будто регулируем звук по телевизору):
Мы бродили темным бором (спокойным голосом).
Мы спросили дружным хором (намного громче).
«Дома ль Бабушка Яга?» (совсем громко, крик).
Бор ответил нам: (тише ,как вторую строку) «Ага!» (громче, как третью строку)
4. « Рисуйте» голосом линию движения прыжка в высоту:
Разбег. Прыжок. И вот лечу. Над планкой быстро пролечу. Теперь мне надо опуститься, чтобы мягко падать научиться.
5. Коммуникативный тренинг « Делаем общие комплименты»:
« Посмотрите на сидящего рядом с вами товарища и дайте ему, его внешности или манере себя вести общую положительную оценку. Каждый говорит своей паре комплимент».
6. Игра « Определение».
Задача: развитие коммуникабельности, обогащение словарного запаса. Набор слов: автобус, чайник, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый. « Представьте себе, что ты встретился с иностранцем – человеком, который плохо понимает русский язык. И вот он попросил объяснить, что означает слово «автобус». Как ты ответишь?»
7. Инценировки ( сказок, басен, стихотворений )
Задача: развитие интонационно – выразительной стороны речи.
8. Игра «Жмурки»
Задача: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности .
9. Упражнение « Уши мои локаторы». Помогает запомнить слова.
10. Презентация своей индивидуальности. Игра « Магия нашего имени».
Задача: умение презентовать себя и других участников.
Результаты проведённой работы позволяют сделать следующие выводы:
Благодаря развитию коммуникативной культуры на наших занятиях складывается атмосфера доверия между учителем и учащимися, добрые уважительные отношения детей друг к другу. Ученики раскованы, свободны, спокойны. На каждом занятии мои ученики развиваются, расширяют кругозор, задают много интересных, умных вопросов, стремятся сами найти на них ответы, горят жаждой познания.
Я уверена, они будут успешными и в будущем, потому, что они научились не бояться проблемных ситуаций, в них развиты любознательность, инициативность, потребность в познании, общении. С тех пор как я работаю по системе Занкова, у меня появилось чувство особой ответственности перед делом, которому я посвятила 33 года своей жизни. Я убеждена, что каждый ребенок каждый день должен уходить с победой, пусть маленькой, но победой. Моя жизненная философия – быть оптимистом. Я себя «программирую» только на позитив, потому что я – счастливый человек! Я занимаюсь любимым делом, меня окружают любимые дети.