СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «СПОРТ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»
ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ




СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
«СПОРТ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ»



ИСПОЛНИТЕЛЬ ПРОЕКТА:
УЧЕНИЦА 9 КЛАССА МАРЬЯНОВА КСЕНИЯ

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:
УЧИТЕЛЬ ФК СОЛОНЦОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ
высшая квалификационная категория



п. Заря 2016 г.

Лозунг   проекта: «Здоровым  быть  здорово!»

Цель проекта:
привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
использование возможностей каждого учебного предмета в формировании навыков здорового образа жизни;
привитие интереса к полезным поведенческим привычкам (гигиеническим, двигательным и т.д.);
получение знаний детьми о здоровье человека, гигиене тела, культуре безопасности;
включение в занятия спортом большинства учащихся и их родителей, непосредственно самих педагогов.
Задачи проекта:
активная пропаганда здорового образа жизни;
повышение компетентности школьников в вопросах здоровья и здорового образа жизни;
стимулирование и поддержка деятельности внутришкольного самоуправления;
формирование и развитие социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков;
повышение двигательной активности учащихся;
формирование потребности коллективной работы;
освоение учащимися знаний о здоровом питании;
воспитание активной жизненной позиции, ответственного отношение к своему здоровью.
Данный проект является частью реализации общешкольной программы по здоровьесбережению учащихся. 

Обоснование значимости проекта:

Низкий уровень спортивной жизни посёлка, представляют огромную угрозу социального характера: это употребление алкоголя, повышение агрессивности среди подростков.
В результате реализации данного проекта у учащихся будут сформированы основные понятия о ЗОЖ (процедуры закаливания, принципы рационального питания, формы активного отдыха и др.) и приобретены навыки здорового образа жизни, а также привлечено внимание общественности к проблеме здоровья детей.
Программа проекта вовлекает учащихся школы в различные увлекательные спортивные мероприятия, конкурсы, акции,  сосредоточенные вокруг центральной темы проекта «Спорт - залог здоровья»
На базе нашей школы (далее МКОУ СОШ №6 п. Заря Левокумского района) проводятся спортивные мероприятия. Спортивные секции - для желающим углубленно заниматься спортом, уроки физкультуры и Дни Здоровья.

Нормативно – правовая база

- Конвенция о правах ребенка.
- Статья 23. «Каждый, даже не совсем здоровый ребенок имеет право на полноценную жизнь»
- Статья 32. «Детям, не достигшим определенного возраста, не разрешается работать, т.к. это может принести вред здоровью или помешать образованию ребенка»
- Статья 33. «Государство принимает меры, чтобы защитить детей от употребления наркотиков, не допускать детей к производству наркотических средств»
- Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием.
- Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно – эпидемиологическому благополучию.
Наша школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению ребят, сохранению и укреплению его здоровья. Все это возможно только при наличии здоровье сберегающей среды в образовательном учреждении, четко организованной воспитательной системы.
В связи с этим целостный взгляд на формирование здоровья наших подопечных можно представить в виде модели, в которой выделена взаимосвязь различных компонентов: духовного здоровья, физическое здоровье, индивидуальное, психическое, социальное здоровье.

Участники проекта: обучающиеся 1-11 классов МКОУ СОШ №6
Сроки реализации проекта: октябрь 2014г. – май 2016 г.

Предметы, знания которых используются  и углубляются в ходе проекта: ОБЖ, физическая культура, окружающий мир, литература, русский язык, математика, изобразительное искусство, информатика, внеурочная и внеклассная деятельность учащихся.

Основные вопросы проекта:

- В чём ценность здоровья и можем ли мы влиять на своё здоровье?
- Как научиться  управлять состоянием своего здоровья?

Учебные вопросы проекта:

- Является ли здоровье важной составляющей частью жизни людей?
- Каковы  пять критериев здоровья человека?
- Каковы факторы влияющие на здоровье и благополучие человека?
- Как продолжительность жизни связана со здоровьем?
- К чему ведёт безответственное отношение человека к своему здоровью?
- Каковы золотые правила здорового образа жизни и как они соблюдаются школьниками?
- Что нужно, чтобы быть здоровым?

Этапы проекта

I этап – подготовительный 
Проведение в 1- 11-х классах диспутов, бесед, анкетирования учащихся и родителей, мониторинги состояния здоровья учащихся. Для привлечения внимания школьников к физической активности, как составной части здорового образа жизни,  проводятся  конкурсы плакатов, рисунков
«Спорт - залог здоровья», «Здоровое питание», «Мой любимый вид спорта», конкурс кроссвордов.
Анкета
По теме проекта «Спорт - залог здоровья»
Дорогой друг, это не займёт у Вас много времени, поэтому просим Вас отнестись к заполнению анкеты серьёзно и благожелательно.
Заранее благодарим за участие.

Вопросы
Как вы относитесь к спортивному образу жизни?
(        Положительно
(        Отрицательно
2.     Ведёте ли Вы сами активный образ жизни?
(        Да
(        Нет
3.     Давно ли Вы занимаетесь спортом?
(        Да
(        Нет
4.     Нравится ли Вам заниматься  спортом?
(        Да
(        Нет
5.     Кто привил Вам любовь к занятиям спортом?
(        Семья
(        Школа
(        Самостоятельное решение
(        Другое
6.     Что даёт Вам спортивный образ жизни?
(        Хорошую физическую форму
(        Бодрое настроение
(        Проведение свободного времени с пользой
(        Расширение круга общения по интересам
(        Спортивная карьера в будущем
7.     Занимаются ли спортом Ваши родители?
(        Да
(        Нет
8.     Ваш любимый вид спорта?__________________________________
_____________________________________________________________

9.     Сколько раз в неделю вы занимаетесь спортом?

Здоровое питание

Все больше людей обращают внимание на здоровое питание. Ведь здоровое питание – это не только хорошее самочувствие и избавление от многих болезней, но и стремление к здоровой и долгой жизни. Итак, постараемся разобраться, что же такое «здоровое питание».
Здоровое питание - это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний. Это  потребление белков, углеводов, жиров, витаминов и микроэлементов.
Белки - основной строительный материал для нашего организма. Из белка состоят мышцы, внутренние органы, кровеносная, иммунная система, кожа, волосы, ногти. Наилучшими источниками белка считают рыбу, курятину, индейку, нежирное мясо, обезжиренные молочные продукты, орехи, сывороточные продукты, а так же яичные белки.
Жиры - наиболее мощный источник энергии. Кроме того, жировые отложения защищают организм от потери тепла и ушибов, а жировые капсулы внутренних органов служат им опорой и защитой от механических повреждений. Источником жира являются животные жиры и растительные масла, а также мясо, рыба, яйца, молоко и молочные продукты. Жиры улучшают вкус пищи и вызывают чувство сытости.
Углеводы – основной источник энергии. Примерно 60% энергии организм получает за счет углеводов, остальную часть - за счет белков и жиров.  Углеводы содержатся в таких продуктах сахар, мед, печенье, крупы, макароны, хлеб, пирожное и торты, мороженое, конфеты.
Правильное соотношение углеводов, жиров и белков – основа здорового питания.

II.2 Витамины
Фраза «витамины источник здоровья» знакома нам с раннего детства, и мы настолько привыкли к ней, что перестаем придавать ей значение. А напрасно! Ведь на самом деле без витаминов обеспечить полноценное здоровье совершенно невозможно.  Многие витамины быстро разрушаются и не накапливаются в организме в нужных количествах, поэтому человек нуждается в постоянном поступлении их с пищей.
К настоящему времени известно и изучено около 30 витаминов. К обеспечению здоровья человека причастны около 20 из них. Остановимся только на некоторых из них, имеющих особое значение в питании населения нашей страны.

Название витамина. В чем польза витамина?. Симптомы от недостатка витамина в организме. В каких продуктах содержится витамин?
Витамин A

Происходит обмен белков, рост и формирование костей и зубов, процессы обновления кожи.
Появляются трещины губ, расстройство сумеречного зрения - «куриная слепота», развитие хронического гайморита, бронхита, трахеита.
Морковь, перцы, персики, яблоки, абрикосы, плоды шиповника, рыбий жир, печень, яйца, молоко.
Наиболее распространенные формы витамина группы В – это:
B1,B2, B3, B5, В6
В7, В9, В12.
Обеспечивает нормальное функционирование мозга и нервной системы, а также участвует в формировании крови. 
Отсутствие аппетита, утомление, шелушение кожи, конъюнктивит, анемия (малокровие), боль в мышцах, расстройство нервной системы.
Печень, яичный желток, молочные продукты, овес, геркулес, гречиха, творог, сыр, мясо, рыба
Витамин С

Стимулирует рост, способствует усвоению углеводов, повышает сопротивляемость организма к инфекциям, нормализует уровень холестерина в крови, способствует усвоению железа из пищи.
Изменения со стороны центральной нервной системы и кожи, нарушение сна, быстрая раздражительность, боли в мышцах, повышение кровоточивости из десен. Цинга.
Шиповник, облепиха, черная смородина, все фрукты и овощи.

Витамин Е

Способствует усвоению белков и жиров, участвует в процессах тканевого дыхания, влияет на работу мозга, крови, нервов, мышц, улучшает заживление ран, задерживает старение. 
Анемия (малокровие), наблюдаются слабые рефлексы, плохая координация движений, нарушение работы вестибулярного аппарата, увеличивается вероятность получения травм.
Зерновые и бобовые растения, спаржевая капуста, помидоры, салат, горох, шпинат, ботва петрушки, семена шиповника, мясо, яйца, молоко, говяжья печень.
Витамин РР

Участвует в обмене белков, регулирует высшую нервную деятельность и функции органов пищеварения. Используется для профилактики и лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта, вяло заживающих ран и язв.
Вялость, апатия, утомляемость, головокружения, раздражительность, бессонница, снижение массы тела.
Мясо, печень, почки, яйца, молоко, хлебные изделия из муки грубого помола, крупы (особенно гречневая), бобовые, грибы.
Недостаток витаминов в пище может привести к различным заболеваниям, обозначаемым как авитаминоз, при котором нарушаются процессы роста, ухудшается память и снижается работоспособность. Витамины следует употреблять в строго определённых количествах. Потребление ряда витаминов в больших дозах столь же не желательно, как и их недостаток в пище.

II.3 Калории, Калорийность пищи, норма еды

Часто от взрослых можно слышать слова «продукт высококалорийный», «продукт низкокалорийный». Разберёмся, что означает слово «калорийность».
Под калорийностью, или энергетической ценностью, пищи подразумевается количество энергии, которое получает организм при полном её усвоении. Калорийность пищи выражается в калориях (кал) или килокалориях (ккал).Каждый из нас должен получать столько энергии, сколько затрачивает её в течение дня, т.е. в организме должно соблюдаться энергетическое равновесие.
Понятно, что суточное потребление калорий зависит от возраста, пола и занятий, поэтому оно различно.
* В среднем потребность в энергии обучающихся в общеобразовательных
учреждениях в возрасте 7-11 лет составляет, примерно, 2350 ккал,
а в возрасте старше 11 лет – 2713 ккал.
* женщинам, занимающимся умственным трудом потребность в энергии – 2800 ккал * студентам- мужчинам – 3300ккал;
* студентам – женщинам – 2800 ккал; * спортсменам - мужчинам– до 5000ккал;
* спортсменам – женщинам – до 4000 ккал.
Пищевые продукты по калорийности можно разделить на:
Высококалорийные
(животные и растительные жиры, сахар и изделия из него)
калорийные
(мучные и хлебобулочные изделия, макароны, крупы, мясо, колбасы)
малокалорийные
(фрукты, овощи, ягоды, нежирная рыба нежирные творог и кефир)
Каждому приверженцу здорового образа жизни необходимо знать суточную норму калорий и соотношение белков, жиров и углеводов.

II.4 Законы и правила здорового питания

Вся наша жизнь подчиняется определенным законам.
Питание неотъемлемая часть нашей жизни, а значит вполне естественно, что существуют законы, регулирующие правильное питание. И тогда решится разом множество проблем: внешний вид, вес, здоровье и бюджет. Пища должна быть разнообразной, и, конечно, нужно учитывать возраст, национальные традиции и место проживания. В целом эти рекомендации сводятся к пирамиде питания, рекомендованной Всемирной Организацией здравоохранения.
- В основании пирамиды питания - хлеб, зерновые и макаронные изделия.
Предпочтение отдается сортам хлеба из муки грубого помола. В них много растительного белка, витаминов и клетчатки, которая помогает выведению холестерина, "чистке" кишечника и обладает желчегонным действием. Темный хлеб обеспечит вам хороший цвет лица и решит проблемы с лишними килограммами.
В дневном рационе и взрослого, и ребенка хотя бы один раз в день должна быть каша: геркулесовая, гречневая, пшенная или кукурузная.
Макароны и вермишель лучше покупать из муки первого сорта, от них организму будет больше пользы.
- Вторая ступень пирамиды - это фрукты и овощи.
В среднем, взрослый человек за год должен съедать 180 кг овощей и фруктов, тогда весенние авитаминозы ему не страшны.
Ягоды - настоящий кладезь витаминов. Малину можно использовать как природный аспирин, чернику, бруснику и клюкву - как антибиотики. Не меньше полезных веществ в облепихе, черноплодной и красной рябине.
Овощные и фруктовые соки полезны всем, если их пить за 30 минут до еды или через 1,5-2 часа после еды.
- В следующей ступени пирамиды - мясо, рыба, птица и молочные продукты.
Регулярное употребление мяса напрягает обменные процессы в организме, что приводит к преждевременному старению. Рационально употреблять мясо 2-3 раза в неделю в количестве 100-150 граммов в день.
Сардельки, сосиски, колбасы и другие мясные "деликатесы" включают в себя различные искусственные пищевые добавки, консерванты, наполнители и поэтому вряд ли приносят пользу.
Другое дело - рыба. Она содержит белок, фтор, медь и цинк - делают рыбу необходимой для профилактики сердечно- сосудистых заболеваний, артериальной гипертонии и атеросклероза. Повышается сопротивляемость организма инфекциям, улучшается сумеречное зрение, регулируется обмен фосфора и кальция. Полезны и морепродукты - кальмары, мидии, морская капуста.
Молоко идеально для растущего организма. В зрелом возрасте, когда построение и рост органов завершен, предпочтительнее кисломолочные продукты - йогурты, кефир, творог, простокваша, которые призваны поддерживать и обеспечивать микрофлору кишечника, кислотно-щелочной баланс и влиять на жировой и углеводный обмены.
- На вершине пирамиды здорового питания - соль, сахар и сладости.
Излишнее потребление соли приводит к гипертонической болезни, ожирению. Любители сахара получают нарушение обмена веществ, диабет, ожирение, мигрень и кариес. Вместо сахара, тортов, конфет лучше употреблять в пищу джемы и фрукты.
Никогда не поздно пытаться изменить свой образ жизни и пищевые привычки в лучшую сторону, чтобы быть здоровыми духовно и физически, прожить долгую и счастливую жизнь!

Основные правила правильного питания

Если хочешь вырасти сильным, здоровым, умным и красивым, нужно есть полезные продукты.
Полезно есть разные продукты: овощи и фрукты, молочные продукты, мясо и рыбу, хлеб и крупы, растительное и сливочное масло.
Перед едой нужно мыть руки с мылом. Не забывать вымыть ягоды, фрукты и овощи перед тем, к
·ак их съесть.
Перерыв между едой не должен быть больше трех часов, а значит, лучше есть понемногу пять раз в день.
Полезно есть на завтрак каши.
на ужин есть только легкую пищу.
III . Заключение
Неправильное питание – это одна из первых причин многих заболеваний. Жирная пища приводит к чрезмерному увеличению  веса, заменители, ароматизаторы и всякого рода красители играют роль яда, разрушая наш организм изнутри.
Правильное соотношение углеводов, жиров и белков – основа здорового питания.Каждому приверженцу здорового образа жизни необходимо знать суточную норму калорий и соотношение белков, жиров и углеводов.
При недостатке витаминов замедляется рост, снижается работоспособность организма. Поэтому нужно как можно больше употреблять витаминов, содержащихся в продуктах. Очень много витаминов содержится в мясе, рыбе, молочных продуктах, овощах, фруктах. Витамины очень важны для здоровья.
Пища – это источник энергии для человека, и избыток или недостаток её – проблема. Нужно смолоду научиться соблюдать «золотую» середину, не допуская переедания или недоедания, иначе можно заработать серьёзные болезни. Надо жить в гармонии с собой и с окружающими нас продуктами!
Итак, если правильно питаться, то мы будем меньше болеть, будем более сильными, веселыми и лучше успевать в учебе. Таким образом, наша гипотеза верна.

II этап – основной 
Организация и проведения спортивных мероприятий, работу секций, соревнований, проведение 5-минуток здоровья на переменах, проведение «Дня здоровья», проведение по классам классных часов по основам гигиены и правильного питания с привлечением специалистов (медицинского  работника, работников школьной столовой).

Физкультурная пауза

Ходьба на месте, сжимая и разжимая кисти. 20-39 с.
1.   Исходное положение – о. с. 1-2 – руки вверх в стороны, голову назад, прогнуться, вдох; 3-4 – руки вниз, плечи расслабить, слегка наклониться, голову на грудь, выдох. 4-6 раз. Т. м.
2.   Исходное положение – ноги на ширине плеч. 1- руки перед грудью, вдох; 2 - рывок согнутыми руками назад, вдох; 3- рывок прямыми руками назад, вдох; 4 - исходное положение, плечи расслабить, выдох. 6-8 раз. Т. с.
3.   Исходное положение – стойка ноги врозь. 1- поворот туловища вправо, руки вверх, посмотреть на руки, вдох; 2-3 – пружинистый наклон вперед, руки вниз, голову не опускать, выдох порциями; 4- исходное положение. То же влево. По 3–4 раза. Т. с.
4.   Исходное положение – основная стойка Бег на месте 30-40 с. с переходом на ходьбу с замедлением. 15-20 с. Т. с. Дыхание не задерживать.
5.   Исходное положение – основная стойка 1 - левую ногу  на широкий шаг в сторону,  руки в стороны, вдох; 2-3 – сгибая левую ногу, пружинистый наклон вправо, руки за спину, вдох пропорциями; 4- исходное положение. То же с правой ноги. По 3-4 раза. Т. с.
6.   Исходное положение -  основная стойка, руки на поясе. 1-3 – поднимаясь на носке правой ноги, мах левой расслабленной ногой вперед, назад, вперед; 7 Исходное положение. То же на левой ноге. По 3-4 раза. Дыхание не задерживать. Т. с.

Физкультурная для расслабления мышц кистей
1.   Сжимая и разжимая пальцы рук, постепенно убыстряя темп до предела, затем замедляя его до остановки. 1 мин.
2.   Сжимая и разжимая пальцы, поднимать и отпускать руки. 1 мин.
3.   Руки вытянуть вперед, последовательно сгибая и разгибая пальцы, начиная с большого. 1 мин.
4.   Пальцы слегка сжать в кулак, вращать кисти рук в направлении друг к другу, затем в обратную сторону. 1 мин.

III этап – заключительный.  
Освещение итогов реализации проекта на сайте школы.
             
Мероприятия по реализации проекта


Мероприятия

Сроки реализации

Ответственные


1







Работа спортивных кружков и секций:
Баскетбол 7-11 классы
Волейбол 8-11 классы
Шахмат 2-4 классы
Игротека 1-4 классов
ГТО 7-11 классы
«Быстрее, выше, сильнее!»


В течение года

Учитель ФК

Солонцов В.И.
Добрынин А.М.
Добрынин А.М.
Добрынин А.М.
Солонцов В.И.
Солонцов В.И.


Организация и проведение спортивных праздников, соревнований
В течение года

Учитель ФК Солонцов В.И.
Тренер-преподаватель ДЮСШ Добрынин А.М.

1

Осенний кросс 5 – 9 классы
октябрь
Классные руководители, учитель физкультуры

2
Первенство школы по мини - футболу
октябрь
Классные руководители, учитель физкультуры

3
День здоровья
октябрь
Администрация, классные руководители, учитель физкультуры

4
Первенство школы по баскетболу10 –11 классы
ноябрь
Учителя физической культуры

5
Спортивный праздник «Папа, мама и Я - спортивная семья!»
ноябрь
Учителя нач. классов, 
учитель физкультуры

6
Соревнования по шашкам 5 – 7 классы
ноябрь
Учителя физической культуры

7
Первенство школы по подвижным играм 1-3классы
декабрь
Учителя нач. классов, 
учитель физкультуры

8
Соревнования по пионерболу 5-7 классы
декабрь
Учителя физической культуры

9
Соревнования по волейболу 8-9 классы
январь
Учителя физической культуры

10
День здоровья 1-11 классы
январь
Учителя физической культуры

11
Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества 5-11 классы
февраль
Классные руководители, учитель физкультуры, учитель ОБЖ

12
Первенство школы по подвижным играм 1-4 классы
март
Учителя нач. классов, 
учитель физкультуры

13
Соревнования по баскетболу 5-7 классы
март
Учителя физической культуры

14
Всероссийский день «Здоровья» 1-11 классы
апрель
Администрация, классные руководители, учитель физкультуры

15
Проведение гимнастики до занятий, подвижные игры на переменах
В течение года

Учителя физической культуры

16
День защиты детей
май
Администрация, классные руководители, учитель физкультуры

17
Благоустройство школьной территории, спортивных площадок

В течение
года

Спортивный сектор, учителя физической культуры, администрация школы

18
Медицинский осмотр учащихся

По графику медицинского работника
Врач

19
Классные часы «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье»
в течение года 

Классные руководители

20
Проведение классных часов и родительских собраний.
в течение года 

Классные руководители

21
Конкурс рефератов «Мы выбираем спорт»
ноябрь
Учителя физической культуры

22
Конкурс на лучший лозунг, кричалку, стихотворение о ЗОЖ
декабрь
Учителя физической культуры, учитель ОБЖ

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Ожидаемые результаты:

Снижение заболеваемости, устойчивость к стрессовым ситуациям, сохранение и укрепление здоровья студентов и обучающихся техникума.
Улучшение состояния здоровья, уменьшение пропусков занятий, повышение качества их знаний.
Снижение интереса к психоактивным веществам (мониторинг).
Занятость ребят во внеурочное время (кружки, секции и т.д.).
Осознание ребятами необходимости разумного проведения досуга.
Повышение внимания студентов и обучающихся и их родителей к вопросам здоровья и здорового образа жизни.
Через активное участие в жизни техникума самоутверждение ребят как личности, повышение их социального статуса.

Оценка проекта.

Осуществляется посредством опроса обучающихся и студентов (анкетирование, тестирование), которое проводится в конце года.

Используемая литература:

1. Айзман Р.И. с соавт. Валеология: учебная программа для общеобразовательных школ. - Новосибирск: НГПУ, 2006. - 19 с.
2. Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе "школа-вуз": Автореф. докт. дис. Барнаул, 2000. - 48 с.
3. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность //Теор. и практ. физ. культ., 2005, № 4, с. 2-7.
4. Валеологические аспекты образования /Под ред. Э.М.Казина. Кемерово, 1995.
5. Валеология: Программа для учащихся 1-11-х классов общеобразовательных школ /Под общ. ред. О.Л. Трещевой. Омск, 1999. - 70 с.
6. Виноградов П.А., Моченов В.П. Новый этап в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди учащейся молодежи //Теор. и практ. физ.культ., 1998, № 7, с. 24-26, 39-40.
7. Зайцев Г.К., Колбанов В.В. Колесникова М.Г. Педагогика здоровья. СПб, 2004. - 78 с.
8. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М: ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с.
9. О проекте федерального закона Российской Федерации "Государственный образовательный стандарт основного общего образования" //Вестник образования, 1997, № 4, с. 24-46.
10. Павлова И.В. Совершенствование валеологического образования студентов физкультурного вуза: Автореф. канд. дис. Омск, 1999. - 20 с.
11. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. - М: ФиС, 1991.
12. Сонькин В.Д., Зайцева В.В. Валеологический мониторинг детей и подростков //Теор. и практ. физ. культ., 1998, № 7, с. 10-12.
13. Столяров В.И., Быховская И.М., Лубышева Л.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) //Теор. и практ. физ. культ., 1998, № 5, с. 11-15.
14. Татарникова Л.Г. с соавт. Валеология - основа безопасности жизни ребенка. - СПб: Петрос, 1997. - 240 с.
15. Трещева О.Л. Валеология: факультативный курс для 1-го класса: Учебное пособие. Омск, 1997. - 31 с.
16. Трещева О.Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его компонентов //Здоровье и образование: Матер. Междунар. конгресса валеологов. - СПб, 1999, с. 176-177.
17. Трещева О.Л. Системная организация валеологического образования школьников //Теор. и практ. физ. культ., 1997, № 8, с. 8-11.
18. Трещева О.Л., Асташина Н.П., Семина А.Б. и др. Валеологическое воспитание младших школьников: Учебн.-метод. пос. Омск, 1999. - 100 с.
19. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья. - Новосибирск: Наука, 1989. - 136 с.

Приложение №1

Анкета
по теме проекта «Спорт залог здоровья»

Дорогой студент, ценность нашего исследования будет зависеть от того, насколько полно и обстоятельно вы ответите на вопросы. Это не займёт у Вас много времени, поэтому просим Вас отнестись к заполнению анкеты серьёзно и благожелательно.
Заранее благодарны за участие в исследовании. 
Вопросы
 
1.     Как Вы относитесь к спортивному образу жизни?
(        Положительно
(        Отрицательно
2.     Ведёте ли Вы сами активный образ жизни?
(        Да
(        Нет
3.     Давно ли Вы занимаетесь спортом?
(        Да
(        Нет
4.     Нравится ли Вам заниматься  спортом?
(        Да
(        Нет
5.     Кто привил Вам любовь к занятиям спортом?
(        Семья
(        Школа
(        Самостоятельное решение
(        Другое
6.     Что даёт Вам спортивный образ жизни?
(        Хорошую физическую форму
(        Бодрое настроение
(        Проведение свободного времени с пользой
(        Повышение иммунитета
(        Расширение круга общения по интересам
(        Спортивная карьера в будущем
7.     Занимаются ли спортом Ваши родители?
(        Да
(        Нет
8.     Ваш любимый вид спорта?
9.     Сколько раз в неделю вы занимаетесь спортом?
     

Приложение № 2

Упражнения и рекомендации для тех кто ведет
малоподвижный образ жизни.

Физкультурная микропауза, активизирующая кровообращение в ногах
Стоя у опоры, 8-10 раз подняться высоко на носки, лодыжки плотно вместе. Затем каждую ногу, согнув в колене, встряхнуть расслабленно. Повторить 2-3 раза. Дышать ритмично. Темп средний.
Физкультурная минутка, нормализующая мозговое кровообращение
1.   Исходное положение - основная стойка 1-3- руки за голову, локти отвести, прогнуться, вдох, задержать напряжение – 3-5 с; свести локти, наклонить голову вперед и отпустить руки, расправив плечи, выдох.   4-6 раз. Т. м.
2.   Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки - правая вверху, левая сзади, кисти в кулак. 1-10 раз менять быстро положение рук. Дыхание не задерживать.
3.   Исходное положение – стоя, придерживаясь за одну опору или сидя, голова прямо. 1- отвести голову назад; 2- наклонить ее назад; 3- выпрямить голову; 4- выпрямить подбородок сильно вперед. 4-6 раз. Дыхание равномерное. Т. м.
Физкультурная пауза
Ходьба на месте, сжимая и разжимая кисти. 20-39 с.
1.   Исходное положение – о. с. 1-2 – руки вверх в стороны, голову назад, прогнуться, вдох; 3-4 – руки вниз, плечи расслабить, слегка наклониться, голову на грудь, выдох. 4-6 раз. Т. м.
2.   Исходное положение – ноги на ширине плеч. 1- руки перед грудью, вдох; 2 - рывок согнутыми руками назад, вдох; 3- рывок прямыми руками назад, вдох; 4 - исходное положение, плечи расслабить, выдох. 6-8 раз. Т. с.
3.   Исходное положение – стойка ноги врозь. 1- поворот туловища вправо, руки вверх, посмотреть на руки, вдох; 2-3 – пружинистый наклон вперед, руки вниз, голову не опускать, выдох порциями; 4- исходное положение. То же влево. По 3–4 раза. Т. с.
4.   Исходное положение – основная стойка Бег на месте 30-40 с. с переходом на ходьбу с замедлением. 15-20 с. Т. с. Дыхание не задерживать.
5.   Исходное положение – основная стойка 1 - левую ногу  на широкий шаг в сторону,  руки в стороны, вдох; 2-3 – сгибая левую ногу, пружинистый наклон вправо, руки за спину, вдох пропорциями; 4- исходное положение. То же с правой ноги. По 3-4 раза. Т. с.
6.   Исходное положение -  основная стойка, руки на поясе. 1-3 – поднимаясь на носке правой ноги, мах левой расслабленной ногой вперед, назад, вперед; 4 -исходное положение. То же на левой ноге. По 3-4 раза. Дыхание не задерживать. Т. с.   
Физкультурная минутка изометрическая
1.   Исходное положение – сидя, руки на бедрах. Одновременно поднимать правую пятку и левый носок, удерживая напряжение 5 с. Отдых 5 с. то же с другой ноги. 8-10 раз. Дыхание произвольное.
2.   Исходное положение – сидя, руки внизу. Втягивать и выпячивать живот, удерживая напряжение 3-5 с. Отдых 3 с. 10-12 раз. Дыхание произвольное.
3.   Исходное положение – сидя, руки на пояс. Напрягать и расслаблять ягодичные мышцы, удерживая напряжение 3-5 с. Отдых 3 с.   10-12 раз. Дыхание произвольное.
Физкультурная микропауза для расслабления мышц кистей
1.   Сжимая и разжимая пальцы рук, постепенно убыстряя темп до предела, затем замедляя его до остановки. 1 мин.
2.   Сжимая и разжимая пальцы, поднимать и отпускать руки. 1 мин.
3.   Руки вытянуть вперед, последовательно сгибая и разгибая пальцы, начиная с большого. 1 мин.
4.   Пальцы слегка сжать в кулак, вращать кисти рук в направлении друг к другу, затем в обратную сторону. 1 мин.
Значение некоторых групп упражнений.
Группа упражнений
Воздействие упражнений на организм
Ходьба, лёгкий бег.
Умеренное разогревание организма.
Упражнения в подтягивании.
Улучшение кровообращения, выпрямление позвоночника.
Упражнения для ног   (приседания, выпады).
Укрепление мышц, увеличение подвижности суставов и улучшение кровообращения.
Упражнения для рук и плечевого пояса.
Увеличение подвижности, укрепление мышц.
Упражнения для мышц туловища (наклоны вперед, в сторону, круговые движения).
Развитие гибкости, подвижности позвоночника, укрепление мышц, улучшение деятельности внутренних органов.
Маховые упражнения для рук и ног.
Развитие гибкости, подвижности суставов, усиление деятельности органов кровообращения и дыхания.
Упражнения для мышц брюшного пресса, тазового дна, боковых мышц.
Укрепление мышц.
Бег, прыжки, подскоки.
Укрепление мышц, повышение общего обмена веществ.
Заключительные упражнения.
Успокаивающее воздействие, приближение деятельности организма к обычному ритму.




15