Мастер-класс по теме «Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках биологии»


«Неграмотный будущего – это не тот, кто не умеет читать. Им станет тот, кто не умеет учиться.» О.Тоффлер Мастер-класс по теме «Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках биологии» Автор работы: Горгосова Любовь Николаевна учитель биологии Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №8»с. Грушевского Александровского районаСтавропольского края Цель: формирование универсальных учебных действий ,обеспечивающих обучающимся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.Задачи: раскрыть возможности формирования универсальных учебных действий через использование технологий системно-деятельностного подхода. Продемонстрировать использование в практике работы современных технологий обучения. Универсальные учебные действия. Что это такое? Это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.Виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Универсальный характер УУД заключается в следующем: Носят надпредметный, метапредметный характер;Обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;Лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её предметного содержания;Обеспечивают этапы усвоения учебного материала и формируют психологические способности учащихся.УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения. Основные функции УУД 1. Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;     2. Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; 3. Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области; 4. Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области. ЛичностныеСистема ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего  мира. Личностные УДД выражаются формулами:Я и природаЯ и другие людиЯ и обществоЯ и познаниеЯ и яВ биологии: смыслообразование Регулятивные Отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).   В биологии : целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, алгоритмизация действий. Коммуникативные   Способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использования правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.В биологии: использование средств языка и речи для получения информации, участия в продуктивном диалоге, самовыражение, монологические высказывания разного типа. Познавательные Система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.В биологии: логические рассуждения, доказательства, практические действия. Приемы формирования познавательных общеучебных УУД Формулирование цели.Обучение приёмам поиска информацииРабота с понятиямиСоставление схемМини-проекты. Формулирование темы урока, постановка цели. В 1676 году голландец Левенгук изучал, почему корни некоторых растений столь едки и остры на вкус. Чтобы понять это он клал корни на некоторое время в воду, а затем наблюдал под микроскопом капельку полученного настоя. В ней он увидел маленьких “зверушек”, которые сновали в воде и имели самые разные формы. Огромное множество таких необычайно быстро движущих “зверушек” он нашел и в зубном налете.   Что же это за существа? Какие свойства и признаки организмов описаны в рассказе? Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для изучения данных существ? Попытайтесь сформулировать тему и цели урока. Приемы проведения лабораторной работы: Учитель на слайде располагает иллюстрации о ракообразных и ставит вопрос: Что мы будем изучать? Что вам уже знакомо об этих животных?Далее коллективно ставятся цель и задачи данной лабораторной работы. Составляется план работы. После учащиеся выполняют работу по плану:Узнать: На какие части разделено тело животного?Каковы покровы тела этого животного?Что находится на голове?Какое строение имеют конечности?Каким образом двигаются креветки?Почему ее отнесли к типу Членистоногие, классу Ракообразные?Делаем вывод. Обучение приёмам поиска информации Работа с текстомЗадание 1. Определить название гриба Задание 2. Распределить грибы по группам Подосиновик, желчный гриб, опята, пеницилл, спорынья, подберёзовик, мухомор, мучнистая роса, вёшенка, бледная поганка, гриб – трутовик, головня, мукор Задание 3Грибы двойники. Работа с текстом – постановка вопросов Наземно-воздушная среда сложна и многообразна. Плотность воздуха низкая, поэтому у наземных организмов развиты опорные ткани – внутренний и наружный скелет. Температура может часто меняться, поэтому у организмов выработаны приспособления для перенесения резких колебаний температур. Важное значение имеет химический состав воздуха, поэтому загрязнения оказывают негативное действие на организмы. У организмов, живущих в разных условиях влажности, также выработались специальные приспособления». Составьте вопросы к данному абзацу текста.Повторяющие вопросы:- какими свойствами характеризуется наземно-воздушная среда?- как влияет на организмы низкая плотность воздуха?- как ведут себя организмы при резких колебаниях температур?Уточняющие вопросы:- какова плотность воздуха?- в каких пределах изменяется температура воздуха?Развивающие вопросы:- какие приспособления вырабатываются у организмов для перенесения низких или высоких температур?- какие приспособления имеют организмы, живущие в условиях повышенной или недостаточной влажности?-каковы последствия загрязнения воздуха на жизнедеятельность организмов? Работа с таблицами Пользуясь таблицей «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека», ответьте на следующие вопросы: 1. Концентрация какого вещества практически остаётся неизменной по мере превращения плазмы крови во вторичную мочу? 2. Какое вещество и почему отсутствует в составе вторичной мочи по сравнению с первичной? Работа с понятиями Что изображено на картинках? (органы растения)- Что их объединяет? (части одного растения)- Чем они отличаются? (формой, окраской, размером…- строением)- Одинаковую работу они выполняют? (разную)- Какой мы можем сделать вывод: Что же такое орган?Орган – это часть организма, имеющая определенную форму, строение и выполняющая ряд функций. Алгоритм составления схемы:Запишите тему, выделите ключевые слова. Найдите основные разделы текста, дайте им названия. Установите взаимосвязи (стрелки, блоки). Приведите примеры. Составление схем Памятка для учителя Помните - каждый ребенок индивидуален.Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте возможности и способности учеников.Помните, что главным является не предмет, которому ВЫ учите, а личность, которую ВЫ формируете.Помогите ребенку адекватно оценивать ту работу, которую он сделал.Помните, что знает материал не тот, кто пересказывает материал, а кто его применяет на практике.Научите ребенка высказывать свои мысли.Не бойтесь" нестандартных уроков", попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповую работу для освоения материала.