Музейный урок Нам память не дает покоя
Тема урока: Музейный урок
«Нам память не дает покоя» в рамках внеурочной деятельности ФГОС
Учитель истории Л.Р.СасинаДата проведения : 11.04.2015
Цели и задачи урока:
1образовательные:
- познакомить учащихся с жизнью сраны, края станицы в годы Великой отечественной войны;
2. Развивающие.
-умение обобщать, анализировать, делать выводы.
-умение доказывать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения.
3. Воспитывающие.
-через анализ личности героев войны вырабатывать нравственные ориентиры на основе общечеловеческих ценностей.
-выработка личного отношения к происходящему в прошлом и настоящем.
-приобщение к русской истории
- разывивать умение защищать свою точку зрения.
- проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение учащегося в познавательную деятельность в условиях словесного обучения,
- частично-поисковые задачи, которые используются для подведения учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем.
- методы стимулирования и мотивации такие, как создание эмоционально-нравственных ситуаций на уроке.
-формировать элементарные знания детей о событиях в Великой отечественной войне на основе ярких представлений, конкретных исторических фактов, писем, воспоминаний, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.
-формирование у школьников чувства собственного достоинства, уважения к старшим, целеустремленности, активной жизненной позиции.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, письма солдат, презентация, песни Великой отечественной войны.
Слово учителя А нужно ли вспоминать о войне, ведь проло уже сколько лет?На этот вопрос вы ответите в конце нашего урока
Наша кубанская земля богата своей историей, своей культурой, песнями, сказками, обычаями и своим уникальным говором. Но главная ценность нашей земли это люди. Люди, прославившие Кубань в разные годы.
И мы собрались здесь, в нашей школьной музейной , чтобы вспомнить о этих людях, о подвиге советских людей, которые спасли мир от фашизма. О подвиге наших станичников. В течение лета на базе нашей музейной комнаты работала многодневная экспедиция «Нам память не дает покоя». В результате поисковой работы мы пополнили наши источники об истории станицы. Нам есть, кем гордиться, с кого брать пример. Это люди различных профессий- композиторы, музыканты, военные, учителя, простые труженики. Данную информацию мы изучаем с вами на занятиях внеурочной деятельности и сегодня на уроке попытаемся показать эти знания.
Нашу станицу в разные годы посещали люди, имена которых написаны в книгах по истории. Это М. И. Калинин, летчик-космонавт Виктор Горбатко, наш губернатор А. Н. Ткачев и многие другие. Не все знают, что в станице жили люди, грудь которых украшена орденом Ленина. Это - Бацура Л.Н., Гайдук И.Т., Хлебникова О.Х . (см. фото на стендах) .Ее именем назван переулок в нашей станице. Десятки людей имеют и другие правительственные награды. (см. фото)
Выступление 2-х учащихся : Мы гордимся тем, что в результате поисковой работы мы выявили, что в нашей станице родился герой советского Союза Андрей Петрович Дубинец. До прошлого года он был героем Дона, он погиб в Сталинградском сражении. И мы гордимся тем, что он уроженец нашей станицы. Доказательством этого является метрическая книга. А ка все начиналось? Слайд 3
В ноябре 2008 года в адрес Новоивановской средней школы пришло письмо от наших соседей из хутора Кавалерский, Егорлыкского района. Это 12 км. от Новоивановской по проселочной дороге. Письмо очень интересное. Дело в том, что СОШ №3 х. Кавалерский носит имя Героя Советского Союза Дубинца Андрея Петровича, 1911 года рождения, уроженца станицы Новоивановкой. К письму приложен официальный документ, подтверждающий эти факты. Они хотели бы больше знать о герое и попросили прислать данные об этом человеке. Но в нашей школе о герое никаких данных не было. Началась поисковая работа. В книге Героев Советского Союза Кубани эта фамилия не значится. Обратились к старожилам станицы, но ничего узнать не удалось. Из архивов школы нам стало известно, что учителем нашей школы долгое время работала Дубинец А.П. Мы связались с ней. И благодаря письму Александры Павловны мы узнали много интересного о подвиге ее дяди Дубинца А.П.
Дубинец Андрей Петрович родился в станице Новоивановской, но еще ребенком уехал с родителями в хутор Кавалерский. Учился в Ростовском танковом училище и на каникулы приезжал погостить к нам в станицу . Вот выдержки из очерка Г.Сухарева «Кольцо было прорвано», опубликованном в сборнике «Отважные сыны Дона»:
«В первые дни войны, когда танковый взвод лейтенанта Дубинца выходил из окружения, танкисты пытались прорваться к своим по проселку, но были обнаружены гитлеровцами. На взвод обрушился ураганный артиллерийское –минометный огонь, на позиции взвода самолеты сбросили бомбы, а фашистские танки пошли в лобовую атаку. Завязался яростный бой. Советские танкисты дерзко контратаковали гитлеровцев. Несмотря на упорство взвода Дубинца , фашисты продолжали атаковать. Но взвод не сдавался. Выходили из строя люди, запылали две машины, кончались боеприпасы, но вдруг со стороны леса показались танки со звездами на броне. Кольцо было прорвано. Тринадцать вражеских танков и множество трупов в серо-зеленых мундирах остались на поле сражения…
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1941 года лейтенант Андрей Петрович Дубинец был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.
Вскоре Андрей Петрович Дубинец принял под командование танковую роту, которая успешно била врага в битве на Волге. В конце ноября 1942 года, преследуя гитлеровцев, танкисты вступили в сражение под Калачом. В этом бою Герой Советского Союза А.П.Дубинец пал смертью храбрых во имя светлого дня Победы, в которую верил до последних минут своей недолгой, но яркой жизни.»
Похоронен А.П, Дубинец в г. Калач-на-Дону в братской могиле в городском парке. А рядом с могилой на постаменте возвышается танк героя, напоминая людям о тех легендарных событиях в истории нашей страны. Андрея Петровича Дубинца можно по праву считать отважным сыном Кубани, т.к. родился он в маленькой кубанской станице Новоивановской. Но поисковая работа еще не закончена. Близкие родственники героя обещали в наш музей книгу о подвиге Дубинца А.П.
Слово учителя Более 500 станичников ушли защищать Родину в 1941 году, 300 из них полегли на боях сражений.
Для многих из нас Великая отечественная война – это далёкое прошлое. Мы с вами внуки и правнуки тех, кто в 1941-1945 годах встал на защиту Родины. Мы должны помнить о подвигах своих дедов и прадедов, поздравлять в дни праздников и быть внимательными каждый день к тем ветеранам, которые живут сегодня. Наш долг -нести память из поколения в поколенье.
Фашисты и их союзники стремились изменить мир, разделив его на господ-арийцев и рабов - всех остальных. Война длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей. В обращении немецкого командования к солдатам говорилось: «У тебя нет сердца, нервов, на войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость и сочувствие - убивай всякого русского, советского. Не останавливайтесь, если перед тобой старик, женщина, девочка или мальчик – убивай…» И они убивали. Фашизм страшное явление. Это подтверждают нынешние события на Украине. И мы не должны допустить, чтобы эта чума пришла на нашу землю. Мы видим, как это движение приближается к нашим границам. Поэтому еще раз скажем -нет фашизму и вспомним людей, которые побороли фашизм, принесли нам мирную жизнь.
Сегодня у вас на груди Георгиевские ленты. Она как напоминание о главной победе - победе в Великой Отечественной войне. И многие наши враги стараются очернить наш символ.А что вы знаете о георгиевской ленте, ордене Святого Георгия?
(выступление учащегося опережающее задание )Орден Святого Георгия был учрежден Екатериной второй. Два цвета орденской ленты символизировали собой цвета пороха и огня. А еще черный и оранжевый (желтый) - это гербовые цвета. У нас именно тогда - и позже, и раньше наш герб - не флаг, а герб был - черный орел на золотом фоне, то есть вот эти коронные, гербовые цвета и перешли в военный орден», - Орден Святого Георгия давался только за конкретные боевые заслуги, а награждались им только офицеры. В 1917 году все существовавшие до этого награды были отменены. О символе воинской доблести вспомнили лишь в годы Великой Отечественной. «Тогда именно и появляется вот эта Георгиевская ленточка, цвета георгиевские, появляются в 1943-ем году в Ордене Славы - три степени ордена, и полный кавалер Ордена Славы - а их всего-навсего около 2,5 тысяч - это фактически приравнивалось к герою Советского Союза».
Слово учителя : Откуда мы узнаем о событиях Великой отечественной войны? Из книг, фильмов, документов. А еще есть фронтовые письма.
Письма с фронта стали живой историей всех боев и событий, которые происходили в то грозное время. Они ценны еще и тем, что раскрывают душу и характер наших земляков, на долю которых выпало страшное испытание.
С началом войны была нарушена привычная жизнь огромной массы людей. Началась эвакуация из районов прифронтовой полосы. Все сдвинулось с привычных мест, переехало, поменяло адрес. Миллионы семей оказались разлученными. И только почта могла помочь жителям огромной страны не потерять друг друга. В 1941 г. в армию ежемесячно доставлялось до 70 млн. писем. Конвертов не хватало. В такой-то обстановке и родился фронтовой "треугольник". Народ прозвал его солдатским. Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которые на фронте всегда были в дефиците.
Передо мной – солдатский треугольник. Такие письма отправляли с фронта домой. Просто, незатейливо сложенный тетрадный листок. На нём стоит дата – 43-ый год. Прошло семьдесят лет ! Чернилами, аккуратно, задумываясь над каждой строчкой, склонившись при лампадке под бревенчатым накатом, писал его солдат своим родным. Кажется, бумага до сих пор пахнет порохом, читая строчки, словно слышим разрывы гранат, звуки воющих немецких самолётов, гул наступающих фашистских танков
В нашей музейной комнате храниться уникальный материал. Фронтовые письма директора нашей школы Пономарчук Михаила Ивановича. Их передала нам семья Михаила Ивановича. С разрешения родственников мы зачитаем строки из них. Выступление учеников (слайды с 11пор 18)
«31 января1943 года
Здравствуйте мои дорогие!
Не знаю, живы все или нет. С того времени, как кровожадные варвары заняли Новоивановскую, я ничего не слышал о вас, и знакомых до сих пор не встречал. И вот сегодня я узнаю, что освобождена станица Калниболотская. Представить себе не можете, как я был рад. Я жив и здоров, громлю проклятую нечисть совместно со своими красноармейцами».
После освобождения станицы Новоивановской и Новопокровского района от врага Михаил Иванович, будучи в г. Тихорецке, отпросился на один денечек домой (это всего 70 километров от нашей станицы).
Из воспоминаний жены Михаила Ивановича: их дом не вмещал столько гостей, когда они нахлынули после того, как по станице разнеслась весть о том, что директор на побывку пришел. Преподаватели, ученики, друзья, станичники – все шли, чтобы повидать земляка, передать на фронт родным весточки. Столько было переговорено и переплакано . И вновь фронт, и бои, бои.
«27 апреля 1943 год.
Использую каждую удобную минуту написать тебе хоть несколько строк. Вот и сегодня. Рассвело. Подул теплый, весенний ветер, зашумел старый камыш. Я посмотрел на эту равнину и вспомнил нашу маленькую станичку , и так захотелось поговорить с тобой. Ведь ты, моя крошка, пережила немало горя и тревог, испытала всю тяжесть немецкого ярма…Пока эти изверги живы, пока находятся на нашей земле – не будет спокойно ни одному человеку. Надо как можно скорее расправиться с этой сволочью, и тогда уже жить мирно и спокойно».
«3 мая 1943 год.
Какие у меня новости? Бой и бой. Каждый день и ночь бьем немцев. В освобождаемых нами станицах и хуторах полное разрушение. Немцы все жгут, у населения ни куска хлеба. Сколько замученных, истерзанных пытками людей! На трупы обезображенных страшно смотреть.
Мы отомстим за все …»
Временное удостоверение номер 1057665 старшего лейтенанта Понамарчука М.И. Приказом по 276 стрелковой дивизии Северокавказского фронта от 30 мая 1943 года «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками награжден орденом Красной Звезды».
«25 июня 1943 год
…Как бы трудно ни было, запомните: русский народ не был и не будет рабом.
А я - русский, и поэтому моя задача – возвратиться домой только свободным от иностранного ига, ибо для меня свобода – прежде всего».
«18 июля 1943 год
…Получил от тебя письмо, читаю и мысленно переношусь к вам, мои
Миленькие…Вышел из землянки и вижу опять все то же.
Сердце сжимается ненавистью к этим извергам, которые нарушили спокойную жизнь миллионов Людей и заставили переживать, испытывать лишения и страдания.
Я не могу спокойно смотреть на ту сторону, где сидят эти человекоподобные звери. Но ничего. Они еще ответят за все».
«24 августа 1943 год
…Продолжаю уничтожать фашистскую мразь. Выбиваем ее отовсюду, где только она находится и позалезала во все щели кубанской земли».
«8 октября 1943 год
… Если бы ты знала, что делает варвар с мирным населением. Мы, освобождая станицы, видим, что людей в них мало. Большинство жителей они угоняют с собой на работы, причем делает это заранее. На переправах прикрывает своих солдат нашим мирным населением, чтобы тех мы не топили. Ну, ничего, Кубань освобождена, Тамань тоже, остался один Крым, который не сегодня-завтра также очистим. Пусть, сволочь, знает, что мы – русский народ».
8 января 1944года пришло последнее письмо, как и последним оказался бой у деревни Митрошки Житомирской области. Тяжело раненным Михаил Иванович был доставлен с поля боя в медсанбат, но врачи были бессильны спасти его, о чем написали в станицу Новоивановскую его боевые друзья. Погиб отец, муж, директор школы, просто хороший человек. И оплакивали любимого директора всей станицей, как оплакивали каждого погибшего. А война продолжалась еще целых полтора года.
-Какие чувства вы испытывали, когда слушали строки из солдатских писем?
(Учащиеся делятся своим мнением)
Слово учителя. Письмам приходилось преодолевать большие препятствия на войне. Но небольшие треугольники, весточки без конверта, на казенной бумаге, помогали людям в жизни, потому что в каждом их них были вера, надежда, любовь. Именно вера в победу, надежда на то, что враг будет разбит, любовь к родным и близким, к родному дому помогли приблизить долгожданный день Победы, а многим — просто выжить в неимоверно трудных условиях. Письма поддерживали, ободряли, призывали к общей цели — победе над фашизмом. Они ценны еще и тем, что раскрывают душу и характер наших земляков, на долю которых выпало страшное испытание.
У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали – годами, десятилетиями.
Треугольники ждали, но и боялись. Почему? Я сейчас зачитаю вам текст треугольника и вы все поймете. Это похоронка
Писали их на смертном рубеже Под скрежет танков, орудийный рев, Писали их в окопах, блиндаже, На бомбами израненной меже, На улицах сожженных городов... О, письма фронтовые грозных лет — Бесценней документов в мире нет!
Их, солдатских треугольников, ждали в каждом доме, ведь они были единственными свидетелями тех солдат, которые писали эти письма. Эти письма немногословны, в них - любовь защитника Отечества к своим близким, тоска по родным местам, ненависть к немецко-фашистским захватчикам, твердая вера в силу Красной Армии. И даже через десятилетия невозможно читать их без волнения. Ведь каждое слово в них - это и обращение к нам, ныне живущим. А в Ростовской области в городе Азове открыт музей солдатского письма
- Как вы думаете, интересен этот музей, чем интересен?
-Но у нас в г. Тимашевске есть тоже музей, одной семье, испытавшей на себе все тяготы войны. О какой семье я говорю? Семье Степановых -Что вы знаете об этой семье? Выступление учащегося
-9 сыновей Епистинии Федоровны Степановой ушли в разное время на фронт. Вернулись восемь, девятый умер от ран дома.
Вот одно из писем Героя Советского Союза Александра Степанова матери...Слайд 21-24
Ноябрь, 1942 г. «Мама, почему Вы тоскуете о нас? Наоборот, Вам надо гордиться тем, что у Вас столько сыновей на фронте с оружием в руках защищают любимую Родину. Скоро, мама, мы возвратимся домой с победой. А если суждено будет нам погибнуть, то знайте, что мы погибли за счастье советских людей,за мир и счастье на земле».Александр Степанов геройски погиб. Посмертно он удостоен звания Героя Советского Союза. Вот что изложено в наградном листе А. Степанова: «Патроны кончились. Товарищ Степанов продолжает в упор расстреливать наседающего врага из личного оружия, уже свыше 15 солдат и офицеров убиты, враг наседает. Тогда Степанов погибает от взрыва собственной гранаты. Вместе с ним гибнет группа фашистов
С войны вернулся только один сын — Николай, да и то весь израненный. И вскоре умер. Все братья мечтали вернуться к родному очагу. Но дорога к нему пролегла через жестокую, кровавую войну. И они неустрашимо шли этой дорогой.А письма на фронт? Их с нетерпением ждали солдаты. Письма из далекого дома согревали их сердца. В затишье между боями фронтовики читали и перечитывали строки, написанные дорогим и близким человеком, вспоминая своих жен, любимых...
Выступление учащегося о поисковой работе На страничке ст. Новоивановской в интернете создана тема «Чтобы помнили» И бывшие жители станицы пишут там свои воспоминания о различных событиях в станице. Вот одно их них: Виталина Гненная
«Из станицы Ново ивановской ушло на фронт много мужчин, а в 1943 году, после немецкой оккупации, на фронт ушли девушки О троих подружках я хочу напомнить землякам на этой страничке. (слайдд 26)Это три подружки-ровесницы Ида Гевелюк ,Надя Дубинец и Варя Мазуренко. Помню, что на нас младших это произвело необычное впечатление. Это и гордость, и какая-то затаенная зависть, что они воюют, а мы тоже могли бы! Девушки прошли по дорогам войны вместе в одной части. Мне удалось разыскать одну из них, ныне живущую Надю Дубинец (Бужак) она сейчас живет в Одессе. Их часть обеспечивала охрану переправ от немецкой авиации. Освобождали Украину, Молдавию, Зап.. Украину ,Румынию ,Венгрию .И после войны они не расстались, а все трое поступили и окончили Ессентукский библиотечный техникум и на этой ниве работали. В 1944 году добровольно ушла в армию, после окончания седьмого класса, Молчанова Надя. Я очень хорошо помню эту девушку. Она всегда на школьных утренниках читала стихи. На фронте встретила своего отца. Войну закончила в Германии, добилась отправки на войну с Японией. Мне бы очень хотелось, чтобы ее дети-внуки знали какая у них была боевая мама и бабушка. К сожалению я не знаю как сложилась ее дальнейшая судьба.Думаю,что на этой страничке многие могут вспомнить о своих участниках вернувшихся и не вернувшихся с полей сражений.» Это письмо новая идея для поиска. И мы обязательно узнаем судьбу нашей землячки .Есть в нашей станице и учителя-герои. Выступление учащегося.
Следующая страница о человеке удивительной судьбы, ветеране Великой Отечественной войны, ветеране педагогического труда – Шкоде Евгении Григорьевиче. Многие годы он учил детей нашей станицы немецкому языку. Но не все знают о его подвиге в период Великой Отечественной войны. Ребята выступают с сообщениями о подвиге Шкода Е.Г. (Слайд27)
6 июня 1941 года после окончания Киевского артиллерийского училища он приступил к военной службе, а 22 июня 1941 года его военная часть прибыла на военные учения в Белоруссию и оказалась в окружении.
А потом бой под Ельней, когда казалось, уже все позади: и река Березина, и успешно отбитая танковая атака противника. Но срываются с неба фашистские самолеты, плотная бомбежка, ранение в голову. Контузия. Когда очнулся – кругом фашисты, толкают автоматами в строй.
Затем долгие годы в лагере для военнопленных в немецком городе Нюрнберге на военном заводе. Навсегда запомнился Евгению Григорьевичу день 6 марта 1944 года, день очередного налета американской авиации. В кирпичном заборе образовалась дыра и Евгений Григорьевич со своим другом Михаилом совершил побег. К побегу они готовились давно, скрытно собирали сухари, выточили финки, заготовили коробки спичек и соли. Риск был большой. Кара была суровой – расстрел перед строем, для устрашения. Выбрались за стену забора, добрались до железнодорожного полотна, запрыгнули в состав. Затем друзья долго блуждали по лесу пока не наткнулись на русских молодых парней и девушек, которых привезли в Германию для работы на полях немецких помещиков. Эта встреча в полном смысле слова спасла друзей и от голода, и от неведения, в котором они находились.
И через несколько дней наши герои были уже в партизанском отряде. Вот какую характеристику дал нашему земляку командир партизанского отряда: «Товарищ Шкода Евгений Григорьевич прибыл в 1-ю партизанскую бригаду им И.В.Сталина в августе 1944 года. За время пребывания в бригаде в должности комиссара батальона его бойцами разбито 3 немецких гарнизона, взорвано 16 эшелонов, 13 железнодорожных мостов, 1 шоссейный мост. Уничтожено 13 мотоциклов, 142 автомашины. »За отвагу и боевые заслуги командованием бригады представлен к наградам : Ордену Красной Звезды и медали «Партизан Отечественной войны 1 степени».
Но дальше судьба сложилась так, что ни одна из этих наград не дошла до героя. Были различные версии. А вот Чехословакия не забыла нашего земляка и 23 января 1966 года удостоила его ордена «Чехословацкий партизан». После войны- в 1979 году – ему посчастливилось побывать в этой стране, где была долгожданная встреча с боевыми друзьями. А потом два боевых друга Евгения Григорьевича из Чехословакии приезжали в нашу станицу. Встречали их всей станицей, по - кубански . И никто не остался равнодушен к встрече боевых друзей. Всю свою жизнь Евгений Григорьевич проработал учителем немецкого языка. Учил детей языку народа, с которым воевал. Но именно знания языка, которому он научился на войне, определили его трудовой путь. Сейчас ветеран на заслуженном отдыхе, но память и военные ранения напоминают о той страшной поре. Он частый гость в нашей школе. Его любят и уважают.
Что бы ни делалось сейчас для ветеранов войны и труда, для пожилых людей, мы перед ними в неоплатном долгу. И специальные конвертики в форме треугольников тоже станут ещё одним проявлением внимания к солдатам Великой Отечественной войны.
«Солдатский треугольник» снова напомнит нам о великом подвиге советского народа. Тех, кто шёл в бой с автоматом в руках, остаётся с каждым годом всё меньше. Давайте окружим их заботой. И не только в юбилейный год, а всегда, пока жив хотя бы один солдат.
- Подумайте, какие слова можно сказать солдатам, защищавшим Родину?
Домашнее задание: Я раздам вам треугольники, дома напишите на них те слова, с которыми вы хотели обратиться к тем, кто защищал Родину, может вам помогут ваши родители, а может кто-то из вас нарисует своё поздравление.
В нашей станице сегодня осталось 3 ветеранов Великой Отечественной войны –Брик, , Самборская Р.П. .Верзилин М.Г., Михайлик Н.П .Слава героям.( перечисляем поименно).А можно написать письмо своему близкому родственнику, детям войны, труженикам тыла. И эти треугольники мы вручим нашим героям 9 мая 1915 года, многие ваши треугольники займут достойное место в нашей музейной комнате.
Пусть ваши слова искренней благодарности станут маленькой частичкой неоплатного долга живых перед павшими, благодарных потомков перед теми, кто сохранил для них Родину и свободу.
Заканчивается наш урок . Мы читали письма с фронта, выразили слова благодарности солдатам той далекой войны. А теперь ответим на вопрос, который был задан в начале урока. Нужна ли нам память о войне?
Каждый учащийся отвечает кратко на поставленный вопрос
Итог
Наш урок подошел к концу.
Хочу закончить его такими словами:
Только человек, уважающий свою историю, память своей страны, может вырастить новое поколение, способное творить, а не разрушать.
Используемая литература:
Использованы материалы школьной музейной комнаты МБОУ СОШ 6Фото и воспоминания Шкода Е.Г, Дубинец А.П.,
Фронтовые письма директора школы, которые переданы в музей Жуковой С.М.
Воспоминания детей-войны Рубана А.А. и Гннной В.В.
Материалы из книги о семье Степановой Е.Ф.
Песни «Вставай страна огромная»
«Я читаю письмо»
Интернет сайт станица «Новоивановская» страничка «Чтобы помнили»