Работа учителя с интерактивной доской

Работа учителя с интерактивной доской.
Состояние современного образования таково, что процесс обучения проходит в условиях постоянного увеличения потока информации, подлежащей усвоению, что приводит к перегруженности учебных программ. В этих условиях, качество образования зависит от правильной организации учебной работы и от профессионализма и компетентности преподавателя. Современный педагог в своей профессиональной образовательной деятельности использует различные современные интерактивные средства обучения. Учителя постоянно стремятся отыскать новые способы и приемы работы с учащимися, чтобы сделать урок эффективным и интересным. Многие из существующих подходов, равно как и новые, могут быть воплощены в учебных программах, предполагающих использование электронных интерактивных досок. При использовании интерактивной доски значительно повышается эффективность урока за счет наглядности изучаемого материала; возможности показа сложных процессов и объектов в динамике их виртуального изменения, моделирования, конструирования, эксперимента. Нынешнее поколение школьников, выросшее на компьютерах и мобильных телефонах, имеет особый способ восприятия – это зрительная стимуляция и визуальная информация. Благодаря этому увеличивается концентрация внимания, улучшается понимание материала и его запоминание. Подрастающему поколению необходимо научиться жить и работать в качественно новой информационной среде, адекватно воспринимать её реалии и научиться пользоваться ею.
Главная задача учителя – обучая развивать, т.е. не только дать знания по своему предмету, но и сформировать ключевые компетентности: научить ребенка мыслить логически, ставить проблему и находить пути ее решения, ориентироваться в информационном пространстве, развивать коммуникабельность.
Чтобы педагог узнал те возможности, которые дает интерактивная доска, и начал активно их использовать, необходимо обучение. Не обязательно это должны быть продолжительные курсы – многим преподавателям хватает одного семинара, чтобы понять, как работать с доской, и освоить основные приемы создания собственных интерактивных ресурсов. Возможность обмена опытом с коллегами также существенно упростила бы освоение интерактивной доски. Проще всего это сделать, если на сайте производителя досок есть форум для обмена опытом между учителями и коллекция готовых уроков, можно найти коллег, работающих с такими же интерактивными досками, в региональных или общероссийских педагогических сообществах в Интернете.

Преимущества работы с интерактивными досками для учащихся
1. Совместима с программами для всех лет обучения.
2. Усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами.
3. Предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе.
4. Делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию.
5. Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов.
6. Позволяет преподавателям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала.

7. Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
8. Делает занятия интересными и развивает мотивацию.
9. Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.
10. Освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске.
11. Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
Интерактивные доски – не просто электронные "меловые" доски. Обучение с их помощью гораздо эффективнее обучения только с компьютером и проектором. Чтобы максимально использовать возможности интерактивной доски необходимо тщательно спланировать занятие. К тому же уроки, созданные на интерактивной доске можно использовать не один раз, и это сэкономит ваше время.
Как выбрать интерактивную доску для школы
Прежде всего, не следует забывать, что в школе всегда много детей, поэтому поверхность доски должна быть очень прочной и долговечной. Появившиеся царапины не должны препятствовать нормальной работе. Лучше выбирать интерактивные доски, изготовленные с применением ультразвуковой и инфракрасной технологии – их поверхность делают из любых материалов (к примеру, пластиковый экран на стальном листе), и повреждения влияют лишь на внешний вид доски. Твердая поверхность таких досок, в сравнении с мягкой резистивной поверхностью, намного меньше подвержена износу, а это очень важно для школ, так как интерактивное оборудование используется очень активно.
Размеры доски должны быть большими – многие школьники страдают близорукостью, но убедить их сесть поближе непросто. Интерактивная доска высотой 110 – 120 см будет оптимальным вариантом для стандартного школьного класса.
Белая матовая поверхность доски должна обеспечивать высокое качество изображения без утомляющих бликов. Хорошим экраном являются [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на основе ультразвуковой и инфракрасной технологий.
Чтобы педагог узнал те возможности, которые дает интерактивная доска, и начал активно их использовать, необходимо обучение. Не обязательно это должны быть продолжительные курсы – многим преподавателям хватает одного семинара, чтобы понять, как работать с доской, и освоить основные приемы создания собственных интерактивных ресурсов. Возможность обмена опытом с коллегами также существенно упростила бы освоение интерактивной доски. Проще всего это сделать, если на сайте производителя досок есть форум для обмена опытом между учителями и коллекция готовых уроков, можно найти коллег, работающих с такими же интерактивными досками, в региональных или общероссийских педагогических сообществах в Интернете.

Интерактивная доска – это, в сущности, дисплей вашего компьютера. Значит, все, что есть на вашем компьютере, можно показать и на интерактивной доске.
Это дает вам возможность использовать широкий спектр ресурсов, таких как:
1. Презентационное программное обеспечение.
2. Текстовые редакторы.
3. CD-ROMы.
4. Интернет.
5. Изображения (фотографии, рисунки, диаграммы, изображения экрана).
6. Видео-файлы (отрывки телевизионных программ, видео-кассеты VHS или цифровые видео-изображения).
7. Звуковые файлы (отрывки кассет или радио, записи, сделанные учениками или другими преподавателями). Любой звук с CD-ROMа или Интернет-страницы также будет слышен, если у вас есть громкоговорители.

Практическое применение на уроках (или что нажимать и куда мы попадаем?)
Интерактивная доска позволяет учителю и учащимся быстро и легко вносить коррективы в процесс, происходящий на экране. Остановимся на особенностях работы с интерактивной доской:
1. Управление сенсорным маркером (для доски INTERWRITE) или пальцем (для доски SMART BOARD) гораздо удобнее, чем мышкой. Кроме того, вы держите в поле зрения всех учеников, контролируете их деятельность и внимание.
Доска SMART BOARD, основанная на технологии “электромагнетик”, обеспечивающей наилучшее разрешение, высокую скорость реагирования на прикосновение и точность позиционирования.
2. Писать сенсорным маркером легче и полезнее для здоровья (нет меловой пыли и тряпки). Можно изменять фон, на котором ведутся записи урока. Например, цвет фона можно изменить под цвет стандартной школьной доски (зеленая, коричневая или черная), а цвет маркера сделать белым (подобно мелу). Кому нравится, можно делать записи по клеточкам и по линеечкам (кому как удобнее). Удаляются записи быстро, и даже если они удалены случайно, можно легко их вернуть, что невозможно сделать на “обычной” доске.
3. Думаю, что в кабинетах должна еще сохраниться обычная доска, лучше, конечно, маркерная. Ведь к доске учитель может вызвать нескольких учеников, а вдвоём на интерактивной доске писать невозможно или на ней нужно оставить слайд с информацией для изучения.
4. В панели управления доской есть множество значков. Значок “Галерея” выводит учителя в коллекцию ЦОР по всем предметам. Предмет “химия” представлен портретами химиков, фотографиями различных приборов, обобщающими схемами-конспектами по классам неорганических и органических веществ, диаграммами, показывающими состав сплавов, воздуха; моделями химических реакций. Например, “галерея рисунков”. Галерея содержит 2 раздела: “Моя галерея” и “Категории”. Раздел “Категории” имеет небольшой набор рисунков и схем, которые не могут полностью удовлетворить запросы содержания уроков. А раздел “Моя галерея” – это пространство, которое можно заполнять различными образовательными ресурсами, их накапливать, изменять.
Но материалов для всех уроков естественно не хватает. Где можно взять подобные материалы? Фотографии, рисунки, видеофрагменты содержатся на сайтах Интернет-ресурсов, откуда их легко скопировать. Можно сканировать отдельные материалы из печатных источников, преобразовать их в необходимые файлы. Хорошие схемы процессов, явлений, рисунки и фотографии содержатся на обучающих CD-R, CD-RV и CD-DVD дисках. Но использование этих дисков не всегда удобно, так как рисунки на них мелкие, текст не всегда содержит полную информацию, необходимую для конкретного этапа урока. Если производители дисков позволяют использовать эту информацию, то ее можно также скопировать и вставить в нужный фрагмент урока.

Существуют специальные программные диски с информацией именно для интерактивной доски.


5. В режиме интерактивной доски также можно создавать презентации, вставляя в них текст, картинки, анимации (Значок “Вставить изображение”), прописывая задания для учащихся. Порядок работы c текстом такой же, как и в программе Microcoft Word. Созданная презентация будет сохранена в файле “Изображения”, на который можно выйти через “Файл. Сохранить как”. Открыть сохранённое изображение можно только, включив интерактивный режим доски через “Файл. Открыть”.
6. Можно импортировать любой материал, находящийся вне доски, в интерактивный режим и, наоборот, экспортировать слайды доски в другое место.
7.Сенсорным маркером можно делать записи прямо на слайдах, презентации, передвигать объекты, загораживать шторкой часть материала, например, ответы на тестовые вопросы или решение задачи. Все это вносит большое оживление в учебный процесс.
8. Значок “Страница вверх. Страница вниз” возвращает вас на рабочий стол компьютера, оставляя свёрнутым режим интерактивной доски. Это повышает мобильность учителя и позволяет использовать на уроке разные возможности: показать видеофильм, вернуться к ранее изученному материалу и т.д.
9.Значок “Панорамирование страницы”, с помощью которого учитель прокручивает чистый лист во время записей на доске, что даёт возможность не прерывать смысл написанного и следить за последовательностью изложения.
10. Доска позволяет управлять интерактивными таблицами, схемами, тестами (при использовании на уроках электронных учебников). Такую форму можно использовать при фронтальной работе с классом или, вызывая ученика индивидуально к доске. В этом случае учитель и\или ученик не привязаны к компьютерной мыши, а класс следит за ходом работы. Любой ученик может подойти и помочь в случае затруднения.
11. При проведении практической работы, особенно для учащихся 8 классов на начальном этапе обучения или в случае трудной работы, можно открыть аналогичную виртуальную практическую работу и выполнять её параллельно. Учитель показывает, как надо выполнить опыт, а ученики затем повторяют его на реальных приборах и реактивах.
12. В комплекте оборудования к интерактивной доске есть также интерактивный планшет, который подключается к компьютеру с помощью той же программы, что и интерактивная доска. Используя планшет, учитель может управлять презентацией из любой точки кабинета, ведёт записи сам или поручает это ученику, находясь далеко от доски. Удобно дать ученику написать решение задачи или уравнения, сидя прямо за своей партой, написанное проецируется сразу на интерактивную доску.










Совсем недавно это казалось фантастическим: вместо обычной школьной доски в классе висит большой сенсорный экран, подключенный к компьютеру и передающий на доску изображение. Сегодня это реальность!
Для учителя приобретенная школой интерактивная доска – это возможность сделать что-то новое, вывести работу на более высокий уровень.