Доклад «Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая развития формирования сознательного читателя»
БОУ «Великорусская СОШ»
Доклад
«Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая развития формирования сознательного читателя»
Подготовила
учитель начальных классов
Никитина О.Н.
Внеурочная деятельность входит в часть учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса, и является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса школы. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в общественно полезной деятельности. Правильно организованная она представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.
Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.
Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать. Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания, сами же школьники предпочитают просматривать картинки в современных модных журналах. Но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться.
Внеурочная деятельность способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.
Считаю, что эффективному развитию читательского интереса младших школьников способствуют условия, включающие в себя системное использование разнообразных форм внеклассных занятий, работы с учреждениями культуры, работы с родителями.
Хочу с вами поделиться опытом работы, которую я провожу с ребятами своего класса.
Организация разнообразных форм внеклассных занятий
Практикую следующие формы внеклассных занятий:
выставки рисунков по мотивам прочитанных книг;
коллективное чтение;
литературные головоломки;
беседа -"приманка";
конкурс чтецов;
реклама книги;
литературный праздник;
литературная игра;
литературная викторина;
проба пера;
библиотечный час;
час "тихого чтения".
С огромным желанием учащиеся пробуют свои силы в составлении игровых заданий для одноклассников (викторины, кроссворды, игры со словами, создание иллюстраций и т. д.).
В нашем классе собрана своя библиотечка, где можно взять и почитать книгу, детский журнал, энциклопедию.
Организация разнообразных форм работы с учреждениями культуры
Повышению читательского интереса способствуют посещения сельской библиотеки. Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда учитель и библиотекарь - единомышленники и работают вместе, это даёт ощутимые результаты.
Беседы, литературные викторины знакомство с новинками детской литературы, практические занятия по выбору книг, периодических изданий, внедрению информационных технологий воспитывают настоящего читателя. Совместными усилиями мы показываем детям, насколько интереснее и богаче станет жизнь, если подружиться с книгой.
Организация разнообразных форм работы с родителями
Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению также чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье.
Но заинтересовать читать современных детей очень непростая задача, поэтому нужно организовывать такие внеклассные методы работы, чтобы дети просто хотели сами непринужденно читать и это было бы им интересно. Встает вопрос – через что? Как?
В этом году я впервые веду интеллектуальный кружок «Дети Атома», который делится на три возрастные группы. Ребята через игру приобретают более сложные навыки чтения, а особенно осознанности чтения и его осмысленности.
Интеллектуальное развитие становится в настоящее время одной из наиболее актуальных задач современной школы. Одним из факторов, определяющих уровень интеллектуального развития учащихся, является способность к критическому осмыслению поступающей информации, которая, в свою очередь, зависит от уровня развития навыка осознанного чтения. Именно поэтому развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности - грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается.
Показатель «Самостоятельность мышления» характеризует умение пользоваться интеллектуальными операциями, умение определять алгоритм деятельности, понимание правил, формул, адекватное их применение. Показатель значим для всех видов учебной деятельности.
Показатель «Осведомленность» измеряет практический интеллект, рассудительность, общую осведомленность.
Показатель «Оперативная логическая память» определяет характер связи памяти с мышлением, становление операции обобщения. Показатель значим для успешности по всем предметам.
Показатель «Осознанность чтения». Осознанность чтения - способность обучающихся понимать прочитанный текст. Представленная система работы по развитию осознанности чтения носит открытый характер, предполагающий возможность выбора, внесения изменений, дополнений в организацию, используемые приемы и методы, речевой материал.
Во все задания интеллектуальных игр, которые я провожу на кружках, содержат развитию этих показателей. Ребятам очень нравятся готовить и подбирать самим подобные задания и приносить их на кружок. Таким образом, у детей развивается интерес в нахождении нужной информации, значит, и развивается интерес к чтению. Через данные занятия мы можем косвенно влиять на процесс развития интереса к чтению у младших школьников.
Это зависит от приоритетов учителя, стиля преподавания, уровня подготовленности класса, возраста учащихся. Кроме того, работа по данному комплексу может быть начата с любого блока, в любом классе.
Практическая реализация предложенных приемов показывает значительный рост интереса учащихся к литературным произведениям, активизации мыслительной деятельности и, как следствие, улучшается качество чтения и общий рост эстетического и интеллектуального образования не только во внеурочной деятельности, но и на уроках.