Конспект урока: Особенности личности младших школьников с задержкой психического развития (2 курс)
Технологическая карта урока по теме: "Особенности личности младших школьников с задержкой психического развития "
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Форма - комбинированный Группа - 22
Тема - Особенности личности младших школьников с задержкой психического развития
Цель: контроль и коррекция представлений студентов об особенностях познавательных процессов у младших школьников с ЗПР, получение знаний об особенностях их эмоциональной и личностной сферы.
Задачи:
1) Проверить знания студентами основных понятий ЗПР
2) проверить знания о развитии познавательных процессов у младших школьников с ЗПР
3) проверить применение студентами знаний при решении практических ситуаций
4) выявить пробелы в знаниях эмоциональной и личностной сферы младших школьников с ЗПР
5) устранить пробелы в знаниях по теме урока
Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Знания:
- знать понятия ЗПР разных авторов;
- знать значимость особенностей младших школьников с ЗПР для студентов-практикантов;
Умения:
- применять знания для решения пед. задач;
- выражать правильно свои мысли, опираясь на словесно-логическую память;
- различать различные виды ЗПР.
Познавательные:
- анализировать, сравнивать, обобщать материал;
- владеть умениями и навыками использования средств, приемов для сбора, анализа, хранения, преобразования информации;
- уметь оценить возможности развития своей памяти;
- владеть умениями осознанного выбора приемов запоминания;
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности;
- контролировать выполнение плана;
- оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию;
Коммуникативные УУД:
- продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками;
- отвечать на вопросы преподавателя;
- принимать участие в коллективном обсуждении;
- формулировать ответ на вопрос;
- допускать возможность существования различных точек зрения;
- аргументировать свой ответ;
- уметь выслушать собеседника
- Понимание значения развития познавательных процессов у млад. школьников с ЗПР;
- осознание
готовности к углублению своих знаний по теме;
- формирование коммуникативной компетентности в общении;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- формирование интереса к развитию млад. школьников с ЗПР.
Словарь: понятие "задержка психического развития"; "ЗПР конституционального", "ЗПР соматогенного", "ЗПР психогенного", "ЗПР церебрально-органического" происхождения, "инфантилизм", "астения".
Ресурсы: 1. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед / под ред. Сластенина В.А., М.: «Академия», 1999.
2. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1984.
3. Лубовский В.И. Задержка психического развития // Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. - М., 2003.
4. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1980. -№ 3.
5. Специальная педагогика: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. завед. / Л.И. Аксенова и др, под ред. Н.М. Назаровой, М: «Академия», 2000.
Оборудование: проектор с презентацией, карточки с заданиями, критерии оценки работы студентов на уроке, книги по дисциплине, высказывание психолога на доске.
Этап (+время) ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
Деятельность педагога Деятельность учащихся
1 этап. Организа-ционный момент.
Мотивация
3 минуты Проверяет отсутствующих в журнале,
готовность группы к уроку, мобилизует внимание студентов.
1) Стимулирует интерес учащихся к уроку.
2) Создает для учеников проблемную ситуацию:
Хочу начать сегодняшний урок с эпиграфа проф. Н.М. Гернета:
Любить детей – этого мало;
надо знать их, а этому надо учиться.
Как Вы думаете почему Я начала урок с этого эпиграфа?
Самоконтроль готовности к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности), мобилизация внимания.
- Студенты принимают предложенную преподавателем ситуацию,
- осмысливают высказывание Н.М. Гернета,
- вступают в диалог с преподавателем,
- развивают умения выражать свои мысли,
- слушают мнения своих одногруппников
2 этап. Актуализация знаний
3 минуты Задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у студентов по данной теме:
Дайте любое определение понятия «ЗПР» с точки зрения различных педагогов, психологов, медиков:
- по А.Д. Гонееву
- по Д.В. Зайцеву
- в англо-американской литературе
- по Н.Ю. Борякову
- Студенты (по желанию) дают определения ЗПР разных авторов, отвечают на вопросы преподавателя
- вспоминают нужную информацию
- вспоминают, изученный ранее материал (понятия)
- определяют, каких знаний не хватает
3 этап.
Целеполагание
и планирование
3 минуты
- О чем мы сегодня будем вести речь на уроке?
- Сегодня на уроке мы постараемся вспомнить признаки ЗПР, особенности развития познавательных процессов младших школьников с ЗПР, типы ЗПР, особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.
План занятия:
1. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР.
2. Признаки ЗПР.
3. Классификации ЗПР.
4. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.
- Сегодня Вы будите работать в парах, так как Вы сидите за партами.
- Вы будите оценивать друг друга с помощью критериев, которые представлены у вас на парте. Возьмите их, прочитайте.
- В конце урока каждый член пары должен будет поставить оценку за работу исходя из данных критериев.
- Внимательно слушайте ответы друг друга, дополняйте и активно включайтесь в работу. - отвечают на вопрос преподавателя
- формулируют устное высказывание
- самостоятельно читают критерии и стараются их запомнить
4 этап. Проверка домашнего задания
8 минут - Вам было необходимо дома заполнить таблицу: "Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР", используя не только лекции, но и другие учебники по дисциплине.
Тем самым повторим 1 вопрос. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР.
Познавательный процесс Особенности развития ПП у детей с ЗПР
1. Внимание 2. восприятие 3. Память 4. Мышление 5. Речь - Все справились с этим заданием?
- Давайте проверим.
- некоторые студенты предлагают свои варианты заполнения таблицы;
- остальные студенты проверяют и дополняют;
- исправляют ошибки
- формируют умения отвечать на вопросы преподавателя
5 этап.
Повторение пройденного материала
15 минут
6 этап.
Изучение нового материала
8 минут
- перейдем к 2 вопросу урока. Признаки ЗПР.
- Вам необходимо выполнить 3 задание.
Вам даны карточки с признаками ЗПР. Выберите признаки, которые относятся к ЗПР (подчеркните их).
На выполнение задания отводится 5 минут.
- перейдем к 3 вопросу урока: Классификации ЗПР.
Давайте поработаем с текстом учебника.
Вам дан текст описания различных типов ЗПР по Лебединской К.С. из книги Специальная психология: под ред. В.И. Лубовского.
Прочитайте текст и найдите в нем ошибки, исправьте их.
Каждый из этих типов ЗПР имеет свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности и нередко осложнен рядом болезненных признаков - соматических, неврологических.
Перейдем к рассмотрению 4 вопроса урока: Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.
Заслушаем сообщения, подготовленные студентами по темам:
1) Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников с ЗПР;
2) Особенности личности младших школьников с ЗПР.
3) Статья из журнала Известия Российского государственного педагогического университета им. Герцена / Выпуск №125 / 2010 год по теме: «Характеристика социального развития детей с ЗПР»
Автор: Омарова П.О.
- принимают предложенное преподавателем задание,
в парах аргументируют свою точку зрения
- отвечают перед всей группой
- студенты исправляют ошибки
- формируют умения отвечать на вопросы преподавателя
- Выполняют задания преподавателя
- анализируют текст,
дают аргументированный ответ на вопросы
- оценивают правильность своих решений
7 этап. Рефлексия и оценивание
3 минуты - Прошу одного студента дать обобщенное определение ЗПР?
Задержка психического развития - синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), задержка темпа может иметь обратимый характер; основные черты - повышенная истощаемость и в результате - низкая работоспособность, незрелость эмоций, слабость воли, психопатоподобное поведение, ограниченный запас общих представлений, бедный словарь, трудности звукового анализа, несформированность навыков интеллектуальной деятельности.
- Какая была сегодня цель урока?
- Мы достигли этой цели?
- Прошу вас подумать 2 минуты и поставить оценку своему соседу по парте за работу на уроке согласно критериям оценки.
- Кто считает, что его сосед отвечал сегодня на 5?
- Кто на 4?
- Выставляет оценки в журнал.
- Студенты самостоятельно анализируют степень достижения цели урока и отвечают на вопрос
- отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения
- анализируют работу каждого и выставляют оценки
- определяют степень своего продвижения к цели (самооценка)
- отмечают успешные ответы, одногруппников
- сообщают оценки всей группе
8 этап. Домашнее задание
2 минуты
Домашнее задание:
1) Повторить записи в тетради;
2) Обратиться к книге: 1. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики.
Прочитать в ней: Глава 3, п. 3, 4, с. 145-154. Темы:
3. Специфика коррекционной работы с детьми с ЗПР;
4. Особенности организации коррекционной работы с детьми в классах компенсирующего обучения.
Ответить на вопросы (письменно в тетради):
на с. 170: № 5 Проанализируйте основные формы компенсирующего обучения детей с ЗПР.
3) Для желающих – подготовить сообщение:
Обратиться к книге: Специальная педагогика: под ред. Н.М. Назаровой.
Прочитать в ней: Раздел 3, Глава 1, п. 1.2.4.-1.2.5, с. 222-225. Выписать пункт: Тема: «Помощь лицам с выраженной интеллектуальной недостаточностью за рубежом».
- принимают задание преподавателя
- задают вопросы по домашнему заданию
Литература:
1. Актуальные проблемы задержки психического развития / Под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982.
2. Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития // Начальная школа. - 1993. - С.60.
3.Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1984.
4. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М., 1973. - 173с.
5. Лубовский В.И. Задержка психического развития // Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. - М., 2003.
6. Лубовский В.И., Переслени Л.И. Дети с задержкой психического развития. - М., 1983.
7. Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клиническая и нейропсихологическая диагностика) - М., 1995.
8. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1980. -№ 3.