Методические рекомендации по экологическому воспитанию дошкольников


Методические рекомендации по
экологическому воспитанию дошкольников

воспитатель Разумова Оксана Владимировна
Главная цель экологического образования дошкольного уровня - формирование экологической культуры и экологического сознания детей, формирование навыков поведения в природе, предоставление элементарных экологических знаний и формирование экологического мышления, которые базируются в отношении к природе. Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить, сберечь природу.
Система экологического воспитания перед педагогами ставит такие задачи:
-формировать умение видеть взаимосвязи между растениями и животными, понимать, как человек влияет на их жизнь;
-сформировать у детей видеть красоту во всем живом, независимо от того, человек, растение или животное. Понять истину, что в природе не бывает полезных и вредных животных, все они связаны, один другому нужны, а значит - полезные;
-развивать у детей чувства: не быть равнодушным, умение ощущать себя на месте цветка, растения, чувствовать их боль и т.д.;
-научить любить и охранять природу не на словах, а помогая цветам, деревьям, животным, птицам, всему живому;
-разбудить в детях эмоциональны отклик на разнообразные явления природы, зародить у них желание любоваться и наслаждаться, высказывать свои чувства разными способами (в словах, мимике, жестах, рисунках, настроении).
Анализируя государственный образовательный стандарт дошкольного образования к определению содержания и организации жизнедеятельности дошкольников, мы пришли к выводу, что экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям.
Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено:
-на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
- развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Содержание образовательной области «Познанавательное развитие» направлено:
- на формирование первичных представлений об объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.);
- расширение кругозора детей;
-о малой родине, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы.
Содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает:
- становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы;
- формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом.
Образовательная область «Физическое развитие» направлена на становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников.
Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах детской экологически направленной деятельности.
Среда в образовательном учреждении должна создавать условия для:
− познавательной деятельности, возможностей для экспериментирования, исследования и решения задач, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы;
− привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира (эколого – эстетическое развитие);
− экскурсий, занятий на свежем воздухе;
− формирования нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами; формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);
− экологии в различных видах деятельности ребенка (игры с природным материалом, и использование природного материала на занятиях по художественному творчеству).
Таким образом, взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического образования в свете ГС ДО имеет свою специфику в силу возрастных особенностей и базируется на деятельностном подходе, поскольку именно деятельность развивает психику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровым.
Учитывая чрезвычайно эмоциональную чувствительность малышей, преимущество предоставляется эмоционально – эстетическому восприятию природы (красиво). Разнообразие красок природы, ее загадочность, привлекает внимание детей, которые получают только эстетическое наслаждение от общения с природой, то есть удовлетворяют свои эстетические потребности, но еще не совсем понимают суть увиденного, не понимают законов природы, связей природных явлений. В этот период закладывается у детей фундамент знаний об экологии и у воспитателя возникает возможность полюбоваться окружающим миром. Со временем, используя желания детей любоваться красотою природных красок, педагог постепенно направляет работу к эстетическому восприятию, развивая наблюдательность. Очень важно создать условия, в которых бы дети смогли оценить эстетичность объекта, отметить гармонию формы и цвета, условия, которые побудили бы детей к общению с природой, через вопрос интеллектуального характера «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Где?», «Откуда?» и др.
Формы работы по экологическому воспитанию должны осуществляться в соответствии возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В процессе формирования представлений у детей про окружающий мир, используется широкий спектр методов и приемов педагогического влияния на детскую личность - это наглядные методы (экскурсии и наблюдение) и практические (трудовая деятельность в природе, эксперимент и не сложные опыты с объектами природы), игры с природным материалом, словесные методы и приемы, к которым относятся беседы, рассказы воспитателя о природе, минутка любования природой для обогащения эстетических впечатлений. Приобретённые впечатления, обогащённый опыт, дети реализуют на занятиях по аппликации, рисованию, развития речи, в дидактических играх экологической направленности. В таких играх как «Времена года», «Отгадай и нарисуй», «Кто, как поет?», «Чудесный мешочек», «Воздух, вода, земля», «Зоологическое лото», «Съедобное – не съедобное», «Береги природу» и др., у детей развивается наблюдательность, любознательность, пытливость. А важнейшим условием реализации системы экологического воспитания детей, является правильная организация развивающей предметно-пространственной для ребенка среды - создание в группе уголка живой и неживой природы, календари природы и погоды; внешних природных зон на территории ДОУ (сад, огород, экологическая тропа); формирование грамотного экологического поведения детей и безопасного пребывания ребенка на природе.
Таким образом, разнообразные формы и методы экологического воспитания дошкольников в своей совокупности дают возможность не только получить знания, заложить фундамент для развития жизненной компетентности каждого ребенка, но и понять сущность экологических понятий – «экологическая культура», «экологическое сознание». А формируются эти понятия на протяжении всей жизни.
экологически направленную деятельность дошкольников можно определить как форму активности личности, обуславливающую развитие экологического сознания, проявляющуюся в трех сферах: а) познавательной сфере в развитии познавательных потребностей, в готовности принимать, находить и перерабатывать информацию о природе; б) эмоционально-мотивационной сфере в развитии комплекса эстетическо- этических потребностей, проявляющихся в готовности и стремлении взаимодействовать с природой на эмоциональном уровне; в) практической сфере в развитии потребности в компетентности, проявляющейся в стремлении к непрагматическому практическому взаимодействию с природой. В дошкольном возрасте ребенок легко включается в различные виды деятельности: игровую, познавательную, трудовую, продуктивную художественно- эстетическую и другие, но педагогически организованная деятельность при взаимодействии с природой и детская экологически направленная деятельность имеют существенные различия. Так, экологическая направленность игровой деятельности предполагает предпочтение ребенком игр с экологическим содержанием, в которых можно выступать защитником природы, выполнять социально детерминированные правила поведения в природе в соответствии с нормами экологической этики; придание экологической направленности и наполнение экологическим содержанием традиционных и народных игр; отказ от игр, связанных с деструктивным воздействием на мир природы. Экологическая направленность познавательной деятельности детей заключается