Музейная педагогика. Паспорт мини-музея В гостях у сказки
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
Некоузский детский сад №3 «Светлячок»
Паспорт мини-музея «В гостях у сказки» для воспитанников старших групп
Составила воспитатель:
Белебезьева Наталия Николаевна
с. Новый Некоуз
Содержание
Сведение об авторском коллективе……………………………………………3
Пояснительная записка…………………………………………………………4
Паспортные данные……………………………………………………………..5
Аспекты музейной деятельности………………………………………………7
План работы по созданию мини – музея………………………………………8
Характеристика мини – музея………………………………………………….9
Разделы мини – музея………………………………………………………….15
План работы в мини – музее…………………………………………………..16
Список литературы…………………………………………………………….19
Сведения об авторском коллективе
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Некоузский детский сад №3 «Светлячок»
60261516637000Белебезьева Наталия Николаевна
Образование: имею среднее специальное образование по специальности: воспитатель детей дошкольного возраста.
Должность: воспитатель
Педагогический стаж: 5 лет
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музейное дело – очень важное дело.
Живой показ явлений, фактов особенно
убеждает, особенно врезается в память,
толкает мысль…
Н.К. Крупская
Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения чувство патриотизма, сохранять традиции своей страны, формировать у дошкольников чувство национального самосознания. С этими задачами прекрасно справляется музейная педагогика.
Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Музейная педагогика является особым видом педагогической практики.
В дошкольном образовании музейная педагогика стала играть существенную
роль только в последние десятилетия. Эта форма организации обучения соединяет в себе образовательно-воспитательный процесс с реальной жизнью и обеспечивается воспитанниками через непосредственное наблюдение и знакомство с предметами и явлениями.
Актуальность создания музея в детском саду на сегодняшний день не надо доказывать. Семьи наших воспитанников проживают в удаленном от культурного центра городе. Мест, куда можно сходить с ребенком, провести познавательную экскурсию или просто провести время со своим ребенком в с. Новый Некоуз практически нет. В то же время многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и поэтому им не приходит в голову идея такой экскурсии. На помощь приходит музей, работающий на базе образовательного учреждения.
Музей «В гостях у сказки» как форма образовательной и воспитательной работы создан по инициативе воспитателей. Он возник как результат поисковой и исследовательской деятельности педагогического коллектива.
Социальная значимость программы музея «В гостях у сказки» заключается в создании развивающей среды - совместном участии детей, родителей и педагогов. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: приносят из дома экспонаты.
В настоящих музеях экспонаты трогать нельзя, а в нашем музее не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители.
Паспортные данные
Наименование мини-музея: мини-музей «В гостях у сказки»
«Сказка – великая духовная культура народа,
которую мы собираем по крохам,
и через сказку раскрывается перед
нами тысячелетняя история народа» (Алексей Толстой)
Профиль музея: познавательный.
Цель – эффективная и целенаправленная организация работы по нравственному и патриотическому воспитанию, социализация и воспитание творческой личности воспитанников средствами музея. Формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти, расширение читательского кругозора, развитие у дошкольников эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности дошкольника.
Задачи:
Пробудить в детях интерес к сказке, книге;
Воспитание бережного отношения к книге;
Воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости;
Воспитание любви к природе, к своим близким, к своей родине;Развитие прикладных умений и навыков, мелкой моторики;
Развитие устной речи, навыков общения;
Формирование активной жизненной позиции, культуры поведения.
При создании мини-музея учитывались следующие принципы:
- наглядность;
- доступность;
- содержательность;
- сочетание предметного мира мини-музея с образовательной программой детского сада;
- последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями;
- подвижность структуры (экспонаты или экспозицию использовать к теме занятия).
Совет мини-музея: 2 человека.
Характеристика помещения: раздевальная комната группы.
Руководитель мини-музея: Белебезьева Наталия Николаевна, воспитатель.
Структура управления мини-музеем: Руководитель мини-музея планирует, координирует, контролирует работу в мини-музее.
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.
Формы деятельности:
- поисковая;
- экспозиционная;
- познавательная.
Примечание. Наша задача – воспитать детей так, чтобы они жили в мире с нашими верными и преданными четвероногими друзьями, были заботливыми хозяевами, которые не посмеют выбросить надоевшую «живую игрушку».
Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на полках. Например, подборка сказок (диск, маски) располагаются на средней полке, поэтому всегда доступны для детских рук. Экспонаты сказок изготовлены из различных материалов (цветной картон, вата, яичная скорлупа, фарфоровая тарелка, вязаные нитки, магнитная доска), стоят на верхней полке в целях безопасности и используются при работе с детьми только совместно с воспитателем. На нижней полке представлена детская литература, сделана подборка сказок: «Маша и медведь», «Колобок», «Репка», «Курочка ряба», «Кот, петух и лиса», «Как ослик счастье искал», «Пятачок», «Вершки корешки», «Крошка енот». Изготовлены сюжетные картинки сказок «Теремок, Лисичка со скалочкой, Бычок смоленой бочок, Курочка ряба» для показа сюжета сказки и перессказа.
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ
«В гостях у сказки»
N Название этапа Содержание работы Сроки реализации Ожидаемый результат
1 Подготовительный этап. Анкетирование для родителей группы. Май 2015
1.Определение темы и названия музея.2. Выбор места для размещения.
2 Практический этап. 1. Сбор экспонатов.2.Оформление выставки.3.Индивидуальная работа с детьми.4. Проведение экскурсий. Июнь-август 2015
Создания мини-музея «В гостях у сказки».
3 Подведение итогов Заседание инициативной группы. Сентябрь 2015 Альбом «Мини-музей «В гостях у сказки».
Выставка экспонатов мини-музея
ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ-МУЗЕЯ
Экспонаты мини-музея
№ Название экспоната Дата поступления Постоянное/
временное хранение Ф.И.О. представившего экспонат
1 Сказка «По щучьему велению» экспозиция 8.07.11. постоянное Воспитатель: Белебезьева Н.Н
2 Вязаный пальчиковый театр «Волк и семеро козлят» 8.07.11. постоянное Пом. Воспитателя: Смирнова М.Б.
3 Сказка «Два Мороза» экспозиция 9.09.11. постоянное Медведева Лиза
4 Сказка «Курочка ряба» экспозиция 10.09.11.
11.09.11. постоянное Галашин Костя
5 Сказка «Красная Шапочка» экспозиция 11.08.11. постоянное Воронин Андрей
6 Сказка «Морозко» экспозиция 14.08.11. постоянное Бормотова Настя
7 Кукольный театр «Кот, петух и лиса» 14.08.11. постоянное Воспитатель: Белебезьева Н.Н
8 Театр «Маша и медведь» + диск + маски. 14.08.11. постоянное Воспитатель: Белебезьева Н.Н
9 Театр «Вершки корешки» 15.06.11. постоянное Тараскина Вера
10 Сказка «Колобок» (магнитная доска) 17.07.11. постоянное Воспитатель: Белебезьева Н.Н
11 12 13 14 15 16
Сказка «Маша и медведь» (маски + диск) Кукольный тетр «Кот, петух и лиса»
Театр «Вершки и корешки» Сказка «Курочка ряба»
Вязанный пальчиковый театр
«Волк и семеро козлят» Сказка «Два Мороза»
Сказка «По щучьему велению» Театр « Морозко»
Театр «Красная шапочка» Фарфоровая тарелка пасхальные яйца.
Передник бабушки сказочницы Театр «Колобок»
Разделы мини-музея, особенности использования
«Сами своими руками», «Библиотека», «Игротека».
Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе детей могут пользоваться ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Игрушки могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познание», «Коммуникация», «Художественно – эстетическое творчество»
«Сами своими руками» экспонаты данной коллекции выполнены детьми, родителями, воспитателями. Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственно образовательной деятельности.
«Галерея» оформлена в виде небольшой полки, где расположены детские роботы для конкурсов, кукольные театры, аппликации. Экспонаты галереи могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Художественно - эстетическое творчество», «Коммуникация».
«Библиотека» Здесь собраны сказки, загадки о волшебных предметах, жанровые разновидности фольклорной сказки, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.
«Игротека» Игры и атрибуты для игр расположены, так чтоб дети могли использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.
Нам хочется верить, что мини-музей «В гостях у сказки» – это то волшебное место, где осуществляются самые неосуществимые детские фантазии, а сказочные герои будто оживают и сходят со страниц книг, чтобы поиграть вместе с ребятами.
План работы в мини – музее «В гостях у сказки» 2014-2015 учебный год
План работы в мини-музее «В гостях у сказки» на 2015-2016год.
Месяц Работа в мини-музее
Октябрь Д/и «Угадай героя сказки» цель: развивать умение узнавать и называть героя сказки, определять его характер.Взаимодействие с родителями 1. Консультация «Мини – музей в детском саду как форма взаимодействия с детьми и родителями».2. Привлечь родителей (законных представителей) к приобретению раскрасок по сказкам.
Ноябрь Мероприятия для детей 1. «Путешествие по русским народным сказкам» - закрепить понятие русской народной сказки, учить пересказывать небольшие произведения с помощью воспитателя.2. Художественное творчество «Разукрась героя сказки» - совершенствовать умение детей закрашивать, не заходя за контуры, развивать творческое начало, мелкую мускулатуру пальцев рук.Взаимодействие с родителями 1. Привлечь родителей (законных представителей) к пополнению мини – музея сказочными экспонатами.2. Консультация «Сказка ложь, да в ней намек»
Декабрь Мероприятия для детей1. Игра - приключение «Путешествие по зимним сказкам» - развивать логическое мышление, связную речь; обогащать словарь образными словами и выражениями.2. Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой» (совместно с родителями)Взаимодействие с родителями 1. Сообщение «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста»
Январь Мероприятия для детей1. Литературная викторина «Сказка, я тебя знаю» - развитие творческого воображения посредством работы над русскими народными сказками.2. Дидактическая игра «Разрезные картинки» - учить детей видеть целостный образ в отдельных частях, развивать аналитико-синтетическое мышление.Взаимодействие с родителями 1. Папка – передвижка «Как выбрать полезную сказку»
Февраль Мероприятия для детей1. «Играем в сказку» - воспитывать интерес к сказке, развивать желание инсценировать знакомую сказку, передавать характер ее героев.2. Д/и «Найди ошибку» - развивать внимание, восприятие, речь, учить видеть лишнего персонажа в знакомой сказке.Взаимодействие с родителями 1. Привлечь родителей (законных представителей) к обновлению мини – музея сказочными экспонатами.
Март Мероприятия для детей 1. «Ах, эти русские сказки» - учить узнавать отдельные сказки по характерным признакам; активизировать речь, обогащать словарный запас: научить подбирать слова, определяющие качества героев; воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу.2. «Дефиле сказочных персонажей»Взаимодействие с родителями 1. Привлечь родителей (законных представителей) к изготовлению масок и элементов костюмов сказочных персонажей.2. Консультация «Формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством сказочного материала»
Апрель Мероприятия для детей1. Д/и «Отгадай-ка!» - учить детей отгадывать сказку по словам – повторам, использовать их в пересказе сказки.2. КВН «Сказка ложь, да в ней намек» - повышать интерес детей к сказкам, используя занимательные вопросы и игры; воспитывать чувство сопереживания, желание помочь товарищу.Взаимодействие с родителями 1. Акция «Подари книгу саду»
Май Мероприятия для детей 1. Д/и «Расскажи сказку по иллюстрациям» - побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения.2. «Играем в сказку» - воспитывать интерес к сказке, развивать желание инсценировать знакомую сказку, передавать характер ее героев.Взаимодействие с родителями1. Выставка творческих работ (совместно дети и родители) «Что за прелесть эти сказки»
Список литературы:
Гурович Л.М., Береговая Л.Б. Ребёнок и книга. СПб.: Детство-Пресс, 1999.
Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб.: Детство- Пресс, 1999.
Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. М.: Линка-Пресс, 2003.
Неизвестных И.Г. Настольный театр на крутящейся платформе. Музыкальный руководитель № 4, 2006, стр. 89.
Карачунская Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ. Интегрированные занятия под ред. К.Ю. Белой, Т.С. Комаровой. М.: ТЦ “Сфера”, 2005.
Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. М.: ТЦ “Сфера”, 2006.
Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.
Алябьева Е.а. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты. М.: ТЦ “Сфера”, 2001