Технологическая карта урока обучения грамоте Знакомство с буквой О, о


Технологическая карта урока обучения грамоте
Лаврентьева Л. Г.
Класс: 1
Тема урока: Знакомство с буквой О,о.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели: организовать работу по ознакомлению с буквой О, о; научить устанавливать различие в произнесении гласных и согласных звуков, различать гласные и согласные звуки, определять место звука [о] в слове (начало, середина и конец слова) и подбирать слова с этим звуком, объяснять (доказывать) выбор фишки при обозначении звука, выполнять звукобуквенный анализ слов; создать условия для развития речи, мышления, памяти.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают букву О, о; умеют выполнять звуковой анализ слова «полка», называть слова со звуком [о] в начале, середине и в конце слова (по рисункам), определять звуковые схемы слов «стол», «столик» без проведения звукового анализа.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: логические – составление (по схеме) различных имён с изученными буквами; воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).
Личностные: высказывают своё мнение, оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность.
Основные понятия: звуки гласные, согласные, буквы
Ресурсы: Журова Л. Е., Евдокимова А.О. Букварь. Учебник для 1 класса. Ч 1.
Р.т. Учимся читать и писать

Содержание урока№ Этапы урока Деятельность учащихся Деятельность учителя УУД
1 Самоопределение к деятельности
(1-2 мин). Организационный момент.
Психологический настрой
Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Проверка
готовности к уроку. Ребята, прозвучала песенка Пишичитая, а это значит, что у нас начинается урок обучения грамоте. Создание условий длявозникновения потребности включения в деятельность.
Коммуникативные УУ Д:
-формировать умение слушать и понимать других.
Личностные УУД: Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.
Эмоционально- положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
2 Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)
Цель этапа: закрепление знаний о звуках и буквах, подготовка к восприятию нового, обеспечение вовлечённости в учебную деятельность, развитие логических операций. Фронтально отвечают на вопросы, вспоминают изученный материал, анализируют, делают выводы, учатся излагать мысли чётко и ясно.
Дети отвечают:
Колпачки, дуделки, флажки.
Торт
Эти предметы нужны для празднования Дня Рождения.
Дети выполняют требования учителя
Посмотрите –ка, а что это у меня в руках?
Для чего нужны эти предметы?
А что еще обязательно должно быть на дне рождения?
Дыхательная гимнастика. Давайте представим себе, что перед нами большой праздничный торт.
- Ребята, сядьте правильно (проследить за осанкой) Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.
Представьте, что на торте стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.
А теперь представьте, что на нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
Познавательные УУД Формирование познавательных универсальных учебных действий:умение анализировать, сравнивать, классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД Формировать умениеслушать и понимать других; Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии споставленной задачей. Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.
3 Постановка учебной задачи. Открытие детьми
нового. (3-4 мин) Цель: прогнозирование темы и цели урока, формирование познавательных мотивов учебной деятельности, стремления открыть знания, приобрести умения. наблюдение за звуками, осознание темы урока Ослик ИА
Дети перечисляют предметы.
Они начинаются на букву ОДети формулируют тему урока, цели и задачи, определив границы знания и незнания.
- Мы познакомимся со звуком [о] и буквой, которая его обозначает, и печатать ее.
Будем выполнять звукобуквенный анализ слов.
Наверное, ослик не умеет читать. Не знает буквы Молодцы. Итак, все готово к празднику, а вот у кого День рождения вы узнаете из загадки
Что такое не везёт?
Потерял я где-то хвост!
Так бы и бродил в печали,
Если б только не узнали
О беде моей друзья.
Отгадайте, - кто же я?
Молодцы.
Итак, у ослика праздник и к нему пришли гости. Посмотрите на картинку и скажите, кто и что окружает нашего именинника.
Что объединяет все перечисленные вами слова.
Правильно. Ребята, может быть кто – то уже догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке.
Давайте попробуем сформулировать тему и цель урока.
Хорошо, молодцы.
Но что это? Посмотрите. Обезьянка подарила ослику книжку и он загрустил. Как вы думаете, почему?
Вы правы. Давайте поднимем ослику настроение и подарим ему наш урок. Пусть учится вместе с нами.
Формирование умения планировать свои действия при изучении нового материала.
Формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.
Познавательные УУД Самостоятельное формулирование познавательной цели.. Со звука [о].
Звук [о] гласный, т.к. его можно пропеть обозначаем красной фишкой.
Дети выполняют задание.
На букву ОРебята скажите мне с какого звука начинается слово Ослик.
Дайте характеристику этому звуку
Возьмите в руки зеркальце и произнесите звук [о] глядя в него, попробуйте произнести его протяжно, нараспев. На что похожи ваши ротики в этот момент? Познавательные УУД Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки. Устанавливать количество и последовательность звуков в словах; различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие.
.

4 Физминутка. Давайте поиграем в игру «Ворота». Двое детей будут воротами. Нужно подходить к воротам и называть слово на букву о, слово, где о в середине, в конце слова. Если слово правильное ворота вас пропустят, а если нет, то закроются. Цель: снятие физического и умственного напряжения
Познавательные: планирование своих действий,
Регулятивные: устанавливание аналогии.
5 Первичное закрепление (7-9 мин)
Цель: развитие навыков чтения, умения выделять звуки и давать характеристику им. Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану. Выполняют звуковой анализ слов, работая в паре.
П-п-полка – первый звук [п], твёрдый согласный. Обозначу синей фишкой.
2-й ученик. Поооолка – второй звук [о], это гласный звук. Обозначу красной фишкой.
– Замените фишку на букву, которую она обозначает.
3-й ученик. Полллка – третий звук [л], это твёрдый согласный, обозначу синей фишкой.
4-й ученик. Полккка – четвёртый звук [к], это твёрдый согласный, обозначу синей фишкой.
5-й ученик. Полкаааа – пятый звук [а], это гласный звук, обозначу буквой а, так как в слове он стоит после твёрдого согласного звука.
- после твёрдого согласного звук [о] обозначается буквой о.
Работа в парах по карточкам. Звуковой анализ слов торт, полка.
Ребята, сейчас вы будете работать парами. Задача правильно и быстро выполнить звуковой анализ слов в карточках. Чья пара быстрее справится, поднимает руку.
Вслух проводится анализ слова полка
Ребята, обратите внимание, после твёрдого согласного звук [о] обозначается буквой о.
Какой секрет буквы о узнали? Формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.
Коммуникативные УУД
Сотрудничество с одноклассниками, умение выслушивать мнение другого .6. Дифференцированная работа. Работа по учебнику.
– Сколько букв нашли? (5.)
– Сколько букв «о» в первой строчке? (4.)
1) Для читающих учащихся:
– Прочитайте двустишье А. Шибаева шёпотом.
2) Для нечитающих учащихся:
– Найдите в словах стихотворения буквы о.
. Каждый вариант имени, который предлагают учащиеся, анализируется с опорой на схему слова.) На картинке у девочки в руках буква о, говорим о букве о.) Как вы думаете, как зовут девочку? (послеПосле т того как учащиеся назвали имя Оля, задается вопрос:
- Что помогло угадать имя девочки? (Какой буквой воспользуемся, чтобы записать имя девочки, строчной буквой о или заглавной? (Заглавной, потому что имена пишем с заглавной буквы) Коммуникативные УУД Сотрудничество учителя с детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.
7. Физминутка для глаз
Дифференцированная работа. Работа по учебнику.
Коллективная проверка работы.
1-я группа.
– Определите, какая схема соответствует слову «стол», а какая – слову «столик». Докажите ответ (выполните звуковой анализ слов).
2-я группа.
– Определите, какое слово длиннее: «стол» или «столик».
– Какое слово короче? В каком случае говорят «стол», а в каком «столик»?
Сотрудничество учителя с детьми, высказывание своего мнения, обсуждение
8. Включение в систему знаний и повторение (10-12 мин)
Цель: применение нового знания, формирование навыка чтения (Рисунок «Ослик».) Работа по тетради «Я учусь писать и читать».
. 1. Закрепление зрительного образа буквы о: задание «Закрась».
– Что получилось?
2. Тренировка в обозначении звука [о] буквами.
Задание «Проведи звуковой анализ, гласные звуки обозначь буквами». Слова кот, слон, хобот, хвост.
Формирование личностных, ком- муникативных, познавательных УУД. ЛичностныеУУД: Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности. Познавательные УУД:организация саморазвития познавательных процессов.
9 Рефлексия деятельности (2-3 мин)
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке. Дети с помощью слов – подсказок подводят итог урока
-Мне удалось...
-Я могу похвалить...
-Я недостаточно...
-Я старался... Оценивают работу, высказывают своё мнение Давайте еще раз напомним нашему имениннику, что нового и интересного мы узнали на сегодняшнем уроке.
Посмотрите на экран, по-моему, ослику ИА понравился наш подарок.
А вам?
Если вы считаете, что у вас все сегодня получалось и было интересно поднимите желтую карточку со смайлом.
Если же вы считаете, что не все еще удается и надо поработать , то оранжевую карточку.
Спасибо за урок, всем хорошего настроения. Регулятивные УУД: Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия.
Формирование умения принимать ответственность за результаты своей деятельности.
Личностные УУД Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение. Что дал урок.