Доклад на конкурсе Учитель года в разделе Изобразительное искусство на тему Формирование мировоззрения учащихся на уроках изобразительного искусства

Кировский районный в городе Донецке совет Донецкой области Донецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 85 Донецкого городского совета Донецкой области Презентация педагогического опыта учителя изобразительного искусства
Матрёниной Натальи Станиславовны
Тема: “Формирование мировоззрения учащихся на уроках изобразительного искусства”







2010 год


-Здравствуйте, уважаемые члены комиссии, коллеги. Я Матренина Наталья Станиславовна, в школе работаю 1 лет, учитель ИЗО.. С детьми работаю 31 год, и все эти годы стараюсь «видеть мир таким, каким его видят дети».
Работаю над темой: «Формирование мировоззрения учащихся на уроках изобразительного искусства».
1. Мировоззрение.
Ты пришел в этот мир
С желаньем любить
Улыбаться родным
И росу с цветов пить.
Знать, как пахнет рассвет,
Как играет закат.
Видеть краски Земли
Каждый день, знаю, рад!
Школьные годы- уникальный период, когда человек приобретает моральный опыт, привычки, чувства. Научить ребенка видеть мир целиком, его прекрасные и опасные стороны – значит сформировать его мировоззрение – центральный компонент духовного мира личности, который не может быть врожденным. Мировоззренческая компетенция проявляется в том, как быстро и глубоко овладевает ученик художественной деятельностью. Поэтому. Важная цель уроков изобразительного искусства – это формирование художественно-творческого воображения, оригинального нестереотипного мышления, наблюдательности, зрительной памяти, эстетического мировосприятия.
Подарю тебе цвет волшебства –золотой
Для великой мечты – дам оттенок любой.
пляску линий живых покажу на лугу.
Научить их любить я, надеюсь, смогу.
Наш великий педагог В.А.Сухомлинский сказал, что» творчество – это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта» По его мнению, влияние красоты в детском возрасте на душу ребенка огромно. Нужно научить понимать ее, анализировать, сопоставлять, размышлять о красоте, наслаждаться ею и создавать своими руками. И тогда человек вырастет совершенным, гармонично развитым и сделает такою свою жизнь.
В современном языке много сложных новых слов. Одно из них «КРЕАТИВНОСТЬ». Думать неординарно, творчески могут научить ребенка уроки изобразительного искусства. Каждый раз, объясняя задание, я говорю ученикам : «Тема у нас одна, а ее решений столько, сколько песчинок в море, у каждого из вас – свое.»
Хотите 100 фантазий
Что в радуги одеты?
Зайдите в класс и дети вам подарят 100 и еще одну, потребовав в ответ только улыбку и одобрение.
(показ рисунков) – осень, шахматы, цветы и т.д.
Актуальность темы:
Я думаю, что с актуальностью моей темы согласится каждый, кто однажды пришел к детям, т.к. мировоззрение является центральным компонентом духовного мира человека, призмой духовности, сквозь которую воспринимается, оценивается и осмысливается действительность.
Именно в школьном возрасте формируется нравственная культура человека. С чего же начать? Я, думая, с удивления и восторга перед полотном художника, перед этой красотой, которая заставляет остановиться, всмотреться, откликнуться душой.
Поэтому в классе есть небольшая экспозиция репродукций, и учащиеся строго следят, чтобы любимые картины были на месте. Эта выставка дополняется постоянно действующей, т.сказать «с урока» Есть свободный доступ к альбомам репродукций И.Репина, Саврасова, И.Айвазовского, Третьяковской галереи, Русского, Харьковского, Закарпатского художественных музеев.
Душа обязана трудиться:
Понимание места и сущности искусства должно происходить путем эмоционального восприятия художественной информации, пробуждения отклика в детской душе.
Хорошие помощники в моей работе – литература и музыка. Уроки «Каштанка», «Ангел пролетел», «В ночь перед Рождеством » и т.д. провожу, используя тексты Чехова, Гоголя, Жуковского, Пушкина, Есенина, П.Мериме; музыку Веделя, Баха, Вивальди, Римского-Корсакова.
Рисунки «Полифония»
Украина – любовь моя
Успешное худжественно-творческое развитие детей невозможно без опоры на национальные, культурные, региональные особенности и традиции. Мы обращаемся к корням народного творчества. Многие темы возникают после проведения экскурсий, аоездок в Славяногорск, Киев. Крым, обязательно по донецку. Это такие уроки, как «Соборы моего города», «Искусство скифов», «Мой город», «Т.Г.Шевченко - художник», «К.Белокур – волшебные цветы», пасхальный натюрморт, «Портрет казака», «Сельский пейзаж».
Рисунки
Корни народного искусства
В школе учителем украинского языка Сухань С.В. создан этнический уголок. Некоторые уроки я провожу в этом классе. Например, цикл уроков в 4 классе «Украинский пейзаж», «Украинский костюм», «Ходит гарбуз», «Украинская хата». Это помогает практически осмыслить необходимость вышивки, росписи, вытынанки в быту. Дает возможность лучше понять корни народного искусства. Уроки «Закладка-вытынанка», «Писанка», «Эскиз вышивки», «Народные праздники».
Уроки 4 класса
Художественный образ
Основой художественной деятельности является возможность опереться на художественный образ. Создать его ребятам предстоит самим . Если работа приносит радость и удовольствие – будет эффективный урок. Поэтому, часть уроков проходит в наблюдениях за природой и ее явлениями. Мы делаем зарисовки в школьном саду, рисуем чучело вороны, живущей в кабинете биологии. А потом превращаем их в героев сочиненных сказок «Дерево- образ», «Волшебная птица», «Северное сияние», «Приключение в школьном коридоре» . Граффити, рисунки становятся рассказом о собственном опыте, помогают понять физические законы, законы нашего зрения.
Рисунки
Учимся наблюдать
Наблюдение, рассматривание иллюстраций, репродукций, обсуждение событий, происходящих в школе, семье, стране – это основа формирования мировоззрения на уроках ИЗО.
Мы посещаем Донецкий художественный музей, ходим на ставок – наблюдаем воздушную перспективу, работаем на аллее – пытаемся понять линейную, в конце 7 класса задумываемся над собственной личностью, о своих желаниях и умениях. Урок «Я - личность». Дети работают над темами: «Уроки Чернобыля», «Герб моей семьи», «Буквы для малышей»
Рисунки «Буквы»
Искусство – зеркало жизни.
В рисунке учащиеся способны раскрыть свое отношение к проблемам экологии. Сохранению энергоресурсов, моральным ценностям.
Война, портреты героев, Эко-зеркало, «Береги тепло», «Как мы будем жить без света», «Нажми на мусор», «Правила поведения в школе», «Добро глазами детей», «Стих о рыжей дворняге», «Маленькие друзья», «Путешествие елочки» - темы, в которых проявляется мировоззрение учащихся.
Рисунки
Много фантазии и творчества требуют работа по подготовке к праздникам, изготовлению декораций. «Масленица2, «Испанский карнавал», «Новогодняя ярмарка», «Рисунок на снегу», а так же школьные газеты, листовки и другие события.
Интегрированные уроки
Современное образование дает возможность использовать знания, полученные на уроках других предметных циклов. Интеграция – это возможность получения информации при минимальных затратах.
Интегрированные уроки помогают шире использовать музыкальный и художественный материал, знания, полученные на уроках географии, математики, информатики.
Урок «Витраж» - это использование компьютерных программ, проводится в кабинете информатики.
Боди-арт – путешествие по географическим координатам в разные страны с изучением истории росписи тела, и на Бразильский карнавал.
«Портрет» - использование компьютерных заготовок.
«Путешествие в сказку к художнику» - внеклассное чтение.
Математика – построение по точкам, работа по клеткам.
Физика – изучение световых явлений (разложение света в оптической призме).
Ну и , конечно, применение различных изобразительных техник., и возможность использования достижений интернет-сети. (Подбор иллюстративного материала, создание фото-слайдов для ДВД).
Рисунки
Участие в выставках: Тесная работа с преподавателями школы №5. Около 20 учащихся посещают школу искусств №5, несколько детей ДК Островского. 5 учащихся закончили художественное училище. Проведена персональная выставка Д.Псарева в областной детской библиотеке. В школе организованы персональные выставки учащихся школы искусств №5 А.Мельник, Тани Гавриленко. Ежегодно проводится выставка работ учащихся школы искусств.
Достижения: ежегодно имеем призовые места в конкурсах художественных направлений.
Когда-то П.Пикассо сказал «Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста»

15