«Анализ результатов муниципальных предметных олимпиад. Опыт подготовки учащихся к олимпиадам по биологии»
Выступление на школьном семинаре.
«Формирование экологической культуры школьников через творчество».
«Вряд ли вы найдете много желающих «экообразовываться».
А вот слушать сказки, легенды, отгадывать загадки любят все.
(Листопад О.Г., Борейко В.Е. Нетрадиционные методы в экологическом воспитании и образовании.)В школе, в рамках школьного расписания и утвержденных научными советами программ, учащиеся знакомятся с азами экологии. Но происходит это формально, т.к., и жизнь тому – пример. Выходя за пределы школы, мы совершаем действия, в корне противоречащие тем знаниям, за которые мы получили «хорошо», «отлично», или «удовлетворительно».
Почему так происходит?
Экология – не просто научная дисциплина и название одного из школьных предметов. Экология – это весь строй отношений с жизнью каждого конкретного человека. А так как представления о жизни формируются с самого раннего возраста, то и экологическое мышление формируется параллельно с развитием ребенка, а не тогда, когда ее начинают проходить в школе.
Какие бы теоретические знания по экологии ни получил человек в школе, они не будут им реально использоваться при отсутствии личной заинтересованности, включенности в проблему. И наверное многие согласятся с тем, что с азами экологической проблематики, необходимо знакомить ребенка как можно раньше. Возникает вопрос – как именно должно происходить это знакомство.
Все возможные способы формирования экологической культуры ребенка можно разделить на три основных направления.
Первое, научное, предполагает углубленное изучение биологии, проведение самостоятельных полевых наблюдений и исследований, написание научных работ.
При втором, практически-деятельностном, дети, не особо углубляясь в научные дебри, занимаются очисткой городов, лесов и рек от мусора.
Наконец, третье направление – это разнообразное творчество на экологические темы: театры и газеты, стихи, рассказы и фотографии о природе.
Специалисты утверждают: «Экология как школьная дисциплина – чрезвычайно благодатная область для развития творческой личности. Вся система формального обучения основана на логике сознания, и лишь творчество имеет непосредственную связь с подсознанием».
«Вряд ли вы найдете много желающих «экообразовываться». А вот слушать сказки, легенды, отгадывать загадки любят все.
Моя деятельность.
Исследовательские работы («Экология нашего двора», «Экологическое состояние воздушной среды в ПСОШ№2», «Экология воздуха гпПойковский», «Вода из под крана», «Влияние фенола на живые организмы» и др).
Творческие проекты старшеклассников «Если бы я был президентом».
Мини фотовыставка «Птицы Пойковского».
Кроссворды на тему «Живя тайна Пойковского».
Загадки и пословицы о животных (птицах), растениях, природе.
Сказки о природе, животных растениях, взаимоотношениях.
«Чтобы написать дерево, надо почувствовать себя деревом». (Средневековый китайский художник.)
Воспитывать детей нужно не словами, а поступками
Невозможно научит любить природу и сопереживать проблемам уссурийского тигра, не говоря уже о какой-то елке, каждый день, проходя мимо замерзающего, умирающего от голода, или просто покалеченного и выброшенного на улицу в мороз кота или пса.
Мою деятельность по формированию экологической культуры учащихся, лучше обозначить как «Формирование экологической культуры школьников через творчество и милосердие».