Материалы для выступления на ШМО по теме: Преемственность между начальной школой и средним звеном.
МБОУ «Старокупавинский лицей»
Материалы для выступления на ШМО учителей начальной школы.
Учитель: Кирясова Н.М.
2012 – 2013 учебный год.
Преемственность между начальной и основной школой предполагает принятие педагогической общественностью общей для всех ступеней основной идеи, цели и содержания образования, методов, организационных форм обучения, методики определения результативности.
Сохранение идеи оптимального общего развития ученика в основном звене школы – важнейшее условие решения проблем преемственности в системе обучения, направленной на общее развитие школьника.
Одним из условий реализации этой идеи является богатство содержания образования, построенного на основе интегрирования ценностей современных наук, богатства литературы и искусства. Заметим, что это одно из основополагающих положений содержания начального образования, которое должно получить развитие в дальнейшем за счет углубленного изучения образовательных областей начального звена.
Цель обучения – оптимальное общее развитие каждого ученика.
Итак, рассмотрим основные трудности, которые испытывают дети при переходе из 4-го в 5-й класс.
В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель – учителя-предметники. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.
В 5-м классе количество предметов увеличивается до 8-12, но самое главное – учителей будет столько же, и у каждого свои требования. Причем все уроки будут вестись в разных кабинетах. Представьте, что у вас – 10 начальников, и каждый из них руководит по-своему, предъявляет свои требования к вам. Представили? Примерно те же чувства испытывают ваши ученики. Чтобы этого избежать, необходимо учителям-предметникам договориться и выдвинуть в начале учебного года единые требования к пятиклассникам. Особое внимание учителей следует обратить на выставление отметок. Оценивая работу, необходимо детям разъяснять критерии оценивания, дать возможность ученику самому оценить свой ответ, опираясь на эти критерии, в случае необходимости, объяснить ребенку, над чем ему следует поработать, чтобы восполнить пробел в знаниях.
Таким образом следует продолжать начатую в начальной школе работу по формированию контрольно-оценочной самостоятельности учащихся. Для более успешной адаптации в 5-м классе на первых уроках учитель должен ознакомить детей с требованиями, которые он предъявляет к ним по своему предмету.
Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.
Для родителей пятиклассников классный руководитель проводит собрания с приглашением педагога-психолога и учителей-предметников. При обсуждении проблемы перехода из начальной школы внимание родителей обращается на адаптацию детей к предметному обучению, на ее позитивные и негативные стороны, а также на условия, которые могут способствовать или препятствовать успешному прохождению адаптационного периода.
Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.
Со стороны классного руководителя родителям рекомендуется:
- обеспечивать ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим дня;
- основное внимание уделять развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.
Атмосфера поддержки, доверия, понимания в семье поможет ребенку эффективно решать проблемы в школе, добиваться успехов.