Статья Групповая и парная работа на уроках иностранного языка


Групповая и парная работа на уроках иностранного языка.
Одним из способов вовлечь учащихся в интерактивную деятельность на уроке английского языка является работа в группах или в парах. Впервые групповая работа начала использоваться в 70-х гг., когда учителя заметили, что при фронтальной форме работы больше 80% работы в классе делает учитель. Урок иностранного языка характеризуется высокой интенсивностью, требует большой концентрации внимания, умственного и физического напряжения со стороны учащихся. Работа в группах и парах возникла для того, чтобы наиболее эффективно решать многие задачи.
Итак, работа в группах и парах
Дает возможность большему количеству обучающихся высказаться;
Позволяет снять психологический барьер;
Помогает предотвратить умственную перегрузку, поддержать работоспособность, снять усталость;
Формирует у учащихся новое умение оценивать свою работу, сопоставлять ее с работой одноклассников;
Активизирует инициативу и самостоятельность учеников;
Побуждает обучающихся помогать и поддерживать друг друга;
Обеспечивает разнообразие деятельности на уроке;
Дает возможность обучающимся контролировать процесс урока.
Приведем пример некоторых важных идей, связанных с групповой и парной работой на уроках английского языка.
Обучающиеся взаимодействуют друг с другом посредством живого языка, так как это ходит в сферу их интересов.
Дети учатся работать в группе, выполняя общую задачу. При этом для каждого члена группы может быть отведена своя роль (например, роль «тайм-кипера» или «отвечающего»).
Такая форма работы дает обучающимся чувство защищенности и поддержки, когда они обмениваются мнениями в маленьких группах и отвечают перед всем классом.
Если обучающиеся идут в правильном направлении и достигают успеха при решении поставленной задачи, то у них появляется ответственность и мотивация к взаимному сотрудничеству.
Приемы для организации работы в парах или группах.
Очень сложно начинать такие формы работы на начальном этапе обучения. Поэтому учителю важно объяснить и показать на примерах, что необходимо делать. Учитель может
- дать совет;
- объяснить направление;
- предложить взаимопомощь и поддержку
- перефразировать вопрос;
- расширить тему высказывания;
- выразить эмоции;
- решить конфликт;
- предложить взаимную критику, но без обвинений.
На начальном этапе обучающимся позволено обсуждать сложные вопросы на родном языке, а в дальнейшем необходимо переходить полностью на иностранный язык.
Как же правильно организовать работу в группах и парах?
Во-первых, учитель должен задавать направление. Объяснение должно быть четким и понятным всей группе. Оно может быть в виде записи на доске или раздаточного материала. Инструкции должны быть четкими, время должно быть ограничено.
Во-вторых, упражнения должны быть посильными и интересными для обучающихся, соответствовать их уровню. Поставленная задача должна побуждать детей к совместному действия в группе и принятию общего решения, которое известно самому учителю.
Одним из важнейших моментов организации подобной работы является деление класса на пары и группы, где нужно учитывать сложность поставленной задачи. Зачастую преподаватели неверно делят на группы учащихся. Если работа парная, то впереди сидящие ученики поворачиваются к сидящим сзади и совместно выполняют задание. Такое произвольное комплектование снижает эффективность совместной работы. При комплектовании групп в расчёт надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. Школьников можно объединить в группы или по однородности (гомогенная группа), или по разнородности (гетерогенная группа) учебных успехов. Гомогенные группы могут состоять либо из сильных, либо из средних, и даже слабых учеников (но она себя не оправдывает). Решение воспитательных и обучающих задач лучше всего осуществляется в гетерогенной группе, где и создаются более благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. Сильный ученик, являющийся лидером, ведёт за собой остальных. Но, возможно, что лидер группы подменит всю группу, сведя участие остальных в коллективном выполнении задания до минимума. Поэтому при комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений учащихся. Психологи по этому поводу утверждают, что в группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае в группе возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимается тревожность и страх.
Если учитель хорошо знает, как относятся друг к другу его ученики, то он сам должен сформировать группы. Если такой информации у него нет, то можно обратиться к учащимся с вопросом: «С кем бы вы хотели работать в одной группе?». Доказано, что результаты совместной деятельности сильно зависят от межличностных отношений. Если в группу входят учащиеся, которые испытывают друг к другу неприязнь, то результативность работы будет минимальной. 
Влияние количественного состава на психологический климат в группе, на её работоспособность и результативность велика. Психологами проведены исследования, в которых выяснилось, что группа из четырёх человек в большей мере склонна к обсуждению проблемы, чем группа из восьми человек. Деятельность группы из четырёх человек более продуктивна, чем пары. Группа с чётным составом учащихся при обсуждении сложной и спорной проблемы распадается на равные подгруппы и с трудом приходит к общему решению. Вообще считается, что группа из пяти человек является самой оптимальной. С увеличением численного состава снижается её работоспособность, соответственно – результативность.
Также важно не забыть о распределении ролей группе – кто будет следить за временем, кто отвечать, а кто будет записывать идеи, возникшие при обсуждении и т.п. Во время обсуждения вопросов в группе учитель также может координировать и направлять ход мыслей учеников.
По завершении отведенного времени учитель предлагает высказаться каждой группе, таким образом происходит обмен мнениями, которые обсуждаются всем классом и выбор наиболее интересного варианта решения проблемы. Обязательно должен быть заключительный этап работы с подведением итогов, когда учитель или класс выносит решение о результатах выполнения заданий и работе групп. Оценка работы группы не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы отдельных групп или учеников.
 Как оценить работу в группе? Учитель (или наблюдатель от класса) может отслеживать и оценивать то, как участники слушают друг друга, помогают, вместе решают возникшую проблему. Можно включить некоторый элемент соревнования. Например, при оценке проектов каждая группа ставит оценки работе других по критериям: 
Качество представленного материала: композиция, полнота, аргументированность;
Объём и глубина знаний;
Культура речи;
Участие всех членов микрогруппы.
Учителю следует проявлять терпимость при контроле за ошибками: фиксировать их можно, а исправлять следует лишь грубые, и мешающие пониманию ошибки.
Возникает вопрос, всегда ли применима групповая работа на уроке? Безусловно, нет. Прежде всего необходим определённый уровень интеллектуального развития, от которого зависит не только усвоение заданного содержания, но и рассмотрение его в разных аспектах. Важным также является определённый уровень компетенции в учебном процессе, что позволит ученику справиться с поставленной задачей. Необходимо учитывать и уровень познавательной активности, то есть любознательность, потребность в открытии нового.
Конечно же, несмотря на все плюсы, существуют минусы и трудности в организации групповой и парной работы. Часто учащихся объединяют в группы по принципу «сильный - слабый». При таком объединении не выигрывает ни тот, ни другой: слабый ученик просто не решается высказать своё мнение, полагаясь на то, что более успешный в учёбе одноклассник лучше знает, как решить стоящую перед ним задачу.
В заключении, хотелось бы отметить, что в сочетании с другими формами работ, групповая очень эффективна в обучении иностранному языку: совершенствуются умения и навыки, расширяется словарный запас школьников, увеличивается время общения на уроке. Постепенно исчезает боязнь говорить у ребят, которые ранее испытывали робость и неуверенность в себе.
Алексеева Яна Александровна,
учитель английского языка
ГБОУ СОШ № 336
Санкт-Петербург

Список использованной литературы.
Бикеева А.С. «Некоторые приемы развития творческих способностей на уроках иностранного языка».
Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам.
Усейнова Н.В. Приемы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка.