МЕТОД ПРОЕКТОВ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Секция 2. «Формирование основ гражданской идентичности младших школьников как ценностный ориентир начального образования»
Котова Алла Николаевна,
старший учитель,
ОШ І-ІІ ступеней №22 г. Тореза
метод проектов в системе работы по гражданско-патриотическому воспитанию в начальной школе
Ключевые слова: метод проектов, исследовательская деятельность, учебный проект, младшие школьники.
Школа, как живой организм, чутко реагирует на все изменения, происходящие в социальной, политической и экономической жизни нашей страны.
В соответствии с Государственным стандартом на ступени начального общего образования (п. 1.8. ГОС НОО) осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся. Это ценностные ориентиры начального образования, конкретизирующие общие установки образования, а именно: формирование основ гражданской идентичности личности, на базе:
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры каждого народа.
Гражданская идентичность трактуется как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Гражданская идентичность не тождественна гражданству, а имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру.
О предпосылках или основах становления гражданской идентичности можно говорить уже в начальной школе.
Для реализации ключевых целей гражданско-патриотического воспитания требуется применение педагогами адекватных средств, форм и методов организации гражданского воспитания. В истории воспитания педагогическим сообществом было выработано значительное разнообразие форм и методов работы, среди которых самый результативный метод проектов.
Цель статьи: изучить и систематизировать теоретические сведения о методе проектов, истории его возникновения и методике применения в образовательном процессе; рассмотреть особенности использования метода проектов на уроках курс «Уроки гражданственности Донбасса» в начальной школе; выявить эффективность применения проектной технологии в начальной школе для формирования основ гражданской идентичности младших школьников.
В своей педагогической работе, особенно с четвероклассниками, я уделяют большое внимание использованию на своих уроках метода проектной деятельности. Данный метод не является открытием нашего времени: он возник еще в начале XX столетия в США. Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Джона Дьюи и его ученика В.Х. Килпатрика. Основная идея метода: обучение на активной основе, через активную целесообразную деятельность ученика, в соответствии с его личным интересом.
Данный вид деятельности позволяет ученикам рассматривать проблему в целом, а также устанавливать причинно-следственные связи, искать новые решения, переносить знания из разных областей для решения данной проблемы.
В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:
1-й – погружение в проект;
2-й – организация деятельности;
3-й – осуществление деятельности;
4-й – презентация результатов.
1-й этап – погружение в проект
Формулирует учитель:
проблему проекта;
сюжетную ситуацию;
цель и задачи.
Осуществляют учащиеся:
личностное присвоение проблемы;
вживание в ситуацию;
принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.
2-й этап – организация деятельности
Организует деятельность – предлагает учитель:
организовать группы;
распределить амплуа в группах;
спланировать деятельность по решению задач;
продумать возможные формы презентации результатов.
Осуществляют учащиеся:
разбивку на группы;
распределение ролей в группе;
планирование работы;
выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.
3-й этап – осуществление деятельности
Учитель не участвует, но:
консультирует учащихся по необходимости;
ненавязчиво контролирует;
дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;
репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.
Работают учащиеся активно и самостоятельно:
каждый в соответствии со своими амплуа и сообща;
консультируются по необходимости;
«добывают» недостающие знания;
подготавливают презентацию результатов.
4-й этап – презентация результатов
Учитель принимает отчет:
обобщает и резюмирует полученные результаты;
подводит итоги обучения;
оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;
акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.
Демонстрируют учащиеся:
понимание проблемы, цели и задач;
умение планировать и осуществлять работу;
найденный способ решения проблемы;
рефлексию деятельности и результата;
дают взаимооценку деятельности и ее результативности.
Итак, метод учебного проекта характеризуется как:
личностно ориентированный;
деятельностный;
обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
построенный на принципах проблемного обучения;
развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;
формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
здоровьесберегающий.
Особенностью метода проектов является то, что результат деятельности всегда является конкретным и измеряемым, – создание какого-то продукта – выставки, публикации, веб-страницы, экспозиции, и т.п.
Таким образом, работая над проектом «Ими гордится Донбасс» у учащихся формировались:
чувство гордости за трудовые, культурные и спортивные достижения наших земляков;
положительное отношение к труду;
активная жизненная позиция;
потребность здорового образа жизни;
желание учиться и самосовершенствоваться и др.
Своими знаниями и чувствами дети поделились в мини-сочинениях на страничках отрядного блога в социальной сети Google+.
Результатом работы над проектом «Литературный Донбасс» стала реклама литературы и интерактивная карта
.
Проводя исследование водных ресурсов Донбасса учащиеся учились работать с различными источниками информации (в библиотеке, Интернете, социальных сетях, домашних фото- и видеотеках и т.п.), осуществляли межпредметные связи с географией, историей, археологией, топографией, экологией, информатикой, учились находить нужный материал в огромном потоке информации, анализировали и систематизировали отобранный материал. Результатом долгосрочного проекта стала презентация «историков» (происхождение названий рек), «экологов» (степень загрязнения и пути сохранения рек и их жителей), «географов» (карта больших рек и их крупных притоков). Работая над проектом, дети исследовали исток и начало русла речки Севастьяновки притока реки Крынки, находящиеся на территории нашего города Тореза, что помогло им воочию увидеть, как из малого рождается великое.
Я считаю, что наиболее существенным побудительным мотивом к познанию и формированию гражданственной идентичности является метод проект, основанный на тесной взаимосвязи взрослого и ученика в практической деятельности для достижения поставленной цели.
Список литературы:
Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики/ Министерство молодёжи, спорта и туризма ДНР. 2015год
Государственный образовательный стандарт начального общего образования на 2015-2017 гг. (утвержден приказом МОН ДНР от 17.07.2015 г. №324).
Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. – № 9.
Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / Авт.-сост. И. А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
Интернет-документы:
Метод проектирования в начальной школе (методические рекомендации)/ интернет-журнал «Коллеги». URL: http://collegy.ucoz.ru/publ/49-1-0-1477Педагогические технологии./ Классный руководитель. URL: http://www.klass.by/pedtehnol.html