Конспект урока «Класс Млекопитающие, или Звери Общая характеристика. Внешнее строение. Среды жизни и места обитания»
Класс Млекопитающие, или Звери Общая характеристика. Внешнее строение. Среды жизни и места обитания.
Цели: Показать школьникам строение животных класса Млекопитающих,
отметить прогрессивные черты организации Млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания,
познакомить с общей характеристикой отрядов Однопроходных и Сумчатых,
доказать необходимость охраны животных класса Млекопитающих,
осуществлять нравственное и экологическое воспитание учащихся.
Задачи:
находить в объекте его составляющие;
научиться обобщать;
устанавливать сходство и различие;
находить причинно-следственные связи;
развивать коммуникативные способности.
Тип урока: изучение нового материала. \
Орг момент.
Рассмотрите фотографии животных На основании каких внешних признаков вы отнесли этих животных к классу Пресмыкающихся и к классу Птиц? А теперь мы вместе постараемся найти ответ на вопрос: Каковы особенности внешнего строения млекопитающих? Общая характеристика Млекопитающих. Около 4 тысяч видов.Теплокровные животные, шерстный покров.Живорождение.Выкармливание детенышей молоком.Крупный головной мозг (хорошо развиты передние полушария).Разнообразное и сложное поведение.Имеют различные приспособления к условиям обитания.Дифференциация зубов.Наличие наружного уха.Наличие разнообразных желез. Размеры млекопитающих Карликовая белозубка Синий кит Внешнее строение на примере собаки Стопоходящие Пальцеходящие Пальцеходящие Прыгающие Лазающие по деревьям Летающие Плавающие Голова млекопитающих Ушная раковина Глаз Веко Мозговой отдел Лицевой отдел Губы Нос Ротовое отверстие Шерстный покров млекопитающих У большинства хорошо развит шерстный покров Значение покровов:
Обеспечивает терморегуляцию;
Защищает от механических повреждений;
Придает покровительственную окраску. Вибриссы Вибриссы-длинные жесткие волоски, расположенные на морде, выполняющие осязательную функцию Остевые волоски у крота отсутствуют Роговые образования кожи
Лабораторная работа №13Внешнее строение Млекопитающих . Закрепление: 1.Вам даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое к ним не подходит. Какое? а) копыта; б) волосы; в) когти; г) хитин; д) ногти2.Конечности млекопитающих расположены: А) обе пары под туловищем; Б) обе пары по бокам туловища; В) одна под туловищем, другая по бокам3.Вибриссы - это: А) шерсть; Б) подшерсток;В) усы4.Теплорегуляция у млекопитающих происходит при участии:А) пахучих желез; Б) потовых желез;В) сальных желез Установите соответствие между животными и органами их передвижения. Ответы впишите в таблицу. 1. Благородный олень2. Рыжая вечерница3. Гренландский тюлень4. Касатка А. КрыльяБ. ПлавникиВ. НогиГ. Ласты 1 2 3 4 Проверим себя: 1) г) хитин2) а) обе пары под туловищем3) в) усы4) б) потовых желез 1 2 3 4 В А Г Б Проверим свои ответы и выставим оценки: 5-6 баллов оценка «5»4 балла оценка «4»3 балла оценка «3» Подведем итоги. Млекопитающие – класс позвоночных животных, основными отличительными особенностями которых являются живорождение (за исключением инфракласса клоачных) и вскармливание детёнышей молоком. Внешне животные характеризуются тем, что покрыты шерстью, имеют млечные железы, челюсти с зубами, ушные раковины. Теплокровность, живорождение, выкармливание детенышей молоком, высокоразвитая нервная система, способность к регуляции температуры тела позволяют млекопитающим обитать в самых различных условиях. Известно более 4 тыс. видов млекопитающих. Домашнее задание: Ответить на вопросы:Млекопитающие или млекопитающиеся, как правильно и почему?У какого млекопитающего нет глаз?Почему в сильную жару собака высовывает язык?По желанию:Подготовить сообщение о роли вибрисс в жизни млекопитающих.