Реализация междисциплинарной программы Стратегии смыслового чтения и работы с текстом
Реализация междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» на уроке немецкого языка
Автор: Ширяева Е.Н.учитель немецкого языка
МБОУ «Уранская СОШ»
Содержание
Введение………………………………………………………………...
Глава I. Теоретический аспект реализации междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»…..
1.1. Формирование стратегий смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций………………..…..
1.2. Методы и приемы работы над текстом на уроках немецкого языка……………………………………………………………………...
Глава II. Реализация междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» на уроке немецкого языка в 7 классе…………………………………………………………………..
2.1. Технологическая карта урока на тему «Дорога в школу» (Der Schulweg) в рамках темы «Жизнь в большом городе. Какие проблемы здесь существуют» по УМК «Немецкий язык», 7 класс по редакцией Бим И.Л., Садомова Л.В.……………………………………
2.2. Методическое обоснование урока..………………………………..
Заключение……………………………………………………………….
Литература………………………………………………………………..
Приложение………………………………………………………………
3
5
5
10
2121
29
32 34
37
Введение
Глобальные процессы информатизации общества – увеличение с каждым годом в геометрической прогрессии количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки – поставили теоретиков и практиков в области образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.
Необходимо подготовить учеников к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологиями работы. Новые условия порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Залог успеха - в умении извлекать информацию из разных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать.
Поэтому проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.
Объект исследования – процесс работы с текстовой информацией на уроке немецкого языка.
Предмет исследования – приемы обучения смысловому чтению.
Цель: обоснование эффективных форм и приемов смысловой переработки текстовой информации.
Задачи: 1) изучить теоретические источники по проблеме;
2) проанализировать имеющийся опыт работы с текстом;
3) разработать технологическую карту урока немецкого языка с использованием стратегий смыслового чтения.
Практическая значимость: Проанализированный и отобранный материал данной работы может быть использован учителями иностранного языка в своей практической деятельности, направленной на формирование навыков работы с текстовой информацией.
Глава I. Теоретический аспект реализации междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»
1.1. Формирование стратегий смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций
Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе. С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. Этому посвящены многочисленные исследования как отечественных, так и зарубежных ученых. И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.
Никитенко З.Н отмечает, что при переходе в среднюю школу у обучающихся недостаточно сформированы технические навыки чтения и письма, они не умеют извлекать смысл из прочитанного, что по ее мнению, является причиной хронической неуспешности и эмоционального нездоровья обучающихся [10].
Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией, но не главным.
С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки читателя. Поэтому одна из основных психологических задач обучения смысловому чтению - активизация психических процессов ученика при работе с текстом. Леонтьев А.А. пришел к выводу, что содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и опыта [9]. Процесс чтения состоит из трех фаз. Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ. Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами. Третья - это создание собственного нового смысла, то есть – присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.
В концепции развития универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) наряду с другими познавательными универсальными действиями выделены действия смыслового чтения [17].
Смысловое чтение – вид чтения, которое направлено не только на понимание читающим смыслового содержания текста, но и на его осмысление, оценку и формирование личного мнения относительно прочитанного.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Познавательный интерес у учащихся играет огромную роль в успешной организации их познавательной деятельности. Задача учителя – формировать и закреплять глубокие интересы детей, добиваясь одновременно разностороннего чтения. У ученика, испытывающего интерес к чтению книг определенной тематики, существует желание исследовать, расширить свой кругозор путем включения новых знаний, сопережить и тем самым получить удовлетворение от реализации намеченной цели, от обогащения новыми знаниями и новым взглядом на мир [15].
Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:
- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
- в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
По мнению Н.Н. Сметанниковой, стратегия — это план-программа совместной деятельности, в которой очень много обучающийся работает самостоятельно под руководством учителя [14]. А любая деятельность, по мнению Зимней И.А., должна заканчиваться фазой контроля, т.е. определяется, достигнута ли цель. Цель чтения является понимание прочитанного как положительный результат осмысления [6].
Обучение стратегии чтения включает в себя приобретение навыков:
- различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки;
-распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема и ее составляющие;
-собственное понимание – процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации.
По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей выделяют чтение, поисково-просмотровое, ознакомительное и изучающее (смысловое). Типами чтения являются коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное, самостоятельное. Исследования по психологии чтения показывают, что этот вид речевой деятельности представляет собой интеллектуально-познавательный процесс, состоящий из множества звеньев. Обучение наиболее развитому виду чтения – рефлексивному чтению заключается в овладении следующими умениями:
а) предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку, опираясь на предыдущий опыт;
б) понимать основную мысль текста;
в) формировать систему аргументов;
г) прогнозировать последовательность изложения идей текста;
д) сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;
е) выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;
ж) понимать назначение разных видов текста;
з) понимать имплицитную информацию текста;
и) сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста;
к) выражать информацию текста в виде кратких записей;
л) различать темы и подтемы специального текста;
м) ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
н) выделять не только главную, но и избыточную информацию;
о) пользоваться разными техниками понимания прочитанного;
п) анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки информации и ее осмысления;
р) понимать душевное состояние персонажей текста и сопереживать[8].
Объективные требования к уровню чтения обучающихся весьма велики. Это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, которые должны совершенствоваться на протяжении всей его жизни[7].
Следует отметить, что работая над формированием функционально грамотного читателя, следует учитывать современные условия, в которых живут наши ученики. Речь идет о технологизации всех сфер жизнедеятельности. Международные исследования показывают тесную связь между качеством чтения в электронной среде и качеством чтения текста, представленного на бумажном носителе. То есть если учащиеся показывают высокий или низкий уровень грамотности, читая на бумажном носителе, то они показывают аналогичные результаты, читая в электронной среде.
Тем не менее, обучение экранному чтению требует как теоретического переосмысления понятия чтения, так и создания новых методик обучения (новых технологий)[2].
1. При экранном чтении увеличивается значимость просмотрового, поискового видов чтения, а также роль отбора информации при повторном чтении.
2. Сама структура электронного текста может быть представлена в виде гипертекста. В гипертексте направление чтения не обязательно линейно, как в тексте печатном. Экранное чтение производит переворот в широкой сфере коммуникации, ставя образ в один ряд с письмом, а экран со страницей письменного текста.
Отсюда делаем вывод: школе необходимо научить детей работать не только с печатными, но и с электронными и аудио изданиями. Все это связано с таким понятием как функциональная грамотность – способность человека использовать умения чтения и письма в условиях получения информации из текста и в целях передачи такой информации.
Таким образом, основной задачей современного образования является развитие у обучающихся самостоятельного критического мышления, культуры умственного труда, обучение навыкам самообразования, что связано с поиском и обработкой информации, в том числе и на иностранном языке. Школа должна обучать способам усвоения знаний, развивать умения работы с информацией, готовить учащихся к профессиональной деятельности в информационном обществе.
1.2. Методы и приемы работы над текстом на уроках иностранного языка
В процессе преподавания иностранного языка в школе большое внимание уделяется чтению. Учебники иностранных языков последнего поколения стремятся представить разнообразные типы текстов. Но перед учителями общеобразовательных школ при обучении чтению возникает проблема отбора текстов и четкая организация работы с ними. Ни для кого не секрет, что довольно часто учащиеся работают с текстами, содержание которых выходит за рамки их интересов и потребностей[1]. Это приводит не только к снижению мотивации учения, но и к потере смысла самого чтения как вида речевой деятельности. И здесь важно правильно выбрать стратегию работы над текстом, определить методы и приемы работы. Наиболее эффективному формированию стратегий смыслового чтения способствуют технологии, направленные на развитие критического мышления: кейс-технологии, технологии продвинутого чтения, ТРКМЧП. Остановимся на технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Критическое мышление означает процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть. При этом возникают ситуации, когда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новым знаниям.
С методологической точки зрения, любой урок должен включать компоненты, которые задействуют все три стадии критического мышления в процессе познания:
-вызов (побуждение);
-осмысление (реализация);
-рефлексия (размышление).
Технологии развития критического мышления, как и стратегии развития смыслового чтения направлены на формирование вдумчивого читателя, который анализирует, сравнивает, сопоставляет и оценивает знакомую и новую информацию. Структура данной технологии стройна и логична, ее этапы соответствуют этапам когнитивной деятельности человека. Технологические этапы выглядят следующим образом:
1 стадия – вызов: актуализация имеющихся знаний, выявление затруднений и пробелов в знаниях, формулировка вопросов. Пробуждение интереса. Итог – постановка цели учебной деятельности.
2 стадия – осмысление содержания: Знакомство с новой информацией, ее соотнесение с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные ранее вопросы, выявление затруднений и противоречий, корректировка целей.
3 стадия - рефлексия: суммирование и систематизация новой информации, ее оценки, ответы на поставленные ранее вопросы, формулировка вопросов, постановка новых целей учебной деятельности[13].
Каждая стадия имеет свои функции. На этих стадиях возможна и необходима речемыслительная активность обучающихся.
Стадия Функции
Вызов Мотивационная, информационная, коммуникационная
Осмысление содержания Информационная, систематизационная, мотивационая
Рефлексия Коммуникационная, информационная, мотивационная, оценочная
Анализ методической литературы по проблеме показывает, что эти фазы согласуются с этапами работы над текстом, которые подразделяются на предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы.
В нашей работе мы подобрали различные предтекстовые, текстовые и послетекстовые упражнения, которые были апробированы учителями-практиками. Из предложенных упражнений учитель может выбрать упражнения согласно уровню обученности класса, виду текста и техническим возможностям[4].
Предтекстовой этап
"Мозговой штурм"
Учитель обращается к ученикам с вопросом: "Какие ассоциации возникли у вас, когда вы услышали тему?"
Учитель записывает все называемые ассоциации.
Учитель предлагает прочитать текст и определить, были ли школьники правы.
"Глоссарий"
Учитель предлагает посмотреть на список слов и отметить те, которые могут быть связаны с текстом.
После прочтения текста ученики возвращаются к данным словам и сравнивают их значение и употребление в тексте.
"Рассечение вопроса"
Учитель предлагает ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте.
"Алфавит за круглым столом"
На предложенной карте алфавита учащиеся должны написать названия или авторов книг, которые связаны с темой текста. Далее следует обсуждение результатов.
"Соревнуемся с писателем"
Ученикам дается установка: "Попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации". Один ученик предлагает свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют.
"Ассоциативный куст"
Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель фиксирует их на доске в виде схемы.
«Ассоциации и предположения»
Учащиеся индивидуально, либо по подгруппам получают задание ответить на следующие вопросы:
1) Прочтите заголовок. Какие ассоциации возникают после прочтения заголовка данного текста (статьи)?
2) О чем, по-вашему мнению, этот текст (статья)?
∆ нейтральная информация ∆ мнения
∆ юмористическая беседа ∆ советы и указания
3) Откуда возможно взят данный текст (статья)?
∆ из романа ∆ из дневника
∆ из журнала ∆ из газеты
«Вопрос - ответ»
Учитель диктует 5-10 вопросов к незнакомому для учащихся тексту. Затем он предлагает написать небольшой рассказ, который по возможности должен дать ответы на все вопросы. Каждый учащийся читает свой рассказ вслух, а учитель затем зачитывает текст - оригинал. После этого учащиеся пересказывают данный текст.
«Mind - Map»
Учитель пишет на доске ключевое слово. Учащимся нужно подобрать к данному слову спонтанные ассоциации, которые записываются на доске в форме списка. Затем текст, в котором речь идет о выше названном ключевом слове, раздается учащимся. Его читают и пересказывают.
«Читай и угадывай!»
Учащиеся получают следующее задание: читай и угадывай. Возьмите линейку или лист бумаги, положите на текст и прикройте часть строки. Теперь попытайтесь угадать слова и прочесть несколько предложений. После этого учащиеся читают и пересказывают весь текст.
Текстовой этап
"Чтение в кружок"
Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".
Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
"Чтение про себя с вопросами"
Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором»[12].
"Чтение с остановками»"
Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка".
«Слушаем и считаем»
Учитель читает текст, а учащиеся слушают и одновременно ведут прямой или обратный счет. Затем идет пересказ текста.
«Shadowing»
Упражнение проводится в лингафонном кабинете с возможностью индивидуальной звукозаписи, и речь учащихся записыватется на ленту.
Во время «Shadowing» учитель вслух читает текст, а учащиеся слово в слово повторяют текст вполголоса. Учитель не делает пауз, а читает текст в нормальном разговорном темпе. При обсуждении используют две или три звукозаписи. Затем текст пересказывают.
«Эхо-упражнение»
Упражнение проводится в лингафонном кабинете с возможностью индивидуальной звукозаписи, и речь записывается на ленту. Учащиеся по предложениям прослушивают текст (отрывок текста) и повторяют затем дословно каждое предложение. Во время прослушивания нельзя делать заметки. В итоге учитель раздает текст, его читают и пересказывают.
«Чтение по диагонали»
Учитель дает рабочий лист с текстом объемом в 1страницу. Учащиеся прикрывают листом бумаги часть текста по диагонали и читают видимую часть. Затем учитель собирает тексты, и учащиеся по памяти отвечают на следующие вопросы: Что является темой? Какой точки зрения придерживается автор? И т.д. После этого текст читают и пересказывают.
«Кто читает?»
Учащиеся получают небольшой текст (отрывок текста) для выразительного чтения, вместе с тем учитель дает им список возможных ролей. Каждый учащийся выбирает себе роль, которая, по его мнению, оптимально подходит к тексту (отрывку текста). После небольшой подготовки каждый учащийся читает текст (отрывок) также выразительно, как, по его мнению, прочитал бы его выбранный персонаж. Класс должен угадать, кто это читает и в какой ситуации.
Предлагаемые роли: ведущий новостей, первоклассник, марафонец во время бега, диск-жокей, сказочник, спортивный репортер во время футбольного репортажа, офицер, поп-звезда во время интервью и т.д.
«Диктант-фантазия»
Учитель диктует начало истории (текста). Затем он предлагает продолжить историю одним-двумя предложениями. При этом учащимся нельзя предугадывать сам сюжет истории, а следует расширить и приукрасить продиктованное. Сюда подходят небольшие истории, притчи, короткие детские сказки, анекдоты. В конце каждый учащийся зачитывает свою историю, затем учитель читает вслух сам оригинал.
«Текст и словарь»
Учитель дает короткий текст для перевода. Учащиеся работают в трех подгруппах: одна подгруппа работает без словаря, другая – с одноязычным, а третья – с двуязычным словарем. При обсуждении сравниваются все три версии перевода.
«Редактирование перевода»
Учитель раздает разные короткие тексты (на одну тему). Учащиеся в подгруппах готовят перевод (на родной или иностранный язык). Подгруппы обмениваются текстами перевода, оставляя при себе исходные тексты. Перевод редактируется и оценивается в подгруппах: перечисляются лексические, синтаксические, идиоматические недостатки.
«Бинго»
Учитель дает таблицу, в которой находятся определенные слова. Учащиеся слушают текст, в котором есть слова, присутствующие в таблице, и, во время прослушивания отмечают их. Тот, кто отметил все слова, кричит БИНГО! По окончании учитель раздает текст, учащиеся читают его и пересказывают.
«Синхронный перевод»
Упражнение может проводиться в лингафоном кабинете с возможностью индивидуальной звукозаписи, и речь записывается на ленту. Учащиеся получают текст из 30 строк и 5 минут времени, для того чтобы подготовить его для устного перевода. Во время чтения учителем текста, учащиеся осуществляют его синхронный перевод[14].
«Текст с пропущенными словами»
Вариант А. Учитель раздает лист с текстом, где пропущены слова. Учащиеся работают в группах по двое и заполняют пропуски самостоятельно.
Вариант Б. Учитель раздает текст с пропусками и список с пропущенными и лишними словами, которые расположены в алфавитном порядке. Учащиеся работают над текстом в маленьких группах.
«Puzzle»
Учитель предварительно разрезает несколько текстов и перемешивает их. Ученики работают в маленьких группах и реконструируют данные тексты в нужной последовательности. Учитель может также к данным текстам добавить сюжетные фотографии, картинки, отрывки из других текстов.
"Чтение с пометками"
Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
v Знакомая информация
+ Новая информация
-- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше
Послетекстовой этап
«Редукция текста»
Учитель раздает лист с текстом (20-30 предложений). Учащиеся читают текст и сокращают предложенный текст до 10 предложений.
«Измени сюжет!»
Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст и изменяют логическое содержание (сюжет) текста. Затем каждый ученик зачитывает свою версию.
«Озаглавь текст!»
Учитель раздает лист с текстом (с или без заглавия). Учащиеся читают текст, озаглавливают его или придумывают другой заголовок.
«Дефиниция»
Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст и заменяют выделенные слова дефинициями.
«Изменение перспективы»
Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст и рассказывают эту историю с позиции каждого из действующих лиц):
А) … рассказывает
Б) … рассказывает
«Совершенствование стиля»
Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст и пишут к нему вывод. Затем ученик обменивается со своим соседом своим выводом и улучшает свой стиль, т.е. " приукрашивают" свои выводы именами прилагательными, сложноподчиненными предложениями и т.д. Далее идет обсуждение результатов.
«Реклама»
Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст, рисуют на тему текста красивую рекламу и подбирают к рисунку подходящий слоган.
«Изменение временной формы»
Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст, далее изменяют временную форму и пересказывают.
«Изменение типа текста»
Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст и представляют тематику текста в форме:
А) рекламы
Б) объявления
В) дневника
Г) письма к другу
«Телеграмма»
Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст и, работая в маленьких группах, разрабатывают изложение содержания, используя ключевые слова (учащиеся вычеркивают все малозначимые слова и оставляют только самое важное). Рабочие листы собираются и обмениваются между маленькими группами. На основе " Телеграмм" реконструируется текст. Далее идет обсуждение результатов.
«Придумай концовку текста!»
Учащиеся читают текст только до развязки действия и должны предположить, о чем дальше идет речь. Затем все идеи сравниваются с оригинальным продолжением текста.
«Преобразование»
Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст и делают из интервью сообщение, из комикса рассказ, из монолога диалог, из письма телеграмму и наоборот.
«Два текста»
Учитель читает два текста, каждый примерно по 65 слов. Затем учащиеся по возможности детально и дословно повторяют первый текст.
"Сенкан (синквейн)"
Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.
Учитель предлагает написать сенкан по ключевому слову поработанного текста.
Сенкан – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация.
Структура сенкана.
1. Существительное (тема).
2. Два прилагательных (описание).
3. Три глагола (действие).
4. Фраза из четырех слов (описание).
5. Существительное (перефразировка темы).
Таким образом, реализация задач всех трех этапов осуществляется с помощью заданий, позволяющих раскрыть содержание субъектного опыта обучающихся относительно предложенного текста, ставящих обучающихся в ситуацию выбора, требующих высказывания, обоснования и анализа своего мнения, направленных на прогнозирование, антиципацию, рефлексию, выдвижение гипотез.
Такие задания позволяют организовать работу с текстом как общение с текстом и развивает у обучающихся творческое мышление уже на ранних этапах изучения языка.
Глава II. Реализация междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» на уроке немецкого языка в 7 классе
Технологическая карта урока на тему «Дорога в школу» (Der Schulweg) в рамках темы "Жизнь в большом современном городе. Какие проблемы здесь существуют" по УМК «Немецкий язык», 7 класс под редакцией Бим И.Л., Садомова Л.В.
Тема Der Schulweg (Дорога в школу)
Цель урока Совершенствование навыков работы с текстом
Тип урока Урок общеметодологической направленности
Планируемый результаты
Предметные умения УУД
Формировать навыки употребления лексических единиц по данной теме при решении коммуникативных задач
Повторить и обобщить употребление модальных глаголов с безличным местоимением man.
3. Развивать умение понимать аутентичный текст на основе изученного речевого материала.
4.Развивать общеучебные навыки: самоконтроль, самооценку.
5. Воспитывать уважительное отношение к разным точкам зрения.
Личностные:
-формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Регулятивные:
-осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Познавательные:
-построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей;
-освоение поискового и изучающего чтения;
Коммуникативные:
- формулировка собственного мнения и позиции, способность аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-умение задавать вопросы;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Основные понятия Лексика по теме «Транспорт. Движение в городе», модальные глаголы.
Организация пространства
Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
ОБЖ Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная. Учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями к тексту, иллюстрации, проектор, мультимедийная презентация.
Ход урока
Технология проведения урока
(Этап урока, его цель) Деятельность учителя Деятельность ученика
(с указанием оргформы) Формируемые УУД Используемые ресурсы
I.Этап мотивации
Цель: Формирование внутренней готовности к учебной деят-ти на личностно-значимом уровне. (3 мин)
Приветствует обучающихся: Guten Tag! Wie geht’s?Ich bin froh, euch wieder in der Stunde zu sehen! Ich hoffe, ihr seid heute ohne Problem in die Schule gekommen.
Мотивирует к учебной деят-ти и организует вхождение об-ся в пространство уч. деят-ти.
Seht bitte dieses Bild an. Was\wer ist hier dargestellt?
Wie meint ihr, wovon werden wir heute sprechen?
Приветствуют учителя.
Настраиваются на урок, определяют личностный смысл учения, описывая картину «Дети идут в школу»
Озвучивают основную тему урока.
Ich glaube/meine……
Личност.: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию.
Регулят.: применение и сохранение учебной задачи;планирование своей деятельности.
Познават.: понимание информации и установление причинно-следственных связей.
Коммун.: осознание речи как способа общения Слайд №1
Слайд 2.
II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Цель: организация осознания обучающимися внутренней потребности к построению учебной деят-ти. (3 мин) Обеспечивает создание проблемной ситуации
Wir wohnen in einem Dorf, aber hier ist der Verkehr stark. Was müsst ihr wissen, um in die Schule ungefährlich zu kommen? (Die Verkehrsregel)
Kennt ihr diese Regel?Ich schlage euch vor, eine Zeitung mit den Verkehrsregeln zu bauen.
Настраивает на исследование
Was brauchen wir dazu? (Lexik und Gebrauch der Modalverben mit man) Выдвигают гипотезу, высказывают свои предположения
Планируют свои действия для решения проблемы. Личност.: формирование устойчивого познавательного интереса.
Регулят.: прогнозирование
Коммуникат.: построение речевых высказываний Слайд № 3
III. Этап выявления места и причины затруднения.
Цель: анализ обучающимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения. (5 мин) Способствует построению плана исследования проблемы.
Nennt bitte nur die Wörter, die zum Thema «Verkehr» gehören.
Was fehlt vor den Substantiven? (Artikel)
Проводит игру «Светофор»
Spielen wir. Das Spiel heisst «Verkehrsampel». Das rote Licht bedeutet Maskulinum, das gelbe – Neutra, das grüne-Femininum. Выбирают из списка лексику по теме «Движение»
Фиксируют причину затруднения
При помощи сигнальных карт определяют род имен существительных. Личностн.: смыслообразование
Познават.: построение логических суждений, установление причинно-следственных связей. Карточки с лексикой, макет светофора, сигнальные карты
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения
Цель: Постановка целей учебной деятельности и на этой основе выбор способа и средств реализации.
(5 мин) Учитель обращает внимание на таблицу модальных глаголов. Merkt euch bitte.
Предлагает дополнить предложения.
Ergänzt bitte diese Sätze mit Hilfe der Modalverben + man Планируют свои действия для решения проблемы
Работают в парах по карточкам
Сравнивают с эталоном Познават.: построение логического суждения.
Коммуникатив.: формирование собственного мнения и позиции; способность аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при разработке общего решения в совместной деятельности. Карточки с заданиями
Слайд №4
V.Этап реализации проекта.
Цель: построение об-ся нового способа действий и формирование умений его применять.
( 15 мин)
Организует самостоятельность об-ся в парной и групповой работе.
Работа с текстом
Lest den Text und antwortet auf die Frage: beachtet Ulli alle Verkehrsregeln?
Markiert bitte sie (чтение с пометками)
Контроль общего содержания текста
Lest die Sätze und kreuzt, ob sie dem Inhalt des Textes entsprechen.
Работа в группах
Könnt ihr über eure Schulweg erzählen? Jede Gruppe muss einige Fragen mit Hilfe dieses Textes stellen und einander fragen.
Wann…
Was….
Womit….
Wie…..
Wo….
Физминутка Планируют свои действия, работают с информацией.
Находят доказательства в тексте, отвечают на вопрос.
Заполняют таблицу, проводят взаимопроверку.
В группах составляют вопросы по опорным словам и задают их друг другу.
Имитируют движения и поют песню «Tschu-tschu-tschu» Личност.: формирование безопасного поведения на дороге.
Познават.: формирование умений работы с текстом; освоение поискового чтения
Регулят.: волевая саморегуляция
Коммуникатив.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач Учебник, стр.93.
Текст «Ullis Weg zur Schule»
Таблица
Аудиозапись
VI. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи
Цель: усвоение об-ся нового способа действия при решении типовых задач
(5 мин) Организует применение полученных знаний
Wie meint ihr, wie Ulli über die Regel erfahren hat? Wer kann ihm darüber erzählen?
Macht den Dialog komplett Высказывают свои предположения, устанавливают взаимосвязи между новыми знаниями и уже изученным учебным материалом.
(заполняют в парах пропущенные слова) Познават.: формирование умений работать с текстом, структурировать текст, дополняя необходимую информацию
Коммуникат.: формирование собственного мнения и позиции, способность аргументировать и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Регулят.: формирование умений контроля и коррекции РТ., стр.46, упр.2
VII. Этап включения в систему знаний и повторения
Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов темы
(5 мин) Дает установку на выполнение творческого задания (коллаж с ПДД)
Macht jetzt bitte eine Zeitung mit den Verkehrsregeln. Bekommt Bilder und macht Unterschrifte.
Klebt eure Bilder an die Tafel Обучающиеся работают индивидуально, делают подписи-правила.
Приклеивают правила на общий плакат. Регуляр.: осуществление саморегуляции и самоконтроля; отбор адекватных методов построения высказывания;
Познават.: составление целого из частей; структурирование информации Картинки, ватман с заголовком
«Verkehrsregeln»
VIII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Цель: самооценка об-ся результатов своей деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
(4 мин) Создает условия для рефлексии результатов и процесса деятельности на уроке
Was haben wir heute gemacht?
Hebt das grüne Kärtchen, wenn die Stunde interessant war; das gelbe –nicht besonders interessant; das rote –gar nicht interessant.
Комментирует оценки, дает домашнее задание
Baut zu Hause ein Kreuzworträtsel zum Thema «Verkehrsregeln» Соотносят цель и результат учебной деятельности Личност.: определение положительного отношения к учебно-познавательной деятельности; развитие интереса к языку и осознание себя в этом языке, желание им пользоваться.
Регулят.: осуществление самоконтроля, адекватное оценивание своих достижений; осознание трудностей и стремление к их преодолению.
Коммуникат.: умение полно и точно выражать свои мысли; умение строить монологическое высказывание с учетом речевых задач. Карточки
Методическое обоснование урока немецкого языка
Содержательный аспект
Урок по теме «Путь в школу» для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Урок направлен на совершенствование навыков работы с текстом учащихся. На уроке формируется навыки безопасного поведения на дороге. Итогом урока должен стать общий коллаж с правилами поведения на дороге.
Внешняя мотивация деятельности учащихся прослеживается через: оценку, похвалу, самооценку.
Место урока в системе уроков:
8-ой урок в системе уроков тематического цикла «Жизнь в большом современном городе. Какие проблемы здесь существуют»
Форма /Тип урока
Урок общеметодологической направленности
Технологии, методы и приемы обучения
Технология развивающего обучения;Технология критического мышления;
Коммуникативно - ориентированные технологии;
ИКТ-технологии;
Здоровьесберегающие технологии.
Формы организации деятельности обучающихся:
- фронтальная форма (этап мотивации);
-индивидуальная (этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии, этап закрепления с проговариванием во внешней речи, этап рефлексии учебной деятельности на уроке);
-групповая (этап закрепления с проговариванием во внешней речи, этап включения изученного в систему знаний).
Технология проведения урока (этапы):
1. Этап мотивации.2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
3.Этап выявления места и причины затруднения.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения.
5.Этап реализации проекта.
6.Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.4. Этап включения изученного в систему знаний и повторения.5. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Обоснование урока с позиций валеологических требований.
На уроке использованы различные виды деятельности: работа с текстом, письмо, работа по карточкам с соотнесением с эталоном, творческое задание. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности соответствует норме - до 10 минут.
В целях эффективности урока было организовано чередование видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа, которые проводятся через 10 минут.
Используемые методы и приемы способствуют концентрации внимания учащихся в течение всего урока.
Место и длительность применения информационных технологий разработаны в соответствии с гигиеническими нормами.
Эмоциональная разрядка и снятие физического напряжения осуществляются на уроке с помощью физминутки.
В конце урока проводится рефлексия проделанной работы, идет комментирование задания на дом.
Рефлексия конструирования урока
Технологическая карта позволяет спроектировать урок на всех его этапах в рамках системно - деятельностного подхода. Карта позволяет детализировать деятельность учителя и обучающихся и отследить планируемые результаты на каждом этапе урока. Недостатком работы с картой является дословное фиксирование речи учителя. Вызывает затруднение этап целеполагания на каждом этапе.
Затруднительным оказалось соотнесение предметного содержания урока с формированием УУД.
Заключение
В заключении необходимо вернуться к тезису, изложенному выше, о том, что чтение носит характер универсального учебного действия и определяет успешность обучающегося по всем изучаемым предметам.
Успешное овладение чтением на иностранном языке будет оказывать положительное влияние на формирование познавательных универсальных действий. Иностранный язык может и должен развивать речевую деятельность обучающихся по средствам работы с текстом.
Анализируя вышеизложенное, следует отметить, что чтение информативных текстов способствует повышению коммуникативно-познавательной мотивации: формирует лингвострановедческую и интеркультурную компетенцию; положительно воздействует на личностно-эмоциональное состояние учащихся, обеспечивает возможность одновременного обращения к языку и культуре; позволяет в комплексе и более эффективно решать стоящие перед школой задачи через посредство иностранного языка, используя его образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. При отборе текста нужно учитывать тематику текста и наличие в нём проблемной ситуации. И то, и другое повышает мотивацию чтения, создаёт определённый психологический настрой, способствует повышению речевой активности учащихся, вызывает их на разговор, обсуждение.
Педагог также должен отбирать тексты, соответствующие возрастным особенностям обучающихся, их речевому и жизненному опыту и интересам. При этом важно осуществлять правильный отбор средств и приемов обучения смысловому чтению на всех этапах работы с текстом. К стратегиям смыслового чтения относятся технологии, направленные на развитие критического мышления, позволяющие осуществить процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у обучающегося знаниями, выработку решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что отвергнуть. Поэтому следует отметить, что стратегии смыслового чтения направлены на формирование вдумчивого читателя, который анализирует, сравнивает, сопоставляет и оценивает знакомую и новую информацию. Из выше сказанного следует сделать вывод, что формирование умения смыслового чтения является сложным, комплексным процессом, который заключается в синтезе множества различных навыков и умений. При отсутствии хотя бы одного из них умение смыслового чтения считается несформированным.
Литература
Антифеева О. Формирование компетенций смыслового чтения/О.Антифеева// Учитель. – 2013. – №1(94). – С 31 – 35.
Апальков В.Г. Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций : доклад [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gazpromschool.ru/teachers/petsovet/petsovet15_12_2012. html. Дата обращения: 09.10.2014.
Борисова С.В. Смысловое чтение на уроках иностранного языка в начальной школе/С.В.Борисова//Школа будущего. – 2012. – № 4. – С. 42 – 46.
Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика/ Н.Д. Гальскова, Н.И.Гез. – М.: Наука, 2006. – 235 с.
Горина Н.С. Работа с иноязычным художественным текстом на уроках немецкого языка/Н.С. Горина//Иностранные языки в школе. – 2011. – № 3. – С13 –18.
Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходовк проблеме образования?/И.А.Зимняя//Высшее образование сегодня. – 2006. – №8. – С.20-26.
Ковалева Г.А. Новый взгляд на грамотность / Г.С.Ковалева, Э.А.Красновский. – М., 2004. – 132 с.
Крылова С.А. Рефлексивный подход в обучении иностранному языку. Коммуникативно-когнитивный подход в реализации целей обучения иностранным языкам/ С.А.Крылова. – Н.Новгород, 2007. – 342 с.
Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности/ А.А.Леонтьев. – М.: Наука, 1994. – 172 с.
Никитенко З.Н. Формирование универсальных учебных действий – приоритет начального иноязычного образования/ З.Н.Никитенко //Иностранные языки в школе. – 2010. – №6. – С.8 –11.
Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. –М: Просвещение, 2014. – 342 с.
Разуваева К.В. Работа с иноязычным (немецким) текстом на уроках домашнего чтения/ К.В. Разуваева// Иностранные языки в школе. – 2011. – № 5. – С.10 –15.
Санкина В.В.Формирование метаумений на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо/В.В.Санкина//Иностранные языки в школе. – 2014. – № 9. – С.9 –14.
Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению (междисциплинарные проблемы чтения и грамотности)/ Н.Н. Сметанникова. – М.: Школьная библиотека, 2005. – 512с.
Соловова Е.Н. Чтение в составе универсальных учебных действий: позиции ФГОС и традиционной методики обучения иностранным языкам/Е.Н.Соловова//Иностранные языки в школе. – 2014. – №4. – С.2 –15.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] ; под ред. А.Г.Асмолова. – 4-е изд. – М.:Просвещение, 2014. – 159 с.
Фундаментальное ядро содержания общего образования /Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – 5-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2014. – 79 с.
Хуторской А.В. Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности [Электронный ресурс] / А.В.Хуторской//Вестник Института образования человека. – Режим доступа: http://eidos-institute.ru/journal/2012/0302.htm. Дата обращения: 09.10.2014.
Приложение 1 Карточки
Карточка для парной работы
Setzt bitte die Modalverben können, müssen, dürfen ein.
Hier ... man stehen bleiben
Hier ... man auf der Strasse spielen
Hier ... man nicht Rad fahren
Hier ... man einen Obus warten
Hier ... man die Kreuzung überqueren.
Hier ... man die Strasse überqueren
Hier ... man vorsichtig sein.
Die Kinder sind nah.
Карточка для работы над текстом
Lest die Sätze und sagt, ob sie dem Inhalt des Textes entsprechen.
Richtig Falsch
Ulli geht gewöhnlich zur Schule zu Fuss oder führt mit dem Obus. Er wohnt in der Lindenstrasse. Der Verkehr ist stark. Ulli beachtet alle Verkehrsregeln. Er geht in die Schule langsam und bleibt oft von den Schaufenstern der Warenhäuser stehen.