ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Реализация междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» на уроке английского языка


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФБГОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
Реализация междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» на уроке английского языка
(на основе разработки рабочей программы к УМК «Английский с удовольствием», 5 класс под редакцией авторов М.З. Биболетовой, Н.В. Добрыниной)
Выполнила:
Кашапова Лиана Валерьевна, учитель английского языка
МОАУ СОШ №69
Руководитель:Ряховских Н.Д., к.п.н., доцент кафедры дидактики и частных методик ИПК и ППРО ОГПУ
Оренбург, 2014
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования навыков смыслового чтения
1.1. Формирование УУД при помощи стратегий смыслового чтения
1.2. Основные стратегии чтения: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации
Выводы по 1 главе
Глава 2. Реализация междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» на уроке английского языка в 5 классе
2.1. Технологическая карта урока на тему «Летние каникулы»
2.2. Методическое обоснование
Выводы по 2 главе
Заключение
Литература
С.
3
4
4
7
11
12
17
28
29
Введение
Актуальность проблемы формирования стратегии смыслового чтения и работы с текстом обусловлена целью и задачами модернизации российского образования. Современное общество является информационным обществом и очень важно научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию.
Умение грамотно работать с текстом является одним из основополагающих умений для человека. Современному обществу необходима компетентная личность, владеющая умениями самообучения, получения необходимой информации из различных источников. На сегодняшний день, в связи с увеличением информационного потока, становится необходимой перестановка акцентов при работе с текстом.
Предметисследования: приёмы и стратегии работы с текстовой информацией
Объект исследования: обучение работе с текстом науроке английского языка в 5 классе.
Цель исследования:обоснование системы работы по формированию основ смыслового чтения.
Задачи:
Изучить литературу по проблемам развития умений работы с текстом, формированию стратегий смыслового чтения.
Ознакомиться со стратегиями смыслового чтения.
Разработать технологическую карту урока английского языка в 5 классе с использованием стратегий смыслового чтения.
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования навыков смыслового чтения
1.1 ФормированиеУУДпри помощи стратегий смыслового чтения
Главная обучающая задача состоит в том, чтобы совершенствовать приемы понимания текста, которые обучающийся сможет применять тогда и в том порядке, какой будет задавать конкретный текст. Обучение пониманию текста решает также развивающие задачи, так как предусматривает активизацию в процессе чтения психических процессов, участвующих в понимании (внимание, память, воображение, мышление, эмоции и т.д.), формирование навыков самоконтроля, развитие интеллектуальной самостоятельности, эстетических чувств, волевых качеств.
И, наконец, основная задача, связанная с формированием общей культуры ученика, - растить читателя, который понимает текст, открыт его эмоциональному воздействию, может проявить и обосновать свою нравственную позицию при восприятии читаемого [15, c.87].
Данная программа«Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» основывается на использовании в образовательном процессе технологии развития критического мышления через чтение и письмо, благодаря использованию которой на уроках создается образовательная среда, в которой формируется компетентная личность, для которой характерны гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения; развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, самостоятельность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности; формирование культуры чтения; стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации [10, c.34].
Работа с текстом предполагает развитие следующих универсальных учебных действий: в сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:
-основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);
-основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
-формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии на основе использования критериальной системы оценки [9, c.32].
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
-формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
-практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
-развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
-развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
-практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций [11, c.21].
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме;
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты [17, c. 41].
Обучающиеся смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.
Таким образом, выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.
1.2 Основные стратегии чтения и формы организации работы с текстом
Для организации работы с текстом целесообразно использовать изучающее, поисково-просмотровое, ознакомительное и другие виды чтения.
Организация работы над текстом при изучающем чтении включает три этапа. Первым этапом является работа над текстом до чтения или предтекстовый этап. Цель этого этапа – создание мотива чтения и развитие такого важнейшегочитательского умения, как прогнозирование, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста, используя заголовок, подзаголовки, иллюстрации к тексту. Этот этап работы можно назвать стадией вызова, так как он ориентирован на выявление и активизацию личного опыта учащихся, их знаний и умений на присутствующем им уровне. На данном этапе могут быть применены следующие задания:
учащиеся читают заголовок текста, рассматривают иллюстрации к нему (если таковые есть) и высказывают свои предположения о теме и содержании текста;
учащиеся записывают ключевое слово заголовка (или весь заголовок) и составляют ассоциограмму, заполняя её ассоциациями, возникающими у них ещё до прочтения текста;
учитель предлагает учащимся разбиться на пары, обсудить составленные ассоциограммы и уточнить свои предположения о теме и содержании текста и о том, как будет развиваться сюжет текста [1, c.84].
После этого учитель ставит задачу прочитать текст и проверить свои первоначальные предположения.
Вторым этапом является работа с текстом, непосредственно во время чтения. Цель – достижение понимания текста на уровне содержания. Этот этап работы можно назвать стадией осмысления, на котором учащиеся вступают в непосредственный контакт с текстом, используя различные мета-когнитивные методы понимания текста: чтение с карандашом в руках, метод пометок, с помощью которого читающий осмысливает воспринимаемую информацию, помечая значками «+» (это мне известно) и « - » (этого я не знаю), метод «двойного дневника», в который выписываются факты из текста и их личностная интерпретация («Это очень интересно», «Почему», «Не согласен»). Личностное восприятие текста осуществляется учащимися индивидуально, без помощи учителя и других учеников.
Задания на данном этапе:
-учащиеся самостоятельно читают текст первый раз с установкой проверить свои предположения, сделанные до чтения текста;
-при повторном чтении текста учащиеся решают различные задачи:
выделяют содержательную информацию (кто, что, где, когда, как, почему что-то сделал);
делят текст на смысловые куски;
определяют основную мысль каждой части текста;
выделяют ключевые слова в каждой части текста;
особо отмечают незнакомую для себя информацию и уточняют значение отдельных лексических единиц, необходимых для точного понимания информации;
устанавливают связи между частями текста;
ведут «двойной дневник», выписывая из текста факты, цитаты, характеристики героев и интерпретируют их;
пересматривают свои первоначальные соображения по мере поступления новой информации [12, c. 50].
Работа с текстом после чтения является третьим этапом. Цель данного этапа это достижение понимания на уровне смысла и контроль понимания прочитанного. Это – стадия рефлексии. Размышляя, учащиеся конструируют смысл, осознавая, каким путём они к нему пришли, и анализируют его. Размышление начинается как индивидуальный процесс (учащиеся составляют вопросы, представляют вычитанную информацию в виде схемы) и завершается дискуссией, коллективной беседой под руководством учителя.
В качестве заданий на контроль понимания прочитанного могут быть предложены задания, вовлекающие учащихся в активную творческую деятельность, причём не только речевую, но и неречевую:
нарисуйте, начертите…
перескажите, расскажите, спишите, докажите…
напишите, продолжите, закончите, дополните…
найдите эквиваленты, переведите…[13, c. 21]
Особое значение имеют текстовые задания, позволяющие проверить одновременно всех учащихся в выборе правильного ответа на вопрос:
- завершение данного высказывания на основе предложенных тезисов; расположение по порядку; группировка фактов; перекрёстный выбор или установление соответствий; вычёркивание специально вставленных фрагментов; заполнение пробелов в тексте специально пропущенными словами.
Организуя работу с текстом для поисково-просмотрового чтения, необходимо помнить о том, что предполагается получение самого общего представления о содержательно-смысловом плане текста: понимание темы и круга рассматриваемых вопросов, общей структуры текстового материала; определение дальнейшей стратегии чтения в соответствии с интересами читающего. В связи с этим, здесь могут применятся задания следующего типа:
по заголовку (иллюстрации) сделать предположение о теме и содержании текста;
по внешней структуре текста, особенностям оформления определить тип текста (реклама, анонс, метеосводка, программа телепередач);
по доминирующему слову заголовка сделать предположение о ключевых словах текста и той области знаний, к которой относится этот текст;
выискивая взглядом ключевые слова и другие сигналы, выделить в тексте нужную, интересующую информацию;
обобщить полученную информацию, оценить её с точки зрения актуальности и перспективности её использования[8, c.87-96].
Из всего вышеперечисленного видно, что и при работе с текстами для поисково-просмотрового чтения выделяется трёхступенчатая структура работы с текстом (до чтения, в процессе чтения, после чтения).
При обучении ознакомительному чтению, главным является научить школьников прогностическим действиям и умению находить в тексте ответы на вопросы: о чём, о ком идёт речь, где, когда это происходит.
Работа с текстом осуществляется также в три этапа: до чтения (выдвижение гипотез, формирование ожиданий), в процессе чтения (быстрое чтение с опорой только на знакомый языковой материал, выделение в тексте основных смысловых фактов, поиск ответов на вопросы или решение другой задачи), после чтения (выражения своего отношения, мнения с опорой на текст).
Постепенно объём чтения увеличивается за счёт включения текстов для домашнего чтения, материалов лингвострановедческого характера, газетного материала. К концу средней ступени умения учащихся в чтении должны быть настолько сформированными, чтобы они могли читать самостоятельно, использую текст как средство опосредованного общения с его автором и героями.
В работе над формированием навыков смыслового чтения целесообразно использовать методы и приёмы, которые будят сознание ребёнка, ставят перед ним проблемную ситуацию.
При обучении чтению применима технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Вот некоторые приёмы ТРКМ:
- на этапе вызова:«Ключевые (опорные) слова (словосочетания, термины)» / «Перепутанные логические цепочки» / «Кластер» / «Концептуальное колесо» / «Тонкие» и «толстые» вопросы / мозговая атака Прием «Ассоциация»/ конструктивная таблица «Знаем - Хотим узнать -Узнали»KWLChart /дерево предсказаний / «Круги по воде» / «Выглядит как..., звучит как...» / «Загадка»;
- на этапе осмысления содержаниястратегии: решение проблем «ИДЕАЛ» / «Зигзаг»/ маркировка текста «ИНСЕРТ», приёмы: «Фишбоун» (Д. Баланка)/ «Двойной дневник» / «Таблица аргументов» / «Ромашка Блума»/ «Чтение с остановками» / «Взаимообучение» / «Плюс - минус - интересно» / «Взаимоопрос»;
- на этапе рефлексии приемы:«Синквэйн» / «Самоанализ» /«Шесть шляп критического мышления» / «Эссе» [12, c.73].
Итак, в результате реализации метапредметной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» в основной школе обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.
У выпускников будет сформированапотребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества .
Глава 2. Реализация междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» на уроке английского языка
2.1 Технологическая карта урока английского языка в рамках темы «Летние каникулы» по УМК «Английский с удовольствием», 5 класс под редакцией авторов М.З. Биболетовой, Н.В. Добрыниной
Технологическая карта урока английского языка в рамках темы «Летние каникулы» по УМК «Английский с удовольствием», 5 класс под редакцией авторов М.З. Биболетовой, Н.В. Добрыниной
Тема Наши летние каникулы
Цель урока Создание условий для формирования навыков чтения и работы с текстом с разной стратегией
Тип урока Урок общеметодологической направленности
Планируемый результаты
(задачи урока) Предметные умения УУД
- отработать ЛЕ по теме «Летние каникулы»;
- повторить и обобщить формообразование и употребление глаголов в PastSimple;
- развивать навыки чтения с разной стратегией при работе с текстом;
- вести диалог-расспрос по данной ситуации;
- активизировать навыки монологической речи.
Личностные:
- формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками;
-осознание возможности самореализации средствами иностранного языка;
- формирование ответственного отношения к учению, готовность к саморазвитию и самообразованию.
Регулятивные: 
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
 - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество; умение работать индивидуально и в группе.
 Познавательные:
- умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
- умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение;
- смысловое чтение;
- умение использовать знаково-символические средства и схемы для решения задач.
 Коммуникативные: 
-умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
владение устной и письменной речью;
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой коммуникации;
- умение задавать вопросы;
-воспитание уважительного отношения к мнению других.
Основные понятия Отмечается лингвистический материал, экстралингвистические аспекты содержания темы
Организация пространства
Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
География, русский язык Индивидуальная, групповая, фронтальная. компоненты УМК, дополнительные материалы, в т.ч, раздаточные; аудио-визуальные и мультимедийные средства обучения.
1.Содержательный аспект
Данный урок входит в тематический блок № 1 «Hello! Nice to see you again!»
Учащиеся:
- знакомятся с особенностями школьной жизни: новые учебные предметы, расписание, классная комната, школьная форма, распорядок дня, правила для учителей и учащихся;
- учатся рассказывать о различных видах каникул: в городе, за городом, в международном летнем лагере;
- учатся сопоставлять реалии стран изучаемого языка и родной страны;
- учатся представлять реалии своей страны средствами английского языка.
Сравнивая особенности школьной жизни и проведения летних каникул в России и Британии, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, ее людям, традициям. Сравнение также требует от учащихся проявления собственного мнения, собственной активной жизненной позиции по любому вопросу, что, в свою очередь, стимулирует и мотивирует стремление постоянно увеличивать и углублять объем знаний и о собственной стране, и о других странах.
Таким образом, познавательный аспект способствует созданию мотивации. Главное в процессе познания - не только накопление сведений о стране, но и познание людей, своих сверстников, их образа мыслей, поведения, отношения к общечеловеческим ценностям.
Воспитательный потенциал урока реализуется через развитие социокультурной компетенции.
На уроке формируется интерес и уважительное отношение к иностранному языку и культуре народов англоязычных стран:
- стремление понимать образ жизни зарубежных сверстников;
- уважительное отношение к особенностям образа жизни зарубежных
сверстников.
Особую значимость имеет потребность и способность представлять культуру родной страны; стремление участвовать в межкультурной коммуникации: принимать решения, давать оценки; уважительно относиться к собеседнику, его мнению.
Внешняя мотивация деятельности учащихся прослеживается через: оценку, похвалу. В течение всего урока поддерживается внутренняя мотивация:
- за счёт отбора материала, соответствующего возрастным интересам учащихся (познавательная мотивация);
- благодаря чувству удовлетворения, которое испытывают учащиеся от того, что они способны самостоятельно справиться с заданием учителя (мотивация успеха).
2. Место урока в системе уроков:
Данный урок является 10-м в системе уроков тематического цикла «Hello! Nicetoseeyouagain!».
3.Тип урока: урок общеметодологической направленности
4. Технологии, методы и приемы обучения:
- технология развития критического мышления через чтение и письмо;
- здоровье сберегающая технология;
- технология обучения в сотрудничестве;
- технология проблемного диалога (постановка проблемы/темы урока);
- прием «Письмо» с элементами творчества»;
- прием «Ключевые (опорные) слова (словосочетания, термины)»;
- метод кластерного анализа;
- прием резюмирования новой информации («Синквэйн»).
5.Формы организации деятельности учащихся:
- фронтальная форма (этап мотивации, этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии, этап рефлексии учебной деятельности);
- индивидуальная (этап закрепления с проговариванием во внешней речи, этап включения изученного в систему знаний);
- групповая (этап включения изученного в систему знаний).
6. Технология проведения урока (этапы):
1. этап мотивации
2. этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии
3. этап закрепления с проговариванием во внешней речи
4. этап включения изученного в систему знаний
5. этап рефлексии учебной деятельности на уроке
7. Ход урока (с методическим обоснованием)
Технология
проведения урока
(Этап урока, его цель) Деятельность учителя Деятельность ученика
(с указанием оргформы) Формируемые УУД Используемые ресурсы
Мотивация
Цель - создание благоприятного психологического настроя на работу с учетом внутренней готовности нормативных требований учебной деятельности Учитель оценивает готовность учащихся к уроку (стихотворение, фотографии по теме «Лето»).
- Good morning, children. I’m glad to see you. What day is it today? What is the weather like today? How are you?
- As for me I’m not fine today. The weather is cold, it’s not warm. I wish it were summer now. I miss summer holidays, hot weather. And you? Do you miss summer holidays?
- Look at the photos. What will you have a talk about today?
Yes, today we’ll have a talk about your summer holidays and learn to make up story about your last holidays and trip. Приветствуют учителя, отвечают на вопросы, включаются в речевую деятельность. Регулятивные:
- осуществлять саморегуляцию и самоконтроль;
Познавательные:
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь учителя;-планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Личностные
-формирование положительной мотивации к обучению Мультимедийная презентация


Актуализация знаний.
Цель – подготовка и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
I.Учитель предлагает учащимся проговорить слова за диктором; прочитать слова, написанные в два столбика по теме «Летние каникулы», а затем составить из них возможные словосочетания (проектор).
to spendto goto missto taketo enjoyto startto gatherto haveto play familyweekendsabroadshoppingphotosflowersa tripvolleyballboating
Обучающиеся читают слова сначала во внутренней речи, потом вслух хором, индивидуально и составляют словосочетания.
Регулятивные:
- осуществлять саморегуляцию и самоконтроль;
Познавательные:
- синтез - составление целого из частей;
Коммуникативные:
- построение речевого высказывания;- слушать и понимать речь других;
-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


II. Учитель предлагает ответить на вопросы, используя в своей речи слова и словосочетания, которые они только что составляли:
- Where did you spend your weekends during summer holidays?
- Did you take photos of your trip?
 - Did you go abroad this summer?
- Did you have shopping yesterday?
- Did you like to gather flowers?
- Did you start a trip last summer?
- Did you miss your family? Etc.
При необходимости предлагает вспомнить формообразование простого прошедшего времени. Отвечают на вопросы, используя слова и словосочетания; повторяют правило образования простого прошедшего времени (смотри слайд).
Регулятивные:
- осуществлять саморегуляцию и самоконтроль.
Познавательные:
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем;- умение с достаточно точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Past simple

Закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель - усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач I.Учитель предлагает обучающимся составить собственные предложения.e.g.:Ispendalotoftimegatheringflowerswithmyfriends.
Затем учитель предлагает обучающимся ответить на вопросы, используя опору.
Where?
in a summer camp / in a village / in the country / on the bank of the riverat the seaside…
With whom?
with my friends / with my sister(brother) / with my family / alone…
When?
in summer / in June (July, August) / on Sundays,/on weekends…
What did you do?
read books / went fishing / swam in the river / played volleyball/gathered flowers/took photos …
Did you enjoy your summer?
Yes, it was cool! / I had a good time… / It was fun! / No, it was boring… Обучающиеся строят краткие высказывания с использованием опоры. Отвечают на вопросы, используя опору.
Регулятивные:
- осуществлять саморегуляцию и самоконтроль;
Познавательные:
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания с использованием опоры;
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем;- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Опорнаяплан-схема:
Where?
With whom?
When?
What did you do?
Did you enjoy your summer?
Физкультминутка
Учитель организует динамическую паузу. Учащиеся выполняют упражнения. Личностные
Формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной деятельности Музыкальный видеоролик
Включение изученного в систему знаний
Цель - повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний I. Учитель организует работу над незнакомым текстом, предлагая:
а) просмотреть текст письма Димы;
б) поставить глаголы, данные в скобках в PastSimple;
в) ответить на вопросы ex.46, p.20. Учащиеся читают текст про себя, образуют нужные формы глаголов, записывают их в тетрадь, фронтально зачитывают предложения с измененными глаголами и в парах отвечают на вопросы по содержанию письма. Коммуникативные:
сотрудничество в поиске и сборе информации;.
Регулятивные:
целеполагание, постановка новых целей, преобразование практической задачи;
- самостоятельно анализировать условия достижение цели;
Познавательные:
общеучебные:
-поиск и выделение необходимой информации,
- применение методов информационного поиска;
-смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;
-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. УМК М.З. БиболетовойII. Учитель организует групповую работу по составлению рассказа о проведенных каникулах по картинкам с изображением детей и ключевыми словами (theplace / theweather / activities / peoplehe/shemet / interestingplaces). Организует контроль монологической речи: представитель от каждой группы представляет составленный рассказ.
Обучающиеся в группах составляют рассказ о летних каникулах по ключевым словам; представляют свои рассказы. Регулятивные:
- осуществлять саморегуляцию и самоконтроль;- оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения;
Познавательные:
- осознанное построение речевого высказывания;
Коммуникативные:
- учебное сотрудничество со сверстниками;- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;- владение монологической речью. Кластер

III.Учитель побуждает учащихся выразить свое мнение о летних каникулах с помощью синквейна.
e.g.: Summer holidays
(тема - сущ.)
Bright and pleasant
(описание темы - прилаг.)
play, visit, spend
(описание действий в рамках темы - гл.)
Ienjoyedthistime.
(отношение к теме - фраза из 4-х слов)
relax
(синоним темы) Выражают собственное мнение о проведенных летних каникулах согласно правилу написания синквейна. Личностные:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
Регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;Познавательные:
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Схема синквейна:
1. В первой строчке тема называется одним словом (существительным).
2. Втораястрочка-это описание темы в двух словах (два прилагательных).
3. Третьястрока-описание действия в рамках темы тремя глаголами.
4. Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Синоним из одного слова, который повторят суть темы.

Рефлексия учебной деятельности
Цель - самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения отработанного способа действия Учитель предлагает скказать свое мнение об этапах урока, указать на возникшие трудности, подводит итогои урока, дает оценку работы учеников на уроке, стимулирует дальнейшую работу.
-Чем мы сегодня занимались?
-Можно ли было сделать это иначе?
-Что у нас получилось хорошо?
-Что нам пока не удается?
-Где нам пригодится это умение?
-Поставь себе отметку по десятибальной системе. Выражают собственное мнение, анализируют собственные достижения и задают вопросы. Личностные:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
Познавательные:
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
Коммуникативные:
- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;
-выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

8. Обоснование урока с позиций валеологических требований
На уроке использованы различные виды деятельности: смысловое чтение, монологическая речь, аудирование, говорение на основе прочитанного текста, решение проблемных задач. В целях эффективности урока проводилось чередование видов преподавания  (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа).
Такие метод как, беседа на основе прочитанного текста, метод, направленный на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки, взаимооценки)способствуют концентрации внимания учащихся в течение всего урока.
Место и длительность применения информационных технологий на уроке соответствуют гигиеническим нормам. Эмоциональная разрядка и снятие физического напряжения осуществляются на уроке в ходе групповой работы, а также посредством проведения физкультминутки.
В конце урока учитывается то, что через 45 минут наступает момент утомления учащихся и снижение их учебной активности, поэтому целесообразно проведение рефлексии проделанной работы.
Считаем, что урок был спланирован методически верно, с учетом требований ФГОС, и навык работы с текстом по данной теме был сформирован.
Конструирование урока является целесообразной и профессионально необходимой работой учителя.
9. Приложение
Презентация к уроку.
УМК «Английский с удовольствием», 5 класс под редакцией авторов М.З. Биболетовой, Н.В. Добрыниной
Музыкальная физминутка.
10. Рефлексия конструирования урока (ваши впечатления, что показалось трудным, нецелесообразным, каких знаний не хватало для организации эффективной работы по конструированию ТК).
Заключение
В процессе написания выпускной работы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» были изучены теоретические основы проблемы формирования навыков смыслового чтения. Данная междисциплинарная программа была реализована в технологической карте урока английского языка в рамках темы «Летние каникулы» по УМК «Английский с удовольствием», 5 класс под редакцией авторов М.З. Биболетовой, Н.В. Добрыниной.Современному обществу необходима компетентная личность, владеющая умениями самообучения, получения необходимой информации из различных источников. Умение грамотно работать с текстом является одним из основополагающих умений для человека. Кроме личностных, предметных результатов в образовательной программе в настоящее время заложено формирование и метапредметных результатов обучения иностранному языку. Метапредметные результаты подразумевают формирование, прежде всего, способностей к самостоятельной организации дальнейшего образовательного развития ребенка.
Литература
1. A GradedComprehensionCourse: Book 2 (Учимся понимать прочитанное: Кн. 2): Учебное пособие - Обнинск: Титул, 2006.-96 с. {21st Century: ReadingComprehension: 21 век: Учимся понимать прочитанное}
2. A GradedComprehensionCourse: Book 1 (Учимся понимать прочитанное: Кн. 1): Учебное пособие - Обнинск: Титул, 2002.-88 с. {21st Century: ReadingComprehension: 21 век: Учимся понимать прочитанное}
3. Биболетова М. З., Трубанева Н.Н. Программа курса английского языка для 2-11 классов общеобразовательных учреждений. - Обнинск: Титул, 2010.
4. Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н. Книга для учителя к учебнику Английский язык: Английский с удовольствием (EnjoyEnglish) для 5 классов. Обнинск: Титул, 2012.
5. Биболетова М. З., Трубанева Н.Н. УчебникАнглийский язык: Английский с удовольствием (EnjoyEnglish) для 6 классов общеобразовательных учреждений. - Обнинск: Титул, 2010.
6. Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н. Книга для учителя к учебнику Английский язык: Английский с удовольствием (EnjoyEnglish) для 7 класса Обнинск: Титул, 2010.
7. Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н. Книга для учителя к учебнику Английский язык: Английский с удовольствием (EnjoyEnglish) для 8 класса Обнинск: Титул, 2010.
8. Биболетова М. З., Бабушис Е.Е., Кларк О.И., Морозова А.Н., СоловьеваИ,Ю.Книга для учителя к учебникуАнглийский язык: Английский с удовольствием (EnjoyEnglish) для 9 класса Обнинск: Титул, 2010. 112 с.
9. Биболетова М. З., Трубанева Н.Н. Учебник Английский язык: Английский с удовольствием (EnjoyEnglish) для 5 классов общеобразовательных учреждений. - Обнинск: Титул, 2012.
10. Биболетова М. З., Трубанева Н.Н. Учебник Английский язык: Английский с удовольствием (EnjoyEnglish) для 6 классов общеобразовательных учреждений. - Обнинск: Титул, 2012.
11. Биболетова М. З., Трубанева Н.Н. Учебник Английский язык: Английский с удовольствием (EnjoyEnglish) для 7 классов общеобразовательных учреждений. - Обнинск: Титул, 2010.
13. Биболетова М. З., Трубанева Н.Н. Учебник Английский язык: Английский с удовольствием (EnjoyEnglish) для 8 классов общеобразовательных учреждений. - Обнинск: Титул, 2010.
14. М. З. Биболетова, Е.Е. Бабушис, О.И. Кларк, А.Н. Морозова, Соловьева И,Ю.Учебник Английский язык: Английский с удовольствием (EnjoyEnglish) для 9 классов общеобразовательных учреждений. - Обнинск: Титул, 2010.
15. Веселова Ю.С. Сборник тренировочных и проверочных заданий. Английский язык. 6 класс (формат ЭГЕ)/ Ю.С. Веселова. – М: Интеллект-Центр, 2010.- 72 с.
16. Веселова Ю.С. Сборник тренировочных и проверочных заданий. Английский язык. 7 класс (формат ЭГЕ)/ Ю.С. Веселова. – М: Интеллект-Центр, 2010.- 64 с.
17. Веселова Ю.С. Сборник тренировочных и проверочных заданий. Английский язык. 8 класс (формат ЭГЕ)/ Ю.С. Веселова. – М: Интеллект-Центр, 2010.- 112 с.
18. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/А.А. Гин.- 9-ое изд. М.:ВИТА0-ПРЕММ, 2009 – 112 с.
19. Дайджест для изучающих английский язык «EnglishLearner’sDigest», 2002, №№ 1-24.
20. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А. А. Миролюбова.— Обнинск: Титул, 2010.— 464 с.
21. Новые государственные стандарты по иностранному языку: 2-11 классы/ Образование в документах и комментариях.- М.: АСТ. Астрель, 2009,
22. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка. МГЛУ, 2003.
23. ПлигинА.,МаксименкоИ. NowLet’sPlayEnglish. Личностно-ориентированное обучение английскому языку. СПб.:Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. – 275 стр.
24. Программы общеобразовательных учреждений. Английский, немецкий, французский языки.- М.: Просвещение, 2005.
25. Примерные программы по иностранным языкам//Новые государственные стандарты по иностранному языку: 2-11 классы/ Образование в документах и комментариях. - М.: АСТ. Астрель, 2004.
26. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5 -9 классы: проект. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2011. – 144с.
27. Селевко Г.К. Технологии развивающего образования. М: НИИ школьных технологий. 2005. 192 с.
28. Сигал Т.К. Английский язык. Устная речь с помощью опорных сигналов. 5-6 классы/ Т.К. Сигал.- М.: Айрис-пресс, 2006. – 8- с.: ил.- (Методика).
29. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».- 0-13 Москва: Проспект, 2014. – 160с.
30. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. - М. 2004. - 221 с .
31. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.Системазнаний : пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под. ред. А.Г. Асмолова – 2-е изд.-М.:Просвещение, 2011. – 159с.
32. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос.акад. наук, Рос. акад. образования; под. ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.-79с.