Конспект урока по русскому языку на тему Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже
Тема учебного занятия: Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже
Тип учебного занятия: изучение нового
Цели и задачи учебного занятия:
Познакомить с окончаниями имен существительных в творительном падеже;
Развивать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных.
Ход урока
I.Организационный момент
- Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
II. Проверка домашнего задания
III.Актуализация знаний.
1.Спишите.
Ты видел факельное шествие
Берез осенних на Руси.
Они леса зажгли окрестные-
Теперь попробуй погаси!
- Найдите имена прилагательные, разберите их по составу.
-Выполните звуко - буквенный разбор слова окрестные.
-Разберите слово по Руси как часть речи..
2. Чистописание.
Соня Зине принесла бузину в корзине.
Что такое бузина?
БУЗИНА- род кустарников, небольших деревьев семейства жимолостных. Около 40 видов. Некоторые виды разводят как лекарственные и декоративные растения
Списать скороговорку. Определить склонение и падеж существительных.
Самоопределение к деятельности
– Прочитайте ключевые слова на карточках.
значение орудия
падеж-работяга
с, за, под, между
кем? чем? где? куда?
- О каком падеже мы будем говорить на уроке?
- Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить признаки существительных в творительном падеже, научиться правильно писать безударные окончания имен существительных в творительном падеже).
V.Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 219 (с.117).
- Рассмотрите таблицу.
- Назовите признаки творительного падежа.
- Прочитайте окончания имен существительных 1, 2 и 3- го склонения в творительном падеже.
- Какими способами их можно проверить?
- Прочитайте, какие варианты окончаний в творительном падеже есть у имен существительных 1 –го склонения.
Упр. 220 (с. 118).
- Прочитайте стихотворение выразительно.
- Определите падеж выделенных существительных.
- Почему окончания существительных различны? (Разное склонение).
- Определите окончание в слове вереницею.
- Какой вариант окончания еще возможен в этом слове? (вереницей).
Определите, какой частью речи является слово сегодня, вчера.
- Объясните значения слов с помощью толкового словаря.
- Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!»
- Как образовалось наречие сегодня?
- Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка. Три ученика выполняют на доске грамматические разборы).
Физминутка.
Закрепление изученного материала.
Работа по карточкам
Задание:
Спишите. Укажите падеж имен существительных и выделите окончания.
Растёт под берёзой, шагать с песней, сидит с газетой, между яблоней и смородиной, прятался под крылечком, летать над деревом, вьётся лентой, чистит рубанком, ход пешкой.
VIII. Рефлексия.
- «Предложение рассыпалось» из слов составить предложение. Разобрать по членам.
Запись предложения: Мы любовались красивой бабочкой. (Взаимопроверка).
Каким членом предложения является существительное в Т.п.?
Вывод.
IX.Подведение итогов урока.
- Подводя итоги урока, предлагаю вам небольшой тест.
Назовите правильный вариант ответа.
Тест.
1. В творительном падеже имена существительные отвечают на вопрос:
а) кому? чему?
б) кем? чем?
2. Имена существительные в творительном падеже бывают:
а) только второстепенными членами.
б) не только второстепенными членами.
3. С существительными в творительном падеже используются предлоги:
а) с, за, над, под, перед, между.
б) в, на, за, под, через.
4. Укажите существительные в творительном падеже:
а) по дороге.
б) с другом.
в) над водой.
X.Домашнее задание: Придумать и записать семь словосочетаний с именами существительными в творительном падеже.