Использование современных образовательных технологий в обучении младших школьников
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1 им. Ю.А. Гагарина»
Рассмотрено на школьном методическом объединении
Протокол № 1 от «28» августа 2014 г. УТВЕРЖДАЮ
Директор школы_____________
Коломеец А.В.
Приказ № 168 от «29» августа 2014 г.
Рабочая программа
«Использование современных образовательных технологий в обучении младших школьников»
(период работы: 4 года)
Учитель Буренкова Елена Александровна
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Если осуществляемая ребенком на уроке деятельность для него не является значимой, если он скучает и равнодушен, то и проявить свои способности не может. Практика показывает, что знания педагогических технологий недостаточно, их надо внедрять в течение продолжительного времени.
Реализуемая цель: усовершенствовать учебный процесс посредством взаимосвязанного, комплексного изучения предметов, сформировать разнообразные способы самостоятельной деятельности, повысить заинтересованность обучающихся к качественному усвоению.
Работая над данной темой на протяжении нескольких лет, я рассмотрела теоретические основы понятия «педагогическая (образовательная) технология», этапы внедрения педагогических технологий в практику работы известных педагогов и воспитателей, ее классификационные характеристики, а также технологии наиболее практичные для работы с младшими школьниками. С помощью различных диагностических методик, убедилась в эффективности применения тех или иных педагогических технологий в работе классного руководителя начальной школы.
Педагогическая технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.
С 2014 учебного года я работаю по УМК «Гармония». В своей деятельности я использую ведущие технологии данной программы:
Технология интегрированного обучения (Я.А. Коменский)
В интегрированном обучении происходит некоторое стирание граней между предметами, и ребёнок учится добывать знания и умения не только по интересующему его предмету, но и по другим, не интересующим его. Интегрированное обучение предоставляет для любого человека различные виды и возможности для раскрытия своей личности и способы достижения своей цели. Само понятие “интегрированное обучение” рассматривается, как система уроков, объединенных общими темой и целями. Соединяя знания, полученные по каждому предмету, у ребенка формируется целостное представление об изучаемом объекте или явлении. Темы общеобразовательных дисциплин, выбранные для конструирования интегрированного урока, требуют тщательного подбора межпредметных знаний для решения новых вопросов и задач. В этой технологии «спрятаны» различные виды обучения и воспитания, такие как объяснительно-иллюстративные, проблемное обучение, дифференцированное, программное, развивающее.
Интегрированный урок может иметь различную форму:
урок – сказка (сюжетный урок);
урок – путешествие по сказке (помоги главному герою);
урок – путешествие (по станциям: либо всем классом, либо командные соревнования);
урок без учителя (когда роль учителя выполняет ученик или несколько учеников);
урок обобщения знаний и так далее.
Идея интегрированного обучения сегодня особенно актуальна, поскольку способствует успешной реализации новых образовательных задач, определённых государственными документами. Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала, учебно-методическим обеспечением, новыми технологиями.
Технология проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмудов, В.Оконь, Д. Дьюи, О.Э. Коллинз)
Направленность технологии: развитие познавательной активности, творческого мышления, способности решать проблемные ситуации.
Данная технология предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по развитию учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания и умения, развиваются способности, познавательная активность, творческое мышление и другие личные качества. При проблемном обучении преподаватель ставит перед учеником задачу, побуждает у него желание найти способ ее разрешения. Затем организует деятельность учащихся по самостоятельному освоению способа решения проблемы. Далее организует его рефлексию с целью выхода на следующую проблемную ситуацию. Таким образом, обеспечивается процесс непрерывного развития потребностей и способностей учащихся. По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности
Информационно-коммуникативная технология (М.В. Моисеева, Е.С. Полат, М.В. Бухаркина)
Направленность технологии: развитие способов работы с информацией разных видов и на разных носителях с целью осуществления самостоятельной познавательной деятельности.
Использование на уроках в школе информационных ресурсов Интернета в очной и заочной форме, в системе экстерната. Обучение в дистанционной форме, основанной на средствах информационных и коммуникационных технологий. Технология обеспечивает повышение эффективности учебного процесса, а также обеспечивает каждому школьнику участие в международных учебных, исследовательских проектах, телеконференциях, дискуссиях.
Среди современных информационных средств обучения наиболее активно используемыми являются: электронная почта, чат-форумы, аудио и видео чаты, форумы, блоги, википедия.
Совокупностью технологий, одновременно использующих несколько информационных средств, является мультимедиа.
Игровая технология
(К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Эльконин)
Игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т. к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
Технология развивающего обучения
(Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов)
Технологии развивающего обучения строятся на плодотворных идеях Л. С. Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Ориентация на “зону ближайшего развития” ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий.
Направленность технологии: формирование и развитие теоретического мышления, осознание учащимися процесса учения; сохранение и развитие физического и психического здоровья детей, формирование и развитие универсальных учебных действий, ключевых компетенций, решение задач профессионального и жизненного самоопределения учащихся.
Основными положениями развивающего обучения являются:
- развитие ребенка, в частности развитие интеллекта, идет вслед за обучением;
- активное участие обучаемых в процессе обучения;
- обучение на высоком уровне трудности, быстрым темпом;
- осознание обучаемым значимости изучаемого материала;
- ведущая роль отводится теоретическим знаниям;
- стимулирование рефлексии учащихся в различных ситуациях учебной деятельности.
Организация учебного процесса осуществляется в логике учебно-поисковой деятельности в режиме диалога. Мастерство учителя дидактической системы развивающего обучения заключается в умении создать учебную ситуацию, при которой у школьника появляется потребность в изучении этого материала, и в этих условиях организовать деятельность детей по самостоятельному добыванию знаний. Основной единицей процесса обучения является проблемная ситуация.
Здоровьесберегающие технологии
Овладевать знаниями и усваивать новый материал способен только здоровый человек. Любое болезненное состояние снижает эффективность обучения. Для всех участников образовательного процесса сохранение физического и психического здоровья должно стать важнейшим условием для получения новых знаний. Учителю необходимо научить ребёнка сохранять и укреплять своё здоровье, привить навыки безопасного поведения, предотвратить излишние психологические и физические нагрузки на детский организм.
Обязательным условием урока считаю проведение 2-3 эмоциональных разрядок, способствующих развитию эмоционально – волевой сферы, и 2 физкультминуток различных видов (танцевально-ритмических, физкультурно-спортивных, двигательно-речевых, Упражнения, включённые в физкультминутки. помогают сбросить негативную энергию (раздражение, тревожность) и способствуют формированию уверенности в себе. В течение учебного года раз в четверть меняю расположение посадочного места для каждого ученика. При этом учитываю медицинские рекомендации. в частности, по зрению. Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.
Таблица конструирования уроков
№ п/п Этап урока Варианты использования образовательных технологий Методы и приёмы
1 Актуализация знаний Игровые технологии Создание игровой ситуации
Педагогика сотрудничества Совместная деятельность
Эвристическая беседа
Здоровьесберегающий подход Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок)
ПсихогимнастикаАлгоритмическая разминка
2 Сообщение темы и целей урока Проблемное обучение Создание проблемной ситуации
Педагогика сотрудничества Работа в группах, парах
Эвристическая беседа
Информационно-коммуникативные технологии Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской)
3 Работа по теме урока Индивидуальный и дифференцированный подход Индивидуальная, групповая работа.
Гуманно-личностная технология Создание ситуации успеха
Компетентностно- ориентированное обучение Исследовательская работа в группах, парах
Информационно-коммуникативные технологии Знакомство с новым материалом на ПК,
разноуровневые задания на ПК
Развивающее обучение Задания на развитие общеинтеллектуальных умений – сравнение, конкретизация, обобщение
Игровые технологии Игровая ситуация
Проблемное обучение Создание проблемной ситуации
4 Физкультминутка Здоровьесберегающий подход Гимнастика для тела, слуха, глаз; танцевально-ритмические паузы (под музыку); точечный массаж, дыхательная гимнастика; упражнения на релаксацию
5 Индивидуальная (самостоятельная)
работа Индивидуальный и дифференцированный подход Разноуровневые задания
Информационно-коммуникативные технологии Тестирование на ПК,
разноуровневые задания на ПК
6 Подведение итогов урока. Педагогика сотрудничества Коллективный вывод,
подведение итогов в паре (сравнение)
Гуманно-личностная технология Создание ситуации успеха
7 Рефлексия Гуманно-личностная технология Создание ситуации успеха
Здоровьесберегающий подход Тренинг «Я смог…что не получилось?»