Организация проектной деятельности младших школьников на уроках и во внеурочное время

Организация проектной деятельности младших школьников на уроках и во внеурочное время


Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
Конфуций
В настоящее время начальное и среднее образование претерпевает большие изменения. С чем это связано легко понять, ведь меняется время, меняется мир, меняются и наши дети. Они становятся более раскрепощенными, свободно мыслящими, не подверженными шаблонам, с возможностями получать и использовать информацию из самых разных источников.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к пед.технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.
Только сейчас понимаю, что проводя экскурсии в природу, ведя наблюдения за погодой, явлениями природы, заполняя дневники наблюдения я учила детей наблюдать, исследовать, анализировать, делать выводы.
А гербарии, коллекции, поделки из природных материалов – это результат, продукт работы.

Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему:
Существование некой значимой проблемы, требующей решения путём исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания.
Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная).
Применение исследовательских (творческих) методов при проектировании
Структурирование этапов выполнения проекта.
Самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

Проекты в младших классах – это проблематично, так как дети
слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Уроки проектной деятельности позволяют ставить серьёзные проблемные вопросы, а детская тяга «к тайнам» превращает ребенка в исследователя. Успех выполнения таких задачи формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции. Проектная деятельность присутствует в процессе обучения уже с 1 класса.
Начиная работать над проектом не надо навязывать тему. Дети должны сами выбрать её. А как их научить работать над проектом, если речь идёт о целом классе, ничего им не объясняя? Как объяснить, что такое проект? С чего начать? Растения! Цветы! Вот что нужно!!! Ведь именно цветы вдохновляют, делают душу богаче, чище, добрее.
Как ввести учащихся в проблемную ситуацию, доступную для них, как заинтересовать тематикой проекта, поддерживать любознательность, устойчивый интерес к проекту. И я начала готовить детей и учиться сама.
На осенней экскурсии обратила внимание на красоту осенних цветов, желтых листиков березы. А остановилась в грязном месте, на земле было много фантиков, пакетов, пластиковых бутылок. Ученики сами обратили внимание, что гармония красоты нарушена. Увиденное противоречило, вступало в конфликт с природой. И вот в парке школы дети увидели мусор поломанные кустики цветов. На субботнике привели всё в порядок. Потом продолжили игру: что ещё плохо вокруг нас, что не нравится, что можно исправить, как помочь? Нарисовали рисунки, помечтали:
Было бы хорошо, если бы за окнами класса решили разбить цветники. Оформили эскиз клумбы, принесли семена, разбили клумбу, посеяли семена цветов. Получили конечный продукт – цветы. Ходили и любовались ими. Эту тему проекта можно продолжить придумывая всё новые проекты о цветах.

Педагогическая ценность проекта определяется:
Возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;
Содержанием в нём новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;
Навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;
Заинтересованность ученика в работе.
Обязательно присутствует 3 момента: выбор, планирование, критика проекта.
«Если каждый человек на
кусочке своей земли сделал бы всё,
что он может, как прекрасна была бы
земля наша!»
А.П.Чехов

Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по-настоящему увлечь их предметом исследования. Его может предложить учитель, руководствуясь требованием программы, и быть уверенным, что «самостоятельно» добытые учениками знания усвоятся надежнее и прочнее.
А можно предоставить ребятам, самим выбрать интересную тему незаметно, направив их энтузиазм в нужное русло. Метод проектов родился из идеи свободного воспитания, в данное время становится интегрированным компонентом системы образования.
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.
Мы формируем и развиваем умение планировать в соответствии с составленным планом.
Затем составлять план как инструкцию, но уже не для себя, а для других, потом составлять инструкцию как способ решения проблемы и наконец учатся самостоятельно выполнять все этапы технологии проектирования: от рассмотрения проблемной ситуации до выстраивания последовательности действий, решающих проблему.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Цель этапа
Этап
Действие учащихся

Для чего?
Целеполагание
Поставка цели:
зачем необходим проект;
для кого он нужен – мне или другим.

Что делать?
(работа над образом)
Разработка
Проработка образа –конечного результата:
что будет конечным результатом – изделие или информация;
представить различные варианты конечного образа;
выбор лучшего варианта;
какова конструкция изделия или форма подачи информации;
какие материалы понадобятся.

Как?
(технология изготовления)

Продумывание процесса изготовление:
какова технологическая последовательность выполнения;
предположить, какие возможны конструкторско-технологические проблемы;
поиск решения данных проблем;
какие инструменты понадобятся.

Воплощаем замысел
Выполнение
Процесс выполнения проекта:
распределение ролей (обязанностей) в коллективном проекте;
изготовление изделия или подготовка информации (возможны дополнения , исправления в конструкции, форме, технологии выполнения и пр.)

Что делали и как?
Защита
Рефлексия проделанной работы:
объяснение, что решили делать и для чего;
описание, как рождался образ объекта (какие были варианты, почему выбран данный);
какие проблемы предполагались, а какие возникали в ходе выполнения работы;
как решались проблемы;
что получилось.














Выбрана учеником или предложена учителем



1.ТЕМА








4.ПЛАН ДЕЙСТВИЙ И ЕГО ВЫПОЛНЕНИЕ
Последовательность и сроки выполнения работы
- подобрать и изучить литературу
- изучить информацию в сети Интернет
- подобрать фотографии, репродукции, фильмы
- провести наблюдение, опыт, опрос людей
- выполнить рисунки, макеты, модели, схемы
- сравнить полученные результаты
- оформить результаты
- подготовить презентацию

Предмет, основное содержание, рассуждение, изложение и т.д.




Звучит лаконично, отражает тему проекта


2.ЦЕЛЬ



Написать , составить, сделать, узнать, доказать




Шаги, которые нужно сделать, чтобы достичь цель


3.ЗАДАЧИ



Изучить, описать, установить, выяснить, привлечь







ПРОЕКТ







5. Форма проекта
Продукт проектной деятельности
- макет, модель
- газета, журнал, буклет
- атлас, карта, справочник, фотоотчёт, фильм
- игра, праздник, экскурсия
- ремонт помещения, площадки





6.Защита проекта
Демонстрация полученного продукта
- выставка, аукцион и т.п.
- спектакль, концерт, праздник
-демонстрация презентации, видеофильма, модели







В проектной деятельности выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
Мотивационный этап: учитель заявляет общий замысел, создаёт положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предполагают собственные идеи;
Планирующий-подготовительный этап: (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
Информационно-операционный этап (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
Рефлексивно-оценочный этап: ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.

В зависимости направленности проекта могут выделены
следующие этапы работы над проектом младших школьников:

Мотивационный этап или Погружение в проект.
Планирующий или проектировочный (информационно-операционный, информационно-поисковый, информационно-исследовательский).
Практический или моделирующий.
Контрольно-коррекционный (самооценка и координация готовности к защите проекта).
Защита проекта или презентация.
Рефлексивно-оценочный или заключительный ,итоговый.

Стадии работы над проектом – это – это «пять П» проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое «П» проекта – его Портфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, презентации (электронный вариант).
При такой организации проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно добыть для достижения поставленной цели.
Учителю, организующему проектную деятельность детей надо знать, что проектная деятельность требует от него создания условий для расширения познавательных интересов детей, их самообразования в процессе практического применения знаний.
Учитель стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность, повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей, организует доступ к информационным ресурсам, даёт чёткий анализ результатов выполненного проекта.
Перед проведением работы по каждому проекту руководителем должна быть чётко выстроена логическая схема:
Задачи: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить
Методы: виды деятельности.
Результат: проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской.

Планирование проектной деятельности предполагает:
Определение источников информации;
Определение способов сбора и анализа информации;
Итоговый продукт (формы представления результата);
Выработку критериев оценки результатов работы
Распределение обязанностей среди членов команды.

Проектная деятельность:
Рефлексивные умения: осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос: «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?».
Поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно находить недостающую информацию; запрашивать недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта); находить несколько вариантов решения проблемы; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи.
Оценочные умения.
Умения и навыки работы в сотрудничестве: коллективного планирования, взаимодействия с любым партнером, взаимопомощи в группе в решении общих задач; делового партнерского общения.
Менеджерские умения и навыки: проектировать процесс, принимать решения и прогнозировать их последствия, анализировать собственную деятельность.
Коммуникативные умения: вступать в диалог, задавать вопросы; вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения; использование различных средств наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы.

Виды проектов
Исследовательский.
Творческий.
Ролевой, игровой.
Информационный.


Определение разделов проекта лучше провести в виде «мозгового
штурма». Здесь важна роль аналитиков, которым предстоит откорректировать предложения детей.
IV этап представляет собой этап собственно проектной деятельности. Проводится разработка основных разделов проекта. Работа проводится в группах. Каждый раздел может разрабатываться группой по очереди. Тогда результат оформления будет складываться из промежуточных продуктов деятельности групп. Эта форма удобна в 1 классе, когда детям необходима руководящая роль учителя.
В дальнейшем каждой группе поручать разработку своего раздела. Каждый участник должен внести свой вклад в соответствии с выбранной ролью.
Начинают работу «экспериментаторы». Они выполняют наблюдения, позволяющие «аналитикам» сделать выводы и систематизировать их в виде правил, схем, рисунков и т.д. Наглядное подкрепление каждого раздела осуществляют «иллюстраторы». За практическое применение, апробирование отдельных частей и всего проекта в целом отвечают «испытатели».
V этап – этап практического применения разработанного проекта. Главная роль отводится испытателям. Каждая группа следит за работой своей части проекта и может внести корректировки.
VI этап представляет собой самоанализ проектной деятельности. Обучающий этап, в ходе которого дети приучаются анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности.
VII этап – подведение итогов всей работы в целом.
В учебном процессе можно использовать различные типы проектов: исследовательские, творческие, практические, ориентируемые, информационные, игровые, учебные.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. «Земля наш дом родной» - это может быть создание Красной книги Славянского района, индивидуальный проект «Летопись моей семьи», урок «Мир леса родного края» и др.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, спортивные игры, произведения изобразительного искусства, видеофильмы, праздники.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных героев. Результат проекта остаётся открытым до конца.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта может быть публикация в школьной газете, в журнале, в интернете.
Например: «Безопасные дороги для весёлой детворы», «Моя родословная», «Моя семья».
Проектный метод ориентирован на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от несложных минут до нескольких недель, месяцев). Проект может выполняться индивидуально или группой. Наилучший результат получается в групповых проектах, комплексных коллективных работах, направленных на решение конкретных проблем с максимальной степенью участия школьников на всех этапах.
Результат зависит от состава и организации работы. Особое внимание следует обратить на следующие моменты:
- баланс ролей;
- чёткость целей;
- согласование задач, поставленных перед каждым членом;
- выработка единой системы ценностей;
- формирование умений выходить из конфликтной ситуации;
- воспитание поддержки и взаимного доверия;
- разработка подходящей методики работы;
- обеспечение успешного руководства со стороны учителя;
-регулярный отчёт о проделанной работе;
- ориентация на индивидуальное развитие каждого ребенка;
- развитие навыков общения.
Структура уроков проектной деятельности

I этап – организационный момент.
Знакомство со спецификой проектной деятельности (1 урок) и конкретной деятельности на данном уроке (все остальные уроки).
Происходит распределение детей на инициативные группы. Состав групп продумать заранее с учётом дифференцированного подхода. Наиболее сильные объединяются в группы «аналитиков» и «испытателей».
II этап. Направлен на формирование темы и целей деятельности. Он строится по – разному в зависимости от урока.
III этап – подготовительный. Составление общего плана деятельности по разработке проектов. Следует уточнить, что проект рассматривается, как разработка определенной темы, результатом которой является определенный продукт.
После защиты проектов изготовленные изделия можно подарить родственникам, детскому саду. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника от того, что они доставили радость людям.
Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер. Школьников, которые добились особых результатов в выполнении проектов можно отметить дипломами, подарками. Помимо личных призов можно приготовить общий приз для класса. Это может быть чаепитие, экскурсия, поход и т.д.
Проект даёт детям колоссальный опыт общения, формирует умение совместно находить ответы на вопросы, учит и развивает творческие способности. «Один добытый опыт важнее семи мудрых поучений» (цит. пословица).
Проектов не надо бояться. Проект – это легко и весело.
Хочу предложить Вам урок окружающего мира по теме: «Лес – наш друг» - 2 класс, урок кубановедения «Моя малая родина» - 4 класс, этапы проекта «Кубанская хата».

Окружающий мир, 2 класс
Тема: Лес – наш друг.
Знать: основных обитателей леса, представителей растительного мира леса, виды лесов, значение леса в жизни человека, опасности, подстерегающие человека в лесу, влияние деятельности человека на состояние лесных богатств, правила поведения в лесу.
Уметь: выполнять частично поисковую деятельность, анализировать её результаты, делать выводы, составлять связные рассказы по материалам проведенной работы, работать в группах, пользоваться продуктами совместной проектной деятельности.
Оборудование: раздаточный материал для задания каждой группой, альбомные листы для оформления проекта, справочная литература, клей, карандаш.
Ход урока.
Организационный момент.
1. Распределение детей по группам. (несколько групп, по количеству предполагаемого проекта) В каждой группе распределяются роли: аналитик, экспериментатор, иллюстратор, испытатель( дети пересели в соответствии с новыми группами).
II. Формирование темы и целей урока. Учитель предлагает принять участие в проекте: «Лес – наш друг».
Вспоминают особенности проектной деятельности (дети перечисляют). Распределение ролей будет происходить по группам, а внутри каждой группы.
На доске план:
Действия в группе:
Обсуждение задания (коллективно).
Выполнение практического задания (экспериментаторы).
Оформление задания (иллюстраторы).
Формулирование выводов (аналитики).
Применение результатов ( исследователи).

Коллективные действия: проведение испытания всего проекта.
В результате обсуждения дети называют цели:
- узнать новые сведения о лесе;
- вывести правила поведения в лесу;
- узнать, что зависит от человека в сохранении лесов на Земле.
III. Подготовительный этап.
Обдумывание проекта проходит в форме «Мозгового штурма»
( аналитики каждой группы отбирают лучшие разделы проекта)..
Распределение заданий по группам.
IV. Разработка основных частей проекта, иллюстрирование.
Работа проводится в группах. Дети работают самостоятельно, учитель помогает индивидуально.

Раздел «Виды леса».
Этой группе предлагается разрезные карточки с изображением веточек и
плодов различных деревьев.
1.Экспериментаторы раскладывают карточки на две группы.
2.Аналитики делают выводы о существовании лиственных и хвойных лесов.
3. Иллюстраторы оформляют страницу альбома.
4. Испытатели готовят рассказ с опорой на полученный материал.

Раздел «Обитатели леса».
Дети получают заготовку для аппликации из серии «Что где растет, кто где живет?» и набор предметных картинок к этой заготовке.
1.Экспериментаторы располагают растения и животных на фоне леса.
2.Аналитики поясняют особенности каждого растения и животного по материалам, приготовленным по справочным изданиям и научно-популярным книгам заранее дома.
3.Испытатели готовят рассказ к странице альбома
4.Иллюстраторы наклеивают картинки, загадки, которые дети приготовили дома.
Раздел «Значение леса в жизни людей».
Дети получают «рассыпавшиеся» стихотворения С.Маршака «Что мы сажаем, сажая леса», и картинку с изображением леса, а также набор предметных картинок из серии «Что нам даёт лес?».
1.Экспериментаторы составляют из строчек стихотворение.
2.Иллюстраторы объединяют изображение леса с картинками и приклеивают на страницу альбома.
3.Аналитики поясняют смысл связей, установленных между лесом и его продуктами.
4.Испытатели составляют текст сообщения.

Правила поведения в лесу.
Дети получают набор карточек, состоящих из двух групп:
условные знаки, запрещающие какие-либо действия в лесу;
словесные формулировки правил поведения в лесу.
Отдельно получают набор карточек, рассказывающих о влиянии деятельности человека на лес.
1.Экспериментаторы раскладывают карточки парами, приводя в соответствие знак и правило.
2. Иллюстраторы оформляют страницу альбома.
3. Аналитики работают со 2 набором карточек. Их задача – по рисункам определить вредное влияние деятельности человека на природу.
4. Испытатели готовят сообщение по материалам работы группы.

Раздел «Что полезно, а что вредно?».
Дети получают набор парных картинок с изображением полезных и опасных растений и грибов, растущих в лесу.
Экспериментаторы создают две группы под названием «Съедобные грибы и растения «Опасные грибы и растения».
Иллюстраторы оформляют страницу альбома.
Аналитики находят признаки по которым можно спутать растения и грибы этих двух групп.
Испытатели готовят сообщение.

Раздел «Красная книга».
Среди предложенных фотографий и рисунков с изображением животных дети должны найти тех, кто занесен в Красную книгу.
Экспериментаторы отбирают нужные фотографии.
Иллюстраторы оформляют страницу альбома.
Аналитики и испытатели в этой группе представлены одними и теми
же детьми. Они готовят сообщение с использованием заранее подготовленного материала.

V.Испытание всего проекта.
Учитель прикрепляет на доске подготовленные детьми страницы альбома «Лес – наш друг».
« Испытатели» каждой группы ьдеолают сообщения по теме своего раздела.
VI. Рефлексия. Самоанализ проектной деятельности. Дети
рассказывают, что понравилось с какими трудностями встретились, анализируют причины этих трудностей. Подводят общий итог проектной деятельности, определяют значение проекта «Лес – наш друг».



Проект «Моя малая родина».
Кубановедение.
Цель проекта: сформировать понятие «малая родина», познакомить с историческим прошлым станции, её достопримечательностями, символами; развивать творческие способности, исследовательские навыки, умения находить информацию, используя ресурсы библиотек, Интернета.
Подготовка проекта начинается с экскурсии по станице.
После экскурсии объяснить детям, что такое проект.
Предлагает создать проект о своей станице.
Объяснить, что надо сделать какие задания выполнить, чтобы наиболее полно и интересно представить родную станицу:
узнать об истории образования станицы;
изучить символы станицы;
познакомиться с архитектурными памятниками города, его достопримечательностями;
найти книги о станице;
Сочинить поэтические строки о родной станице, найти и выучить стихотворение поэтов земляков.
Когда дети с учителем обсудили задания приходят к выводу что надо разделиться на группы, каждая из которой будет выполнять одно творческое задание.
Группам присваивается название по содержанию заданий:
«Историки», «Художники», «Экскурсоводы», «Библиотекари», «Поэты».
Учащиеся совместно с родителями в течение недели выполняют своё творческое задание, советуются с учителем. Результаты проделанной работы представляются на уроке кубановедения.
Тема: Проект «Моя малая родина».
Цели: обобщить информацию, собранную об историческом прошлом станицы, её достопримечательностях, символах ( герб); развивать монологическую и диалогическую речь; воспитывать чувство гордости за свою малую родину.
Ход урока.
Орг.моменты.
Проверка готовности к уроку: наличие учебных принадлежностей, порядок на рабочих местах.
II. Введение в тему.
Послушайте стихотворение, которое мне очень понравилось.
Слышишь песенку, ручья?
Это Родина моя!
Слышишь голос соловья?
Это Родина моя!
Видишь звездочки Кремля?
Это Родина моя!
Школа, где мои друзья,
Это Родина моя!
Руки матери моей,
Звон дождей,
И шум ветвей,
И в лесу смородина –
Это тоже – Родина.
Вам понравилось стихотворение?
Почему? (Оно доброе, радостное и понятное) О чём в нём говорится? ( в нём говорится о Родине).
Что автор стихотворения называет Родиной? (песенку ручья, голос соловья, звездочки Кремля, школу, друзей, руки матери, звон дождей, шум ветвей, смородину в лесу).
III.Постановка учебной задачи.
– Как вы объяснили, что такое Родина?
( это наша страна, это Россия, это место, где мы родились, это что-то близкое, родное)
- Почему получились такие разные ответы? Потому что каждый понимает смысл слова «Родина» по своему.
Какую учебную задачу нам необходимо решить на уроке?
( Уточнить, что значит слово «Родина», узнать какая бывает Родина).
Учебная задача нашего урока показана на этой карточке.
( закрепляю на доске карточку «Родина - ?»).
IV. Исследовательские проблемы.
- Решить задачу нам поможет карта. Прочитайте её название (карта России).
- Что такое Россия? ( наша страна)
- Можем ли мы Россию назвать нашей Родиной (можем)
-Почему? (Родина – родное место, родная страна – Россия)
Итак мы узнали первое значение слова «Родина».
На доске закрепляет учитель карточку «Родина – Россия».
На карте показывает границу России.
- Теперь вы покажите на карте границу России.
- Назовите главный город нашей страны ( Москва).
- Найдём Москву на карте и отметим флажком.
-Что вы можете сказать о нашей стране? Какая она? (ответы детей).
Наша страна большая, можно сказать, что Россия – наша большая Родина.
В нашем языке есть «близкие » по смыслу к слову «Родина».
Прочитайте их: род, родные, родители, родиться.
- Чем они похожи со словом Родина? (ответы)
- Значит какой смысл имеет слово «Родина» ( это родное место)
- Правильно, родиной называют место, где родился человек.
Учитель закрепляет табличку:
«Родина – место, где родился».
- Назовите место своего рождения? ( станица Петровская)
- Место вашего рождения – это тоже родина, но уже другая – малая.
На доске закрепляет учитель табличку «Малая родина -?».
- Как называется место, где мы с вами живём? (Славянский район станица Петровская)
- Для нас Петровская – родная станица. Как можно о ней сказать? (Наша малая Родина).
Учитель закрывает вопросительный знак карточкой со словом – Петровская. Получается запись: «Малая Родина – станица Петровская».
- Найдем на карте России нашу малую родину. Отметим нашу родину станицу Петровскую флажком (закрепляем на карте флажок).
- Посмотрите, как далеко от Москвы она находится.

Конструирование способа действий.
- Что вам надо было узнать о нашей малой родине при подготовке к этому уроку? (дети говорят).
Сегодня историки, художники, экскурсоводы, библиотекари и поэты расскажут всё то, что они узнали о нашей любимой станице.
Представители групп по очереди называют свои творческие задания.
Учитель прикрепляет на доске таблички с названиями групп и задания, обозначая последовательность выступления групп.
Этот план, который поможет нам сообща представить нашу малую родину.
VI . Этапы решения творческой задачи.
Учитель по очереди приглашает для выступления каждую группу. Учащиеся представляют своё творческое задание ( в выступлении участвует вся группа, об этом договариваются заранее в процессе подготовки к уроку).
Учащиеся оценивают работу группы сигнальными карточками.
После выступления группы напротив таблички с её названием учитель прикрепляет звёздочку. Это значит, группа закончила выступление.
Сообщения, которые учащиеся заранее оформили, учитель помещает в папку-панораму.
VII .Подведение итога.
- Какую учебную задачу мы ставили на этом уроке? Что узнали о нашей Родине? Как вы выполняли свои творческие задания? Как удалось так много узнать и так интересно рассказать? Что вам помогло? (Ответы)
- Вы делали общее дело, вы работали сообща. Как можно назвать всю проделанную вами совместную работу при подготовке и проведении этого урока? (Проект «Моя малая Родина»).
- Правильно, вы вместе выполнили проект.
Учитель закрепляет на доске карточку Проект «Моя малая Родина».
- Какие чувства вызывают у вас слова «Моя малая родина» (ответы)
VIII. Рефлексия.
- Оцените свою работу.
Учащиеся сначала оценивают свою индивидуальную работу, затем весь проект.



Проект «Кубанская хата».
Цель проекта: познакомить с историей, бытом, традициями кубанских казаков.
Задачи: познакомить с укладом жизни кубанских казаков в станице, с основными традициями, обычаями и обрядами, научить работать с разными источниками информации.
Подготовительный этап.
Занятие № 1.
Сообщение темы проекта «Образ кубанской хаты».
Мозговой штурм (формулирование основных вопросов, ответы на которые необходимо получить, определение источников информации).
Занятие 2.
Обобщение собранной информации (составление таблицы).
Составление плана действий. Объединение в творческие группы по направлениям работы над темой.
Обсуждение и выбор вариантов конечного результата работы группы ( презентация, модель, макет и др.)
Занятие 3.
Принятие решения. Конечным результатом проекта будут групповая защита рефератов по выбранной теме и коллективный макет кубанской хаты, выполненной в технике бумажной пластики.
Темы рефератов:
Народные промыслы.
Убранство кубанской хаты.
Традиции и обряды на Кубани.
Верование казаков.
Занятие кубанских казаков.
Устное народное творчество.
Практический этап.
Работа каждой группы с учителем.
Работа групп по своим планам.
Работа всего класса.
Устное народное творчество (литературное чтение).
Результат:
- знать и различать малые жанры устного народного творчества;
- уметь исполнять кубанские песни, частушки
- применять и объяснять пословицы и поговорки;
Занятия населения (окружающий мир).
Результат:
- знать основные занятия казаков в станице в прошлом, занятия населения станицы в настоящее время.
«Декоративно-прикладное искусство» ( ИЗО).
Результата:
- знать и различать кубанские промыслы России.

Изготовление макета кубанской хаты ( технология).
Результат:
- знать устройство хаты казака;
- уметь создавать макет хаты из разных материалов.

Заключительный этап.
Групповая защита проекта.
Представление макета хаты кубанского казака. Защита рефератов.
На этапах выполнения проекта проводятся экскурсии в краеведческий музей г.Славянска-на-Кубани , школьный музей. Работа по проекту может продолжаться в течение года.

Используемая литература:
Исследовательская деятельность младших школьников (рекомендации, проекты). Составитель В.Ф.Феоктистова. Изд. «Учитель», Волгоград.
«Проектирование в начальной школе» ( от замысла и реализации) Автор-составитель М.Ю.Шатилова, Н.И.Селезнёва и др.
«Проектная деятельность учащихся» ( начальная школа). Авторы-составители М.Н.Господиннова, Н.Б.Полянина и др.
Журналы «Начальная школа».
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.Ю. Бупаркина, М.В.Моисеева.
«Как организовать проектную деятельность учащихся» И.С.Сергеев.
Интернет ресурсы.
15