Технологическая карта урока литературного чтения по теме Тайны загадок

Предмет: Литературное чтение
Тема: Тайны загадок
Класс: 1 класс
Тип урока: изучения нового.
Дидактическая цель урока: Организовать деятельность учащихся, направленную на знакомство с особенностями загадок, формирование умения различать жанры: дразнилка, докучная сказка, считалка, при решении практических и творческих задач.
Задачи урока:
личностные
Формирование умения задавать вопросы, проявлять активность, формирование уважительного отношения к иному мнению при работе в группе
Метапредметные:
Коммуникативные:
Формирование умения договариваться и распределять обязанности при работе в группе.
Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении информации, формулировать собственное мнение.

Регулятивные:
Формирование умения осуществлять итоговый самоконтроль и взаимоконтроль по результатам, адекватно воспринимать предложения товарищей и учителя по исправлению допущенных ошибок.
Формирование умения использовать знаково-символические средства, ставить задачи вместе с учителем, формулировать и удерживать учебную задачу. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные:
Формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму. Умение использовать знаково-символические средства (условные обозначения докучной сказки , работа с кластерами). Формирование умения проводить анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение изображений предметов с целью выделения общих признаков.
Формирование умения выполнять задания с использованием материальных объектов (карточки с изображениями предметов, условные обозначения форм работы).
Предметные
Повторение и обобщение изученных жанров: докучной сказки, считалки, дразнилки. Формирование умения различать произведения этих жанров, приводить примеры, использовать в речи .Первичное знакомство с новым жанром загадка и его отличительными признаками. Формирование связной речи. Отработка навыков выразительного чтения (индивидуального и хорового)
Особенности урока:
основная форма организации детей - групповая
1 урок из 2, возможно варьировать объем отобранного материала.

















Технология проведе
ния
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты





Предметные
УУД

I. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

Проговаривают – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.



Анализируют условные знаки, объясняют их значение.


Организует проговаривание правил поведения на уроке.




Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
В Волшебный лес
Давайте вспомним, куда мы отправились на уроках?
Сегодня мы продолжим путь, но для этого давайте посмотрим как. Сегодня мы будем работать в группах, давайте вспомним правила работы в группе:
На уроке у нас гости - это жюри, которое в конце подведет итог, какая же группа была самой дружной и справилась со всеми испытаниями.
Слайд 2
1. Работать дружно.
2. Договариваться.
3. Обсуждают все, отвечает один.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).


II. Актуализация опорных знаний.
Цели:
- повторение изученного материала , необходимого для выполнения заданий- выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося








Работают в группах, вспоминают любую дразнилку




Отгадывают загадку,

Проговаривают особенности докучной сказки





Работают в группах, вспоминают любую докучную сказку








Отгадывают загадку,

Проговаривают особенности считалки



Работают в группах, вспоминают любую считалку.








Организует работу в группах




Организует отгадывание загадки

Организует самостоятельное выполнение задания.





Организует работу в группах










Организует отгадывание загадки

Организует коллективную работу.
Итак, что нам встретилось на дороге?
Огороды Бабы Яги. А что же там растет? (на доске изображения горошка, репейника, ромашки, одуванчика и карточки со словами, закреплены вразброс). Давайте наведем порядок в огороде.
Кто самый первый нас встречает? (зеленый горошек). А что же он любит) (дразнилки) Что это такое?
Что же нам нужно сделать, чтоб пройти мимо? (рассказать дразнилку)
(каждая группы договаривается, какую дразнилку расскажет и выбирает одного рассказчика) На доске под рисунком горошка закрепляют карточку дразнилка.
Молодцы, ребята, теперь горошек нас отпустил, идем дальше. А это кто?
Слайд 3
Прочитайте про себя. Прочитаем по строчке.
Кто ни прикасается За того цепляется.  Привязчивый и колкий.  Кругом торчат иголки
(репейник)
Что же нам нужно сделать, чтоб пройти мимо? (рассказать ему докучную сказку)
Давайте вспомним, что же это за сказка? Объясните эту схему.
(на доске дети должны под рисунком репейника закрепить карточки: докучная сказка, схема докучной сказки)

(каждая группы договаривается, какую сказку расскажет и выбирает одного рассказчика)
Молодцы, теперь репейники нас отпустили. Идем дальше. Кто же нам теперь встретиться?
Слайд 4
Стоят в лугах сестрички Золотой глазок, Белые реснички.
(ромашки)
Слайд 5,6
Что любят ромашки? (считалки)
А что это такое? Найдите на доске нужные подсказки. Объясните, что они обозначают.
(на доске под рисунком ромашки дети располагают карточки: считалка, счет, ритм).
Чтоб ромашки нас пропустили, нужно вспомнить считалку и посчитаться.
(каждая группа договаривается, какую считалку расскажет и выбирает одного рассказчика)






Знать особенности дразнилки, уметь рассказывать дразнилку.





Знать особенности докучной сказки, уметь рассказывать докучную сказку,










Знать отличительные особенности считалки, уметь рассказывать считалку
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).


Уметь договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).



Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)..
Уметь работать с графическими моделями.
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникатив
·ные УУД)..
Уметь договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).








Уметь договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).


Физминутка






Целеполагание
Ставят цель урока, определяют какие задания будут выполнять
Организует постановку личных целей для каждого ученика
Итак, ребята, идем дальше. Кто же нам еще встретиться? Прочитайте про себя, теперь прочитаем вслух хором.
Слайд 7
На зеленой хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки.  Ветерочек прошуршал  И развеял этот шар.
(одуванчик)
Слайд 8
С кем нам предстоит познакомиться?
Что же они любят?
Слайд
А вот и одуванчики! Целое поле!
Кто здесь живёт?
Не зверь, не птица,
Живут загадки для ребят,
Смотрите, выстроились в ряд.
(загадки)
Что нам сегодня предстоит сделать?
Слайд 9
Цель: разгадать секреты загадок.





Уметь выразительно читать небольшой стихотворный текст.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД), поставить для себя цель урока, наметить план действий

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД)


Открытие нового знания.




Отвечают на вопросы.












Работают в группах,








Отвечают на вопросы.












Работают в группах,











Организует коллективную работу.












Организует работу в группах








Организует коллективную работу.












Организует работу в группах








Слайд 10
Прочитайте
Загадка – ума зарядка!
Как вы понимаете это выражение?
Давайте разгадаем первый секрет загадки. Прочитайте загадку еще раз. Скажите, что помогло вам отгадать предмет?
(есть намек, описан похожий предмет)
Слайд 11, 12
(выделяется цветом слово шарик), картинка шарика и одуванчика.
Значит, 1 секрет загадки в том, что предмет не назван. (Назван другой, похожий на него)
Кто может сказать как такой прием называется? (сравнение)
Прочитаем стихотворение
Р.Сеф "Что на что похоже". Слайд 13
Поиграем в эту игру. У вас на партах есть картинки. Распределите их так, что было видно всем, начнем с первой команды. Выбирает любую картинку и показываете ее другим командам. У кого похожая, встают и создают пару.
Итак, мы разгадали первый секрет, но есть и другие.
Еще раз прочитаем загадку про одуванчик. Какие слова еще вам помогли?
Слайд 14
(выделяются цветом слова: вырос, ветерочек развеял)
Чем помогли вам эти слова? (содержат подсказку)
Ребята, это 2 секрет загадок. Там всегда есть "ниточка к разгадке". Слайд 15
Молодцы!
Еще раз прочитайте загадку. Легко ли ее запомнить? Почему? (она складная) А этот 3 секрет называется - рифма.
Слайд 16
А теперь мы поиграем в игру " Рифма"
(в каждой группе есть карточки с текстом, нужно дополнить слови так, чтоб получилась рифма)
Молодцы, ребята, мы разгадали все секреты загадок, давайте их еще раз вспомним.
Слайд 17
1. Предмет не назван. (Назван другой, похожий на него)
2. Показаны важные признаки «Ниточка к разгадке»
3. Рифма
(На доске под рисунком ромашки появляются карточки: загадки и все секреты)

Узнают особенности построения загадки













Отрабатываются навыки выразительного чтения.



Учатся подбирать сравнения, выявлять схожие признаки, аргументировать свои ответы













Учатся подбирать рифму





Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)..














Уметь договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)..













Уметь договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)..


Физминутка






Творческое использовании сформированных умений и навыков







Работают коллективно







Организует фронтальную работу



А теперь одуванчики просят, чтобы мы придумали загадку, раз уж все секреты раскрыли.
Предлагаю придумать загадку про белочку.
Слайд 18
Рассмотрите ее.
Какого она цвета? А кто или что еще может быть такого цвета? Что она любит делать? А кто и еще это любит? Какого она размера? А кто еще примерно такого же ?Где живет? А кто еще живет там же)
Посмотрим, что же у нас получилось.
(аналогично придумывают загадку про лягушку)
Как называют лягушку ласково? (толстушка)
- Что делает наша «толстушка»? Квакает
-Какого она цвета? Зеленого
- Так, значит какой у нее живот? (зеленый)
- Живот, а по - другому? (брюшко)
А что делает лягушка? (квакает)
- А кого ест лягушка? (комаров, мошек)






Уметь составлять рифмованную загадку на основе сравнения.


Применять новые знания.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регул.УУД)


Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регул. УУД).

Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают, что удивило, что узнали нового




Организует фиксирование содержания.

Организует рефлексию.





Организует самооценку учебной деятельности.
- Какую цель ставили? Достигли цели?
- Какая тема урока была?

. Расскажите по схеме (Я – знаю, запомнил, смог), чему научились на уроке.



А теперь давайте выслушаем жюри и подведем итог.



Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулят.УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Дополнительно:
Если останется время, дети прочитать и отгадать загадки из учебника.






15