Выступление на педсовете Пути формирование ключевых компетенций у школьников на уроках русского языка
Белобратова Н.М.
Выступление на педсовете 07.11.2016г.
Пути формирования ключевых компетенций у школьников на уроках русского языка
(из опыта работы)
« В школе нельзя всему
научиться
— нужно научиться учиться »
(Всеволод Мейерхольд)
Всё педагогическое общество понимает, что для того, чтобы взрослый человек был компетентен в определённой профессиональной области, реализовался в разных сферах жизни, обладал мировоззрением и культурой – то есть стал компетентным, нашёл свое место в жизни общества – для этого необходимо заложить правильные направления развития.
Компетентность – готовность к применению имеющихся знаний, умений, навыков, «знания в действии».
Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы. (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике М.: Высшая школа,2004 год.)
А «компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у ученика формируются те или иные составляющие "взрослых" компетенций, и чтобы ему не готовится лишь к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения» (А.В. Хуторской)
Применительно к школьникам ключевые компетенции - это такие функциональные умения, которые помогут им в выполнении настоящих и будущих социальных ролей ("ученик", "абитуриент", "студент", "субъект общения", "гражданин", "потребитель", "работник-специалист" и др.)
Как вы знаете, в зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают:
Ключевые или метапредметные компетенции (относятся к общему содержанию образования);
Общепредметные (относятся к определенному кругу учебных предметов);
Предметные компетенции (формируются в рамках одного предмета).
В процессе обучения в школе у ребёнка должны быть сформированы ключевые компетенции. Если они сформированы, это значит, что у человека есть некий особый ресурс достижения высокого уровня компетентности в любом виде деятельности.
Ключевых компетенций не так уж мало, но все они складываются из четырех элементарных компетенций:
информационная – готовность к работе с информацией;
коммуникативная – готовность к общению с другими людьми;
кооперативная – готовность к сотрудничеству с другими людьми;
проблемная – готовность к решению проблем.
К их формированию мы приходим от предметных, через общепредметные.
Известно, что можно хорошо знать нормы произношения, слова и правила употребления их, грамматические формы и конструкции, уметь использовать различные способы выражения одной и той же мысли, иначе говоря, быть компетентным в лингвистическом и языковом отношении, однако не уметь использовать эти знания и умения адекватно реальной речевой обстановке, или, как говорят учёные, коммуникативной ситуации. Иначе говоря, для владения языком важны умения и навыки употребления тех или иных слов, грамматических конструкций в конкретных условиях общения, или коммуникации.
Именно поэтому в обучении выделяется особый тип компетенции – коммуникативная.
Прошу обратить внимание, что и среди ключевых компетенций, и среди предметных выделяется коммуникативная – как одна из главных.
Коммуникативная компетентность предполагает способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности. Ученик должен уметь свободно проявлять себя в разных речевых ситуациях. А для этого необходимо создавать на каждом уроке и во внеурочной деятельности условия речевого общения. Самый обычный урок литературы даёт неограниченные возможности для развития коммуникативных способностей, готовности обучающихся к успешному, позитивному общению.
Часто урок начинаем хоровым проговариванием четверостишия:
Давайте разговаривать
И будем выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Упражнения:
«Тише, Танечка, не плачь!» (Девочка упала, разбила коленку, ей больно. Найдите ласковые слова, чтобы её успокоить.)
«Слушаем тишину» (Предлагается всем закрыть глаза и послушать тишину: в коридоре, в комнате, на улице. Затем выяснить, кто и что услышал.)
«Сочиняем сказку» (Предлагается всем взять из коробки по одной картинке. Это могут быть сюжетные картинки, вырезки из газет. Начинаем сочинять сказку. Каждый должен придумать одно – два предложения, используя свою картинку. Сказка должна иметь общий сюжет. Затем обсуждение: получилась или нет сказка, почему.)
Речевая деятельность – основная в процессе обучения языку и литературе, она формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. Уроки, построенные по принципу "обучать общению, общаясь”, позволяют изучение предмета превратить в деятельность, взаимодействие и учителя с учеником, и учеников между собой. «Образование вне диалога превращается в искусственную, мёртвую систему» (М.М. Бахтин). Современный этап развития методики характеризуется тенденцией слияния обучения языку и речи в единое целое.
На мой взгляд, абсолютно удачным для формирования ключевых компетенций на уроках русского языка является сочетание следующих идей и педагогических технологий:
Компетентностный подход (А.В. Хуторской)
Идея личностно-ориентированного подхода (И.С. Якиманская)
Идея деятельностного подхода («учение через деятельность») - Д.Дьюи., Г.П.Цедровицкий, А.А.Дергач, О.С.Анисимов и др.
Идея развивающего обучения (П.Я.Гальперин, Л.В Занков, В.В.Давыдов)
Технология РКМЧП – «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарлз Темпл и Скотт Уолтер).
Коммуникативные технологии (технология педагогического общения, технология психологической коррекции общения, технология дискуссии, ИКТ и другие)
Приведу некоторые примеры из своего опыта (не вдаваясь в подробности и анализ, так как вам всем, уважаемые коллеги, известны эти педагогические технологии, методы и приёмы):
Учителя русского языка – это, прежде всего, филологи. Каждый из нас, уважаемые коллеги, знает, что слово не живёт без контекста. Постижение тайн языка и его главной функции невозможно без обращения к мысли – через предложение и (или) текст. Поэтому главное правило, которое я ставлю и перед собой, и перед учениками при необходимости подобрать пример со словом (неважно, в устной задаче или письменной) – использовать его в предложении. Такая несущественная, казалось бы, деталь, но в итоге учащиеся приходят к пониманию слова и как единицы языка, и – что более важно – как единицы речи. Использую метод разворачивания слова в текст и сворачивания текста до ключевого слова (слово – словосочетание – простое предложение – простое осложнённое предложение – сложное предложение – микро-текст – текст).
Пример.
Работая над новым словарным словом библиотека в 5 кл., мы не только объясняем его лексические значение, делаем фонетический анализ, но и учимся употреблять его в речи.
Сначала дети составляют с новым словарным словом словосочетания.
Сущ. +предлог + сущ. – книги из библиотеки, случай в библиотеке, поход в библиотеку;
прил. + сущ. - школьная библиотека, большая библиотека;
гл.+ предлог + сущ. - пойти (ходить) в библиотеку; посетить в библиотеке.
Затем учащимся предлагается, используя данные словосочетания, составить предложение.
Мы любим ходить в школьную библиотеку.
Обращение к тексту упражнений на каждом уроке или в домашнем задании. Это может быть авторский текст малого объёма.
К примеру, упр. №41 (русский язык, 5 кл., с.26)
Душистый горошек пустил тонен…кий росток. Но злой сорняк гроз…лся задушить его. Горошек не сдержал гор…чих слёз.
Тут добрый подсолнух поддержал его. Малыш обвился вокруг бол…шого подсолнуха. Скоро на ст…блях горошка заалели цветы.
- Прочитайте сказку и придумайте к ней интересный заголовок.
(Добро и зло. Добро победило. Помощь пришла.и т.д.)
-Какие вопросы вы задали бы детям по тексту?
(- Назовите действующих лиц сказки.
- О каком растении идёт речь в первом предложении?
- Что грозился сделать сорняк с горошком?
- Какие сорняки вы знаете?
- Как вы понимаете выражение «грозился задушить»?
- В каком значении здесь употреблено слово задушить? (переносном)
- Постарайтесь изменить предложение, заменив глагол задушить другими словами.
- Кто пришёл на помощь горошку?
- Чем закончилась сказка?
- Как вы могли бы помочь горошку?
В заключении дети списывают текст. Вставляя пропущенные буквы. Подчёркивают мягкие согласные двумя чертами.
Использование этого, казалось бы небольшого, текста в качестве главного методического средства на уроке помогает в единстве реализовать три цели: образовательную, развивающую и воспитывающую.
- Как вы думаете, что это за цели?
Образовательная: учить детей дифференцировать звуки (твёрдые и мягкие согласные); развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;
Развивающая: способствовать развитию связной речи, высших психических процессов (развитие произвольного внимания, слуховой памяти, моторных навыков).
Воспитывающая: формирование стремления совершать добрые поступки, пробуждение добрых чувств учащихся.
Целенаправленный отбор текстов для анализа на уроках русского языка создает тот культурный фон, ту развивающую речевую среду, которая способна положительно влиять на формирование духовных, нравственных, интеллектуальных качеств личности.
Уроки развития речи – особые уроки, посредством их должно происходить знакомство с технологиями строения нашей устной и письменной речи, а также и практическое усвоение умений по созданию текстов разных типов. Я же стремлюсь каждый урок сделать уроком развития речи. Тем более – потому, что речь современного школьника бедна и неэмоциональна. На уроке я могу «идти от ученика» - то есть использую его речевой материал, когда путём совместного редактирования происходит рождение текста. Это способствует и формированию правильной самооценки автора-ученика. Такая работа, конечно, должна быть органичной частью урока и не уводить от конкретно поставленной цели.
Например, повторяя в начале года простое предложение, дети работают над их распространением с помощью вопросов.
1.Подует ветерок. Откуда? Какой?
2.Заколышется занавеска. От чего? Как?
3.Зашелестят листья. На чём? Какие?
4. Скрипнет калитка. Как? Где?
5. Закачается лодочка. Где? Какая?
Пытаются из данных слов составить предложения. Причём начинать предложение необходимо по – разному.
приходит, дорожкам, по, летним, осень, незаметно
По летним…
Осень…
Незаметно…
На всех уроках, кроме контрольных, предлагаю учащимся пользоваться «помощниками», которые создаются ими самими: схемы, рисунки, таблицы, карточки-сигналы. Такие тетрадки-помощники помогают детям чувствовать себя более уверенно. Как оформлять, создавать такие опорные материалы, я показываю ещё в 5 классе, сама активно использую на уроках свои схемы. Они очень помогают в течение урока, когда являются опорой для сохранения линии урока. Очень удобно использовать обобщающую схему, особенно если она создаётся совместно с учениками.
Правописание разделительного Ъ после приставок.
Ъ Е
Ё
Ю
Я Мягкий знак на конце сущ. после шипящих.
Ж.Р. - Ь
М.Р. - Ь
Материал из разряда «Занимательная грамматика» и «Из истории русского языка» периодически включаю в уроки русского языка, особенно при рассмотрении трудных примеров. Обязательно поощряю тех учеников, кто делится своими «открытиями» на уроке.
Это интересно.
Знаете ли вы, что греки в конце вопросительных предложений ставят не вопросительный знак, как мы, а точку с запятой?
Испанцы вопросительный и восклицательный знаки ставят не только в конце этих предложений (! ?), но и вначале их в перевёрнутом виде (¡ ¿).
При Ломоносове, более двухсот лет назад, восклицательный знак называли «удивительным» знаком.
Сказка
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицею беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела она ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
- Кто приметил «чужака»?
(Это слово «водитель»)
- Почему гости не сразу приметили чужака?
(В этом слове есть общая часть со словом вода).
- Составьте список гостей - родственников Воды.
(Работа в тетради и у доски: дети выписывают слова в столбик, выделяют корень. Одновременно ведётся словарная работа))
Сказка "Два медведя" (Обозначение мягкости согласных гласными буквами)
Жили-были два медведя. Оба медведя любили петь песенки. Садились на пенёк и пели. Один медведь пел: "Та - та - та", а другой: "Тя - тя - тя".
- Как вы думаете, как выглядели медведи?
Большой медведь пел грубым, твердым голосом, а маленький ласковым, мягким голоском. В песенке большого медведя согласный звук [т] звучал твердо, а в песенке маленького медведя звук [т] звучал мягко. (рис 1.)
Произнесите звуки [р, к, л, с, б, д] голосом большого медведя. (дети произносят "по цепочке"
Произнеси эти же звуки голосом маленького медвежонка.
- Отличаются звуки, произносимые большим медведем от звуков, произносимых маленьким медвежонком? Чем?
Немаловажную роль играют типы уроков и формы их проведения. Так, например, обобщающие уроки часто проходят в виде уроков - путешествий (по станциям, островам, словарям и т.д.) При необходимости практикую уроки коррекции знаний (перед уроками контроля).
Ведущий метод обучения при использовании коммуникативной технологии – общение, обучение в диалоге. Коммуникативная технология направлена в основном на поиск активных методов и форм организации работы учащихся на уроке, «обучения в сотрудничестве», в парах и группах.
Упражнений по работе с диалогом много как в учебнике русского языка для 5 кл., так и в учебнике для 8 класса.
Дети должны общаться друг с другом, с учителем. Но главное – с самими собой, размышляя, анализируя, сопоставляя. Такую возможность я даю детям почти на каждом уроке. Приучение к выражению мысли через слово – это ещё и важнейшая психологическая составляющая обучения.
Большое значение в моей работе придаётся внеурочной деятельности по предмету. Вся эта деятельность также направлена на формирование ключевых компетенций (языковых, лингвистических, коммуникативных). Учащиеся 5,8 класса посещают факультатив по письму и развитию речи «Родное слово».
Цель факультативных занятий –развитие речи обучающихся, повышение общей языковой культуры. Развитие интереса к русскому языку как учебному предмету.