ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
М. Ю. Спирина
Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Ориентация ФГОС НОО нового поколения на гуманизациюобразовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий для развития личности каждого младшего школьника.
Проблема воспитания коммуникативной культуры в настоящее время наиболее актуальна, поскольку изменились современные требования к подготовке учащихся к взрослой жизни. Вопросы воспитания коммуникативной культуры личности всегда были в центре внимания педагогики и методики преподавания русского языка, психологии и психолингвистики, исследовались в различных аспектах (культура общения, поведения, межличностных отношений, речевая культура и т.д.). Отсутствие необходимых навыков владения коммуникативной техникой любым участником учебно-воспитательного процесса ведет к искаженной передаче и приему знаний, идей, мнений и чувств.
Согласно ФГОС НОО второго поколения в сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Формирование коммуникативной деятельности можно начинать с самого раннего возраста, однако, процесс этот должен строиться на четкой системе знаний, которые характеризуют тот или иной возрастной этап развития младшего школьника, например, младшего школьника. Этот процесс требует продуманной организации и специальной методики. Это обусловлено тем, что педагогический процесс является по своей сути коммуникативным процессом, предполагающим взаимодействие между социальными институтами (научными, образовательными, культурно-просветительскими), педагогами, родителями, детьми с целью воспитания и обучения подрастающего поколения.
Сфера коммуникативной культуры – необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В современных условиях, когда напряженностью и стабильностью характеризуются все сферы жизнедеятельности субъекта, конструктивно – коммуникативная деятельность приобретает особую значимость. Именно в сфере коммуникативной культуры человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки – это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникативной культуры.
У младших школьников коммуникации формируются, как правило, между детьми одного и того же пола. По мере ослабления связи с родителями ребенок все более начинает ощущать потребность в поддержке со стороны товарищей. Кроме того, ему необходимо обеспечить себе эмоциональную безопасность. В школьные годы группы сверстников формируются по принципам пола, возраста, социально-экономического статуса семей, к которым принадлежат младшие школьники[2, c. 206].
Коммуникация у младших школьников формируются в основном в игре. В игре развиваются чувства сотрудничества и соперничества. А такие понятия как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство, начинают обретать реальный личностный смысл.
Если в конце дошкольного возраста, потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у младшего школьника она уже становится одной из главных. В 7-10 лет ребенок точно знает, что ему нужны другие младшие школьники, и явно предпочитает их общество[1, c. 256].
Таким образом, коммуникативная культура основывается на мотивированном взаимодействии друг с другом, с коллективом. При воспитании коммуникативной культуры необходимо учитывать психолого-педагогические особенности младших школьников, так как группа сверстников становится для младшего школьника тем своеобразным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а на какие ориентироваться в дальнейшем.
Образовательные задачи, решение которых необходимо для достижения этих целей на уроке русского языка заключаются в том, чтобы:
сформировать у школьников умения и навыки свободно выражать свои и понимать чужие мысли в устной и письменной речи;
сформировать потребность постоянно пополнять свой словарный запас;
развивать умение использовать в речи изучаемые грамматические конструкции;
обеспечить усвоение учащимися норм (орфографических, лексических, грамматических) русского литературного языка;
развивать умение конструировать и оценивать свои высказывания.
Реализуя необходимый минимум средств и методов для формирования коммуникативной культуры младших школьников, мы должны ориентироваться на ФГОС НОО второго поколения, в котором прописаны коммуникативные универсальные учебные действия на разных этапах обучения.
Таким образом, при воспитании коммуникативной культуры младших школьников необходимо учитывать психолого-педагогические особенности младших школьников. Младший школьный возраст представляет собой один из наиболее важных и ответственных периодов в жизни ребёнка, в процессе его развития происходит изменение всех психических процессов, которые в свою очередь, коренным образом изменяют личность ребёнка.
Для формирования высокого уровня коммуникативной культуры младших школьников нам необходимо создать следующие условия, определенные ФГОС НОО:
создание ситуации на уроках, которые будут вызывать желание у учащихся высказываться, вести диалог как устно, так и письменно;
обеспечение социальной компетентности и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;
умение слушать и вступать в диалог;
участие детей в коллективном обсуждении проблем; интегрирование в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге.
Во ФГОС НОО определены коммуникативные универсальные учебные действия, по которым мы можем определить уровень коммуникативной культуры младших школьников:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Для овладения, при благоприятных условиях, младшими школьниками коммуникативными УУД, в работе учителя рекомендовано использование методов, ориентированных на письменную коммуникацию:
ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего;
учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);
рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами.
В курсе «Русский язык» представлены разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания о Родине, о защитниках российской Земли, о сохранении мира в своей стране и во всём мире. Через тексты дети знакомятся с национальными ценностями нашего отечества, памятниками старины и их создателями, русскими умельцами, руками которых созданы Царь-пушка и Царь-колокол, церковь Покрова на Нерли и др., узнают о великом достоянии нашего народа — русском языке. В этой связи даны тексты И.Д. Тургенева, А.И. Куприна, А.Н.Толстого, Д.С.Лихачёва, М.М. Пришвина и др., поэтические строки А.С.Пушкина, И.А. Бунина, М.Ю. Лермонтова, С.Я.Маршака и др., убеждающие учащихся в красоте, образности, богатстве русского языка. Ученики составляют тексты, рассказы о своей малой родине — крае, городе, селе, об их достопримечательностях, природных и культурно-исторических особенностях.
Наиболее результативными, на наш взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом: • комплексная работа с текстом; • лингвостилистический анализ текста; • «самодиктанты»; • сочинение-рассуждение; • редактирование текста; • различные виды диктантов; • интеллектуально-лингвистические упражнения; • работа с текстами-миниатюрами; • коммуникативные и игровые ситуации[3, c. 72].
Что касается интеллекта школьника, то предлагаемые упражнения интенсифицируют процесс развития целого ряда его качеств (речь, внимание, память, мышление). В свою очередь лингвистические знания, умения, навыки приобретаются учащимися в процессе активной речемыслительной деятельности. При этом во время выполнения каждого учебного задания школьник совершает несколько умственных операций, например, сравнение, группировку, обобщение и включает различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую.
В результате применения разработанных методических приемов предполагается достижение следующих результатов:
• высокий уровень сформированности коммуникативной культуры; повышение интереса к русскому языку и литературе; • прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения; • умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации; • умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;
• активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.
Таким образом, коммуникативная культура - важнейшее проявление общей культуры человека, функциональная речевая культура современного общества, состоятельность речемыслительной деятельности. Поэтому формирование коммуникативной культуры младших школьников - одна из важнейших задач учителя начальных классов. Для овладения школьниками на уроках русского языка коммуникативными УУД по ФГОС НОО, школа и учитель, в частности, должен соблюдать рассмотренные нами условия формирования коммуникативной культуры, а именно: учащимся надо создать ситуации, вызывающие у школьников желание высказываться устно или письменно.Второе условие любого речевого высказывания - не наличие содержания материала, т.е. того, с чем можно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее устное или письменное высказывание.
А основные методы на уроках русского языка, такие как работа с текстом в парах, написание писем, сочинений и другие, будут способствовать повышению уровня коммуникативной культуры детей.
Литература
Матюхина М.В., Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика начального обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.—М.: Просвещение, 2004.— С. 756
Ладыженская Т.А. Методика преподавания русского языка / Т.А.Ладыженская– М., 1990. – С. 807
Степанова Л.С., Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы / Л.С. Степанова– М., 2005. – С. 723