Конспект доклада на МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ «6 шляп в моем уроке»


МКОУ «Сарпинская средняя общеобразовательная школа имени Э.Т.Деликова»
359404, п.Салын-Тугтун, Сарпинского района, Республики Калмыкия











МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

«6 шляп в моем уроке»



Подготовила: Генденова А.А.,
учитель начальных классов






·
·
·
·
·
·
·
·
·Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но  от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Пояснительная записка
Осваивая стандарт ФГОС ОО, я поняла главное: необходимо всему научить прежде всего себя. Используя различные методики на своих уроках: кластер, синквейн, “open klass” и другие, я намерена рассказать о методике “6 шляп”. Ведь одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности.
Данная методическая разработка предназначена для учителей начальной школы.
Методические разработки «Шесть шляп мышления» на уроках в начальной школе» нацелены на: освоение педагогом технологий Метода Эдварда де Боне «Шесть шляп мышления», формирующих нетрадиционные способы мышления.
Основные задачи формулируются как:
изучение метода Эдварда де Боне, освоение способов применения технологий для организации работы в группах, для формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников;
позитивная мотивация участия и понимание значения деятельностного подхода к обучению и формирования универсальных учебных действий (УУД) для развития учащихся.
Данный комплект разработок позволяет обучать учащихся разного уровня подготовленности к школе и темпа развития, выстраивать индивидуальные программы развития учащихся, а педагогам конструировать урок в соответствии с особенностями и потребностями учащихся класса с использованием новых образовательных технологий. Использование технологии в сочетании с традиционной методикой преподавания гарантирует:
комфортный и результативный для учителя и ученика процесс обучения;
высокий и прочный уровень обученности учащихся;
формирование у школьников умения и стойкого навыка учиться;
объединение учебной и внеурочной деятельности в единый учебно-воспитательный процесс;
обеспечение эффективной социализации учащихся.
 Все это позволяет осуществлять единство подходов к организации учебной и внеурочной деятельности, в реализации групповой работы по всем предметам. Ей отводится особая роль в формировании универсальных учебных действий учащихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).  Содержание, структура материала, направлены на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов развития ученика на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД) и обеспечивают важнейшее требование новых образовательных стандартов сформировать положительную мотивацию к получению знаний.
Метод «Шесть шляп мышления», разработан доктором медицины и психологии Оксфордского университета Эдвардом де Боне, крупнейшим специалистом с мировым именем в области творческого и концептуального мышления.
Этот метод позволяет ребенку латентно (скрыто, незаметно) включиться в процесс обсуждения, построения активного высказывания, и учитывает ведущие каналы обучения.
Основными задачами являются:
Формирование и развитие информационной компетентности;
Развитие навыков упорядоченного, структурированного мышления, ориентированного на умения работать с информацией;
Воспитание культуры обмена мнениями, свободной от агрессивной напористости;
Формирование понимания того, что существуют сложные ситуации, когда один человек не в состоянии охватить все аспекты проблемы, в первую очередь, через демонстрацию многозначности возможных решений.
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности.

Технология и использованный метод «Шесть шляп» ориентированы на:
Воспитание культуры обмена мнениями, свободной от агрессивной направленности.
Развитие навыков упорядоченного мышления, ориентированного на умения работать с информацией.
Данный метод позволяет детям с разным уровнем речевого развития чувствовать себя комфортно и оценивать себя адекватно, быть соавтором уроков.
Прежде чем рассмотреть метод «Шесть шляп мышления», предназначенный для того, чтобы научить детей более эффективно управлять своим мышлением. Главная трудность, связанная с процессом мышления, состоит в преодолении беспорядочного, стихийного течения наших мыслей. Именно, метод «6 шляп» помога
·ет отделить логику от эмоций, желаемое от действительного, фантазии от фактов.
Метод «6 Шляп» предназначен для повышения эффективности взвешенного типа мышления.
Почему именно шляпы? Вот как на этот вопрос ответили сами дети: «Шляпа прикрывает голову, а значит наши мысли».
«Человек, выходя из дома, может надеть то одну шляпу, то другую. Также когда он говорит, он должен думать, правильно выражать свои чувства, как бы надевать разные шляпы».
А вот как это объясняет Эдвард де Боне: « Шесть шляп позволят нам «дирижировать оркестром своих мыслей». Меняя шляпу, мы сможем придать своим мыслям нужное направление, «нужное звучание». Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления».
В данном методе мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. Вот краткое описание каждого из режимов
Красная шляпа. Красный цвет символизирует гнев, внутреннее напряжение. В красной шляпе человек отдает себя во власть эмоций, интуиции, чувств. Какие у меня по этому поводу возникают чувства? –На занятиях знакомство со шляпами каждого цвета происходит постепенно, поочередно. Сначала вводится «красная» шляпа для эмоционального всплеска, для обсуждения на уровне «вам понравилось?», какие чувства вызвала та или иная игра, сказка и т.д.
После того, как ребята легко научаются пользоваться «красной» шляпой, умеют высказывать свои эмоции только под полями этой шляпы, вводятся шляпы двух цветов – желтая и черная.
Желтая шляпа. Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Человек в желтой шляпе полон оптимизма, он ищет Преимущества. Почему это стоит делать? Каковы преимущества? –
Черная шляпа. Черный цвет мрачный, зловещий, словом – недобрый. В черной шляпе человек проявляет осторожность. Сработает ли это? Что здесь неправильно? В чем недостатки?
Надевая желтую шляпу, ребенок учится во всем искать только положительные моменты. А надевая черную – только отрицательные черты героев, минусы в поведении различных сказочных персонажей.
Когда дети научаются выделять + и – в поведении героев, в какой-то ситуации, умеют а как бы могла закончиться та или иная ситуация, то есть выделять интересные моменты, вводится символ зеленой шляпы.
Зеленая шляпа. Зеленый цвет – это цвет свежей листвы, изобилия, плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей.
Знакомство с другими шляпами происходит символично, а более конкретная работа проводится уже в начальной школе.
Белая шляпа. Белый цвет беспристрастен и объективен, как чистый лист бумаги. Факты, информация, вопросы- вот что ляжет ровными строчками на белый лист. Какой мы обладаем информацией? Какие существуют факты, подтверждающие или опровергающие определенное мнение? Какая нам нужна информация?
Синяя шляпа. Синий цвет – это цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением, контролем и оценкой собственной деятельности. Чего мы достигли? Что нужно делать дальше?
Самое главное достоинство метода в том, что он дает возможность определять правила игры. «Люди хорошо распознают, по каким правилам ведется та или иная игра. Изучение правил является одной из самых перспективных форм накопления знаний в детские годы. С помощью шести «мыслеварительных» шляп устанавливаются определенные правила игры «в человека, думающего именно так», что принципиально отличается от всем известной практики «ведения боя без правил». Качество нашего будущего будет целиком зависеть от качества нашего мышления. Это справедливо на личностном уровне, на уровне сообщества и на мировом уровне» (доктор Эдвард де Боне)

Если наше дело – в шляпе,
Если наше тело – в шляпе,
Если даже мысли – в шляпе,
Значит, в шляпе-то – вся суть!



Используемая литература:
Н.А.Семенова «Организация исследовательской деятельности младших школьников». Томск. 2007г.
Выгодский Л.С., История развития высших психических функций, Москва, 1983, Собр.соч - Т.3
А.Немов Р.С., Общие основы психологии, книга 1, Москва, Владос, 2003 С. 686
Т.А.Прищепа «Современные педагогические технологии, ориентированные на развитие и формирование умений работы с информацией». Томск. 2006г.



















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515






Заголовок 115