Презентация Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации


СЛОВО — тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Словом можно убить и оживить, ранить - и излечить, посеять смятение и безнадежность - и одухотворить, рассеять сомнения — и повергнуть в уныние, сотворить улыбку - и вызвать слезы, породить веру в человека — и заронить неверие, вдохновить на труд - и привести в оцепенение силы души. В. А. Сухомлинский Причины конфликтов родителей с подростками: Кризисные ситуации.Стремление к самостоятельности и самоопределению.Требование большей автономии во всем — от одежды до помеще­ния.Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье.Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.Нежелание родителей признавать, что ребенок стал взрослым.Боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы.Проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте.Борьба за собственную власть и авторитетность.Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка.Не подтверждение родительских ожиданий. Причины кризиса могут быть самые разные: — развод родителей;— потеря близкого человека;— алкоголизм родителей или одного из них;— переживание трудной и непредвиденной ситуации (терракт);— межличностный конфликт;— изменение состояния здоровья;— проблемы внешности;— препятствия в достижении поставленной цели и т. д. Три стадии реакции человека на стрессовые условия жизни: тревога, страх, смятение, шок;сопротивление, стремление адаптироваться и преодолеть трудности;истощение и уход от решения проблемы. Конфликты могут быть: лично-семейные;профессиональные;межличностные, не связанные с профессиональной деятельностью;обусловленные состоянием здоровья;связанные с материальными затруднениями;обусловленные антисоциальным поведением.   Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей? 1. Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться.2. Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.3. Чтобы ребенок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.4. Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.5. Не создавайте в семье «революционную ситуацию», а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.6. Не забывайте слова И. В. Гете: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках». За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте? 1. За то, чтобы перестать быть ребенком.2. За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.3. За утверждение среди сверстников.4. Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости. Советы для родителей: 1. Помочь подростку найти гармонию души и тела.2. Все замечания делать доброжелатель-ным, спокойным тоном, не использовать ярлыков.3. Подробно ознакомить подростка с устройством и функционированием организма.4. Подобрать соответствующую литературу по этому вопросу.5. Необходимо помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа. Методы выхода из конфликта: Дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других.Найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте.Поставить себя на место другого человека.Осознать право на существование иной точки зрения. В любых конфликтах ситуациях необходимо: отстаивать свою позицию открыто, «лицом к лицу»;стремиться оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера;стремиться к сохранению личностных отношений всех участников конфликта. Конфликтную ситуацию нельзя решить следующими мерами: — угрозы, указания, приказы;— диктовка ребенку выхода из ситуации, принятого вами, но не принятого им;— морализаторско-менторские поучения;— гнев, раздражение. Неразрешенные конфликтные ситуации могут вызвать: — проблемы физического плана, связанные со здоровьем;— проблемы психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т. д.);— проблемы социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя). СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ Идти до концаУклонение(стремление уйти от конфликта)Привлечение к разрешению конфликта третьей стороныСотрудничествоЮморУступкаУгроза, насилиеГрубость, унижениеУход от решения проблемыРазрыв отношенийКомпромисс Уровни развития конфликта 1. – недовольство 2. – разногласие3. – противодействие4. – противостояние5. - жесткое принуждение или разрыв 1.  Конфликт на уровне недовольства можно снять нежностью, лаской, переключением на другую деятельность.2.  В разрешении конфликта на уровне разногласия поможет юмор, шутка, способность посмотреть на ситуацию с комической стороны.3.  В конфликте на уровне противодействия наиболее оптимален разумный компромисс.4.  Если конфликт достиг уровня противостояния, лучше прибегнуть к помощи третьего, независимого, референтного для ребенка лица (родственника, друга, педагога) или общественного мнения семьи (так называемый «третейский суд»). 5.  Если конфликт не разрешается и с помощью «третейского суда», а достигает уровня противоборства, возможно временное расставание. В условиях семьи - это охлаждение отношений, сведение общения до уровня бытовой необходимости или временное помещение ребенка в другую семью (прародителей, других родственников).6. В случае обострения противостояния в критических ситуациях в интересах ребенка допустимо жесткое принуждение, но не доводящее до полного разрыва. Наиболее типичные ошибки родителей: непонимание внутренних мотивов поступков ребенка,незнание его возрастных и индивидуально-психологических особенностей, разногласия в педагогических позициях взрослых, которые не скрываются от детей, гиперопека, гиперпротекция (излишняя эмоциональная реакция, связанная с честолюбивыми ожиданиями от своего ребенка), авторитарная позиция родителей, боязнь позиции сотрудничества и др. отрицательная установка одного или обоих родителей на ребенка, их неспособность к эмпатии, грубость, оскорбления, жестокость в очень конфликтных и асоциальных семьях Основные этапы оптимального разрешения конфликта. 1. Обнаружение конфликта, прояснения конфликтной ситуации;2. Сбор предложений;3.Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого;4. Детализация решения;5. Выполнение решения, проверка. Памятка для родителей Уважаемые папы и мамы! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!— Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.— Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.— В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.— Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации: решайте проблему, а не сводите счеты.— Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.— Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.— Никогда не унижайте и не оскорбляйте человека, с которым конфликтуете.— Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.— Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.— Уважайте самого себя, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.—Перед тем, как обвинять ребенка, присмотритесь к себе. Помните простую истину: поведение детей- это зеркало нашего к ним отношения. Родители! Помните, что вы тоже люди. Дайте себе отдохнуть. Не требуйте от себя невозможного. Не всегда старайтесь сделать "как лучше". Подумайте, к чему это может привести. Будьте великодушны: помогите своим детям найти с вами общий язык. Любите друг друга. Не стесняйтесь говорить об этом, научитесь выражать свою любовь словами.